Пшик-пшик-пшик.....
ГЛАВА 3
Они сидели в затхлом особняке, совершенно не обращая внимания на любопытных пауков, свисающих с потолка виноградными гроздьями.
- Но что произошло с Бетани?
- Яд. – просто сказал Родерик. – Яд.
- Но … как? Когда она успела бы его принять? Вы были там, перед нами… Когда?
- Перстень. Старинные перстни с родовыми гербами – это больше, чем просто украшение. Иногда они таят в себе таинство смерти… Хорошо приготовленные яды могут веками ждать своего часа. И иногда он приходит, когда аптекари, выпарившие смертоносный порошок и ювелиры, изготовившие для него тайник, уже давно истлели в могиле… Как и сейчас…
- Ты очень достойно выглядел ….тогда.
Родерик поморщился, словно от боли.
- Я не помню, что это было…но …я не смог..я не смог бы причинить Бетани зло..Все равно не смог..Но я это сделал…
Он закрыл лицо руками и захрипел.
Эрик покачал головой.
- Она сама решилась на это. Она сама. И в свой последний миг она думала, что победила.
Родерик открыл лицо.
- Правда?
- Да. Она…Она улыбалась. Наверное, она была счастлива.
- Да…ей было очень важно победить…очень важно… Проклятая опера!
- Почему? – удивился Эрик.
- Что-то страшное грядет. Что-то страшное произойдет в этой Опере….
- Тебе кажется…Это всего лишь здание. Всего лишь дом…
- Всего лишь дом?
- Послушай… - насторожился Эрик. – Я, конечно уважаю тебя..но… не надо все воспринимать так буквально… Иногда дом может быть просто домом. Вот, например, этот особняк…- он обвел рукой полутемный захламленный зал, который слабо освещался свечой.
Родерик проследил взглядом за его жестом.
- Нууу….Я не знаю пока, что это такое…Я здесь всего лишь неделю.
- Но ведь это дом твоей матери. Он же должен что-то значить для тебя?
Родерик задумчиво потер лоб.
- Не знаю. Пока не знаю. Мне было не до того. Но я успею все понять.
- То есть? – не понял Эрик.
- Все очень просто. Я буду жить здесь.
- Здесь? – Призрак скептически еще раз оглядел комнату.
- Здесь… А почему бы и нет? Сидеть в подземелье глупо…
Эрик нахмурился.
- …глупо для меня. – спокойно продолжил Родерик. – Кроме того…теперь я могу, наверное, вернуться в Англию…Хотя бы для того, чтобы сообщить о … - он запнулся и судорожно сглотнул. – О смерти Бетани и о том, что я жив.
- Ты уедешь в Англию… - полувопросительно-полуутвердительно сказал Эрик.
- Нет. – покачал головой Родерик. – Я пока не готов быть там..один. Я не хочу..Я не могу… Этот особняк отремонтируют и я буду здесь. Пока… Я буду здесь. Пока не пойму, что мне пора уйти.
- А надо?
- Уйти? Наверное да…Самое важное в нашей жизни – понять, когда надо вовремя уйти. Вся наша жизнь – всего лишь для того, чтобы что-то понять…
- Что? – спросил Эрик.
- Не знаю.. – пожал плечами Родерик. – Каждому свое.
- Интересно, что же надо понять мне?
- Этого я не могу сказать. Но кажется, сейчас все к тому и идет.
Дни падали тяжело и вяло, словно в песочные часы по ошибке или злому умыслу бросили гальку.
