Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как все люди...

Сообщений 811 страница 840 из 1073

811

Нет, я тогда была слишком мала для осознанной гордости, так что чувство несправедливости пришло лет на 10 позднее. А вот смирение перед родителями (или вообще старшими, или начальством, или знаменитыми людьми) не признаю в принципе. Есть люди, которых я глубоко уважаю, даже преклоняюсь перед ними, но именно потому, что ценю каждого из них, как личность, а не из-за их положения. Я убеждена, что любят человека любым, а вот уважение, даже собственного ребёнка, надо заслужить.

Что касается прочих отклонений и "инакомыслия", за которое порой действительно получаешь больше, чем за физические недостатки, то для общения по интересам сейчас существует Интернет, разве не так? :) Если бы во времена моего детства я могла тусоваться на подобном форуме, выкладывать туда свои стихи и обсуждать интересные мне темы, наверное, жизнь бы мне медом показалась. :)

Да, и мне бы тоже :)  Но только ведь необходимо и живое, непосредственное общение. Да и интернет в таких маленьких городках, как наш, стал широко доступен не больше 3-х лет назад. (У нас до прошлой осени даже в библиотеках не было интернета, даже для сотрудников).

Возвращаясь к Эрику, чтобы не получился уже злостный офф-топ - мне кажется, что он был одинок по обеим причинам, и с такой яркой  индивидуальностью и необычным творчеством ему было бы чрезвычайно трудно в обществе и с обычным лицом.

Отредактировано amargo (2009-12-07 18:21:51)

812

Раз офф-топ не прекращается, но эмоции поутихли, попытаюсь объяснить, что именно я имела в виду и за сим уж точно откланяюсь.

Товарищи, Эрик был разумным человеком, с физическими недостатками, которые в решающей мере определили его отношения с окружающими, но не препятствовали развитию личности.

Не раз вы упоминали другие физические недостатки. Поймите, что человек с уродством или физическим изъяном, но обладающий разумом все равно остается человеком.
О правах и сободах личности можено говорить, когда у нас эта личность есть в полном объеме!
Когда у кого-то есть возможность растить настолько ущербного ребенка, как даун (особенно, 8-го уровня, когда слюни надо утирать) - то я только рада (поверьте, обеими лапами - ЗА!), что несчастный будет расти в семье.
А если нет - то я не смею осуждать людей, которые от этого креста отказались.
А если кому-то жалко, что взрослые, одинокие дауны не родят, то такой волонтер может пойти растить их детей, делать из них гениев или пристраивать в детские дома.

А вообще, я - левша. Так что чему вы удивляетесь, что я тут пишу такие страшные вещи?

813

Кто и какой линейкой может определить ПОЛНЫЙ ОБЪЕМ ЛИЧНОСТИ?
КТО является ПОЛНОЦЕННОЙ личностью, чтобы определять это про других?

Еще в 19 столетии физическое уродство (как у Призрака) АВТОМАТИЧЕСКИ считалось признаком и слабоумия тоже. Мы с тех пор, типа, просветились немного... Но, похоже, не все и не совсем.

Отредактировано opera (2009-12-07 22:03:21)

814

Лео, вашу точку зрения я поняла сразу. Я прекрасно вижу, что вы не собираетесь стерилизовать всех подряд и вовсе к этому не призываете. Меня смущает вот это:

Поймите, что человек с уродством или физическим изъяном, но обладающий разумом все равно остается человеком. О правах и сободах личности можено говорить, когда у нас эта личность есть в полном объеме!

Я еще раз позволю себе напомнить, что людьми в полной мере не так давно не считались геи. Уважаемые врачи доказывали, что это психическое заболевание, а история с Содомом и Гоморрой, описанная в Библии, была истолкована так, что сам Господь против "этих" (хотя она ведь про то, что грех страшнейший - обидеть гостя). Вы - левша, я - переученная левша. В особо крутые средневековые времена такие, как мы с вами, подлежал не переучиванию, а костру! Дьявольское отродье, надо думать, не человек? Существует масса теорий, по которым принадлежность к другой расе означает неполноценность. С "научными", "религиозными" и философскими обоснованиями, между прочим! Нам с вами теперь все это кажется дикостью. Возможно, через сто лет такой же дикостью покажется то, что доброжелательные, любящие и умеющие принимать любовь, добросовестные, иногда обладающие незаурядными способностями (феноменальной памятью, музыкальностью) люди могли восприниматься как недочеловеки.
Я против самой постановки вопроса: кто из человеческих детей достоин называться человеком? Рождение человека - всегда шанс для человечества, каким бы он ни родился. Единственный человек, который (возможно) имеет право решать, быть ли ребенку - это мать. Если мать этого решить не может - значит, ребенку быть, а обществу его принимать...

Отредактировано Donna (2009-12-07 22:55:47)

815

Дорогие товарисчи,

ИМХО, пора этот офф-топ сворачивать, выносить в отдельную тему и называть "Молот Ведьм" :).

Отредактировано Hell (2009-12-07 23:28:48)

816

Неll, а почему бы и нет? Тем более, тема всплывает уже не один раз, и обобщения неизбежны.

А вообще, я - левша. Так что чему вы удивляетесь, что я тут пишу такие страшные вещи?

* пожимает плечами* Вместе с Донной нас трое, и двое - не переученных.

Просто многие родители в реальной жизни поступают совершенно иначе и при этом считают себя как раз и нормальными, и вменяемыми. И у них совершенно другое понятие о том, что должно быть. Помню свой шок от пребывания в детском отделении больницы вместе с детьми из нашего детского дома, насколько травмированными они были и что они рассказывали о своей прежней жизни жизни в семьях. И насколько болезненным для них было то, что у меня были родители и приходили меня навещать. А ведь это только один (тогда ещё советский) детдом из тысяч в нашей стране.

Полное и абсолютное ППКС.
Наверняка, родители Эрика в фике Серафин - считали себя высоконравственными, что не бросили урода, украшали себя этим псевдо-поступком, спасаясь от чувства вины.

