А Сольери (из фильма)? Доблал свои гаммы без особого "высокого чувства", по крайней мере по по сюжету фильма...
Как все люди...
Сообщений 451 страница 480 из 1073
Поделиться4522008-10-30 18:35:59
Во-первых, мои рассуждения в очень большой степени относились к вокалистам. Во-вторых, Сальери из фильма - это художественный образ: нам хотели сказать, что его музыка на сама себя писала, а им вымучивалась и "делалась". И никого, собственно, не трогала (хотя все-таки мы не будем забывать, что исторический Сальери - прекрасный композитор, на самом-то деле). И никто от нее под дверью не рыдал, как Рауль от Эриковв пения.
Поделиться4532008-10-30 19:45:50
Спасибо, Женя .
Мне тут практически нечего добавить . Скажу только, что, по-моему, этот "параметр", заданный самим Леру -- музыкальный гений Эрика -- и есть на самом деле главный ключ к его пониманию. Потому что человек, способный своей музыкой переворачивать душу -- самым разным людям, как Вы совершенно правильно пишете, -- не может быть абсолютно безнадежен в нравственном и духовном плане . Отсюда, как мне кажется, и его способность любить, и наличие какой-никакой совести , и способность пережить этот пресловутый катарсис.
Кроме того, эта музыка и есть та соломинка, за которую хватаются -- осознанно или нет -- фикрайтеры, сочиняя для Эрика жизнь после того, что описано в романе. Если он все же НЕ умер, то именно потому, что у него все еще была его музыка.
Humulus, только что заметила, что за обсуждением моего назгула я не ответила на твой вопрос. Прошу прощения *-p .
А кому он сочувствует больше, Лизе или Призраку?
Думаю, что все-таки Призраку . Мужская солидарность и все такое .
Поделиться4542008-10-30 21:58:51
Да, Эрик Леру, разумеется, не просто так МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ, а не просто урод, психопат и убйица. И не зря обладатель ангельского голоса: певец ведь сам исполнитель - сам инструмент. Голос, в отличие от рояля, флейты или гитары, всегда точно знает, внимательны ли к тебе близкие, нравится ли тебе книга, которую ты читаешь, радует ли солнышко на небе и сильно ли ты злишься на человечество Негармоничные чувства "гасят" голос. А раз Эрик поет, это о многом говорит.
Но вспомним моего любимого Гофмана - более музыканта, чем писателя, и певца в том числе. В его произведениях музыкальный гений очень даже может быть злым, а музыка - связанной с нечистой силой (вот хотя бы "Состязание певцов"). Музыка для романтиков - величайшее из искусств, и именно поэтому амбивалентное.
О музыке как искусстве темном, будящем в человеке много чего, не только возносящем к небу, но и ввергающем в ад, писали и в конце 19-начале 20 века. И не без оснований. Вот хоть Вагнер... В музыке ведь тогда пошли эксперименты, которые должны были казаться современникам дикой какофонией. Музыка Скрябина, например, до сих пор многим кажется.
Тема договора с дьяволом не зря всплывает в ПО-89.
Но Эрик Леру, мне кажется, как раз преодолел дьявольское искушение. Похоже, катарсис в ТДЖ был... Не говоря уже о том, что восприимчивая к музыке и, что ни говори, чистая и светлая Кристина НЕ МОГЛА воспринять как ангельское пение голос демона.
Поделиться4552008-10-30 22:18:57
В музыке ведь тогда пошли эксперименты, которые должны были казаться современникам дикой какофонией. Музыка Скрябина, например, до сих пор многим кажется.
Донна, мне кажется, что это все же проблема восприятия, а не творчества.
О музыке как искусстве темном, будящем в человеке много чего, не только возносящем к небу, но и ввергающем в ад, писали и в конце 19-начале 20 века. И не без оснований. Вот хоть Вагнер...
Все-таки, музыка -- это средство САМОвыражения, выражения эмоций, чувств, а не идей (в этом я полностью солидарна со своим Эриком ). И поэтому -- как мне кажется -- музыка, идущая "от сердца" не может быть сама по себе "дьявольской", это "человеческая" музыка по определению. "Дьявольская" же идет от ума, как "Соната Дьявола", о которой написал Опера, а значит, это уже не "чистое творчество". Хотя, может, я и идеализирую по-дилетантски это "чистое творчество" .
Но Эрик Леру, мне кажется, как раз преодолел дьявольское искушение. Похоже, катарсис в ТДЖ был... Не говоря уже о том, что восприимчивая к музыке и, что ни говори, чистая и светлая Кристина НЕ МОГЛА воспринять как ангельское пение голос демона.
:friends:
Поделиться4562008-10-30 22:25:27
Да нет, я абстрактно, безотносительно Эрика, только что касается рассуждений о музыкантах вообще. Что считать "прекрасным композитором"? Гендель - прекрасный композитор? Есть у него и прекрасное, во всех смыслах, а не только по внешней форме, а есть и "Музыка на воде" - по-моему скучища страшная, вот это в моём понимании ярчайший пример "музыки без души", бравурно, живенько так, но утомляет через пятнадцать минут. Я к тому, что насколько это спорно, что творец всегда обладает страстной душой. А те, кто сейчас "пишут" музыку - два притопа, два прихлопа, засандалил в синтезатор, "крючок" есть, Жанна Фриске сбацала по MTV - результат есть? Есть. В принципе, ведь тоже чего-то там сочиняют, типа "творят музыку" (в том числе и "вокалист" Жанна Фриске ).
