Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Как все люди...

Сообщений 511 страница 540 из 1073

511

Здравствуйте все и спасибо за такую активную дискуссию :)

Если можно, я не буду отвечать детально -- не имею возможности, к сожалению.

Humulus, в общем-то, мне, наверно, нечего тебе возразить, потому что --Донна права -- мы тут, и правда, все говорим примерно одно и то же, но разными словами. Про творческие процессы, про знаки "плюс" и "минус" "на выходе"... По-моему, никто против этого радикально не возражал. Возражение вызывают формулировки и какие-то детали -- нет? :)
Но с чего все началось? С того, что я воспротивилась тому, что ты МОЕМУ Эрику отказываешь в гениальности :D . Ты сказала, что я не имею права ссылаться в этом плане на Эрика Леру и ДОЛЖНА сама показать и доказать, что МОЙ -- гениален. Ну, так вот все, что после этого тут было сказано всеми нами -- много красивых и правильных слов о творчестве, гениальности и пр., -- ничего не доказывает и не объясняет в плане отправной точки нашего разговора. Как и прежде, о творчестве Эрика Леру мы можем судить лишь по тому немногому, что написано у Леру  (о чем и говорил Опера в самом начале разговора). А о моем -- вообще не можем судить, потому что, как я уже отмечала, он говорит о себе сам, и мы получаем только его оценку его же собственного творчества. О том же, какой знак, плюс или минус, получается "на выходе", нам тем более сложно решать. В случае с Эриком Леру нам остается лишь полагаться на автора. В моем же фике... Решайте каждый сам. Тем более, что о гениях "судит время".  :)
Итак, сделав круг, мы вернулись к истокам, и я пошла работать :)  .

512

Humulus, извини, про НАСЛЕДИЕ творческое вообще не поняла "юмора"...:( Какое может быть наследие у литературного персонажа...??? :gmm:
А мысль про то, что можно отбросить все "сентиментальные человеческие детали" и судить лишь по ТВОРЧЕСТВУ я поняла.., и отчасти согласна.., но не совсем. Истиного гения понять сложно, и иногда именно такие вот "человеческие детали" дают возможность проникнуться им.

Эрик во многом ТАК и "цепляет" из-за своей нереализованности, что изначально у Леру стоит в "условиях задачи". Потому и хочется разобраться и увидеть можно-ли вообще "распутать сей запутанный клубок", что состоит из ужасных комплексов, страданий, и все-таки, стремления к СВЕТУ.

Восприятие одного и того-же героя может быть настолько разным, что не зная о нем, слушая участников дискуссии можно подумать, что "десять человек" говорят о "десяти разных героях".
И меня тоже, Humulus, извини, зацепила именно твоя интонация, вроде как претензий к автору.
Поэтому захотелось защитить (хотя я это делать совсем не умею) любимого героя.

513

Хумулус, настаивая на темной направленности творчества Эрика ты не приводишь НИ ОДНОГО аргумента в подтвержение. И не опровергаешь ни одного моего в защиту светлой направленности этого творчества. Я пока слышу только одно твое махровое ИМХО. Имхами можно фехтовать до бесконечности. Ты убеди меня, а заодно и всех остальных, основываясь на первоисточнике - романе Леру.

Все фиковские Эрики все-таки отличаются только своей земной составляющей, а не творчеством.

514

Бастет - "некие реалии нашего мира" отражает любая книга, потому что они не в пустоте пишутся...:)

Меня безусловно умиляет манера Хумулус отмахиваться от каких-либо аргументов. У нас тут есть еще один товарищ такого типа, который по существу не разговаривает, и остается при своем мнении. Это очень удобно.:)

Но мне, демагогу конечно страшному, хотелось бы вот о чем спросить поконкретнее (без налета софистики): что, кроме чьего-то ИМХА, то есть полной субъективности, делает Паганини гением другого рода, чем Моцарт? Масса народу от Моцарта зевает ("слишком много нот"), а вот от Паганини их посещает бодрость и энергичное стремление к лучшему. С какой стати мы тогда говорим, что творчество Паганини не имеет "гумантарной направленности"? ЧТО в его огромном творческом наследии позволяет броситься таким обвинением?

И как вообще можно считать доказательством каких-либо мистических проявлений природы творчества такую субъективную вещь, как восприятние музыки слушателем?
Мне просто за Паганини обидно.:)

515

Вот и я со своим пятачком.Я не критик, да и знатоком канона вряд ли являюсь, но Леру читала и регулярно перечитываю.Ceraphine,вашего Эрика я принимаю целиком и полностью,Мне интересны его мысли и то, как он видит и оценивает ситуацию. Образ получается живым.Ему веришь.При всей своей изломанности душевной и  физической, он как ребенок , прячет израненную, кровоточащую душу под маской эгоизма, сарказма, порой жестокости.Выбравший такой вот способ защиты.Артисты в душе весьма ранимы, (вообще творческие личности),я имела возможность в этом убедиться, а ваш Эрик  артист по сути своей. :)  %#-)