Опера училась жить по-новому. Училась жить без ставших такими привычными их сердцу истерик Карлотты и властных манер Бетани. Они ушли, словно их и не было. Словно мотыльки-однодневки прожили свою короткую жизнь душной летней ночью и упали наутро мертвыми хлопьями. Только иногда нет-нет, да и всплакнет какая-нибудь девочка в полутьме спальни. Да и то, не сколько от жалости к покойным, сколько от щемящей тоски и ощущения того, что в ее да этого совершенно безмятежной, жизни появилось такое слово, как «прошлое». Тем более, что отличия «прошлого» и «настоящего» были разительны. Анжелика была дивой – но никто этого не осознавал. Она была настолько мягкой и кроткой, что никто не чувствовал ее особого положения. Дэмиен стал кумиром для всех балетных девочек. В нем, казалось, воплотились все их мечты о настоящем защитнике и верном друге. Он мог часами выслушивать их излияния, а они были готовы делиться с ним самыми сокровенными тайнами. Даже боевая Жанна Вэлль, которая несколько лет назад во всеуслышанье заявила очередному поклоннику о том, что мужчина – только помеха для карьеры, даже она, казалось, дрогнула перед обаянием Дэмиена. Это обаяние действовало тем сильнее, что он, в свою очередь, не обращал внимания – настоящего внимания – ни на одну из поклонниц, будучи безраздельно предан своей кузине и не отходя от нее ни на шаг. Казалось, наконец-то в Опере наступил покой. Тем более покой, что до сих пор было непонятно – кто же является ее хозяином.
Родерик той же ночью, после их разговора уехал в Англию. Он обещал вернуться через неделю…Но что такое неделя? Иногда это миг, а иногда - это целая вечность? Сколько уже прошло дней? Один, два? Три? Эрик не знал. Дни шли медленно, сливаясь в один бесконечный и тягучий день. Он столько раз проклинал себя за тот договор, что они заключили с Раулем… Он мог бы его нарушить..мог бы? Нет, не мог… Не мог… Поэтому он только приходил каждую ночь к ее дому и просто смотрел в окна. Пока там не гас свет. Он просто смотрел. Он не думал ни о чем, а просто смотрел. Он видел, как в соседнем окне появляется другая фигура. Знал ли Рауль, кто скрывается в темноте переулка? Наверное нет… А может, и догадывался… Во всяком случае, он не выходили из дома. Да ,после той ночи они не выходили из дома…
А он просто стоял и смотрел в их окна. До тех пор, пока в них не гас свет. Потому что потом, оказываясь наедине со слепыми окнами, он как никогда понимал, что он здесь чужой.
Но сегодня он понял, что не может этого сделать.
Сегодня он не придет туда.
Он просто не может.
Эрик стоял в полутьме парижской ночи. Шел мелкий дождь, рассыпаясь хрустальными осколками по мостовой. С неба за ним спокойно наблюдала полная луна. Эрик чувствовал, как в его душе зарождается ярость. Словно какая-то пружина все быстрее и быстрее скручивалась в его груди. Ярость на такое спокойствие всех людей вокруг. Ему захотелось заорать. Сотворить что-то страшное, чтобы об этом помнили все. Чтобы люди ужаснулись, но только не прибывали в этом спокойствии… Что угодно.
Он запрокинул голову, подставив лицо синему до черноты небу. Капли дождя обожгли его щеки. Внутренняя боль клокотала и никак не могла вырваться наружу. И он заорал. Его голос отразился от пустоглазых масок фронтона Оперы и затерялся где-то в глубине четырехскатных крыш. Луна равнодушно качнулась в ночи.
Вирджиния Боссэ, местная путанка, быстро семенила домой с Пляс Пигаль. Вот она миновала церковь Святой Троицы и свернула на переулок, ведущий к улице Сент-Лазар… Погода была плохая, промозглая сырость пробирала до костей, плюс ее подташнивало… В общем, состояние было совсем не рабочее, поэтому она решила провести этот вечер скучно и довольно необычно для дам ее профессии – в одиночестве. И все бы так и было, если бы она не решила сократить себе путь домой, свернув в подворотню. Через пять минут Вирджиния поняла, что как минимум одну ночь она проведет в разборках с полицией. Но, прежде чем она это поняла, она истошно и громко закричала.
