Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш Призрачный форум » "Призрак оперы" » Собственно, текст


Собственно, текст

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Много где мы либретто вспоминали всуе и не очень. А вот отдельной темы о нем у нас, оказывается, нет.
Разные размышления о жизни меня на этот пост натолкнули. И вспомнился мне рыдающий Призрак на крыше в конце 1 акта и "Learn to Be Lonely"...
Я, как известно, люблю порассуждать о ПО как об истории взросления. Опять про то же, но уже без мифологии, а с психологией :) И не про Кристину, а про Призрака. Изменился товарищ к концу действа - и концепция мюзикла к моменту создания фильма, имхо, изменилась немного.

I gave you my music, made your song take wing.
And now, how you've repaid me, denied me and betrayed me.

Боль человека, впервые пережившего предательство - хотя другого горя было много. Гораздо позже, чем это обычно бывает. У него никогда не было близких - некому было предавать, и сейчас он проходит неизбежный момент еще из ДЕТСТВА. "Отплатила", "предала"... Естественны и понятны эти слова. Человек, может быть, впервые кому-то что-то дал. И этот дар и увел человека от него - ему так кажется. Но вот этими словами он сразу обесценивает - в первую очередь для себя - все, что он сделал для Кристины, всю свою к ней любовь. "Если ты попрекаешь тем, что отдавал, значит, не отдавал, а покупал..." (с) не знаю, кто. И вообще, на минуточку, девушка о призрачных видах на свою особу знать не знала. Но всего этого не понять человеку, просто по-детски незащищенному.
После чего, как известно, наш герой швыряет любимой под ноги люстру. Ладно хоть не в голову... В фильме, как мы помним, люстра падает не тогда и не по этой причине. Хотя очень многие, кто смотрит впервые, именно в этот момент и ждут, что Призрак опять начнет кидаться осветительными приборами. И это первое существенное изменение: есть боль, но нет злобы. И слова:

You will course the day you did not do
All that the Phantom asked of you! 

- звучат уже не как обещание мести, а как предчувствие. Или самообман: предательство, мол, само обернется против предателя...

В финале - это после прилюдно сорванной маски-то! - Призрак уже ничего про предательство и собственные благодеяния не говорит... (По фильму - может, понял, что это она спасала его, дурака?)

"Learn to Be Lonely..." - песня, очень трудная для перевода. Мне кажется, никому, в том числе и мне :), пока не удалось в точности передать ее смысл. Это и невозможно в поэтическом переводе, но в данном случае я говорю не об образах стихотворения, а, пардоньте, об идее (брр...). "УЧИСЬ быть одиноким...", "Никогда НЕ МЕЧТАЙ, что в мире есть руки, чтобы поддержать тебя: ты ВСЕГДА ЗНАЛ, что твое сердце... само в себе" (так, кажется?), "Так СМЕЙСЯ в своем одиночестве, дитя пустыни, УЧИСЬ, как ЛЮБИТЬ жизнь, проживаемую в одиночестве". Прямо-таки дяденьки Сартр и Камю! Человек в мире одинок по жизни, безобразная у него физиономия и кривая психика или нет - не имеет значения, свобода - высшая ценость и притом тяжкое бремя, потому не дергайся и достойно проживи свое одночество, при этом, как существо осмысленное, борись с злобной бессмысленностью мира и в том находи если не счастье, так хоть смысл.
Ну, и как переводить все эти экзистенциальные штучки?! Везде по два глагола, один - в повелительном наклонении, и в этом глаголе и в его наклонении как раз суть, а в размер по-русски только один влезает. И в последних строчках явная фонетическая близость нескольких важных слов: "So, laugh in your loneliness <...> / Learn how to love life that is lived alone" - которую тоже непонятно как передать.
Это я к чему? К тому, что такое отношение к миру исключает само понятие предательства. Если ты в мире один, тебя некому предавать. Если все люди свободны, ни у кого нет перед тобой долгов - нечего жаловаться, что их не оплатили. И детскими игрушками выглядят перед этой космической пустотой все обиды, все душевные раны, которые сам ты себе нанес, порезавшись о дорогого человека... Вот это все рассказывает большому мальчику голос Минни Драйвер - не шикарное сопрано Маргарет Прис-Карлотты, а тихий, грустный, усталый и нежный голос. То, что много лет назад могла бы маленькому мальчику сказать мудрая мама - а на самом деле сказать было некому. Да он уж и сам все понял: Кристину-то отпустил... И песня неспроста вынесена за пределы действия - она не только и не столько про Призрака.