516

Хочу добавить, что все гении -и светлые и темные, были всего лишь людьми со своими плюсами и минусами,и в большинстве своем  оцененны по достоинству  лишь посмертно, а у Эрика не так много возможностей, для реализации и всеобщего признания, он создает, как бы в"стол".А НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ, НЕРЕАЛИЗОВАННОСТЬ увы , порождает желчность, и никак не способствует улучшению характера и психики, отнюдь не стабильной. :)Тем не менее Эрик  пытается бороться со своими"демонами", и когда это получается ,переосмыслить происходящее, подняться над своим Я. :)

517

Какое может быть наследие у литературного персонажа...??? :gmm:

Вот-вот, я то же самое хотела сказать  :) Как же тут время может расставить все на свои места?
Мы только кое-что знаем о восприятии музыки Эрика его "современниками". Про Эрика Леру мы знаем, что не только экзальтированную Кристину именно голос заставил поверить, что это и есть ангел, но и не сильно музыкальный Рауль впечатлился. Про музыку местного Эрика мы знаем следующее. Учитель разглядел в нем редкий дар (и даже страх, который вызывал в нем ученик, не мешал снова и снова стремиться его услышать). Публика, которая его слышала, воспринимала его музыку как нечто удивительное и необыкновенное.
Что "оставил" Эрик Леру? Прекрасную певицу - это ведь не мало!
И потом, ты ведь помнишь, что Серафин говорила еще об "Исповеди"? Что в романе об Эрике рассказывает много кто, только не он сам, и ей хотелось представить события романа глазами главного героя. То же самое - история с Лизой. Да, о реально существовавших гениях можно судить только по их творчеству: мне все равно, сколько баб было у Пушкина и насколько склочный характер был у Баха - мне достаточно стихов, прозы и музыки, рожденных явно не здесь. Но то, что эти люди оставили гениальные произведения, не отменяет того, что частная жизнь у них БЫЛА - со счетами из лавок, чьей-то завистью и злобой, которую не всегда удавалось проигнорировать, любовными драмами и пр. Так мы же в данном случае и читаем рассказ о частной жизни гения - причем жизни внутренней!

В заключение ППКСну Милли :) И еще раз подчеркну, что мы не найдем среди реальных известных нам гениев никого (даже на уровне архетипа), подобного Эрику. Потому что это действительно человек в маске - во многих смыслах. Эту маску он и перед самим собой носит. И много чего боится - признаю, действительно, как Сальери :)

Отредактировано Donna (2008-11-05 23:12:37)

518

Не желая слушать собеседника, каких аргументов вы требуете?

настаивая на темной направленности творчества Эрика ты не приводишь НИ ОДНОГО аргумента в подтвержение. И не опровергаешь ни одного моего в защиту светлой направленности этого творчества. Я пока слышу только одно твое махровое ИМХО. Имхами можно фехтовать до бесконечности. Ты убеди меня, а заодно и всех остальных, основываясь на первоисточнике - романе Леру.

Бастет,

уже два года повторяется одна и та же ситуация. Ты как под копирку повторяешь один и тот же пост, образец которого вверху.  Я тебе на него отвечаю, проходит время и ты снова слово в слово его повторяешь. Это уже наверно пятый раз, если не больше. О чём это говорит? О том что ты просто  не желаешь вникать в мои слова. Так что претензии не ко мне.

Так задай вопрос САМА СЕБЕ:

1. Какая  направленность творчества может быть у человека, ежедневно добровольно укладывающегося в гроб и презирающего весь род людской?А это его жизненная позиция, не пустые слова.

2. Почему Призрак не хотел чтобы его драгоценная Кристина слышала "Дон Жуана"? Не от того ли, что опасался за  то, что эта музыка разрушит  покой и чистоту её невинной души, которыми он дорожил больше всего? Могла ли такие опасения внушить ему музыка, несущая идеи Света?

3. И последнее, самое главное. Какое направление может иметь произведение под названием "ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ Дон Жуан", если в мировой культуре это всегда был однозначный образ, неизменно заканчивающий преисподней? Т.е. где  провозглашается его торжество, соответственно торжество, ведущее в преисподнюю?

Если ты не ответишь  на эти вопросы  прямо и однозначно, значит ты кривишь душой сама себе. Увы. Никакие аргументы не помогут.

На этом у меня всё.

Отредактировано Humulus (2008-11-06 01:41:17)

519

Хумулус, ты не менее упорна в отстаивании своей точки зрения. Дискуссию начала здесь ты, поэтому я вновь задаю свои вопросы, ибо не получила на них и в тот раз убедительных ответов.

1. Какая направленность творчества может быть у человека, ежедневно добровольно укладывающегося в гроб и презирающего весь род людской?

Это во-первых, деталь быта. Своего рода горькая ирония над самим собой. Какое это имеет отношение к творчеству? Это больше из серии дурного характера гениев в обыденной жизни.

2. Почему Призрак не хотел чтобы его драгоценная Кристина слышала "Дон Жуана"? Не от того ли, что опасался за то, что эта музыка разрушит покой и чистоту её невинной души, которыми он дорожил больше всего?