Впрочем, понятно, что последняя к Эрику не имеет ни малейшего отношения, даже, как потенциальная ОЖП , но тем не менее чего-то там от творчества всё-таки осталось в этом хорошо отлаженом процессе, чего-то она - эта музыка в потенциальных слушателях будит (ну, у определённой категории слушателей )? :hmm:
Отредактировано serenada (2008-10-30 22:29:05)
Поделиться4572008-10-30 22:57:03
Серенада, тот факт, что Вы находите "Музыку на воде" скучищей - это все-таки, как верно говорит Сима по другому поводу, "проблема восприятия, а не творчества". Но тут есть одна серьезная деталь - вот вы "Музыку на воде" живьем слушали, или только в записи? Потому что живое исполнение музыки - это как раз тот момент, когда и определяется ее "настоящесть". Даже самая хорошая запись - в вокале особенно - это "Рабинович напел".
И я не говорил, что творец всегда обладает страстной душой. Я говорил, что он обладает ЖИВОЙ душой, и не может быть полностью холодным внутри. Это и в самом деле невозможно.
Жанна Фриске, конечно, девушка далекая от гениальности. Но между прочим человек она неплохой - например, очень трогательно заботится о младшей сестре, переживает за нее. И безусловно "что-то от творчества" в ее деятельности есть. Потому что - и это тоже очень важный критерий - то, что находит отклик в народном ухе, хоть что-то ценное в себе обычно содержит. Хотя бы простую мелодику, или простые, понятные бытовые переживания и радости.
Кто мы такие, чтобы снобистски разделять слушателей на "категории"? Вам кажутся примитивными те, кому нравится Жанна Фриске. Но ваше же отношение к "Музыке на воде" делает ВАС примитивной к глазах тех, кто любит и понимает Генделя.
Хорошая музыка получилась или плохая, нравится она или нет - вопрос вторичный. Первично все-таки то, что совершенно бездушные люди в принципе не способны к творчеству - им нечего сказать, и никакого слушателя у них быть не может.
Поделиться4582008-10-30 23:19:42
В музыке ведь тогда пошли эксперименты, которые должны были казаться современникам дикой какофонией. Музыка Скрябина, например, до сих пор многим кажется.
Донна, мне кажется, что это все же проблема восприятия, а не творчества.
Применительно к Скрябину - само собой. Кому-то и Шостакович - "сумбур вместо музыки". И все же именно чуть раньше, чем Леру написал "Призрака Оперы", оказалось, что музыка может быть не гармоничной, но все-таки завораживающей и прекрасной. Тогда, само собой, возник вопрос: вот откуда это - прекрасное без гармонии?
Все-таки, музыка -- это средство САМОвыражения, выражения эмоций, чувств, а не идей
Это в Вагнеров огород камешек? Мне кажется, идей ему потом больше напридумывали...
музыка, идущая "от сердца" не может быть сама по себе "дьявольской", это "человеческая" музыка по определению
А как насчет "божественной"?
Хотя, может, я и идеализирую по-дилетантски это "чистое творчество" .
Хм... А что такое вообще чистое творчество? Понятно, что включенная интуиция, но вряд ли полностью выключенные мозги
Мне кажется, ТДЖ Эрика - музыка уж не знаю кем и чем вдохновленная, вполне гениальная, короче, но музыка "умная". Как у Дебюсси и Скрябина. Вызывающая в воображении очень конкретные образы. Музыка, которую композитор не "услышит" без души, но которую не сможет записать без разума.
Тоже, в общем, вполне дилетантские рассуждения - я не очень хорошо знаю музыку. Чистое ИМХО
Поделиться4592008-10-31 00:40:10
Сима, мы изначально говорим о том, что пишешь ты, а не Леру. Твой персонаж подкорректирован в свойственном тебе жанре - вполне реалистичной мелодрамы.У него иная мотивация поступков, другая жизненная ситуация, характер в конце концов. И аргументы с эпизодами из романа Леру некорректны. Должны работать примеры твоего собственного текста. Меняя логику действий главного героя ты меняешь и всё остальное. Это ТЫ должна убедить читателя, что твой Эрик - гениален той подлинной музыкальной чуткостью, которой наделил своего героя Леру. Пока же он у тебя больше позёр.
Получается очень приятная творческая позиция - что не нравится, то заменяем, а что нравится - ему положено и так, априори. Так не бывает. Смещая акценты на прозаичность поступков и мышления, автоматически распространяешь его и на художественное мышление своего персонажа. Соответственно, его гениальную одарённость должна показать ты, а не кивать на оригинал Леру.
Говорю это тебе не для спора, а просто как читатель, воспринимая текст со стороны, без оглядок на первоисточник.
-------
Что касается прочих аргументов, то они не выдерживают никакой критики. Смешано всё в кучу и порублено в винегрет.
Сцена с подслушивающим Раулем или восторженной Кристиной относится к роману Леру, не имеет отношения к сюжету "Как все люди"
Физиологический процесс пения лечит и оживляет? ОК, тогда по логике - физиологический процесс письма , к примеру, уже заренее предполагает, что пишущий умнеет.
Мне всё-таки кажется что и то и другое зависит от личности человека. И одухотворённость не физиологична по определению.