Имхо, взрослость - это когда предательство перестает быть "души незаживающим ожогом". А тогда оно, кстати, и ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ быть перестает и вообще лишается названия. (Помните, Питер Пэн теряется, на самом деле черт знает в который раз столкнувшись с обманом - и этот раз для него ПЕРВЫЙ, потому что он ВЕЧНЫЙ ребенок?) Просто шли какое-то время рядом - а потом каждому в свою сторону. Спасибо за приятную компанию  *fi* Потому, кстати, я и уверена, что розочка - привет от вполне живого Призрака :)

Отредактировано Donna (2008-12-15 02:26:55)

2

Donna,  :friends: ППКС по поводу текста и песни, вот  только многие из нас так и остаются  вечными детьми,  с душой незащищенной,может потому  так и цепляет эта тема. :tomato: Мы учимся делать правильные выводы, и только. :mad: Повзрослев, мы понимаем, что не нас обманули ,но мы обманулись сами, цена взросления высока.

3

И мне интереснее всего психология "взросления" Призрака в этой истории. Вообще именно Призрак в ней для меня - Прима, центр Вселенной.., вокруг которого всё и все вращаются.
Спасибо, Донна за свое "прочтение" песни за титрами.

Милли, согласна - многие из нас так и остаются детьми, а цена взросления порою слишком высока.

И вопрос еще, мне кажется, в том, что лучше: повзрослеть и очерстветь душой, как-бы приобрести некую "резиновость" и непробиваемость-неуязвимость, наряду с этим лишившись прекрасных "детских" качеств души - чувствительности, чуткости, яркости и непосредственности восприятия?
Или сохранить "инфантильные" душевные качества, и каждую "измену", каждое "предательство" воспринимать очередным, до ужаса болезненым уколом в самый чувствительный и ранимый уголок сердца?

Приобретя одно - теряешь другое. К сожалению... ИМХО. :)

Отредактировано Astarta (2008-12-15 14:07:38)

4

Да, Learn to be lonely меня в своё время добила. Когда я смотрела фильм в первый раз, я и так-то ревела, а эта песня с одной стороны была как контрольный в голову (чтоб совсем хорошо стало от переизбытка эмоций), а с другой стороны (но это было уже во время последующих просмотров, с более ясной головой) - она вроде как и даёт какую-то надежду, говорит, что не всё потеряно, даже если человек пережил вот такую вот историю любви. В том-то всё и дело, что ПЕРЕЖИЛ. Такая история была - но жизнь на этом не кончается.
Life can be lived,
Life can be loved
Alone.
То есть даже в одиночестве можно найти радость, даже будучи одному можно найти какой-то смысл жизни, то, ради чего стоит жить дальше и бороться за счастье.

5

Астарта, имхо, это не "резиновость" и не непробиваемость. Это умение чувствовать не только себя, но и другого. И хорошая память о том, что больно МОЖЕТ быть.
Ответственность за тех, кого приручил - это ведь тоже взрослость. Но тут же (!) Маленький принц вспоминает, что Лис сам того хотел, и Лис соглашается. Еще бы: автор-то - современник и соотечественник тех самых Камю и Сартра! На другом языке, но про то же самое.

6

Донна, темка твоя, действительно, замечательная. Жаль, что на неделе я в тырнете больше пробегом и из-за этого не растрындеться вволю и не растечься по клавиатуре от души на тоже любимый предмет взросления Призрачного товарисча :)
Поэтому пока пара мыслей и коротенько.
Концепция мюзикла к моменту создания фильма и на мой взгляд однозначно изменилась. И тот же Уэббер по прошествии многих лет с момента написания и выхода мюзикла видит своего героя несколько иным. И, как это ни странно, ПО-Батлер изначально на меня произвел впечатление более "взрослого" человека, чем Призрак из мюзикла. В том числе и, как раз, исходя из разницы их поведения и мотивации к такому поведению на крыше, о которых ты писала, и о разнице в месте и времени падения люстры и повода для этого самого сбрасывания хрустального сокровища :)  То есть, на мой взгляд, в поведении и поступках мюзиклового Призрака присутствует куда гораздо больше этой самой детскости, чем  у Шумахерского Призрака. А странным немного мне все это кажется оттого, что вроде бы мюзикловый Призрак больше повидал за свою жизнь, чем Шумахерский. Ведь по большому счету нет никаких оснований полагать, что Призрак Батлерович, в отличие от Призрака из мюзикла, побывавшего в других странах, хоть когда-то покидал пределы Парижа, после того, как мальчишкой оказался в своем оперном подземелье. Казалось бы, наоборот, это мюзикловый Призрак должен быть более взрослым и мудрым :gmm:

Что еще хочу сказать. Мне не кажется, что человек взрослея, становится более черствым и менее чутким. Почему-то всегда считала, что это как раз более детские качества :)  Для меня взросление - это тоже, в первую очередь, приобретение чувства ответственности за судьбу другого человека, умение чувствовать не только и не столько свою боль, сколько боль другого, умение преодолеть в себе эгоистические чувства, так свойственные именно маленьким детям. Быть способным к самопожертвованию и делать все возможное для счастья близких тебе людей, даже если тебе самому в их счастье места не найдется. А главное - научится не бояться своей боли. Уметь жить с ней и преодолевать ее. И при этом не озлобиться ни на близких тебе людей, возможно эту боль тебе и причинивших, ни на окружающий мир. Продолжать видеть этот самый мир во всем богатстве его красок и разнообразии.

И вот еще один момент, который мне всегда был интересен и который заставляет думать о том, что в Шумахерском Призраке способность чувствовать боль другого человека всегда присутствовала. Только, возможно, была очень глубоко загнана вовнутрь. Из слов, которые Кристина говорит Мег в часовне, после премьеры Ганнибала, можно сделать вывод, что Кристина слышала голос своего Ангела с детства, практически с самого своего появления в театре (ориентируюсь только на перевод). В либретто мюзикла этот момент, как я понимаю, столь четко не прописан. То есть в мюзикле не так понятно, насколько давно Кристина слышит голос Ангела наяву (тоже на перевод либретто ориентируюсь). И что-то ведь заставило Призрака, скорее всего, случайно подслушавшего эту историю об обещанном Кристине Ангеле Музыки, стать этим самым Ангелом.  Я не думаю, что он уже тогда сходу страстно полюбил 7-летнюю девочку. А вот ее боль от потери отца и ее одиночество он, похоже, сумел очень хорошо понять и почувствовать. Уже тогда. Десять лет назад. И захотел подарить этой маленькой  девочке ЕЁ сказку, заставил поверить в нее. В своем роде здесь он является чем-то сродни Артуру Грэю. Только весь такой вот неправильный. Безусловно, что тут, грубо говоря, идет взаимная психотерапия. И маленькая Кристина так же необходима Призраку, как и ей необходим обещанный отцом Ангел музыки. Здесь они, как раз, находят друг в друге своего рода спасение от боли и одиночества. Но на тот момент, ИМХО, как раз Ангел более необходим для маленькой Кристины, чем она для него. А для него, получается, важно просто быть кому-то очень нужным. Вряд ли в тот момент с его стороны имел место отчаянный эгоизм. Ведь Призрак тогда, скоре всего, и предположить не мог, кем в дальнейшем станет для него Кристина. Это уже позже, со временем, происходит абсолютно закономерная вещь, когда творец влюбляется в свое произведение искусства, считая его лучшим и совершенным, и Кристина заполняет собой все жизненное пространство Призрака. Т.е. это я к тому, что все-таки каким-то образом смог наш Призрак когда-то почувствовать, что для маленькой девочки очень важно и необходимо существование ее Ангела Музыки :) 
Ну, вот пока так, хоть и очень бегло и сумбурно.

Отредактировано Запятая (2008-12-16 07:30:08)

7

Поэтому пока пара мыслей и коротенько.

действительно, коротенько :D  :D  :D

8

Поэтому пока пара мыслей и коротенько.