Чистота бывает разная. Бывает наивная, детская, идущая от неведения. Ее оборотной стороной является чудовищная детская жестокость, когда дети из любопытства отрывают крылышки у бабочек. Они не осознают, что мучают и лишают жизни живое существо.
И бывает чистота как результат осознанного выбора осведомленного взрослого человека, своего рода прошедшего обряд инициации - посвящения во взрослую жизнь.
Вот Эрик и боится этого взросления Кристины, ибо ребенок ему знаком и привычен. А что из себя будет представлять "инициированная" Кристина, ему неведомо, и потому пугает. Вот он и оттягивает момент.

ТДЖ может инициировать Кристину, а Эрик пока к этому не готов. И предпочитает держать ее в музыкальном мире, привычном для ее восприятия.

И последнее, самое главное. Какое направление может иметь произведение под названием "ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ Дон Жуан", если в мировой культуре это всегда был однозначный образ, закончивший преисподней? Т.е. где провозглашается его торжество, соответственно торжество ведущее в преисподнюю?

А вот это не факт, а твое предположение. Я же имею полное право предложить иную интерпретацию.
Мы не знаем, какой именно смысл вкладывал Эрик в понятие "Торжествующий дон Жуан". Тут на форе дискуссия была не менее бурная.
Эрик, с его нестандартным мышлением, мог постараться сломать стереотип.
Кстати, все Дон Жуаны в мировой культуре разные и далеко не столь однозначные.

В ТДЖ, скорее всего, много личного, пережитого. Своего рода автобиография, наполненная болью. Симфония недописана, что тоже о многом говорит. Эрик колеблется, какую финальную точку он поставит в своем произведении. Это и есть момент выбора - ввысь или в бездну. Какого рода будет торжество Дон Жуана? Финальный катарсис, пережитый Эриком Леру, дает ответ на этот вопрос.
Я не настаиваю на своей версии ТДЖ. Я понимаю, что это лишь ИМХО. Я просто показываю, что может быть и такое имхо.
Так что пункт про ТДЖ - это опять фехтование имхами.

Объективная информация о творчестве Эрика - отзывы о пении Кристины и о его собственном пении. Можно игру на скрипке к этому присоединить.
Ну и финальная фраза автора - вывод, сделанный им на основе проведенного расследования. Скудновато, чтобы делать однозначные выводы. Но пречисленное не несет деструктивного начала - а оно главный критерий направленности творчества.

Хотя и с этим можно поспорить. Иногда элемент разрушения необходим, чтобы снести закосневшие устоявшиеся стереотипы, утратившие свое позитивное значение и отдающие пошлостью. Гений всегда несет в своем творчестве деструктивный элемент, является возмутителем спокойствия.

520

Бастет,

1. Нет, это не так. Слишком просто.
Это говорит о самоощущении собственной принадлежности Смерти, служения ей, он ощущает себя её частью. При том презрении к миру людей, которое он подчёркивает, это сочетание говорит не только о страдании отверженного но и о том, что он бросая всем вызов, ищет опоры именно в Смерти, в её орудиях над людьми - власти и страхе.

От этого то потрясение, вызванное Любовью , он просто не думал, что она окажется сильнее самого мощного источника, который он только знал - Смерти. И умирает от того, что всё, что он считал истинным в своей жизни и творчестве, оказалось Ложью.

2. Про "инициацию" - это самое надуманное, что только может быть.

Музыка его несёт такую боль и страдание, что здоровая душа её вынести не может.  В этой музыке он НЕ НАХОДИТ ВЫХОДА из своих  страданий, они БЕЗНАДЁЖНЫ и от того разрушительны. Он защищает Кристину от своих страшных мыслей.  Потому что до встречи с Кристиной он не только не знал Любви  от окружающего мира, но и НЕ имел её в Своём собственном сердце. Он ОТРИЦАЛ  её, как земную так и Вечную.
А Кристина, услышав, СОСТРАДАЕТ ему, как несчастному человеку.

3. Дон Жуан, как сложившийся образ в культуре однозначен. Никакого выбора перед ним нет, от того что он его УЖЕ СДЕЛАЛ. Он  презирает всех и вся, губит жизни доверившихся ему и бросает вызов Провидению.
И это те самые чувства, которые испытывает и Призрак, по отношению к роду человеческому. Он создает произведение БЕЗ НАДЕЖДЫ и БЕЗ ЛЮБВИ и БЕЗ ВЕРЫ.

Какие тебе ещё нужны доказательства?

Весь этот разговор я начала для того, чтобы вы задавали себе вопрос об ИСТОЧНИКЕ ТВОРЧЕСТВА.  Настоящий гений всегда находит выход, ПУТЬ для себя и других к идеям Вечным и Живым, Благодатным.

Люди мешают всё подряд, не делая для себя никаких различий, лишь бы все вокруг кричали "гений!". Против этой всеядности я и выступаю, пусть как Дон Кихот.

Отредактировано Humulus (2008-11-06 11:17:22)

521

Люди мешают всё подряд, не делая для себя никаких различий, лишь бы все вокруг кричали "гений!". Против этой всеядности я и выступаю, пусть как Дон Кихот.

И всего лишь?  :) И зачем? Мельницы все равно продолжат свое вращение.