Речи о том, что Эрик у Серафин является проводником "чего-то там откуда-то" не шло и в помине, т.к. её персонаж настолько чужд всякой мистике, что и говорить об этом не приходится, так же как и о том, что он "мёртв" - огурец ещё тот, дай боже каждому:).
И последнее. Моцарт не пел, он сочинял, так при чём же здесь вокал, если их уж сравнивать? А разговор был начат именно с этого.
Отредактировано Humulus (2008-10-31 00:58:20)
Поделиться4602008-10-31 01:15:06
Хотелось бы, как автору не выдерживающих никакой критики аргументов:), отметить: я не говорил конкретно о тексте Симы. Я собственно рассуждал "на тему", и размышления мои относились к тем именно вещам, о которых я писал. Сцены с Раулем и Кристиной в романе есть - к роману я свою аргументацию про вокальные таланты Эрика и относил. К сюжету "Как все люди" это относится, собственно, последней строчкой - а именно, что пение Эрика - это один из самых сильных моментов в пользу того, что он, пардон, не сдох после того, как ушел от Перса. ТОЛЬКО если он не сдох - только при таком условии вообще возможно продолжение истории хоть в виде мелодрамы, хоть в виде чего.
Относительно лечебных свойств пения. Очень трудно объяснить словами физическую реальность какого-либо действия. Это как оргазм словами описывать - не получится, надо испытывать. Я мог бы предложить оппоненту попеть и попробовать на себе, станет ли лучше и спокойнее на душе. Но, возможно, для этого недостает голоса и слуха. В отсутствие возможности проведения подобного опыта прошу обратить внимание на другое: физиологический процесс пения лечит и оживляет, и это - так, потому что это закон химических процессов нашего тела. Занятия спортом, знаете ли, тоже бодрят. Тело работает, гармоны вырабатываются, но в пении, в отличие от спорта, на выходе еще получается произведение искусства. И ЭТО уже придает процессу известную одухотворенность.
А физиологический процесс письма, ПО ЛОГИКЕ, предполагает, что человек ГРАМОТНЫЙ. И может, обладая грамотностью, наполнить свою башку знаниями, которые разовьют и расширят его ум. Так что начав писать, он может, в конечном счете, и поумнеть. И точно так же певец, начав извлекать звуки, не может остаться совершенно глухим по отошению к той музыке, которую от из себя извлекает. Потому что если ничего не вышло - значит, это паршивый певец, и ничего он вообще из себя не извлек, кроме ослиного рева. А в случае с Эриком у Леру мы знаем, что это не так. И в случае с Эриком у Симы это тоже не так, потому что сведения о том, что его пение, хм, имело успех у нас имеются и в ДАННОМ тексте.
А Моцарт не только "сочинял". Он еще пел - вы будете смеяться, но это так. И играл на разных инструментах - то есть обратно телом участвовал в акте творчества. И еще он ДИРИЖИРОВАЛ. А это, как говорят знающие люди - акт физического творчества даже более мощный, чем пение. Так что физиология музыкального процесса Моцарту была ни в коей мере не чужда.
Поделиться4612008-10-31 01:31:38
"Тело работает, гармоны вырабатываются, но в пении, в отличие от спорта, на выходе еще получается произведение искусства. И ЭТО уже придает процессу известную одухотворенность."
Оптимизм впечатляет. Без комментариев.
Поделиться4622008-10-31 01:49:03
С одной стороны - впечатления людей, которые ПОЮТ и ЗНАЮТ, как это физически переживается.
С другой - умозрительное мнение человека, который НЕ поет.
Скептицизм неуместен.
Ситуация, конечно, из серии "хотите верьте, хотите - проверьте".
О, я так понимаю нежелание признать, что тело человека управляет тем, что он, как он полагает, духовно прозревает. Но даже религиозный экстаз отшельников - духовную значимость которого никто не отрицает - обусловлен не только верой, но и химией тела: постом, бессонницей, молитвенным самогипнозом. Это врачи говорят, не я.
ПОЧЕМУ столь многим из нас кажется, что признание физической природы человека чем-то принижает его духовность? Главное в Христе - это двойственная природа. Не работает одно без другого.
Отредактировано opera (2008-10-31 01:54:44)
Поделиться4632008-10-31 11:11:30
Серенада, тот факт, что Вы находите "Музыку на воде" скучищей - это все-таки, как верно говорит Сима по другому поводу, "проблема восприятия, а не творчества". Но тут есть одна серьезная деталь - вот вы "Музыку на воде" живьем слушали, или только в записи?
Живьём, живьём слушала - ну не понравилась она мне, вот именно она (а не Гендель) и не понравилась.
А на счёт Жанны Фриске я таки как раз в том смысле, что это тоже определёное творчество, в основе почти то же самое, что и у Моцарта, просто результаты "на выходе" разные - у кого-то "Волшебная Флейта" и кого-то "Малинки". И многие, очень многие из тех, кто слушает эти "малинки" , от Реквиема плакать не будут, но значит ли из этого, что автор "малинки" как личность более значителен, чем автор Рекиема? :hmm: Хм...не исключаю. А в общем это я так, ни к чему, из вредности ... :bleh:
P.S. А мне вот интересно, когда я десять лет пела в хоре, это на что-то влияло? И химия тела была? Вообще-то сомневаюсь, ибо "из-под палки"... <_<
Поделиться4642008-10-31 11:59:03
Серенада, должна была быть химия. Хотя из-под палки, возможно, не такая живительная, как по собственной потребности.