А вот смирение перед родителями (или вообще старшими, или начальством, или знаменитыми людьми) не признаю в принципе.

Еще раз ППКС.
И дело тут не в порке, как таковой. Можно выпороть - так, что это не уязвит достоинство - глубокое, внутреннее. А можно конфету кинуть так, что потом станет страшным воспоминанием на годы.
Дело же не в этом - в отношении.

817

Марти, Серафима выбрала самую правильную родительскую логику поступков, возможную в то время. Ты почему-то никак не хочешь поставить себя на их место, возмущаясь тем, что они "избавились" таким образом от трудного ребёнка.

А теперь представь, что ты отвечаешь за дальнейшую судьбу сына, которого наверняка не примут ни сверстники ни школа ни общество. Ты ежедневно тревожишся за его будущность. Что с ним будет, если тебя не станет? как он останется жить, если не научился существовать вне семьи?

Ему необходима социальная адаптация, но единственное место, где обязаны проявлять терпимость и милосердие к таким людям одно - это монастырь. К тому же это хорошее образование и широкая возможность найти применение своим силам. От садовника до интеллектуала. Ведь пока ребёнок мал, ты не в силах определить ни меру его талантов ни меру его честолюбия.
Оправдаются родительские ожидания на счёт монастыря, как там у ребёнка сложатся отношения - покажет только опыт. В конце концов, монастырь, как и школа - не единственный, их много, где-то да приживётся этот мальчик.

Поэтому обиды Эрика на отца - это одно, внутриличностное дело, а вот такое высокомерное осуждение публики - совсем другое. Задним умом всем  хорошо судить тех, кто реально столкнулся с проблемой ребёнка-изгоя. Рано или поздно ему пришлось бы выйти из семьи, родители как могли, старались обеспечить ему благоприятную будущность. Не стоит их винить за то, что они и представить не могли, какая сила характера у их сына.

818

Ну, родители пошли по проторенному пути многих. Выход все же был, только, конечно, невопоставимо более трудный. Ведь родители Эрика были, как я понимаю, вполне уважаемыми людьми. И если бы мать не трясло от отвращения, а отец не старался не видеть сына вообще... Если бы сами родители приняли бы его, обожали, как другие родители своих малышей, хвастались бы, что вот ребеночек сидеть научился, вот его спросишь: "Где папа?", а он показвает, где, вот что-то смешное сказал и т. д. ... Если бы не прятали его от людей... Если бы сами стремились увидеть сына как личность, если бы его музыкальность и другие способности заметили они, а не монахи... Если бы не позволяли няньке называть его жабенышем и прочими приятными словами, он, конечно, не стал бы среди других "как все люди", но и изгоем бы не был. Родители ведь не только ребенку показывают, как относиться к миру. Они и миру показывают, как относиться к их ребенку - своим отношением к нему. А раз родители скрывают ребенка, как позор... тогда, конечно, они несчастные люди, а их сын - чудовище!

Отредактировано Donna (2009-12-08 23:54:26)

819

Хумулус - понимаешь, ты все правильно написала. НО - как раз в случае, как описывает Сима - родители Эрика отправили его подальше не из-за заботы о нем.

А из желания сбыть с рук такую проблему - иначе я это назвать не могу.
Они могли отправить сына - но хотя бы писать, и дать ему самое ценное - воспоминания о тепле дома. О любви. О принятии - или хотя бы стремлении принять.
А тут и речи ни о чем подобном не шло.

Тут Донна права, а не ты.

Отредактировано Martian (2009-12-09 01:05:31)

820

Наташа! :give:
Спасибо огромное за поддержку! Ты сказала именно то, что я имела в виду и пыталась выразить сама:).
Нельзя подходить к событиям, взаимоотношениям и страданиям людей стопятидесятилетней давности с современными мерками. Родители Эрика были людьми своей эпохи с присущими ей (эпохе) взглядами и предрассудками. Нам, не владеющим всей ситуацией, трудно сейчас понять, что они могли чувствовать и думать на тот момент. Но осуждать их вот так, по-современному, оценивая их поведение по тем же критериям, с которыми мы подходим к современным матерям, бросающим младенцев в роддоме (например), нельзя. Это все равно что осуждать средневекового рыцаря за нарушение им демократических прав и свобод:). Ну, в некоторой степени :).
Эрик жил в родительском доме, не нуждаясь ни в чем, -- кроме родительской ласки (и то в каких-то количествах он ее получал -- и от матери, которая сама стыдилась своего отвращения к нему и страдала от этого, и от няньки, которая хоть и обзывала его жабенышем, но по-своему тоже его любила -- местами:)). И музыкой с ним заниматься в первую очередь стала мать. И правильно -- монастырь был на тот момент, пожалуй, единственным выходом. Эрик, кстати, и сам это понимал (см. его письмо к Кристине -- моего же сочинения:)), хоть и продолжал злобствовать на отца.

Марти, во-первых, ты, кажется, отвечаешь все же не Хелл, а Хумулус:).
А во-вторых... Я не знаю, чтО именно думали родители, отправляя Эрика подальше от дома. Но я допускаю -- лично я, -- что, зная, что их сыну предстоит жить вдали от дома, они намеренно не хотели привязывать его к семье. Повторяю, я не знаю, как было на самом деле. Этого и Эрик не знает, а нам и подавно не положено:). Но я сама с такой постановкой вопроса в жизни сталкивалась.

821

Пардон! * краснея, бежит переправлять*. Вот такие ужасы тестирование с людьми делает!)

822

К обсуждению... запоздало слегка, но тем не менее...
Смотрю я иногда вот на такие заметки, и понимаю, что в ментальности общества той страны есть нечто поважнее, чем умение за 3 секунды придумать 5 способов обойти действующее законодательство и прочие составляющие, якобы выгодно отличающие нас от "Ну тупыыыыыых"(с) Задорнов американцев.