А если ВСЕЯДНОСТЬ нравится? А если "темный" гений нравится более? И вообще в "темном" творчестве есть "часть той силы,что вечно хочет зла и вечно совершает благо..." Нет грани между светом и тьмой. Они всегда вместе и порознь не существуют. И это не всеядность.
Копание с оценкой творчества с таких позиций ни к чему не приведет. Это как рассуждать о том несет ли в себе религия свет или тьму. 
Показать бездну-не значит в нее столкнуть. А может от нее уберечь. И в итоге Эрик отталкивает Кристину от этой бездны-от себя, как ему представлялось. Хотя не является он этой бездной. Это лишь позерство и самомнение душевно нездорового(Лерушного Эрика) человека. Раз считал себя чудовищем, был близок к раскаянию, а значит и к прощению.

Отредактировано Vika SP (2008-11-06 17:47:22)

522

Мне не хочется -- да я и возможности такой не имею -- снова углубляться в этот интересный разговор, потому что свое мнение уже вроде высказала :). Но пару реплик все же брошу :) .

1. Какая направленность творчества может быть у человека, ежедневно добровольно укладывающегося в гроб и презирающего весь род людской?

Это во-первых, деталь быта. Своего рода горькая ирония над самим собой. Какое это имеет отношение к творчеству? Это больше из серии дурного характера гениев в обыденной жизни.

1. Нет, это не так. Слишком просто.
Это говорит о самоощущении собственной принадлежности Смерти, служения ей, он ощущает себя её частью. При том презрении к миру людей, которое он подчёркивает, это сочетание говорит не только о страдании отверженного но и о том, что он бросая всем вызов, ищет опоры именно в Смерти, в её орудиях над людьми - власти и страхе.

От этого то потрясение, вызванное Любовью , он просто не думал, что она окажется сильнее самого мощного источника, который он только знал - Смерти. И умирает от того, что всё, что он считал истинным в своей жизни и творчестве, оказалось Ложью.

Humulus, а если вспомнить христианских подвижников, в том числе и православных монахов (Шмелев "Старый Валаам"), которые спали в гробу совсем из других соображений? Я никоим образом не приравниваю к ним Эрика :blink: , но просто хочу заметить, что спанье в гробу НИ О ЧЕМ не говорит и НИЧЕГО однозначно не доказывает.

Музыка его несёт такую боль и страдание, что здоровая душа её вынести не может. В этой музыке он НЕ НАХОДИТ ВЫХОДА из своих страданий, они БЕЗНАДЁЖНЫ и от того разрушительны. Он защищает Кристину от своих страшных мыслей. Потому что до встречи с Кристиной он не только не знал Любви от окружающего мира, но и НЕ имел её в Своём собственном сердце. Он ОТРИЦАЛ её, как земную так и Вечную.
А Кристина, услышав, СОСТРАДАЕТ ему, как несчастному человеку.

А вот тут я в корне не согласна. Там не только сострадание, а гораздо больше. Читайте первоисточник, господа! :)

...и вдруг я услышала звуки органа.
     Вот тогда-то я начала понимать, что чувствовал Эрик, говоря об "оперной
музыке" с  презрением,  которое  удивило  меня.  Музыка, которую  я  слышала
сейчас,  не имела ничего  общего с той,  что  приводила  меня  в  восхищение
раньше. Его  "Торжествующий Дон Жуан" - я была уверена, что он  погрузился в свой шедевр, чтобы  забыть ужас настоящего момента, - показался  мне вначале только  ужасным  и одновременно изумительным рыданием, в которое бедный Эрик вложил все свое страдание.
     Я вспомнила  ноты  с красными пометками на них и легко представила, что
эта музыка написана кровью. Я поняла всю  глубину его мученичества и бездны, в  которую  попал  этот  отталкивающий  человек;  я  словно  увидела  Эрика, ударявшегося  своей  бедной отвратительной головой  о мрачные  стены  ада  и избегавшего людских взглядов из боязни напугать их. Задыхаясь, подавленная и полная сострадания, я слушала усиливающиеся  звуки грандиозных  аккордов,  в которых скорбь становилась божественной.  Затем все звуки  из бездны слились воедино в  невероятном, угрожающем  полете  (кружащаяся в  водовороте толпа, которая, казалось,  поднималась  в  небо,  как  орел, взмывший  к солнцу)  и переросли  в  триумфальную   симфонию,  и   я   поняла,   что   произведение заканчивается и что уродство, поднятое на крыльях любви, осмелилось смотреть в лицо красоте.
     Я  чувствовала  себя как  будто была  пьяна. Я  открыла дверь, которая отделяла меня  от  Эрика...

(Прошу прощения за дрянной перевод, но это единственное, что есть у меня под рукой в электронном виде.)

Вот. Мне кажется, это самое объективное мнение -- последняя инстанция, --хотя бы потому, что это мнение автора, которому принадлежат и сюжет, и персонажи. Нет? :)

Показать бездну-не значит в нее столкнуть. А может от нее уберечь. И в итоге Эрик отталкивает Кристину от этой безны-от себя, как ему представлялось. Хотя не является он этой бездной. Это лишь позерство и самомнение душевно нездорового(Лерушного Эрика) человека. Раз считал себя чудовищем, был близок к раскаянию, а значит и к прощению.