А что касается "Малинки" и "Реквиема" - вы будете смеяться, но это некторый статистический факт: классическая музыка, если ее не называют с серьезностью и не гонят в консерваторию, нравится абсолютному большинству человеческих ушей. Просто из-за гармоничности рядов. Сознательно простому человеку нравится "Малинка", а классика ему противна и скучна. А поставь ему "Маленькую ночную серенаду", не говоря громких слов про Моцарта - и он проникнется. Потому, что это просто и красиво. Не случайно же классику так рьяно используют в рекламе: ну нет вообщем-то связи между оперой Пуччини "Джанни Скикки" и лечебным шапмунем "Низорал" - а ролик музыка украшает несказанно. А вопрос в сущности в том, что и Моцарт, и Пуччини писали без особой цели - просто, чтобы сделать людям приятно и хорошо. "Малинки", в общем, писали.
Поделиться4652008-10-31 14:16:21
Донна
Тогда, само собой, возник вопрос: вот откуда это - прекрасное без гармонии?
Насколько я понимаю, какой-то абсолютной, единой гармонии не существует (в музыкальном смысле). Гармонии бывают разные ,и даже дилетантское представление о ней меняется со временем. Не говоря уж о профессиональной точке зрения.
Это в Вагнеров огород камешек? Мне кажется, идей ему потом больше напридумывали...
Вы про фашизм? Нет, я не о нем . Но все равно у Вагнера идей больше, чем эмоций.
А как насчет "божественной"?
Не хочется пускаться в богословские рассуждения... Но человек создан "по образу и подобию"? Так? Значит, все, изначально присущее человеку -- в том числе и способность творить, -- от Бога. Поэтому любое творчество (чистое ) несет в себе божественность. Вот. "Человеческое" и "божественное" в данном случае не противопоставляются.
Хм... А что такое вообще чистое творчество? Понятно, что включенная интуиция, но вряд ли полностью выключенные мозги
Мозги, по моему глубокому убеждению, вообще никогда выключать не надо . А "чистое творчество"... Тут, конечно, с терминологией у меня -- не ах. И вообще, я думаю, что профессиональный музыкант, а пуще того -- композитор, прочитав всю эту "литературщину" о "чистом творчестве" и процессе сочинения музыки, помер бы от смеха. Но, тем не менее... Я имею в виду то творчество, которое заставляет человека, им занимающегося, ощущать в процессе оного высшее счастье *-p . Наверно, так. Ведь такое бывает?
Humulus
Сима, мы изначально говорим о том, что пишешь ты, а не Леру. Твой персонаж подкорректирован в свойственном тебе жанре - вполне реалистичной мелодрамы.У него иная мотивация поступков, другая жизненная ситуация, характер в конце концов. И аргументы с эпизодами из романа Леру некорректны. Должны работать примеры твоего собственного текста. Меняя логику действий главного героя ты меняешь и всё остальное. Это ТЫ должна убедить читателя, что твой Эрик - гениален той подлинной музыкальной чуткостью, которой наделил своего героя Леру. Пока же он у тебя больше позёр.
Получается очень приятная творческая позиция - что не нравится, то заменяем, а что нравится - ему положено и так, априори. Так не бывает. Смещая акценты на прозаичность поступков и мышления, автоматически распространяешь его и на художественное мышление своего персонажа. Соответственно, его гениальную одарённость должна показать ты, а не кивать на оригинал Леру.Говорю это тебе не для спора, а просто как читатель, воспринимая текст со стороны, без оглядок на первоисточник.
Я спорить и не собираюсь, но ответить все же должна?
Для начала, возникший тут разговор о музыке -- скорее, отвлеченный, равно привязанный и к моему тексту, и к роману Леру.
НО! Я уже не раз говорила, что СТАРАЮСЬ писать все-таки об Эрике Леру. И то, что героя Леру мы с тобой видим по-разному, ничего не меняет. Я пытаюсь соблюдать какие-то условия, заданные в романе не для того, чтобы мне было удобнее (кстати, это скорее создает определенные неудобства ), а чтобы между моим Эриком и Эриком Леру существовала какая-то логическая связь. Мне КАЖЕТСЯ (и судя по отзывам кое-кого из читателей, не мне одной), что такая связь имеется. Может, не всегда. В любом случае, то немногое, что мы знаем об Эрике из романа, мы с тобой явно истолковываем, если не в корне по-разному, то уж точно исходя из разных жизненных позиций . Поэтому я нисколько не удивляюсь тому, что ты не считаешь моего Эрика продолжением Эрика Леру, но ничего с этим поделать, увы, не могу.
Насчет того, что я ДОЛЖНА показать и в чем ДОЛЖНА убедить читателей ...
Ну, во-первых, как все мы тут, я пишу прежде всего для себя , реализуя свою потребность высказаться и т. д., и т. п. Это так, к слову. Я очень рада, что мое "творчество" оказалось интересно единомышленникам. Но не более того (в смысле моих собственных амбиций и художественных целей ).
А во-вторых, я никак не смогу ПОКАЗАТЬ ОБЪЕКТИВНО состояние души героя, наличие у него талантов, способность любить, творить и пр., поскольку избрала такую форму -- внутреннего монолога. Да, через восприятие окружающих -- в какой-то мере, но и то об этом восприятии мы узнаём от самого Эрика, в его трактовке. Поэтому каждый читатель составляет себе свое мнение о характере моего персонажа, читая его собственные излияния. Не случайно (и мне было ОЧЕНЬ приятно это слышать) Донна и Опера говорили тут когда-то об ОБЩЕНИИ с ним.