действительно, коротенько :D  :D  :D

Гы-гы-гы :D  Так для цельных трех мыслев, заместо двух обещанных, у меня это и взаправду коротенько так :blush: Я ж люблю обширно полялякать :D

Отредактировано Запятая (2008-12-16 19:52:31)

9

:off:
Запятая, а вы, часом, к филологии ни коим боком, не? Ибо по наблюдениям, больше всех любят полялякать именно филологи, переводчики, писатели, поэты и иже с ними))))

10

:off:
Запятая, а вы, часом, к филологии ни коим боком, не? Ибо по наблюдениям, больше всех любят полялякать именно филологи, переводчики, писатели, поэты и иже с ними))))

Не. Какой я к черту филолог? У меня словарный запас чуть больше, чем у Эллочки-Людоедки :crazy: Я по роду  своей деятельности - мерзкий, противный бюрократ. И бла-бла-бла люблю разводить исключительно здесь. Нашла себе отдушину наконец-то :crazy:  А по жизни я вообще молчунья страшная. Даже друзья, знающие меня с детства, постоянно обижаются на мое молчание и нежелание поддерживать всякого рода беседы :D  :off:  

Отредактировано Запятая (2008-12-16 20:43:17)

11

А мне кажется, Донна, что умение чувствовать не только себя, но и другого... не от возраста зависит, а от типа личности.
Один после того как "страдания принял" становится чутче, начинает чувствовать боль другого. Другой-же может до крайности озлобиться на весь белый свет, за свои злоключения, и мстить ему.
По поводу "приручения" согласна, что в процессе учасвтуют двое. И "прирученнный" непременно хотел приручиться, и так-же несет свой кусок ответственности за случившееся.
В любом взаимодействии между (ну я про людей))) людьми задействованы двое. Хотя ответственность несут НЕ в равных пропорциях.)

И "детскость" я брала в кавычки не случайно.:) Потому что имела в виду - "хорошую" сторону детскости, котрую при взрослении хотелось-бы, чтобы человек не потерял.
Ведь творческое начало в человеке ни что иное, на мой взгляд, как детскость. "Придуши" внутреннего ребенка, и это "непостредственное, живое и свежее " умрет. :(
Найти-бы этот баланс взросления, чтобы и ответственность приобрести, и "детскость" хорошую не потерять.

Отредактировано Astarta (2008-12-16 23:30:02)

12

А мне кажется, Донна, что умение чувствовать не только себя, но и другого... не от возраста зависит, а от типа личности.
Один после того как "страдания принял" становится чутче, начинает чувствовать боль другого. Другой-же может до крайности озлобиться на весь белый свет, за свои злоключения, и мстить ему.

Угу, конечно, не от возраста... И в том-то и дело, что это диалектика неизбежная: кто в "хорошем" смысле дитя, тот и в "плохом" тоже. Тот же самый Призрак.

Но я, наверное, плохо сформулировала. Я не столько про историю взросления, сколько про LTBL как про экзистенциалистскую песню. И поет-то ее не Призрак, а вообще некий внесюжетный персонаж... То, что выводит уже законченный рассказ на какой-то новый уровень. Как третий финал "Любовницы французского лейтенанта" :) Для меня в мюзикле есть противоречие между совершенно победным финальным звучанием "Ангела музыки" и "Музыки ночи" и словами: "It's over now the music if the night!" В фильме LTBL это противоречие снимает.
Кстати, из-за того, что вырезана NOWL, совершенно иное звучание приобретает эта музыкальная тема в маскараде. Многие сходятся на том, что NOWL должна была быть между крышей и маскарадом. И тогда эта музыка воспринималась бы как монолог Призрака: ну да, мол, и правда

She saw my loneliness,
Shed in my emptiness.
No one would listen,
No one but her
Heard as the outcast years...

А так получается - это кто-то за кадром молча размышляет: эх, не заистерить бы ему сейчас, не рявкнуть: "Your chains are still mine! You belong to me!" И забыть бы о том, что кто-то там ему принадлежит... Но все еще впереди. Кладбище: Кристина пойдет на его голос, как зачарованная, а потом спасет ему жизнь - и уйдет с Раулем. "Торжествующий Дон-Жуан": она будет таять от любви, а потом сорвет маску (и, думаю, снова спасет ему жизнь!) и скажет все, что о нем думает. И поцелуй. Вот тогда станет слышна не только музыка, но и слова песни.
Кстати, я когда-то подобрала к LTBL аккорды на гитаре. И удивилась, что они мажорные.

Отредактировано Donna (2008-12-17 00:24:43)

13

Кстати, я когда-то подобрала к LTBL аккорды на гитаре. И удивилась, что они мажорные.