Vika SP,  :friends: .

523

Хумулус, все, что ты говоришь, замечательно, и я согласна с твоими общими положениями о природе гениальности. Есть темные гении - я с этим не спорю.

Но что касается нашего персонажа, все твои доводы являются махровыми ИМХО. У нас слишком мало объективных данных, чтоб сделать однозначные выводы. Ты воспринимаешь героя темным. И в доказательство своей точки зрения приводишь ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ предположения - свои личные.

Что такое ТДЖ мы можем только предполагать - объективной информации у нас нет. Каждый думает, что ему больше нравится.

Что означает "презирать человечество"? Мало ли что Эрик там плел, вешая лапшу на уши любимой девушке! Мог и рисоваться своей крутостью. Какой мужчина признается в том, что является нереализованным неудачнком, что спрятался от безжалостного мира в подвал, чтоб люди не обидели.
На деле-то он дарит презираемому человечеству фантастическую певицу, доставляя людям радость соприкосновения с истинно прекрасным.

Атрибутика смерти не есть нечто инфернальное, как и сама Смерть. Смерть нейтральна. Она лишь - трансформация, переход из одного состояния в другое. И часто Смерть - благо. Для того же Эрика, например. Она означает расставание с этой кошмарной оболочкой. Жить вечно уродом - вот было бы немилосердно.

Кстати, я на все твои доводы ЗА темное происхождение творчества Эрика ответила. Конкретного опровержения своих доводов в пользу светлой направленности творчества я так и не услышала. В моем первом посте они конкретно обозначены, но я повторюсь.

1. Возвратил Кристине способность к творчеству, разбудил ее душу от спячки.
2. Подарил людям прекрасную певицу, которая творит на сцене, а не просто добротно выполняет свое ремесло, как та же Карлотта.
3. Выводы автора повествования, которого можно принимать в качестве объективной информации.

Кстати, попытку удержать Кристину подле себя, можно с другой стороны рассмотреть.
Вместе, в тандеме, Кристина и Эрик совершают прорыв в искусстве. А поодиночке не могут реализоваться. Их миссии на земле останутся невыполненными. Эрик это подсознательно чувствует (как и Кристина, когда тянется к таланту Эрика, испытывая к нему физическое отвращение). Провидению по барабану личное земное счастье гениев - часто они одиноки. Имеет значение только их творчество. Эти двое предназначены друг другу, но не как мужчина и женщина, а как творческий тандем.
Эрик неуклюже пытается сохранить этот тандем, по заблуждению облекая это в форму любовных притязаний, городя одну глупость на другую.

Уход Кристины в обычную земную жизнь уничтожил и Эрика (физически) и Кристину (как творческую единицу). Путь обретения счастливой земной любви оказался тупиковым для обоих.

Наваяла пост, потом увидела отрывок из первоисточника, выложенный Симой. Это как раз ТО, что я имела в виду, говоря о ТДЖ. Нечеловеческая боль - метания - катарсис - прорыв к Свету.

524

О, мне очень понравилась версия Бастет про творческий союз.
Что, возможно, не вмешайся сюда Любовь, история сложилась-бы не так трагично. Правда, это была-бы уже сооовсем другая история.:)

И очень понравилась и близка мысль Вики про "показать Бездну - это не значит в нее столкнуть". А может как раз и предостеречь.
Желающий услышать - услышит, желающий понять - поймет. 
Мне кажется, что вообще невинность хороша до поры, до времени. В любом случае, глаза должны быть раскрыты. 
А музыку свою Эрик боялся вынести на суд Кристины потому, что ее уху это было непривычно, а сознанию больно. Но ведь она поняла, она даже забывала про его уродство, когда слышала его музыку. Музыка его не резала ее слух дисгармоничностью, а возносила.

А в гробу спал... Да это-же просто черный Эриков юмор. Издевался он над собой безжалостно. Он так в книге и говорит, что монстр и чудовище должен "отходить ко сну" в соответствующей атмосфере. По своему гармонизировал ее. Как истиный артист с большой буквы.
Над собой он злее всего смеялся сквозь слезы и стиснутые зубы.
Как раз это и доказывает, что он был ЧЕЛОВЕК. Ведь ни один ненормальный не признает своей ненормальности.

Так и ТДЖ его, мне кажется, что зло исхлестав себя мыслями про то какой он Дон Жуан (как например, когда Кристине кричал, биясь в истерике), в этой своей музыке он представлял свой путь от уродства до восторжествования красоты. Как-бы было, если-бы ему удалось пройти этот путь, и достичь света и гармонии. Если-бы он мог волшебным образом "излечиться" от своего уродства - может музыка и была повествованием об этом.

525

Мне все-таки хотелось бы еще раз спросить - как демагогу и агностику: почему расхождение (как справедливо заметила Бастет, ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ) творчества и образа жизни с одной формальной религиозной доктриной приводится как доказательство "окраски" этого творчества?
Что должны означать ссылки на идеи "Вечные, Живые и Благодатные" в мире, где во имя несущей эти идеи доктрины жгли на костре детей? Католическая церковь (в рамках которой, собственно, всегда осуждается Дон Жуан и его богоборчество) – чем она лучше в этом смысле культа богини Кали? Чем Ватикан не оплот "служения Смерти"?