Вот .
Поделиться4662008-10-31 16:04:25
А я вот подумал - как было бы славно: сидит Эрик, сам с собой разговаривает, и оценивает - "Не, ну вот тут у меня вышло просто офигенно! Просто все рыдали в зале. И за дверью. И ваще. Вы, Кристина, берегитесь - послушаете мою музыку, и будет у вас полный отвал башки! вынос мозга! Бууу!!!" Так естественно и убедительно было бы.
Это я к чему? К тому, что как раз у Леру то, что Эрик ВСЛУХ выдает высокие оценки своему труду и расписывает его грозные свойства - вот это как раз неестественно, натянуто и неправдиво.
Настоящий художник никогда не превозносит и не описывает свое творчество. Во-первых потому, что оно для него естественно, как дыхание - мы же не обсуждаем с окружающими, более или менее нам удался каждый вздох. Во-вторых потому, что он никогда не бывает им доволен, и что тут обсуждать, если нужно дальше работать? В-третьих - потому, что, будучи завершенным, произведение уже НЕИНТЕРЕСНО. Оно - уже пройденный этап, прошлое, у него есть недостатки, но оно уже "не болит" и потому не особенно интересно.
И Эрик у Симы как раз относится к своей музыке очень правильно: он знает себе цену, знает, что музыка хороша - потому, что люди плачут, потому, что хотят еще, да и просто - исходя из гармонии. И знает, где она недостаточно хороша. И он при этом ко всему уже написанному относится с легким циничным юморком: "Мол, было дело, написал. Ну что, брат Моцарт, выкусил?". И при этом - абсолютно, тотально музыкой живет: мыслит музыкальной терминологией, вспомнает нотами, и все самые сильные впечатления его жизни - это моменты, когда он играет или поет. И в тексте они описаны, пожалуй, даже ярче, чем любовные или бытовые перепитии. Сцена, когда Эрик впервые слышит музыку в соборе - куда значительнее, да простит меня Сима, чем вся история с Мими.
Поделиться4672008-10-31 22:29:43
Seraphine,
видишь ли, говоря :" мы с тобой всё воспринимем по-разному" - ты всего лишь автоматически отмахиваешься от мнения, высказанного одним из твоих читателей. Воля твоя, можно и не принимать его.В этом своём мнении я исходила из характера героя, которого создаёшь ты. К примеру, что Эрик у тебя вполне цельный и убедительный, но при этом сильно "как все..."
Чтобы у читателя сложилось впечатление о типе личности героя, форма внутреннего монолога пожалуй самая лучшая. И например Призрак у Немона совершенно безоговорочно вызывает ощущение подлинной музыкально одарённой натуры. (Кста, при этом ему вовсе не требуется беспрерывно нахваливать самого себя) Я могу совершенно не воспринимать этого персонажа как лерушного, даже более того, скорее как его антагониста. Но Паоло Немона - музыкант, и музыкант в первую очередь, всё остальное -во вторую. Его переживания, его тонкость восприятия, уязвимость - находят отражение в поэтических образах, даже помимо воли.
Местный Эрик соображает примерно то, что тут немного выше описали:)
Этим сравнением я не противопоставляю обе ваши работы, у каждого разумеется своё произведение, но просто поясняю свою мысль о том, что восприятие читателями персонажа зависит не от читающего, а от пишущего. Нет предвзятости к твоему Эрику или к Эрику Немона. Есть разная авторская расстановка акцентов в личности первоначального Призрака, созданного Леру.
Поэтому Сима, я отсюда выхожу, но признаюсь, что читать твой роман - большое удовольствие и я от души желаю тебе не сбавлять темп и энергичность повествования, яркость и эксцентричность характера твоего героя.
Поделиться4682008-10-31 22:59:33
Все пытаюсь понять интонации этого спора-обсуждения. :gmm:
Если нравится-отчего так много претензий. Причем претензий типа-"Вы недостаточно ясно воплотили то, о чем хотела бы услышать я. Подите, поглядите, как это сделал Иван Иваныч!" (хи, вспомнилась поэма про телеграфиста Петра Плаксина и его соперника, который дивно играл на кларнете)
Это достаточно некорректно и по отношению к автору и по отношению к автору, которого приводят в пример. И вообще, лучше это выссказывать в личке. Несогласие с созданным образом-нормальное явление, тем более с образом столь противоречивым. "Каждый пишет, как он слышит". Каждый фикрайтер имеет право на свое отражение образа и расстановку акцентов.
Так ведь интересней. Зато дружелюбное порицание и выявление недочетов
вызывает у меня легкое недоумение, ведь следом пишется-"но какое удовольствие это все читать! Хотя я это все читала уже в "Письмах"!
А спрашивается, зачем тогда перечитывать? Вовсе не надо на это тратить время, раз все было в "Письмах".
Такие вот хитро завуалированные симпатии. И не разберешь.
Отредактировано Vika SP (2008-10-31 23:00:57)
Поделиться4692008-10-31 23:17:13
Хумулус, по-разному расставленные акценты в образах Эрика (или Паоло) у Серафин и у Немона не отменяют музыкальной одаренности местного Эрика. Не забывай о разной форме монолога героя.
