Humulus, наконец-то я до вас добралась! (Радостно потирает руки) Чичас будет разбор полетов, чичас!
Но, прежде чем приступить к комментариям фика, хотелось бы первым делом отметить ваши рисунки. Когда-то давно книга без иллюстраций была нонсенсом. Даже во "взрослых" произведениях они иногда встречались.
"Знакомство". Вот он, Эрик из Зазеркалья: галантный, учтивый, нежно целующий край её платья. Внешне он спокоен, но внутри - трепещет. Трепещет от тех мыслей и желаний, которые вызывает у него присутствие этой юной наивной девушки.
"Сумрак улиц". Эрик, поплотнее закутавшись в черный плащ, спешит укрыться в своем убежище. На улице - холод и пронзительный ветер. Нескладный, неестественно худой мужчина, прячущий уродливое лицо под маской, в черной одежде и сам выглядит, как порождение тьмы. Впрочем, так оно и есть. Тьма - стихия Эрика. Здесь он чувствует себя свободно, не опасаясь, что в него будут тыкать пальцем, пялиться, говорить бестактности. В такую пору никто из добропорядочных горожан носа на улицу не высунет. Только для отбросов общества: воров, убийц, уличных женщин, аферистов всех мастей темнота ночи является хорошим подспорьем в их нечистых делах. Впрочем, Эрик и сам был на дне. Но теперь этот мир чужд ему. И все-таки хорошо, что покров ночи служит ему маскировкой! Так он может дать выход страстям, которые в дневную пору причиняют ему немыслимые страдания.
"Музыка ночи". На этой иллюстрации Эрик выглядит несчастным. И немудрено: если его возлюбленная проснется и увидит его во всей, так сказать, "красе", то вряд ли захочет остаться с ним хотя бы на минуту. Больно видеть, что ты любимому человеку внушаешь физическое отвращение. Эрик и Кристина действительно выглядят здесь, как жизнь и смерть. Налитое, пышущее молодостью и здоровьем тело девушки и Эрик - скелет, обтянутый кожей.
"Поцелуй". Пожалуй, этот поступок весьма смел для девушки XIX века, и, наверняка подлежал бы осуждению, если бы её возлюбленный был обычным человеком, привыкшим жить так, как ему диктует общество. Но Кристине повезло: её возлюбленный - самый благодарный из простых смертных. Ведь её смелость и нежность заставили его сердце затрепетать от счастья, вознестись на седьмое небо от блаженства. Ведь никогда ни одна женщина не целовала его...
"Скрипач". Пожалуй, ничто не может сравниться с конем на скаку, соколом в полете и человеком, когда тот играет на музыкальном инструменте. Когда музыкант, озаренный вдохновением, в раже бьет смычком по струнам, извлекая из них - не звуки! -переживания души своей, когда он, влекомый порывом чувств, словно ветром, заставляет затрепетать, изумиться, испугаться и возликовать целый зрительный зал, - и даже этим он не удовлетворен!.. Нет предела совершенству, но под силу ли простому смертному, даже и гению, достичь его?
"Кристина". Вот она, муза нашего Маэстро. Пожалуй, читатель пребывает в легком недоумении и даже слегка разочарован. Что он в ней нашел? И эта простушка была его Музой? Невзыскательные черты лица, слегка курносый нос; глаза, правда, выразительны, пышные волосы. Но так выглядят тысячи девушек. Пройдя мимо Кристины в толпе, читатель, пожалуй, не обратил бы внимания. Но главным достоинством Кристины, является, несомненно её молодость, которой девушка так и светится изнутри. Молодость быстротечна, но именно эта пора запоминается людям на всю жизнь
"Эрик. Луч солнца". Эрик, смеющийся слегка самодовольной улыбкой, рад, что его сюрприз - луч солнца, достигший подвалов Оперы, - удался. Его возлюбленная искренне удивлена. Удивление сменяется неподдельной радостью. Ведь она так любит цветы...
На этом изображении в Эрике угадывается человек, привыкший следить за собой. Так человек, имеющий физический недостаток, стремится компенсировать его изысканным туалетом, тщательным уходом за собой. Гардероб Эрика со вкусом подобран, внешний вид безупречен. Сверкающая белизной рубашка, накрахмаленные манжеты,"стрелочки" на брюках, хорошая вода из Кёльна... Случайный прохожий, встретив Эрика на улице, наверняка принял бы его за светского франта. Если бы не маска...
Humulus, вам удалось создать из сюжета, уже тысячу раз перемусоленого, совершенно новое, оригинальное и свежее произведение. Не в пример другим фанфикерам, слепо следующим за сюжетом, как уже было отмечено, вы вдохнули жизнь в своих персонажей, заставили их вести себя естественно и логично обстоятельствам своей сюжетной линии. Конечно, при этом ореол тайны, которым окружил своего персонажа Гастон Леру, развеялся, но отнюдь не испортил общего впечатления. По правде говоря, Леру иногда с мистикой перебарщивал, например, в сцене на кладбище в Перрос - Гиреке.
Эрик - тонкий, ранимый человек с неустойчивым характером, нервным психическим складом (отчасти из-за своего уродства), "нелепый на свету, как какой-нибудь крот или летучая мышь", но вполне реальный и живой. Кристина не похожа на кисейную барышню, готовую хлопаться в обморок при каждом шорохе или тени. В отличие от героини Леру, Humulus, ваша Кристина - хозяйка своей судьбы.