И кстати о богоборчестве - мы что, настолько формально-религиозны должны быть, чтобы заклеймить как посланцев темных сил Прометея и, допустим, Джордано Бруно? Кажись, давно уже философская традиция сказала нам, что бывают и не совсем верные представления о том, что благо и что правильно - бывают и тиранические догмы, которые можно и посвергать. Ветряные мельницы, так сказать, с которыми стоит побороться.

Мне так же мило формальное деление - "спит в гробу=сатанист". Значит ли это - "ходит в белом=праведник"? Как верно отметила Серафин, спят в гробу и праведники, желающие помнить о своей бренности. А в белом ходили и друиды, приносящие человеческие жертвы.

Имеется противоречие и в пункте на счет того, что музыка Эрика была так страшна и безнадежна, что "здоровая душа её вынести не может". И буквально в следующей строке наша госпожа Дон Кихот говорит, что Кристина, послушав эту музыку, стала сострадать Эрику. То есть ее чистая и здоровая душа не обезумела от ужаса, не упала в бездну и не разрушилась навек, а прониклась нормальным человеческим, вполне себе христианским чувством.:)

Не говоря уже о том, что в приведенном Симой тексте Леру Кристина еще и ОТЧЕТЛИВО говорит, что в музыке Эрика содержалось преодоление тьмы, устремление к свету. Преодоление земного (уродства) - и устремление к, хм, божественному - красоте.

В общем, ППКС Вике СП - показать бездну не значит в нее столкнуть. Картины Страшного Суда на стенах церквей содержат наглядное изображение смертных грехов, но не призывают им предаваться, а наоборот, предостерегают.

Дон Жуан - скверный парень, и презирает род людской, и настаивает на своей земной безнаказанности. Но в ЛЮБОМ варианте легенды ему предоставляется шанс на спасение. В ЛЮБОМ варианте ему до последнего предлагают - покайся, твою душу еще можно спасти. Обычно он отказывается, и в ЭТОМ - его поражение. Имея в виду озвученную Леру тему уродства, взглянувшего в лицо красоте, нельзя ли нам предположить, что ТРИУМФ Дон Жуана у Эрика в том, что он покаялся и СПАС свою душу?

И сделать это можно, не передергивая ни слова в тексте Леру.

Отредактировано opera (2008-11-06 18:04:08)

526

Дон Жуан - скверный парень, и презирает род людской, и настаивает на своей земной безнаказанности. Но в ЛЮБОМ варианте легенды ему предоставляется шанс на спасение. В ЛЮБОМ варианте ему до последнего предлагают - покайся, твою душу еще можно спасти. Обычно от отказывается, и в ЭТОМ - его поражение. Имея в виду озвученную Леру тему уродства, взглянувшего в лицо красоте, нельзя ли нам предположить, что ТРИУМФ Дон Жуана у Эрика в том, что он покаялся и СПАС свою душу?

И сделать это можно, не передергивая ни слова в тексте Леру.

Опера, лучше не скажешь.ППКС- полный и безоговорочный.Vika SP,Bastet ,Astarta- :friends:

Отредактировано Милли (2008-11-06 18:03:10)

527

Еще про Дон Гуана(Пушкинского, конкретного такого :)). Гм... Почему-то о спасении его души и неспасении мне не думалось. А вот волновало то, что он не отказывается от своей любви, неустрашенный предстоящими муками ада, куда должен он попасть после смерти(я скромно полагала, что Донну Анну он полюбил впервые в жизни(или так заблуждался, но искренне). Мне казалось, что это торжество Любви над Смертью. И за любовь будет даровано прощение грешнику. Любовь спасет его душу, а не покаяние в содеянных грехах, на которое не было ни времени, ни особого желания.
Поэтому путь спасения души мне представлялся весьма конкретным, через возвышающую и очищающую от прошлых грехов любовь.
А буде Эрик(уже Эрик) человеком чуждым религии(читай света), сатанистом, атеистом, то не желал бы он венчаться со своей избранницей, а жил бы во грехе. :)

Отредактировано Vika SP (2008-11-06 18:25:49)

528

На покаяние, Вика, много времени не надо - достаточно одной благой мысли.:) Но в любом случае, Эрик Леру Любви был никак не чужд и до того, как пережил свое финальное потрясение - хотя бы потому, что любил Кристину еще ДО того, как понял, что и к нему возможны теплые чувства. ОК, по-своему любил, криво-косо, но вообще-то внушал ей доверие, которое никакие его выходки в ней не разрушили.:)
А Бог - он, как мы помним, есть Любовь.:)
Но в любом случае - я не понимаю, почему вообще богоборчество является доказательством темного гения. Богоборчество может быть благородной идеей или заблуждением, но оно, в любом случае, не "последняя точка". Оно даже в самой формальной религиозной системе ценностей некая слабость, относительно которой решение принимает высшая инстанция (которая, кстати о зайцах, ВСЕГДА преобладает, ибо Сатана всегда оказывается повержен, потому что у Всевышнего всегда есть "свой" план и все вообще, включая козни Диавола, происходит по его воле.:)). И богоборец Фауст (тоже канону ПО не чужой) был спасен, и богоборцу Дон Жуану предоставлялся шанс.:)

529

Ну, кое-что до меня уже сказали, потому старательно в метро написанный в наладоннике пост слегка подкорректирую :)

1. ППКС Астарте.