Вид у семьи счастливый по крайней мере.

Отредактировано Рыся (2009-12-09 01:58:09)

823

Ну, вот :).
Тяжелый разговор заглох сам по себе, а автор тем временем собрался выложить очередной кусочек. Поменьше, чем предыдущий, и, в сущности, ни о чём :) . Думала еще "нарастить", но потом решила, что лучше уж выложу так. А то неизвестно, сколько времени наращивать буду  :unsure: .

______________________________________________________________________

* * *

Я снова взялся за книгу, однако приключения мстительного графа-самозванца больше не увлекали меня. Через несколько минут я понял, что в десятый раз перечитываю одну и ту же фразу, смысла которой никак не могу постичь. Оно и понятно: на самом деле я только и делал, что прислушивался к тому, что происходило над моей головой, в каморке рядом со спальней, где чудачка устроила себе кабинет специально для этих глупых научных занятий. Какое-то время там слышалась возня — она двигала стулом, шуршала бумагами, скрипела дверцами шкафа, — но потом все стихло. Ученая дама погрузилась в работу.

Я вышел на веранду, раскрыл дверь в сад. Снаружи повеяло ледяным холодом. Черт знает что! И это они называют весной! В раздражении захлопнув дверь, я прошелся из угла в угол по залитой светом веранде, потянулся, сделал несколько приседаний, чтобы размять затекшие от долгого сидения в кресле ноги. На столе уже все было приготовлено к чаю, не хватало только самовара. Не знаю — зачем, я сунул в рот печенье, оно показалось мне слишком сладким, и я вернулся в гостиную, чтобы налить себе воды из графина. Мелодичный звон старинных часов заставил меня обернуться. Как?! Прошло всего десять минут, с тех пор как она ушла наверх?! Что же, мне еще почти час маяться тут в одиночестве?! Задохнувшись от возмущения, я решил было подняться вслед за ней, чтобы там, на месте дожидаться, когда эта ученая особа соблаговолит спуститься со своих нумизматических небес, но вовремя одумался. Хватит мне выставлять себя на посмешище. Что-то слишком часто мои слова и поступки стали вызывать у нее смех. Осмелела, однако, робкая сестра милосердия, совсем освоилась. И этот покровительственный вид, с которым она то потреплет меня по щеке, то, как только что, взъерошит волосы… Впрочем… Что греха таить? Нравится это Эрику, нравится. Да и беды особой он в том не видит — пусть себе считает дурочка, что окончательно приручила чудовище. Но Эрик-то знает, кто и кого на самом деле прибрал к рукам.

Но вот ведь удивительное дело: я часами могу читать в кресле, совершенно не замечая ее присутствия, когда она сидит тут же, рядом: тоже читает или копошится со своим рукоделием. Правда, она в это время ведет себя тихо, как мышь, я же и вовсе ощущаю себя так, будто нахожусь в комнате совсем один. Так свободно я чувствовал себя только в одном месте: там, в Париже, в милой моему сердцу озерной гостиной. Но стóит ей лишь выйти из комнаты, как что-то начинает мешать мне, будто, наоборот, мое уединение нарушило чье-то назойливое вторжение.

Вот и сейчас я понял, что дождаться окончания часа, данного ей для завершения работы, будет нелегко.

Я осторожно поднялся по лестнице и, присев на корточки перед дверью в святилище науки, прильнул глазом к замочной скважине. Сидит. Склонилась над разложенными на столе бумагами, время от времени помечая в них что-то карандашом. Лица не видно, однако вся фигура выражает глубокую сосредоточенность. Левая рука машинально теребит выбившуюся из прически каштановую прядь — намотает на палец, дернет в задумчивости и снова распустит. Потом опять намотает, опять дернет… Дьявол, на это просто невозможно смотреть!.. Искушение ворваться к ней и немедленно прекратить это безобразие, пока на алтарь нумизматики вместе с ее и моим досугом не оказались возложенными и ее волосы, было слишком велико… Но мне удалось побороть его и, глубоко вздохнув, я на цыпочках спустился обратно в гостиную.

Еще с минуту бесцельно послонявшись по комнате, в конце концов я оказался перед роялем. Ну что ж, значит, так тому и быть. Что еще поможет музыканту скоротать время, как не музыка? Я открыл крышку и, замерев на мгновение, принялся бездумно бегать пальцами по клавишам. Случайные звуки складывались в музыкальные фразы, сплетались в мелодии, звучавшие уже когда-то под этим небом и совершенно новые. В их беспорядочном течении легко узнавались куски из «Дон Жуана», из «Розовых часов» и из более ранних вещей, о которых я давно уже и думать забыл, но которые, как оказалось, по-прежнему жили где-то на задворках памяти. Постепенно напряжение спало, раздражение начало отступать, и, закрыв глаза, я отдался на волю музыкальному потоку, получая истинное, почти физическое наслаждение от неожиданных, но от этого не менее гармоничных звуковых сочетаний…

Из этого сомнамбулического состояния меня вывел стук открывшейся наверху двери и торопливые шаги. Не переставая играть, я открыл глаза.

Она стояла на середине лестницы, прижав к груди руки. Вытаращенные глаза — того и гляди выскочат — смотрели на меня не то с восторгом, не то с отчаянием. Я взглянул на часы. До окончания отпущенного ей времени оставалось еще не меньше получаса.

— Что с тобой, Лиз? Что тебя так напугало? Мышь? — хотел было спросить я, но не успел, потому что она вдруг сорвалась с места и, бросившись на колени перед шкафом с книгами, принялась лихорадочно рыться в нижнем его отделении.

Перестав играть, я с удивлением наблюдал за ней. Правда, недолго, потому что через несколько секунд она вскочила на ноги со старой нотной папкой в руках и, достав оттуда потрепанную тоненькую тетрадку в два листа ин-кватро, с торжествующим видом протянула ее мне. На первой странице среди каких-то завитушек, цветочков и листочков помещалось знакомое изображение некоего насекомого, под которым фигурировала надпись «Les Chants du Grillon» (1) и, чуть ниже, помельче: «Sarabande» (2) . Уже догадавшись, в чем дело, я все же вопросительно взглянул на нее.