Я согласна с тем, что Эрик любит, а Кристина лишь позволяет себя любить. Ничто так не льстит самолюбию женщины, особенно такой молоденькой и наивной, как внимание влиятельного, талантливого и неординарного мужчины. Порой мы влюбляемся даже не в самого человека, а в его славу, талант, и, пока объект нашего преклонения недосягаем, обожествляем его. Так и Кристина: девушке польстило внимание самого Призрака Оперы, который имеет влияние на всесильных директоров и даже на саму мадам Карлотту.
Девушка, наделённая чуткой душой и воображением, детской верой в чудеса, ожидала чего-то необыкновенного, волшебного в своём будущем. Совершенно одинокая, она жила в своих мечтах.
Кристину заворожил голос Эрика, полный силы и страсти, исходящий, казалось, из самой глубины его сердца. Под влиянием мечтаний, на волне экстаза девушка становится любовницей Эрика. И вот это обстоятельство и дало первую трещину в их взаимоотношениях.
С появлением Эрика в её жизни всё пошло наперекосяк, как-то неправильно. Её внутренняя чистота была смята. Тот миропорядок, который раз и навсегда установлен в понимании честной девушки, был нарушен. Он не только соблазнил её своим голосом. Он пробуждал в ней чувства, в которых она никогда никому не призналась бы.. Ощущение собственного головокружительного падения лишало её жалости к нему.
Разве не похожие чувства испытывала набоковская Лолита? Любопытство, преодоление запретной грани и ... потеря уважения к себе. Но, вместо того, чтобы винить собственное легкомыслие, женщина виновником своего падения считает мужчину, даже если инициативу проявила она первая. А Эрик виноват вдвойне: ведь он - не просто соблазнитель, а "порождение ада, существо ущербное, закомплексованное ", который, по идее, даже мечтать о женщине не должен.
Хотя можно ли считать закомплексованным человека, который действительно уродлив и прекрасно знает, что его внешность внушает отвращение? Физические дефекты всегда было принято скрывать. Едва ли Эрика можно винить в затворническом образе жизни. Ведь он понимал: люди везде остаются толпой, и среди прохожих обязательно найдется хам, который, завидев маску, попытается её сдернуть. Другое дело, что неуверенность в себе, давние обиды, подозрительность и ревность только мешали завоевать Кристину.
Дома он, человек скрытный и далеко не склонный к откровенности, стремился излить на неё свои раздумья, чувства, всё, что наболело за бесконечные годы жизни в добровольном изгнании. Его сарказм, горечь обрушивались на неё помимо его воли. Это был не самый лучший способ удержать молодую девушку. Понимая это, он злился, ревновал, ругал себя и мучил её своей подозрительностью. А маска! Мысль о том, что рано или поздно этот фиговый листок будет сорван, приводила его в панический ужас. В нём так глубоко укоренилось сознание своего безнадёжного, невероятного уродства, что он даже не допускал мысли, что она сможет смириться с этим. Страх потерять её стал для него навязчивой идеей.
Наверное, такая ноша оказалась Кристине не под силу. К сожалению, не у каждого из нас хватает сил оставаться рядом с человеком, когда отношения давно утратили былой комфорт. Мы находимся рядом, пока нам удобно и уютно с этим человеком, пока мы можем что-то перенять, взять, чему-то поучиться. У пар, неравных по возрасту, дающей стороной всегда является тот, кто старше, а берущей - младший партнер. Для наивной, легкомысленной девушки взрослый мужчина, много знающий и умеющий, казался божеством. Когда она по ходу совместного проживания достигла его уровня, интерес к нему постепенно сошел на нет. Божок пал; вместо него остался немолодой, потрепанный жизнью и людьми ревнивец со скверным характером.
Кристина не была самолюбивой безжалостной кокеткой. Просто она была очень молода.
А по молодости человек совершает, пусть неосознанно, жестокие поступки. Я согласна, Humulus, что Кристина изменилась после встречи с Эриком, "переродилась в горниле страстей". Он способствовал скорее становлению её как личности, как певицы. Но взрослой я бы Кристину не назвала. Можно ли назвать взрослым внезапный отъезд без предупреждения после прогулки в парке? По отношению к любимому человеку это действительно жестоко. Тем более, что Эрик, человек импульсивный, мог сгоряча наделать глупостей: от резания вен до подрыва театра. Понесло же его к поместью виконта де Шаньи под пулю! Ведь ничто так не мучит, как неизвестность.
Финальная сцена также не свидетельствует о взрослении героини. Тайный уход - это, скорее, трусость, нежелание глядеть в страдающие глаза обиженного ею человека. Как будто глядишь в глаза собственной укоряющей совести. Гораздо легче, оставив прощальную записку, раствориться в парижской суете.
Конечно, одной из причин ухода послужила беременность Кристины. Но дети - это как раз тот предмет, который с мужчиной лучше обсуждать зараннее. Тем более, если у мужчины - врожденный физический изъян. Все-таки, Humulus, мне кажется, что нежелание Эрика заводить детей было лишь предлогом для ухода. На самом деле Эрик уже оказался Кристине не нужен. Её карьера уверенно поднялась вгору, имя не сходило со страниц газет, отношения с Эриком давно себя изжили. Кристина больше не нуждалась в проводнике по жизни. Она, словно бабочка, сбросила с себя старую оболочку куколки и выпорхнула из неё навстречу неизвестности. Девочка повзрослела. Точка.
ЗЫ: Humulus, признайтесь, вы, наверное, художница по специальности? Человек, который поставил аватаром "Ласочку" Е. А. Кибрик и так красиво "набросал" тушью и черной гуашью героев фика, просто обязан быть причастен к изобразительному искусству!