2. Серафин привела цитату, которую хотела привести я. Что мы видим? Кристина сначала почувствовала сострадание (которое вроде еще ничью душу не разрушало?), а потом услышала в музыке явный катарсис, преодоление хаоса и воцарение гармонии. И это после УЖАСНОЙ во всех смыслах сцены! Не в этом ли смысл настоящего искусства?
Как мы видели, Кристина была потрясена "Торжествующим Дон-Жуаном", но чистота ее невинной души разрушена не была, а покой Эрик нарушал периодически разными другими средствами :(

3. У нас про ТДЖ целый топик есть, где чего только об этом не писали! :) Для меня главное: ДЖ - это легенда. Вот, рассказывают разные авторы на разные лады про нехоршего человека, который женщин соблазнял и бросал, над покойником глумился и Богу вызов бросал. А как было на самом деле? Мы ведь знаем, что на самом деле и Сальери Моцарта не травил... (Оставим за скобками то, что ДЖ - персонаж вымышленный.) Но ведь, видя ужасное лицо Эрика, люди тут же ДОМЫСЛИВАЮТ все остальное. А у него ведь на самом деле есть что дать миру...

В заключение задам встречный вопрос. У Достоевского, например, КАКАЯ направленность творчества? В "Униженных и оскорбленных" даже хорошие люди НЕИЗБЕЖНО мучают себя и других, и самое доброе в человеке не может ничему помочь. В "Преступлении и наказании" вроде как финальный катарсис, но невинная жертва уже загублена, Мармеладова и Катерины Ивановны уже нет - значит, не для всех есть выход, а Свидригайлов от раскаяния только руки на себя смог наложить, да и раскаяние-то еще то. Князь Мышкин в финале возвращается в идиотское состояние. Ну и так далее... Понятно, что все и так, и совсем не так. Что вот так - обухом по голове - в данном случае говорят о подлинной человечности, о вере и смирении, любви и необходимости прощать и любить ближнего, пусть не совсем праведного. И, взяв читателя за шкирку, писатель, бывает, умудряется достучаться. А, казалось бы, чернуха чернухой.
Все мы знаем, что и дисгармония в подлинном искусстве может рождать гармонию в слушателе / читателе / зрителе. Судя по реакции Кристины, таким был ТДЖ. Для меня ее восприятие музыки Эрика - критерий абсолютный. Именно в силу ее душевной чистоты и музыкальности.

530

Еще один штришок к портрету Эрика. В своем подземном доме он хранил мебель своей матери.
Думаю, хранимые вещи матери свидетельствуют о любви, которую Эрик испытывал к женщине, так и не нашедшей в себе сил приласкать свое уродливое дитя. Он любил свою мать и очень страдал от отсутствия взаимности. Отсюда трепетное отношение к ее вещам. Тем более, что Эрик склонен к фетишизму.

Это я к тому, что еще до встречи с Кристиной Эрик был способен испытывать любовь, возможно, не осознаваемую, как таковую.

531

Угу. А мебель, кстати, "в стиле Луи-Филиппа". Леру-то писал когда? Уже позади (почти) модерн и на дворе - неоклассицизм. А Луи-Филипп - махровая эклектика, которая в начале 20 века казалась полной жутью. У Эрика наверняка отличный вкус, не говоря уже о неплохих финансовых возможностях. Т.е. этот ужас и кошмар держать в доме мог только как память о матери.

532

Когда Леру писал-все оставшиеся в живых действующие лица были весьма пожилыми людьми. Поэтому не так все страшно. :) И в практичности Эрику не откажешь. И память и удобная обстановка. Очень удобная. А вот если представить, что эта мебель была в его доме на момент его бегства с цыганами, и была ему дорога, как память, то из мужчины 50 с хвостиком  лет, ПО превращается в мужчину на 10 лет моложе. Сорока или сорока с небольшим.

533

Вика, прости, первые два предложения не совсем поняла :) Насчет остального... Во-первых, возраст Эрика у Леру не указан. Я тоже склоняюсь к мысли, что ему лет 50, но это необязательно. Во-вторых, мебель могла в доме появиться и позже. Эрик вернулся, мать умерла - он перенес в подвал обстановку, которая была в тот момент. Пусть мать и пользовалась ею, когда его где-то носило.

534

Леру-то писал когда? Уже позади (почти) модерн и на дворе - неоклассицизм. А Луи-Филипп - махровая эклектика, которая в начале 20 века казалась полной жутью.

Твоя мысль была-"Эрик хранил старый хлам"? Но Леру писал тогда, когда история была в далеком прошлом. Поэтому Эрик хранил не хлам, а удобную мебель.