— Я знала, знала! — задыхаясь, словно после долгого бега, звонко воскликнула она. — Я всегда знала, что это — ты! — И она залилась счастливым смехом.

— Может быть, вы все же соблаговолите объясниться, баронесса? А то моего недоразвитого ума не хватает, чтобы постичь всю глубину ваших ученых умозаключений, — проговорил я в прежнем тоне, хотя мне все давно уже было ясно.

Вместо пояснений, она вдруг запела своим тоненьким, детским голоском:

— Ля-ааа, ля-ля-ля-лааааа… Ну что же ты? Наверно, я так ужасно пою, что ты не узнаёшь? — Она смущенно засмеялась. — Ты только что наиграл эту мелодию, среди прочего. Я сразу узнала, как только услышала! Ах, ну я же так всегда и думала! — И она снова рассмеялась, хотя в глазах у нее уже блестели слезы.

«Песенки Сверчка». Как же… Помню…

Едва поселившись под Дворцом Гарнье, я очертя голову бросился в сочинительство… Музыка давно уже переполняла меня, рвалась наружу, я с трудом удерживал этот поток… Правда, мне не оставалось ничего другого, как удерживать его: я просто не имел физической возможности заниматься ею в полной мере… Но вот — я свободен и волен делать, что пожелаю. Первые несколько месяцев я, как одержимый, барабанил по клавишам. Антуан только качал головой, видя, что приносимая им еда остается почти не тронутой. Я же не мог заставить себя отойти от рояля. Если я и покидал свой табурет, то лишь для того, чтобы чуть ли не на карачках добраться до ближайшего дивана и уснуть на несколько часов, а на следующий день вновь приняться за свое. Сначала я даже ничего не записывал — мне достаточно было самого процесса и осознания, что ничто теперь не помешает мне быть тем, кем я считал себя всю жизнь, — музыкантом, композитором. Но композиторы музыку пишут, и я тоже стал понемногу фиксировать на бумаге изливавшиеся из меня потоки звуков. Все это имело вид весьма сумбурный и беспорядочный, и я не знаю, как долго продолжалось бы это безумие, если бы однажды слово не взял Эрик Благоразумный. «Хватит, — сказал он с обычной своей безапелляционностью. — Хватит валять дурака и сотрясать воздух тем, что ты называешь музыкой. Музыка — это не только звуки, беспорядочно громоздящиеся в душе композитора или того, кто считает себя таковым. Музыку пишут не только для себя, но и для других. И поверь мне, композитор — это вовсе не бездонная бочка, в которой то, что изливается на тебя из высших сфер, может храниться вечно. В конце концов, если ты так и будешь держать, все, что ты написал, в себе, твоя музыка превратится в гнилое стоячее болото. Композитор — проводник, посредник между высшими сферами, где на самом деле родится великая Музыка, и — как ни прискорбно это для тебя звучит, — представителями «рода людского». Да-да. Точнее, избранными его представителями — теми, для кого музыка имеет значение. Так попробуй же, наконец, стать таким проводником… Заодно и деньжат подзаработаешь, — деловито добавил он, — рента — хорошо, но лишняя пара франков никогда не помешает». Я слушал его тогда, раскрыв рот и развесив уши. Это потом уже у меня появились контраргументы, с которыми вынужден был согласиться даже этот умник. Но в тот раз он меня убедил.

Мне не впервые приходилось сочинять для других. Немало музыки было написано мною и для цирковых программ Альфредо, и позже, для Людвига, всегда с большим воодушевлением принимавшим мое творчество. Сколько стихов положил я, по его просьбе, на музыку! Гёте, Шиллер, Теофиль Готье, Мюссе, Бодлер… Все сразу и не упомнишь! Из этих романсов мог бы получиться увесистый сборник… Но молодость расточительна и непредусмотрительна. У меня нет этих нот… Интересно, сохранил ли их Людвиг? Правда, я не раз уже убеждался, что все когда-либо сочиненное мною помню наизусть. Совсем недавно я поделился этими воспоминаниями с синицей: она, естественно, была в восторге…

И все же то мое сочинительство носило иной характер, ибо писал я тогда для определенных людей, которых знал и которым — что ж, можно и так сказать, — доверял. Теперь же, готовясь вынести свое творчество на суд публики — чужих, абстрактных представителей «рода людского», — я робел, как гимназистка перед экзаменом.

В качестве первого опыта я решил состряпать какую-нибудь безделицу. И состряпал — две небольшие пьески для фортепьяно: одна — в виде легкого вальса, другая — не менее легкий менуэт, в духе Боккерини, только не такой примитивный мелодически и с более богатой гармонией. Подписывать эти опусы каким-либо конкретным именем, тем более настоящим, я не пожелал, предпочитая хранить инкогнито, а потому авторство мое было обозначено единственной буквой — заглавной «Э», красовавшейся сразу после названия.

В нотном издательстве, коих поблизости от Оперы имелось несколько, мою первую пробу пера приняли весьма благосклонно. Отнес туда ноты, естественно, Антуан, выступив от имени загадочного композитора, предпочитающего хранить инкогнито. Думаю, это тоже сыграло определенную роль в отношении к моим произведениям со стороны издателя, решившего, очевидно, что он имеет дело с некой высокопоставленной особой, балующейся сочинительством, но не желающей, чтобы ее причуды стали известны в свете. Как бы то ни было, обе вещицы вышли отдельными выпусками, открыв цикл пьес для фортепьяно под общим названием «Песенки Сверчка». Название это придумал тоже я — в память о цирковом уроде Эль Грильо, каковым я был в годы своей юности. Помню, как обрадовал меня принесенный Антуаном аванс: не бог весть какие деньги, но это был мой первый в жизни настоящий гонорар, заработанный сочинением музыки, и я ликовал, как мальчишка.