У Немона это дневник, причем написанный ДЛЯ КРИСТИНЫ, которая если что-то восприняла в нем, то именно через музыку. Именно через музыку Эрик хочет и посмертно достучаться до нее. И еще мы видим там Эрика в воспоминаниях музыкально восприимчивой и талантливой Кристины, для которой он остается Ангелом музыки.
У Эрика Серафин - поток сознания, как она сама подчеркнула, это принципиально важно. Не обдуманный, подготовленный текст, а нечто спонтанное, непосредственные реакции на все окружающее. Неудивительно, что у человека талантливого и впечатлительного реакция, скажем, на грубую монастырскую одежду почти такая же острая, как на игру Пакито.
То, что Эрик здесь - "как все люди", что у него масса всякого-разного в жизни, кроме музыки, не делает его менее музыкантом. Все музыканты как-то устраивают свой быт, решают финансовые вопросы, заглядываются на женщин и все такое прочее. Просто у Немона это в основном за кадром, а у Серафин в кадре. И все-таки все, что местный Эрик делает в жизни, окрашено музыкально. Например, Степана слугой он себе берет потому, что тот потрясающе играет на балалайке
Поделиться4702008-10-31 23:29:13
Угу. А нагое тело Лиз удивительно похоже на скрипку.
Поделиться4712008-10-31 23:34:19
Донна
Тогда, само собой, возник вопрос: вот откуда это - прекрасное без гармонии?
Насколько я понимаю, какой-то абсолютной, единой гармонии не существует (в музыкальном смысле). Гармонии бывают разные ,и даже дилетантское представление о ней меняется со временем. Не говоря уж о профессиональной точке зрения.
Согласна Разная она бывает, гармония - последние 100 лет музыки это со всей очевидностью показали.
Это в Вагнеров огород камешек? Мне кажется, идей ему потом больше напридумывали...
Вы про фашизм? Нет, я не о нем . Но все равно у Вагнера идей больше, чем эмоций.
И да, и нет. Напридумывали ему фашизм, но я понимаю, что вы не о том. Просто мне не кажется, что у него больше идей, чем эмоций. Просто, имхо, он понимал, что все это настолько ... непривычно, что надо "объяснять". Но это и правда вопрос восприятия.
Я имею в виду то творчество, которое заставляет человека, им занимающегося, ощущать в процессе оного высшее счастье *-p . Наверно, так. Ведь такое бывает?
Безусловно
Поделиться4722008-11-01 01:11:55
Seraphine,
видишь ли, говоря :" мы с тобой всё воспринимем по-разному" - ты всего лишь автоматически отмахиваешься от мнения, высказанного одним из твоих читателей. Воля твоя, можно и не принимать его.В этом своём мнении я исходила из характера героя, которого создаёшь ты. К примеру, что Эрик у тебя вполне цельный и убедительный, но при этом сильно "как все..."
Humulus, не мы ли с тобой недавно в другом месте соглашались друг с другом в том, что споры утомляют своей бесполезностью ? Помня об этом,а вовсе не "отмахиваясь от мнения читателя" , я и подчеркиваю эту разницу в нашем восприятии -- ты же не будешь отрицать, что она имеет большое значение?
Насчет "как все"... Но Эрик Леру стремился к этому всем сердцем . Разве нет? И это тоже о многом говорит. И ничего такого в том, что он "как все", нет. По-моему. Даже наоборот . В какой-то степени я этого и добивалась .
И почему быть "как все" плохо? Кто сказал, что одаренный человек должен вести себя и выглядеть как-то по-особому? Ты читала письма Моцарта? Я чуть в обморок не упала от такого обилия фекального юмора. Не ожидала, честно. А Бах? Вот еще один неоспоримый гений, правда? А что может быть приземленнее затурканного огромной семьей церковного органиста?
Что касается Немона и его Паоло, мне тоже, как и Вике СП, кажется не совсем правильным приплетать его сюда. У каждого свой взгляд (опять же ), и при всем моем уважении к Немону и очень высоком мнении о его "Реквиеме", я изначально (от Леру) смотрела на Эрика и видела его по-другому. Что и пытаюсь выразить у себя. И мне тоже, прости меня, непонятно: если ты читаешь мой текст (про роман -- это вы все тут все-таки загнули, простите ) с удовольствием, то в чем, собственно, твои претензии? Тем более, что вещь еще не дописана -- и ох как не дописана . Вообще-то, черт меня дернул выкладывать незаконченный текст .
Поэтому Сима, я отсюда выхожу, но признаюсь, что читать твой роман - большое удовольствие и я от души желаю тебе не сбавлять темп и энергичность повествования, яркость и эксцентричность характера твоего героя.
Конечно, Наташа, это как тебе лучше. Спасибо за высокую оценку "моего скромного труда" и пожелания , но я тут вообще ничего не понимаю :nope: :gmm: . Надеюсь, что ты все же будешь наведываться .
Вика, Донна, Опера, спасибо за поддержку моего "приземленного" Эрика :friends: .
Поделиться4732008-11-01 23:46:47
Извините, позволю себе последний мявк на эту же тему...
Хумулус:
"музыкант в первую очередь, всё остальное -во вторую. Его переживания, его тонкость восприятия, уязвимость - находят отражение в поэтических образах, даже помимо воли."
В общем-то, в такой формулировке получается, что описываемый человек - поэт в первую очередь.
Поделиться4742008-11-03 16:54:35
Мысль моя довольно проста и я наверно должна её закончить , чтобы не было разночтений.