535

Да! Да! Да!
Эрик Леру был сентиментален, любил свою матушку несмотря ни на что и хотел быть любимым  -- просто так, как человек, "ради меня самого". И он знал, что такое любовь, пусть не любовь к женщине (но какая разница? Любовь одна, но имеет много лиц :) ). Ему просто  не на кого было эту любовь излить.

Спасибо Вам, девушки и мальчики :) , от меня лично и от имени Эрика ;-)  за то, что вы так активно защищаете его право быть "хорошим"  *fi* .

И еще хочется поддакнуть Опере. Про Дон Жуана  :friends: . И отдельно про богоборчество.
Будем "зрить в корень" -- т.е. обратимся к самым истокам. Вспомним, каким богоборцем и ярым преследователем христиан был Савл, ставший потом Апостолом Павлом. Что не помешало ему войти в число самых почитаемых христианских святых.
И вообще, Богу раскаявшийся грешник милее сотни праведников. Это давно известно, и, кстати, я об этом твержу с самых первых наших споров с Хумулус на эту тему :) .

536

Леру-то писал когда? Уже позади (почти) модерн и на дворе - неоклассицизм. А Луи-Филипп - махровая эклектика, которая в начале 20 века казалась полной жутью.

Твоя мысль была-"Эрик хранил старый хлам"? Но Леру писал тогда, когда история была в далеком прошлом. Поэтому Эрик хранил не хлам, а удобную мебель.

Моя мысль была: "Эрик хранил нечто жуткое с художественной точки зрения" :) Думаю, что так это было с точки зрения человека 1910-х годов. Много лет прошло с точки зрения одной человеческой жизни, а с точки зрения культуры - это предыдущий этап, сравнительно недавний и потому пинаемый :) ИМХО. Вспомни, как долго и вдохновенно романтики пинали классицизм.

537

Donna, а почему жуткое с художественной точки зрения?:)
Вроде не так уж все страшно... :) )

http://s41.radikal.ru/i093/0811/97/f3cc109aa7eat.jpg

http://i033.radikal.ru/0811/36/1ef1f71281e8t.jpg

http://s41.radikal.ru/i094/0811/46/26420206ad1at.jpg

http://s61.radikal.ru/i174/0811/6b/b85b089bfefdt.jpg

http://i079.radikal.ru/0811/86/b7526ea3b5b7t.jpg

Seraphine, прошу прощения, если я некстати картинок накидала в твоей теме. Могу убрать если что.:)

Отредактировано Astarta (2008-11-08 02:15:01)

538

Вика, мне кажется, что практичность у Эрика благополучно уживалась с сентиментальностью. И вещи своей матушки он хранил не в силу практических соображений (он почти не пользовался той комнатой, и не думал о том, что она ему для чего-то пригодится), а как память о матери, чьей любви он недополучил и не получит уже никогда.
Хранил же он вещи Кристины, совершенно бесполезные с практической точки зрения.

539

*смеется* Астарта, почти сдаюсь! Почти - потому что "жуткое" не с моей точки зрения. Полагаю, таково было отношение людей начала 20 века.

540

Мне не нравится,КАК ПЕРСОНАЖ,Симин Эрик,но я xочy защитить героя Лерy. ППKС,Бастет,пo пoводу светлой направленности.Вернее,такова его музыка,что каждый в ней видит-и берет из нее что-то свое.'Пчела берет из цветка мед,а паук-яд'(с) По поводу его мyзыки и невинности Крис.Вам не кажется,что невинность мoжет быть и чрезмернoй?ИМXО,в 20 лет верить в ангелов-слишком,не в мoнастыре же она жила?И 40летнего девственника мы не воспринимаем адекватным перcонажем. Эрик,безусловнo,берег Крис от своеи мyзыки-это из той же оперы,что oн ее на лошадь сажал,а не заставлял пешком топать или на лодке-греб сам:) .Конечнo,он оберегал Kрис от стpастей,от ужасов жизни,ИМЕННO ВИДЯ ЕЕ НАИВНОСТЬ,НЕ ЗНАЯ,КАК OНА ПЕРЕНЕСЕТ СTОЛКНOВЕНИЕ С ТЕМ СTРАДАНИЕМ,КОТОРОЕ ОН НЕС В СЕБЕ,С ТЕМ УЖАСОМ,КОТОРЫЙ ОН НЕВОЛЬНO ВОПЛОЩАЛ СВОИМ УРОДСТВОМ. И взросление тоже бывает разнoе-естественнoе и плавнoе,или через потpясения,'инициацию'.Kрис именнo задержалась в детстве. И невероятнyю душевную боль Эрика она сyмела если не понять,то ответить состраданием-именнo тем отношением,на которое Призрак уже даже и не надеялся.

И взросление Kрис уже мoгло быть только таким,мгнoвенным.И она все-таки выдержала,поняла что-то.И С ПOМОЩЬЮ ТОЙ ЖЕ МУЗЫКИ ЭРИКА ПОЛУЧИЛА КАТАРСИC,СТАЛА ДУXОВНO БОГАЧЕ,САМА СОСТPАДАТЬ НАУЧИЛАСЬ.=>