Донн, она и в самом деле в мажоре :) Я на это по первости тоже внимания не обратила и тоже удивлена была.

"Торжествующий Дон-Жуан": она будет таять от любви, а потом сорвет маску (и, думаю, снова спасет ему жизнь!)

И я уверена, что именно спасет ему этим жизнь :)  Давно хочу тоже за старую компанию со всеми порассуждать на тему срывания маски № 2. Надо будет как-нибудь вспомнить об этом.

Отредактировано Запятая (2008-12-17 05:43:09)

14

Для меня в мюзикле есть противоречие между совершенно победным финальным звучанием "Ангела музыки" и "Музыки ночи" и словами: "It's over now the music if the night!" В фильме LTBL это противоречие снимает.

Донна, правда? А у меня совсем по другому этот момент воспринимался всегда. То есть, противоречий как бы не возникало :) Призрак сумел победить своих драконов. И поэтому, это и в самом деле - победа :) А еще, даже не знаю, как правильно бы и понятно объяснить мои чувства и мое понимание, в этот момент его мир словно становится гораздо шире, больше и еще богаче, чем он был раньше. Что-то вроде того, что раньше на протяжении долгого времени этот мир был ограничен рамками его театра, его музыки, его Кристины. И вдруг этот самый пресловутый мир расширил свои границы. Отпущена Кристина, закончилась музыка, но в душе Призрака появляется что-то важное и новое взамен всему этому. И очень ценное. По крайней мере, мне кажется, что вдруг образовавшийся в его душе вакуум, уже тут же, в финале, начинает заполняться каким-то новым смыслом что ли. Иначе наш мюзикловый Призрак не исчез бы из своего логова. А остался бы на месте ждать своих палачей. Не знаю, понял ли он на момент финала разумом или это произошло просто чисто интуитивно, что он может и хочет жить дальше, даже если не будет больше ни музыки, ни Кристины рядом. Возможно поэтому и финальное звучание мюзикла ЭЛУ сделал именно таким светлым и победным :gmm:  В общем, как-то не очень у меня получается это объяснить :( Скорее - это просто какие-то ощущения и эмоции мои личные.

Отредактировано Запятая (2008-12-19 19:18:19)

15

Кстати, из-за того, что вырезана NOWL, совершенно иное звучание приобретает эта музыкальная тема в маскараде. Многие сходятся на том, что NOWL должна была быть между крышей и маскарадом. И тогда эта музыка воспринималась бы как монолог Призрака: ну да, мол, и правда

She saw my loneliness,
Shed in my emptiness.
No one would listen,
No one but her
Heard as the outcast years...

А знаешь, мне кажется, что в этом случае музыка воспринималась бы, не только, как монолог Призрака (хотя я абсолютно с этим согласна), но она еще и всей сцене между Призраком и Кристиной на Маскараде подарила бы несколько иное звучание :) И этот порыв Кристины навстречу Призраку был бы воспринят уже через слова NOWL. Вот еще чуть-чуть и она в самом деле поймет и услышит. Она уже к этому почти готова. Почти :(

Отредактировано Запятая (2008-12-18 06:56:12)

16

Ребят,кто-нибудь знает,где можно найти перевод Ирины Емельяновой арий фильма???

17

На Фандроме есть.

18

На Фандроме есть.

Спасибо огромное! *fi*

19

А это необъяснимо :) Я думаю, это просто другой сюжетный план - не "реальный", а символический.

20

Просто, что бы там ни говорили, Кристин оказалась очень умной девушкой: быстренько сложив все факты воедино, сделала соответствующие выводы  :D  :D (пока ОН ее по коридору от гримерной вел). А потом... бежать-то уже поздно  :crazy:
В общем-то, я несерьёзно, сорри. Я согласна с Донной  :friends:

21

Просто, что бы там ни говорили, Кристин оказалась очень умной девушкой: быстренько сложив все факты воедино, сделала соответствующие выводы  :D  :D (пока ОН ее по коридору от гримерной вел). А потом... бежать-то уже поздно  :crazy:
В общем-то, я несерьёзно, сорри. Я согласна с Донной  :friends:

ППКС  ^_^


Вы здесь » Наш Призрачный форум » "Призрак оперы" » Собственно, текст