Существуют разные типы творческих личностей. И на этом форуме их часто сильно путают между собой. Возьмём три условных образа-архетипа.
Первый назовём условно Моцартом. Это тот чистый тип гениальности, который несёт свет и радость искусства, его может слушать, воспринимать и ребёнок и человек с высочайшим уровнем интеллекта, потому что источник этой гениальности берёт начало в вечных божественных идеях любви и гармонии.
Второй тип назовём Паганини. Ему соответствует Призрак Леру. Его гений тоже велик и наполнен мистицизмом, ему так же присущи подлинное художественное чутьё, талант и призвание, но он имеет иной источник, он подключён к мирам возмездия. От этого его гений ущербен в своей злобе и эгоизме.Такой гений создает музыку, несущую боль его внутренней эгоистичной и озлобленной души, в романе Леру преобразуется она в итоге только от добра и сочувствия .
У Немона получился такой моцартианский тип - изначально светлый, чистый человек, беззлобный совершенно и его боль совсем другого характера, он любит и творит с самого рождения и его страдания от ощущения злобы окружающего мира, который его прессует. Т.е. один из них сам творит зло, считая что тот, кто сильнее, умнее, тот и право имеет чихать на всех, а другой мучительно переживает за людей.
Но у Моцарта всегда был один антагонист - Сальери. И это третий тип - человек любящий себя на фоне искусства. Это не исключает наличие у него таланта, профессионализма, музыкального мышления. Тем не менее его нельзя воспринимать и путать с совершенно с портивоположным типом творческого человека, он никогда не будет в состоянии создавать вещи , сравнимые по масштабу и всеобъемлемости с гениальными творениями Моцарта, Баха, Рахманинова. . Не склонен он к прозрению тех сфер, которые приводят к великой музыке, хоть убей, как бы эмоционален он не был. Он просто по натуре своей не стучится в эти двери, либо они ему не открываются. Склад мышления Симиного Эрика именно таков, что и показывает ярчайшим образом эта форма изложения - его поток сознания. Недостаток ли это? Нет. Напротив, очень интересный материал для творческого исследования.
Но печаль в том, что для большинства нет разницы между этими тремя типами личности. Их перетасовывают по каким-то чисто внешним проявлениям.
Вот, собственно почему я и сравнила двух героев наших уважаемых авторов. Ехидно-злое обращение Вики не замаскируешь обилием смайликов. Дело не в том, что «мне хотелось бы прочитать», “претензиях”, а в том, что я анализирую текст и определяю для себя тип личности героя Серафин .
Когда вы мне говорите о том, что физиология или проза жизни не мешает быть великим творцом я с вами не спорю, это было бы глупым отрицанием очевидного. Но не ставьте же телегу впереди лошади:) .Иначе получится, что гениален каждый, кто тренирует мышцы, имеет большую семью или не брезгует фекальным юмором:)
Скажу даже больше. Без прозы жизни нет настоящего искусства. Возьмём Рембрандта, некоторые называют его певцом обыденности. Но в этой обыденности он находит величайшие обобщения, выводящие на уровень вневременных духовных ценностей. У него нет ни одной красавицы. Его Дева Мария у колыбели не имеет ничего общего с множеством прекрасных Мадонн, но для каждого человека нет образа материнства, теплее чем у Рембрандта. Или Отец в "Блудном сыне" - не это ли зримый образ Господа, принимающего каждого из нас? Это происходит от того, что Рембрандт пишет на уровне богоносных идей и кисть его отражает их свет. То же и с Моцартом и с Бахом и Пушкиным, не важно, какой вид творчества, важен источник, вдохновляющий его.
Вот о чём я говорю всё время своего пребывания на этом форуме. Нужно научиться различать для себя источник творчества, не подменять одно другим.
Отредактировано Humulus (2008-11-03 19:52:49)
Поделиться4752008-11-03 18:10:27
Иначе получится, что гениален каждый, кто тренирует мышцы, имеет большую семью или не брезгует фикальным юмором
Фикальный-это как? Типа юмор для фиков? Другое слово пишется через "е". Это я авторитетно, как сантехник заявляю.
Что касается ехидства, то уж я не хотела его особо маскировать. У меня, как читателя и такого слабенького писателя просто дух захватывает от отдельных цитат. Не все, что думаешь, следует выкладывать, потому что звучит это двусмысленно и обидно. Просто по человечески. Похвала или анализ похожи на упреки. Причем упреки странные, потому как каждый писатель отражает своего персонажа. Так можно нападать на любого автора, который не отразил чаяний конкретного читателя.
Ну вот не все мне герои здешних авторов близки. Да простят меня авторы.Не все я Фики прочитала. Чувствую, что не моё и не читаю.
Насчет музыки. Здесь вообще много Призраков, которые в силу обстоятельств к музыкальным инструментам даже и не подходят. Ну и что? В корзину их? И что ж ограничивать только тремя композиторами-архетипами? Я вот могу еще выделить ПО-Верди, его куда девать?
А читать про несостоятельность выдуманного персонажа создавать великие произведения оттого что он язвителен и саркастичен это просто смешно.
Оттого, что он нередко поминает Моцарта, он не становится Сальери.
И еще раз повторюсь, не стоит втягивать сюда примеры. Это некрасиво по отношению к Немону, которому Фик Серафин нравится.