Еще больше обрадовался я, услышав однажды свой вальс в чужом исполнении. Это было в репетиционном зале, на последнем этаже моего театра; какая-то девица из кордебалета, болтая с подружкой после репетиции, рассказывала ей о модной новинке загадочного автора, которую слышала у кого-то в гостях. Я чуть не выскочил из своего тайника и не расцеловал эту дуру, когда она, спотыкаясь и путаясь, стала наигрывать сочиненную мной мелодию. Воодушевившись первым успехом, я принялся за дело, и скоро «Песенки Сверчка» пополнились еще несколькими пьесками подобного толка…

— Видишь? Вот, вот, и еще вот! — Пребывая в крайнем возбуждении, она доставала из папки новые тетрадки все с тем же забавным сверчком на первой странице. — Самые первые ноты Аннет привезла мне из Парижа … вот эти — «Сарабанду»… Я сразу почему-то подумала о тебе — как только начала разбирать их. Это было давно, лет десять назад. После нашей последней встречи в Нижнем тогда прошло уже лет шесть… Но я сразу — сразу! — подумала, что это ты вот так подаешь мне весточку! — Поймав мой взгляд, она покраснела и смутилась. — Не знаю, почему… Мне было приятно так думать… А потом увидела эту букву «Э» и уже почти не сомневалась…

…Забавно, конечно… Поистине, тесен мир: банально, но как все же верно… Однако еще более забавно, что, работая над своими «Песенками», я действительно воображал себе некую барышню, милую и благовоспитанную, из хорошей семьи, представлял, как, склонив голову набок, она будет старательно играть на фортепьяно мои пьесы. Для этой абстрактной барышни я их и сочинял. Позже, когда я повстречал Ее, когда мы начали наши уроки, я решил, что та барышня и была Она. Что я предчувствовал нашу с Ней встречу и, еще не зная Ее, уже посвящал Ей свою музыку… Теперь же… Теперь я не знаю, что и думать… Может, и правда, дело не в предчувствиях, а в воспоминаниях?.. В запрятанных глубоко-глубоко воспоминаниях о влюбленной русской дурочке?.. Может, это они неосознанно ожили во мне, когда я занялся сочинительством, пытаясь в очередной раз зажить как все люди — «как все композиторы»? Может, и правда, это ее смутный образ виделся мне во время работы и ей предназначались мои первые сочинения?

Пораженный этим открытием, я молча смотрел на нее.
—…Я тогда даже написала в издательство, и мне прислали еще несколько выпусков, а потом, вместо очередной тетрадки, я получила уведомление о том, что «Песенок Сверчка» больше не будет…

Да, правда. Количество «песенок» перевалило уже за полторы дюжины, они звучали по всему Парижу, когда мне все это вдруг до смерти надоело. Мне уже хотелось иного, я перерос эти безделицы, во мне зрела иная музыка. Кроме того, к тому времени я уже стал Призраком Оперы, и у меня появилась более внушительная добавка к ренте. Посовещавшись с Эриком Благоразумным, я решил прекратить глупые опыты. Главное было достигнуто: я понял, что публика в моей власти и я всегда смогу заработать сочинительством на кусок хлеба. Только вот хочу ли я этого? — подумал я тогда. Хочу ли я всю жизнь писать всякую дребедень на потребу благовоспитанных барышень? Нет, не хочу. Что же до настоящей моей музыки, то, судя по вкусам, царившим вокруг, в том числе и в моем театре, она вряд ли пришлась бы по душе серой массе представителей «рода людского». Хотя, в сущности, мне не было особого дела ни до них, ни до их вкусов… Уж во всяком случае не настолько, чтобы подделываться под них… «Провались всё…» — решил я и отбросил пустые иллюзии. Издатель же еще какое-то время осаждал Антуана письмами с расспросами и увещеваниями (думаю, что своим отказом от дальнейшего сотрудничества я выставил его на кругленькую сумму), но потом и он умолк навеки.

— Ну, что же ты молчишь? Ну, скажи, я ведь права? — В запальчивости схватив меня за лацканы сюртука, она с надеждой заглядывала мне в глаза. — Это ведь был ты? Ты?!

— Ну, я… — Я пожал плечами и попытался высвободиться. От ее восторженности мне временами становится не по себе. — А ты, Лиз, оказывается, не только «Этюд к Элизе» играть умеешь? — решил я направить разговор в иное, более удобное для меня русло.

Она вспыхнула, смутилась.

— Ну, как ты там это… исполняла?.. — Предвкушая изрядное веселье, я силой усадил ее на табурет и раскрыл перед ней «Сарабанду». Бедняжка что-то смущенно забормотала, пытаясь возражать, но Эрик оставил ее протесты без внимания. — Давай, давай, не ломайся! Автор просит.

Зная по опыту, что сопротивляться Эрику — пустая затея, она с обреченным видом поёрзала на стуле и осторожно опустила пальцы на клавиши… Раздалось несколько робких аккордов.

— Стоп!!! — Выслушав кое-как пять тактов, я не выдержал и, подскочив к ней, схватил за руку. — Неееет, сударыня, простите, но этого я не могу вынести! Вы бы посмотрели на себя, баронесса! Как вы сидите?! — Скрючившись и растопырив полусогнутые руки, я изобразил ее посадку. — Это же какая-то ревматическая паучиха, право слово! — Она фыркнула и, склонившись над клавиатурой еще ниже, искоса поглядывала на меня веселым глазом. — Кто так играет?! Прямо!!! — рявкнул я так, что она подскочила. — Прямо сидеть за инструментом! Локти параллельно клавиатуре! Плечи распрямить! А ну, пусти!..

Я бесцеремонно спихнул ее с табурета и, бегло взглянув в ноты, заиграл сам. Заняв привычное место в изгибе рояля, она с мечтательным видом облокотилась о крышку и приготовилась слушать.

