Серафин, если успею - первая часть моей рецензии.
Лиз - подросток... Идеалистка, порывистая, чувствительная, сердце идет впереди головы. Совершенно "простая", то есть, нету никакого высокомерия, аристократизма в общепринятом понимании этого слова.
Она одинока - среди сверстников, общение с Аннет - во многом привычка, Аннет - ее приятельница, настоящей дружбы между ними нет.( иначе Лиза дневник бы не завела - в ее случае это не столько дань моде, сколько потребность в общении).
Сдержанна - но все равно, безоглядная в своих чувствах.
Ее отношение к Эрику - " Любое сравнение слишком узко... Ты изменил всю мою жизнь"(с)...
При этом сильное влияние русской духовности с ее идеалами покорности, смирения, доброты...
Ее нельзя назвать интеллектуалкой - вряд ли науки увлекали Лиз, несмотря на прекрасное воспитание. Она такая... Естественная. Чем-то напоминает Марфеньку из "Обрыва".
Кое в чем я ей завидую - ей повезло с родителями. Лиз не знала - в определенном смысле, жизни. Ее защищали, любили, окружали заботой, вниманием, тактом - причем настоящим, а не показными.
Вспоминаю невольно свою собственную любовную историю в 15 лет - и жестокое высмеивание моих чувств матерью, запомнившееся на всю жизнь отношение - "Что ты мне не скажешь, все чушь", скрытность, одиночество, унижения и ссоры...
Поэтому я Лиз завидую. Она - с ее чуткостью, порывами ( в 16 лет все импульсивны) - могла себе позволить быть искренней. Ее мать понимает ее - и не осуждает дочь, хотя могла бы ( Дочь барона, и какой-то бродячий-фокусник с темным прошлым, да еще и урод! - тут драма почище "Ромео и Джульетты" могла быть).
Отсюда - ее неумение лгать ( вернее, непонимание, неприятие самой необходимости лжи " У нашей Лизы все на лбу написано"). Потому и написано, что ее никто - не оскорблял, не заставил лгать.
И не могло быть у нее тайн до появления Эрика.
Все безукоризненно естественно. И ее первые тайны, и порывы, и меняющееся отношение к Эрику - то детское преклонение, то ненависть - причем не только за то, что он оскорбил ее - сколько за то, что он разрушал образ Прекрасного Принца и героя ее грез.
Лиз выделяется из светских барышень ( вроде той же Ташеньки) - именно искренностью, душевной светлостью. Тут она, ее мать ( невероятно близкая с дочерью по тем временам), ее дядя - все оригиналы, белые вороны из одной стаи. Такая патриархальная в лучшем смысле слова семья.
Поэтому Лиз и не нужен Эжен Осоргин - хотя формально, прекрасная партия. У них нет ничего общего, никакой духовной близости - ничего.
Собственно, этого нет у Эжена - ничего "своего", никакой индивидуальности. Они с сестрой - и Аннет тоже - прекрасные, достойные люди, дети своего времени и своей среды, честные... НО - достаточно заурядные. Благоразумные, осмотрительные... Ташенька не поедет одна в гостиницу к фокуснику - ей это просто не придет в голову, как нам не приходит в голову раздеться посреди улицы.
Стиль - замечательный. Правда, присоединяюсь к Бастет и остальным - коробит это " Эрикины руки". Эриковы - лучше.
Серафин, у меня могут быть проблемы с интернетом - если тебе интересен этот отзыв, плиз, вышли мне свой фик на мыло - Spacer-M@yandex.ru.