На рассвете полиция оцепила весь квартал, во избежание того, чтобы зеваки или излишне пронырливые газетчики не затоптали возможные следы преступника. Но возня людей в форме, наоборот, привлекала все больше и больше любопытных. Местные жители высовывались из своих окон и даже позволяли кое-кому присоединиться. Разумеется, за умеренную плату. Ребятня, засунув во рты грязные пальцы, выглядывали из-за спин полицейских. Любопытство уравнивало всех – буржуа и нищету, детей и взрослых, мужчин и женщин. Зрелище, которое открывалось их взглядам, интриговало и заставляло шептаться с все большей и большей настойчивостью. На грязной, мокрой после ночного дождя мостовой лежала женщина в темном шелковом платье. Лицо у нее было закрыто платком, из-под которого струились длинные каштановые, чуть вьющиеся волосы. Около тела на корточках сидел юноша в расстегнутой новехонькой форменной куртке. Он периодически заглядывал под платок и брезгливо морщился, словно сдерживая рвотные позывы. Звали юношу Луи Лепин. (1) Это был будущий легендарный и самый популярный префект Парижа. Но – это в будущем… Сейчас же это был невысокий бойкий и очень юркий паренек, темпераментный и всегда жестикулирующий. Вот и сейчас он не мог усидеть на месте - если не поднимал платок, то теребил свой ворот и ерошил и без того топорщившиеся темные волосы.
- Ну что? - прозвучал за его спиной звучный, чуть хрипловатый голос. Полицейский поднял голову. Перед ним, засунув руки в карманы штатского пиджака, стоял высокий, немного сутулый мужчина с элегантными усиками.
- Ничего хорошего. Посмотрите сами, месье Деламбр.
Инспектор натянул белые перчатки, присел на корточки и коснулся трупа.
XIX век… Это было время славы французской полиции. В 1833 году великий Франсуа Видок (2) вышел в отставку. Во многом этому посодействовал новый префект полиции Генри Гиске, который возражал против того, чтобы вся криминальная полиция состояла сплошь из арестантов, что как раз и составляло уникальный метод Видока. Видок пожал плечами и спокойно удалился на покой. Он интересно прожил остаток своей жизни, имел первое частное сыскное бюро, был зажиточным коммерсантом, писателем, другом великого Бальзака, которому не раз подсказывал темы будущих романов. В общем, сын пекаря, бывший преступник, три раза бежавший из тюрьмы, встретил старость, которая выпадает на долю далеко не всех праведников. Наверное, он это заслужил. Потому что именно благодаря Видоку в 1810 году в мрачном здании на улице Святой Анны, вблизи полицейской префектуры, родилась «Сюртэ» - французская криминальная полиция. «Сюртэ» пережила пять политических переворотов: от Наполеона — к Бурбонам, от Бурбонов — к июльской монархии Луи-Филиппа Орлеанского, от июльской монархии — к империи Наполеона III и от Наполеона III — к Третьей республике. Из бывшей мрачной резиденции на улице Святой Анны она переехала в не менее мрачное здание на Кэ д'Орлож, а затем — в здание префектуры на Кэ д'Орфевр… Так что Видок уходил в отставку со спокойной душой. Он пожелал всем удачи, демонстративно закурил дорогую сигару, и, небрежно помахивая тростью, отправился по направлению к Монмартру, провожаемый восхищенными взглядами молоденьких полицейских.
В то время Франсуа Деламбру было 15 лет. Он боготворил Видока и мечтал о том, что когда-нибудь и его имя впишут в анналы истории прославленной "Сюртэ". Вскоре Дэламбр стал одним из лучших инспекторов Сюртэ. Ему прочили пост шефа криминальной полиции, но он отказался. Он не объяснял причины этого поступка, хотя он может быть понятен всем тем, кому хоть раз приходилось руководить. Пауки в банке – не лучшее соседство. Тем не менее, Деламбр пользовался заслуженным уважением среди своих коллег. Он не был блестящим следователем, он не обладал мистическими даром или сверхъестественными способностями. Словом, он не был похож на месье Дюпена, так блестяще описанном Эдгаром По. Инспектор Деламбр полагался исключительно на свою интуицию и факты. Но это было самым главным в том реалистичном мире, в котором он жил. Интуиция подсказывала ему, где можно найти необходимые факты и она же подсказывала ему, как можно связать их воедино. И безошибочно. Кроме того, он всегда знал, когда следует отступить. Во многом, нынешнее существование Эрика сейчас было обязано именно этой последней черте Деламбра. В тот трагический день, когда музыка "Торжествующего Дон Жуна" заставила дрогнуть людские сердца, а рука его создателя - вселила в них ужас, в тот день именно люди Деламбра стояли на страже входов и выходов Оперы. Наутро инспектор собственноручно навестил виконта де Шаньи, выразил ему соболезнования по поводу произошедших скорбных событий и поинтересовался, хочет ли виконт продолжать расследование. Тот отказался. Поэтому Деламбр замял дело, переведя все в ранг местных оперных разборок между ревнивыми примадоннами. Префект полиции понимающе кивнул головой (у самого на стороне водилась любовница) и дело закрылось. Тем не менее, Деламбр был чрезвычайно заинтересован этой странной фигурой Призрака Оперы и в глубине души надеялся, а может, и знал, что рано или поздно они встретятся.