— А как же нумизматика? — поинтересовался я, не прекращая игры и забавляясь умильным выражением ее лица.

Тяжело вздохнув, она ответила виноватой улыбкой.

— Ну вот и правильно… А знаешь, Лиз… — Внезапно посетившая меня шальная мысль показалась настолько удачной, что я не почуял в ней никакого подвоха. — Что если я стану тебя учить? — Действительно, пронеслось у меня в голове, как я не додумался до этого раньше?.. — Ты у меня через полгода виртуозом станешь. Может, как Эрик, ты и не заиграешь, но уверяю — будешь почти как этот, как его… австриец… ну Вагнер еще на его дочке женился… Франц Лист — вот! Поверь, я знаю, что говорю. У меня есть опыт преподавания, и весьма неплохой…

* * *

Эрик никогда не был суеверен. Эрик всегда презирал «народные приметы». Черные кошки, пустые ведра, тринадцатое число — на все это Эрику всегда было наплевать! С несколько бóльшим пиететом он относился к астрологии, хотя и тут не раз убеждался, что правила и приметы, пригодные для других, на него, чудовище и гения, не распространяются. Возможно, по звездам и можно прочитать грядущее, но Эрик никогда не желал знать наперед, что с ним произойдет, во всяком случае, далекое будущее его не интересовало. Он справедливо считал, что такие знания лишают жизнь остроты, а потому предпочитал рассматривать звезды с эстетической точки зрения… Правда, все это не мешало ему признавать тот факт, что ничего случайного в жизни не бывает. Но что из этого? Дело-то не в приметах…

Да, случайностям нет места в этом мире, по крайней мере, в жизни Эрика — им явно не место. Потому и его знаменитый, неслыханный договор, заключенный не с кем-нибудь там, а с самим Господом Богом — не был случайностью. Во всяком случае, Эрик был в этом убежден…
Ну, Богу, как говорится, богово, а вот Эрику… В сущности, что такое его жизнь? Это игра, нескончаемая игра с Ним, с Небесным Фокусником. Увлекательная, опасная, с простыми и гениальными правилами. Вот их-то, этих правил, и касается тот негласный договор. По этому соглашению, Он, мой небесный коллега, расставляет ловушки, одна хитроумнее другой, и помечает их одному Ему ведомыми знаками, а Эрик должен распознать Его указания и обойти ловушку. Для этого от Эрика, прежде всего, требуется соблюдать осторожность, быть осмотрительным, внимательно прислушиваться и присматриваться к знакам, посылаемым свыше, ну и самому не нарушать собственных установок. Это не так уж и трудно, когда живешь один и имеешь возможность сколь угодно долго обдумывать и анализировать складывающиеся ситуации, просчитывать ходы, взвешивать решения. Более того, из этой игры Эрик умудрился извлекать полезные для него самого уроки. Так, переняв от Коллеги некоторые из Его приемов. он научился и сам расставлять ловушки, только вот знаков никаких он ставить не стал, предоставляя своим партнерам по играм выпутываться самим. Ну да ведь Эрик и не Господь Бог…

Как бы то ни было, ему всегда удавалось выходить сухим из воды. Почти всегда. Один раз он все же оказался по-настоящему на волосок от гибели, угодив в собственную ловушку… Что ж, о причине, повлекшей за собой эту досадную ошибку, догадаться нетрудно. Это случилось как раз в тот момент, когда голова Эрика была занята новыми, посторонними мыслями — мыслями о Ней, и он, будучи не в силах сосредоточиться на чем-то другом, отнесся к очередной партии игры без должного внимания…

И вот опять! Я же знал, знал, что все это может кончиться катастрофой! Знал и скрупулезно следил за тем, чтобы они не соприкасались — эти два параллельных мира, в которых я живу вот уже месяц. Там меня любит Та, здесь — эта. И ничего общего, никаких точек соприкосновения! И что же? Я даже не заметил, как собственноручно столкнул их! Это же надо — настолько утратить бдительность! Позабыть обо всем на свете! Непростительная беспечность! А все потому, что в присутствии синицы мне давно уже не удается сосредоточиться… Но он-то, он-то куда смотрел — этот благоразумный рассудительный умник?! Куда-куда… Да туда же, куда и я сам… На нее…

* * *

Она молчала, и на ее лице, по которому я всегда мог читать, как по открытой книге, сменялись самые разнообразные чувства. Удивление, радость, недоверие, смущение, неуверенность, сомнение…

— Ну, что ты молчишь, Лиз? Это будет замечательно, уверяю тебя.

Моя находка и правда показалась мне на тот момент весьма удачной. Она позволяла открыть новую страницу в истории наших взаимоотношений, внести разнообразие в нашу все же излишне размеренную растительную жизнь… Я был уверен, что с успехом справлюсь с поставленной задачей — ведь у меня уже есть опыт преподавания. О том же, откуда этот опыт взялся, я даже не вспомнил…

— Ты думаешь… у меня получится?

В ее тихом голосе слышалась не столько неуверенность в собственных силах, сколько элементарный страх. Меня разобрал смех.

— Ты что, боишься меня?! Думаешь, я буду на тебя кричать, как давеча? Вот глупая! Да не бойся ты! Я же добрый. Неужели ты до сих пор не поняла этого? Строгий, но добрый. Ты только слушайся меня, прилежно выполняй все мои требования, — и я ничего тебе не сделаю. Ну разве что, — я злобно оскалился, — буду бить линейкой — по рукам! по рукам!! по рукам!!!

Я схватил ее за обе руки и резко притянул к себе, так что от неожиданности она взвизгнула и весело рассмеялась.

— Ну что?! Будешь заниматься?! Будешь?!! Говори!!! — зверским тоном продолжал допытываться я, беспардонно тиская и щекоча баронессу фон Беренсдорф.