Поэтому цель этих упреков мне непонятна. Чего хочет читатель? :nope:
Отредактировано Vika SP (2008-11-03 19:00:26)
Поделиться4762008-11-03 18:42:10
Лена, Хумулус никого не хотела обидеть. Не такой она человек. По-моему, из ее слов как раз следует, что ей очень любопытен Симин Эрик. Она его анализирует, ей хочется разобраться в его поступках. Ну а что она не со всем согласна, так это вполне объяснимо. Каждый видит и чувствует историю ПО по-своему. У меня тоже свой взгляд на события и свой "антагонист" (по выражению Хумулус), что отнюдь не мешает мне любить созданный Симой образ. Потому что создан он талантливо, ему веришь.
(Так что не надо сгущать краски и делать проблему там, где ее нет. М?)
Отредактировано Nemon (2008-11-03 20:10:53)
Поделиться4772008-11-03 19:45:17
Немон, спасибо за понимание. :friends:
С юмором очепятка вышла:) подразумевалось то, о чём Сима говорила .
Отредактировано Humulus (2008-11-04 10:20:11)
Поделиться4782008-11-03 23:17:09
Ремарка о Моцарте и Сальери, коли о них зашел разговор. Мне вспомнились образы композиторов в "Амадее". Мы с детьми часто пересматриваем этот фильм, и так совпало, что самые любимые эпизоды и у меня, и у них одни и те же. Это моменты, когда старый уже Сальери, которого играет Мюррей Абрахам, говорит о музыке Моцарта. КАК, с какой непередаваемой интонацией тоски и восхищения он описывает свои впечатления от произведений соперника! У меня каждый раз мороз по коже... И еще при рассказе "гения посредственности" мне всегда вспоминается Призрак. Именно так могла звучать его музыка, именно такое впечатление производить...
"На бумаге это выглядело... обычно. Простое начало, почти комичное. Мерный ритм, фаготы, валторны - как скрипучая телега. А затем, внезапно, высоко над ними - гобой. Одна нота зависала в воздухе, пока ее не подхватывал кларнет, наполняя всю фразу таким восторгом!.. Такое не могла написать дрессированная обезьянка. Нет, подобной музыки я не слышал. В ней было столько томления, столько невыразимой грусти... Мне казалось, что я слышу голос самого Бога". Или вот еще: "Я был ошеломлен. В это нельзя было поверить. Это были первые и единственные экземпляры - и ни одной помарки. Нигде! Он писал музыку, которая уже звучала у него в голове... Страницу за страницей, как будто под диктовку! А музыка... Совершеннее ее не существовало. Убрать одну ноту - и все рассыплется, поменять одну фразу - и весь замок рухнет. Мне стало ясно, что музыка, которую я услышал во дворце архиепископа, родилась неслучайно - здесь вновь звучал голос самого Господа Бога... Я смотрел сквозь прутья клетки, в которую был заключен, и созерцал абсолютную красоту"... "В этой музыке было столько всепрощения... Она дарила полное отпущение грехов всем, кто присутствовал в театре. Сам Господь всему миру посылал через этого маленького человечка свое милосердие... И мое поражение с каждым звуком становилось еще горше"...
Отредактировано Nemon (2008-11-03 23:25:03)
Поделиться4792008-11-04 01:10:22
А стоит ли делить творческих личностей на такие типы? Гениальность, имхо, амбивалентна. Она не добрая и не злая. Она просто дается человеку, и уже он решает, как ею воспользоваться. Так что противопоставления Моцарта и Паганини я не вижу. Сальери? Я,увы, не видела фильма "Амадей", но очень люблю "Моцарта и Сальери" Пушкина. Так вот, герой Леру, имхо, - замечательный синтез этих персонажей, о чем я уже как-то писала в топике "Гений и злодейство", кажется, споря с тобой же, Хумулус
Да, герой фика Серафин - НЕ герой Леру. (Имхо ) Но мне бы очень хотелось, чтобы герой Леру таким и был: тогда у него было бы будущее. Ну, не говоря уже о том, что "сделан" он куда качественнее
Герой Немона, имхо, тоже НЕ герой Леру. Этот человек просто НЕ МОГ устроить любимой девушке эту пытку с кузнечиком и скорпионом. Но он и не Моцарт: не могу представить себе Моцарта с пенджабской удавкой - несмотря ни на какой фекальный юмор И тоже - прекрасен.
Это естественно: талантливый фикрайтер всегда создает свое - как и талантливый писатель, хоть это и две большие разницы Но объединяет всех трех персонажей то, что все трое - убедительно написанные люди в маске. На их творчество и и на их жизнь так или иначе наложило отпечаток уродство и неприятие людей. Их жизнь в любом случае не похожа на жизнь ни Сальери, ни Паганини (хоть и некрасив был), ни Моцарта. Все три Эрика, имхо, гениальны, но немножко отличаются от обычных непризнанных гениев. Им кажется, что все, что они делают, НИКОГДА не может быть оценено "родом человеческим".
Поделиться4802008-11-04 02:52:23
У меня такое впечатление,что Симин Эрик,сквозь всю рисовку,временами словнo стесняется своей одаренности.Или же-не так он стремится быть'как все люди',сколько возвышаться и властвовать над ними.Силой музыки,силой ума-но не стоять на равныx.Мне он не всегда симпатичен как личность именно потому,что в некоторыx мoментаx он делает из своего уродства повод для самолюбования и самooправдания.Вот эта =>