И тогда, когда так странно умерла прима Оперы, а потом и директриса…Все это было странно, в высшей степени странно.. Карлотта погибла от перенапряжения… А комнате так внезапного скончавшейся директрисы нашли шкатулку с ручной гадюкой…Очень странно..
Инспектор чуял, что тут был замешан Призрак…
Но он был сторонником аккуратных методов. Поэтому он решил не брать Оперу штурмом - тем более, без явных доказательств вины Призрака, а сначала во всем разобраться.
- Ну что, - инспектор присел на корточки, внимательно разглядывая тело. – Еще одна ночная бабочка не дожила до утра? Хотя… - он скользнул взглядом по холеным рукам покойницы и покачал головой.
- Это не… - Луи зарделся, – …не проститутка…
- Ну разумеется… Я уже понял… - инспектор поднял ладонь женщины, внимательно разглядывая ее на свет. - Посмотри на ногти…. Это была дама как минимум зажиточная…. Но обрати внимание – все драгоценности на месте, – он указал на золотое кольцо с сапфирами, которое тускло сверкнуло на утреннем солнце. – Странно…
- Вы считаете, что это….самоубийство? – в голосе Луи мелькнули какие-то странные ироничные нотки.
- Послушайте – инспектор внимательно посмотрел на юношу - …вы сколько лет в полиции?
- Три месяца...
- Понятно… Первое дело об убийстве?
- Да…
- Мда… Запомните, молодой человек, что между убийством и самоубийством большая разница… И, как правило, эту разницу можно заметить даже при первичном осмотре трупа. Вот давайте, разберемся….Итак, что это за рана?
- Э-э-э…
- Хорошо… что, по-вашему, было сделано с человеком?
- Ну, .зарезали… - Луи нервно дернул воротник.
- Вот именно, поэтому рана – резаная. Что, никогда о такой не слышали? Господи! Мне еще ликбез читать надо! Что, больше никого «Сюртэ» не могла мне предоставить?
- Неа, – мотнул головой Луи. – У них нехватка кадров.
- Боже – вздохнул инспектор. – Ну ладно…Впрочем, если вы чего-нибудь добьетесь в этой жизни, то я хотя бы буду уверен, что в этом есть и моя заслуга. Итак. Слушайте. В случае самоубийства, мы сталкиваемся с локализацией ран на передней или боковой поверхности шеи, локтевых ямках, предплечьях. Понятно? Теперь надо эти раны оценить, потому что бывает, когда под суицид маскируют убийство. Так… На шее при самоубийстве - несколько косое направление сверху вниз к руке, нанесшей повреждение…примерно вот так… как правило, большая глубина в начале раны, вертикальные потеки крови. Это очень трудно сделать человеку постороннему, такие раны наносит только рука самоубийцы. Затем, мы можем увидеть множественность повреждений…. То есть - или параллельные поверхностные и одна-две глубокие раны, или, при пересечении этих ран, одна зияющая с многочисленными насечками по ходу ее.
Говоря все это быстро и отрывисто, инспектор показывал гипотетическое расположение ран на Луи. Тот молча сносил это, натянуто улыбаясь.
- Затем… При убийстве - горизонтальное расположение, одинаковая глубина, обычно одна обширная рана…от уха до уха. Конечно, могут быть исключения из правил: при самоубийстве – одна-две раны, локализация на задней поверхности… Но это у психических больных, это не наши клиенты…. На конечностях с целью убийства обычно раны не наносят. Как правило, это верный симптом суицида. В локтевых ямках при самоубийстве множественные параллельные раны. На предплечьях - на передней поверхности в нижней трети множественные параллельные раны. В общем, это если пытались вены вскрыть… Кстати, Луи, на будущее, не самый лучший способ самоубийства… Долго, грязно, и малоэффективно…
- Угу…
- Ну, если «угу», тогда давайте опишите мне вот эту рану – инспектор ткнул пальцем в грудь трупа, где кровь пропитала корсет из китового уса и постепенно расползалась по шелку, кое-где уже запекшись в тонкую бурую корку.