— Буду!!! Буду!!! Ой!!! Пустиии!!! — истерически смеялась она, отчаянно извиваясь в моих руках. — Обязательно буду! — тяжело дыша, но уже более спокойным тоном продолжала она, когда я наконец отпустил ее с миром. — Ты не представляешь, как мне всегда хотелось играть — по-настоящему. Я ведь много занималась в детстве: и с матушкой, и с Антоном Григорьевичем. Это учитель, — пояснила она, — он даже какое-то время жил у нас в имении. Он считал, что я способная. Но, к сожалению, ему пришлось уехать, а через некоторое время мы узнали, что он скоропостижно умер… А потом мы и сами переехали в Петербург… Это было в том самом году, когда… — Она запнулась. — Когда я узнала тебя, — грустно улыбаясь собственным мыслям, договорила она. — А потом заболела матушка … Ну, а дальше ты знаешь… Больше уроков я не брала, играла сама для себя — изредка…

Она вздохнула.

— Ну, вот и прекрасно! Завтра же и… — начал было я, но она перебила меня, взяв за руку.

— Подожди… Не сердись, пожалуйста… Но я все же должна сначала закончить работу. Заниматься с тобой — это такое искушение… Я боюсь, что заброшу рукопись окончательно. А этого нельзя делать. Я должна…

Ну вот! Приехали…

Я почувствовал, как физиономия моя вытягивается сама собой. Чертова маска! Я настолько привык, что все мои мысли и чувства надежно скрыты под этой черной тряпкой, что совершенно перестал контролировать выражение своего лица! И этот идиот еще только что похвалялся, что может читать по ее лицу! На себя посмотри, олух!

Оценив по моей «открытой книге» всю глубину постигшего меня разочарования, она крепко сжала мою ладонь и легко присела мне на колени.

— Ты расстроился? Ну, пожалуйста, не обижайся… Я же обещала… Мне бы только закончить — и я буду совершенно свободна! Это будет чудесно! Чудесно!

Она заглянула мне в глаза с заискивающей улыбкой.

— Что ж, — вздохнув с деланным смирением, проговорил я, — Эрик привык, что в этом доме с ним совершенно не считаются… Эрик не ропщет. Эрик умеет жертвовать собой. Эрик будет ждать. — Разыгрывая эту комедию, я сам удивлялся — уже в который раз — своей небывалой сговорчивости. — Но предупреждаю, — чуть повысив голос, я добавил в него металла, — недолго…

— Недолго, недолго! — обрадовалась она. — Я же говорила — мне чуть-чуть осталось. Ну, на недельку — не больше. Знаешь что? Давай назначим первый наш урок на восьмое мая. Это будет твой подарок мне на день рождения!

Придумала… Будто у Эрика нет для нее других подарков…

— Что ж, — смиренно повторил я, — будь по-твоему. Восьмого так восьмого. Но упаси вас бог, баронесса, нарушить обещание. — Я  перешел на зловеще-угрожающий шепот. — Ты меня еще не знаешь, Лиз: я страшен в гневе!

— Я догадываюсь, — тихо сказала она, глядя на меня неожиданно серьезно и ласково. — Пойдем пить чай…

И, со вздохом встав с моих колен, она матерински чмокнула меня в макушку.
__________________________________________

(1) Песенки Сверчка (фр.).
(2) Сарабанда (фр.).

Отредактировано Seraphine (2009-12-14 00:02:43)

824

Прекрасный кусочек. И вовсе он не "ни о чем".:) Мне очень понравился фрагмент с Эриком, который не находит себе места и ему кажется, что ему что-то мешает, когда Лизы НЕТ в комнате. Это очень правдиво - правда ведь уже ощущает ее частью себя, хотя привычки признать свою зависимость ему взять неоткуда.:)

И меня ОЧЕНЬ порадовали профессиональные "вылазки" Эрика в музыкальный мир - мне, как известно, всегда претила идея, что он так и сидел в своем подвале, никак себя не проявляя. Это как-то кисло, чтобы он так затворником все время оставался. А вылез - добился успеха - сам себе все доказал - и надоело - это очень по-Эриковски.:)
ЗдОрово.:)

825

Мне больше всего понравился педагогический зуд Эрика  :D Как дэушка понравится, так учить ее музыке начинает  :) Самоирония у него замечательная: "я добрый" и тут же - "линейкой по рукам"!
О да, о да... по себе знаю, что любой, самый терпеливый учитель музыки некоторых вещей не может не только слышать, но и видеть  :give: Кривая спина за фоно (и арфой) - одна из них.

Отредактировано Donna (2009-12-13 02:28:32)

826

Ох, Seraphine...
с каким удовольствием прочитала! *блаженно вздыхает* :D
СПАСИБО!!!  :clap:  :give:

827

Ну, надо же, как здорово! Всегда я думала, что настоящий профессионал не может творить "в никуда", все равно рано или поздно авторское честолюбие даст себя знать! Как бы Эрик не презирал "толпу", успех-то душу греет.

828

Да, идея "Сверчка" - чУдная))) сидит себе сверчок в темноте под печкой и музицирует :)
Забавное получается распределение насекомых по девушкам: Кристине - скорпион и кузнечик, Лиз - сверчок  :D

829

Замечательный какой кусочек! Эрик такой ... Домашний. По-хорошему домашний, как бы он ни дулся и не рассуждал на тему "Кто кого приручил". Ну не можете вы, мсье Призрак уже без Лиз!
Без  маски - привыкли, и забываете даже об этом, а вот без вашей "синицы"...

И ревность к рукописям - и совершенно очаровательное, именно очаровательное желание "перебить", заявить свои права... И бедная Лиз, которой уже рукопись нужна из чувства долга!)))

Очень тонко - что по сути, выдумал Эрик себе любовь к Крис, а вела-то его - Лиза...

830

Seraphine,

спасибо за проду, скрасившую мне выходные :).

У меня к вам вопрос по сюжету - все эти милые "домашние" сценки происходят после того, как Эрик узнал о визите де Шаньи или до?

831

Какой шикарный подарок! Гип-гип ура автору за кусочек!)))...

СПАСИБО!

Уютный такой кусочек...и смешной)

832

Мне очень понравилось, что Эрику без Лизы плохо и неуютно.:)
Пусть это и не безумные "театральные" страсти как с Крис, это вообще - намного лучше, осознание необходимости, чтобы конкретный человек был рядом.
И напомнило мне как про свои чувства говорит На-наденька из к\ф "Любовь и голуби".:))) На вопрос: "любите-ли вы этого человека?", она отвечает: "Кака така любовь..? Если надышаться я без него не могу, воздуху мне без него не хватает..." Это-ли не показатель, что человек уже в большой степени стал "частью тебя".:))

Очень верно, что когда Эрик скучал по Лиз, отвлечься от тягостного ожидания ему помогает его музыка.))

И очень порадовало, что Лиза узнала музыку Эрика. А он задумался, не ее-ли представлял подсознательно во время сочинительства. Как хорошо.)
Это-ли не показатель духовного родства.

И педагогические замашки Эрика - тоже здорово.:)
Они многое говорят о его уже очень глубокой привязанности. Ведь "кого попало" маэстро не учит.:)))

Отредактировано Astarta (2009-12-14 13:40:02)

833

Astarta,
ИМХО, вот это

Лиза узнала музыку Эрика. А он задумался, не ее-ли представлял подсознательно во время сочинительства. Как хорошо.)
Это-ли не показатель духовного родства.

скорее не показатель духовного родства, а показатель его поиска,  что свойственно влюбленным людям вообще.  :)

834

Спасибо всем большое! :give:

opera

привычки признать свою зависимость ему взять неоткуда.

Да уж, бедный Эрик многое в этой истории  "проходит" в первый раз :) .

Leo

Забавное получается распределение насекомых по девушкам: Кристине - скорпион и кузнечик, Лиз - сверчок

Интересно: мне эта "энтомологическая" параллель в голову не пришла -- само собой получилось :). Спасибо, что обратили внимание :).

Hell

У меня к вам вопрос по сюжету - все эти милые "домашние" сценки происходят после того, как Эрик узнал о визите де Шаньи или до?

Конечно, вся эта "радость бытия" :) происходит ДО того, как он узнал об их визите. Мне вообще-то казалось, что в тексте есть формальные указания на это :unsure: ...
Кстати, интересно узнать мнение других читателей: это правда непонятно?  :)

Metatron, рада Вашему появлению. Что-то давненько Вы в этой теме не отмечались :) .

Donna, Violet, Iris,  Martian, Astarta ! И вам спасибо большущее :give:
Автор, как всегда рад, что его писанина находит отклик у читателей :) .

Отредактировано Seraphine (2009-12-14 15:24:49)

835

Seraphine  *честно* Да я как-то даж себя самого последнее время в зеркале редко вижу - куда уж общаться)...Набегами бываю на форе - и все)... А тут раз - и все, работа остановлена, сижу тут, каждый кусочек смакую)))... :give:

836

Какой приятный сюрприз! :) И как я опоздала! (Правда, причина была уважительная - я тоже писала продолжение). Seraphine, спасибо за такую радость! :give: Милый, милый Эрик! Ну, как его не любить, чудушко такое? :) И всё больше мне напоминает, Вы, Seraphine, знаете кого. ;)

Про непонятность - это не то чтобы неясно, но мы уже давно так напряжённо ожидаем появления Кристины и последующего "кровопролития", что начинает казаться, что и Эрик уже знает про это.

837

Seraphine,

что ж, я объяснюсь. "Лирическое отступление" пошло сразу после сцены про де Шаньи. Вариантов развития событий, на мой взгляд, два: либо лирическое отступление кончится гиганстким стрессом и обломом для Эрика, связанным с этим самым визитом - по контрасту. Либо Эрик настолько "поврослел", что борьба с нумизматическими задвигами Лизы стали для него важнее всех его прежних привязанностей :). Ведь может быть так, что человек понимает внутри себя, что накал страстей уже прошел, но тем не менее продолжает себя жалеть и играть привычную ему трагическую роль. "Ах, это же Кристина, мой светлый ангел... Щаз буду страдать!" :)

Моя проблема не в том, что я невнимательно вас, Seraphine, читаю :), а в том, что пытаюсь опередить события и заглянуть дальше :).

Отредактировано Hell (2009-12-15 09:18:00)

838

О, Seraphine.. Силы природы, как же здорово! Ну почему у меня никогда ничего кроме междометий не вырывается в качестве впечатлений!!!

Отредактировано Цирилла (2009-12-14 22:27:15)

839

Seraphine,

ч либо лирическое отступление кончится гиганстким стрессом и обломом для Эрика, связанным с этим самым визитом - по контрасту.

А насколько я помню по "Письмам из России", чем-то подобным и кончилось.
Именно - обломом по контрасту, когда в голове Эрика ожили все тараканы разом, еще более жирные.

840

amargo,  :give:
Продолжение, говорите? :yahoo: (потирая руки) Почитаем-почитаем :)

Hell, все понятно :).

Моя проблема не в том, что я невнимательно вас, Seraphine, читаю , а в том, что пытаюсь опередить события и заглянуть дальше .

Боюсь, проблема в том, что я медленно пишу :). Вернее, что выкладываю не целиком какую-то законченную часть, а кусками. Отсюда все преждевременные вопросы и домыслы :). Но мне самой не терпится "отпустить" готовый эпизод на волю, да и к тому же я знаю, что народ ждет продолжения :blush: . Вот и на этот раз: была же у меня мысль закрыть этот эпизод -- замкнуть как бы круг его реминисценций и прийти снова к визиту де Шаньи. Но не утерпела, выложила. И вот результат :).

Цирилла, ну пусть хотя бы междометия :). Главное, что они -- хвалебные, а не наоборот  :D .

Martian, тараканы, тараканы :). Но пока – тсссссс :).