- Э-э-э…резаная? – Луи осторожно дотронулся до раны кончиком пальца и тут же отдернул руку.
- Нет. Колотая! Колюще-режущее орудие своим концом прокалывает кожу, образуется рана линейной формы с ровными краями, – снова намеренно занудно стал декламировать инспектор. - Если в момент извлечения клинок поворачивается или изменяется положение тела, то образуется дополнительный разрез. Основная наша задача, как экспертов - по особенностям раны и раневому каналу определить свойства орудия.
В глазах Луи появился огонек заинтересованности.
- А как?
- Но, во всяком случае, не здесь, а в лаборатории.
Луи поморщился. От инспектора не ускользнула его гримаса.
- Что не так?
- Видите ли, инспектор… - он снова взъерошил волосы - Я всегда хотел работать на улице, а не пылиться в лаборатории…
- Да? И что бы вы сделали?
- Я? О, инспектор, я бы полностью перестроил весь штат, – воодушевлено заявил Луи. – Полицейские в форме были бы у меня видными и высокими. А вот в криминальную полицию я бы брал только тех, чья внешность совершенно бы не бросалась в глаза. Никаких шрамов, родимых пятен, слишком высокого или, наоборот, слишком маленького, роста…
- Хорошо…очень умно…Но, видишь ли.. Тогда бы нам уже было не работать в криминальной полиции, не так ли?
- Да, инспектор, - смутился Луи, поняв, что инспектор намекает как на свой высокий, так и на его, Луи, маленький рост.
- Ну вот…так что попридержи свои идеи, пока я не уйду на пенсию.
- Хорошо – покраснел юноша.
- Ну и ладно… А пока запомни, что на самом деле в лабораториях делается гораздо больше, чем ты думаешь…Не выходя из ее дверей иногда можно описать преступника так, что поймать его – будет уже делом техники для твоей такой любимой уличной полиции.
- Но все-таки…Что вы думаете об этом убийстве? – юноша прищурился, словно он знал что-то такое, что было неизвестно инспектору.
- Ну…я здесь всего несколько минут, – пожал плечами Деламбр - Я пока сам не знаю… вполне возможно, это и убийство ради выгоды…только преступника кто-то спугнул.
- Вы так думаете?
- Да…может, у него просто не хватило времени на грабеж….
- Мне кажется, времени у него было достаточно – тихо сказал Луи и сдернул с лица трупа платок.
Инспектор поперхнулся и непроизвольно поднес руку в белой перчатке ко рту. Луи, судорожно сглотнув, отвернулся. Зеваки в толпе ахнули. Какая-то женщина в толпе пронзительно закричала. Газетчики быстро застрочили в блокнотах.
В широко открытых голубых глазах мертвой женщины застыли градины, как невыплаканные ледяные слезы. Каштановые волосы слиплись от крови, став похожими на куски медной проволоки. Но не это приковало всеобщие взгляды, не это вызвало вздох ужаса. Вся правая сторона головы женщины представляла собой кровавое месиво. Открытые мышцы и плоть, с которых аккуратно и профессионально была снята кожа. Нетронутая - левая - часть лица белела, словно диковинная полумаска странного демонического карнавала.
- Вы все еще думаете, что у него не хватило времени? – голос Луи снизился до шепота.
______________________________ ____
1) реальное лицо
2) тоже реальное лицо
3) Луи Лепин, став префектом полиции, так и сделал.
Заняв этот пост в 1890-е годы, Лепин получил прозвище Префект улицы, потому что всегда находился среди людей. Широко пропагандировал метод идентификации, изобретенный Альфонсом Бертильоном. В 1911 году был президентом полиции. Сделал первый шаг от реорганизации системы идентификации – от бертильонажа, к дактилоскопии.