Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Requiem

Сообщений 331 страница 360 из 841

331

***

«Клеман заразил меня своей страстью к архитектуре. Все началось с рассказов и впечатлений, которыми он щедро делился со мной. Мой интерес к его любимому делу льстил старику. Он как бы невзначай оставлял во флигеле книги из своей библиотеки, по которым когда-то занимался сам. И словно ждал чего-то.

Я знал, что обладаю хорошими способностями к обучению. Все люди, которые когда-либо становились моими учителями, отмечали пытливость моего ума и усердие. Я накапливал в себе знания и умения, будто складывал их до поры в чулан: неизвестно, что со мной произойдет в будущем; возможно, кое-что из навыков и пригодится.

И однажды во время очередной нашей беседы Клеман вдруг спросил меня, не хочу ли я попробовать свои силы в архитектуре. Неужели кто-то возьмется обучать меня, спросил я своего наставника. На что Клеман, странно блестя глазами, ответил, что он лично готов это сделать. Признаться, я очень сомневался, что архитектура наравне с музыкой сможет войти в мою жизнь.

Мне казалось, что рвение Клемана быстро иссякнет, а у меня ничего не получится. Но занятия неожиданно захватили меня. Вскоре все полки во флигеле были завалены учебниками, монографиями известных архитекторов, многие из которых Клеман привозил из своих поездок специально для меня.

Я почувствовал, что архитектуру очень многое роднит с музыкой. Размер, точность, гармония, композиция. Дерзость замысла, который поглощает тебя целиком, вдохновение. Если мелодию можно услышать и прочувствовать, то архитектура давала возможность воплотить свои фантазии зримо.

Клеман знакомил меня с Парижем, и это было частью наших занятий. Город открывался мне постепенно, не уставая удивлять своими перевоплощениями. Он представал передо мной то веселым шаловливым ребенком, то разодетым франтом, то художником в бархатной блузе, покрытой масляными пятнами засохшей краски, то седым, умудренным годами старцем. Оживление Монмартра с его крутыми узкими улочками и лестницами, запахом абсента и кофе, мастерскими и картинами, выставленными прямо на мостовой, сменялось чуть обветшалой, но все же поразительной роскошью квартала Марэ, тишиной и умиротворенностью Тюильри, обособленностью Сен-Жермен де Пре и величественной, неприступной громадой Собора Парижской Богоматери.

Я изучал великий город с помощью человека, который подобно дантовскому Вергилию был моим проводником по неизведанному миру. Часто, отпустив экипаж, мы неторопливо прогуливались по городским кварталам, останавливаясь возле зданий, история создания которых казалась Клеману любопытной, а для меня представляла живой интерес.

Лувр, Сорбонна, Пантеон, Дом Инвалидов с гробницей императора-изгнанника и церковью Сан-Луи, Триумфальная Арка - для меня все это переставало быть только словами. Я собственными глазами видел великолепие знаменитых сооружений и не стеснялся эмоций.

Но больше всего мне нравились храмы, построенные в готическом стиле. В них была загадка, влекущая, завораживающая фантазию тайна. Кружева и ажурные узоры из камня на внушительных фасадах обманывали глаза и заставляли поверить в то, что огромные здания на самом деле хрупки и легки. Башни церквей, их острые высокие шпили, филигранной отделки пинакли напоминали протянутые в молитвенном упоении руки паломника, стоящего на коленях. Огромные - до самых сводов - витражи из очень дорогого цветного стекла блестели под солнцем, пропускали сквозь себя лучи, раскрашивая и отбрасывая их на плиты пола разноцветной мозаикой. Любой, в ком есть хоть капля воображения, не мог остаться равнодушным к такому грандиозному зрелищу.

Внутри храма - свет и тьма почти мистического свойства. Порталы, украшенные статуями святых, великомучеников, королей. Человек, наделенный живой и болезненной фантазией, мог увидеть здесь пугающие образы ада, клубящиеся под темными сводами, и светлые лики ангелов, ослепляющие взор неземным сиянием. Мощные, величественные, а подчас и жуткие звуки органа обрушивались во время мессы на головы прихожан, заставляя их склоняться в молитве.

Я восхищался талантом старых мастеров. Они возводили здания, используя примитивные в сравнении с нынешними механизмы, но обладали удивительным художественным чутьем и той самой дерзостью предвидения, о которой мне так часто говорил Клеман. Изумительная, скрупулезная отделка и шлифовка камня - один из многочисленных секретов прежних строителей.

Мы часто приходили к церкви Сен-Шапель, на пышном фасаде которой было много царского пурпура, мозаик, таинственного света и каббалистических знаков. Изящная капелла, построенная для хранения тернового венца Спасителя, производила впечатление парящей легкости. Вместо монолитных стен - витражи, попарно соединенные с круглыми окнами-розами. Синие и красные колонны, расписанные золотыми звездами и белоснежными королевскими лилиями. А неподалеку от капеллы - мрачное здание, протянувшееся вдоль набережной Орлок. Консьержери. Дворец, ставший тюрьмой…

Совместные с Клеманом экскурсии доставляли мне подлинное наслаждение. Он будто читал увлекательную лекцию. Показывал здания, объясняя, в каком стиле построено то или иное, и просил меня сказать, что я чувствую при взгляде на них. Бывало, что постройки не производили на меня ровным счетом никакого впечатления. Я сравнивал их с корявыми мелодиями, в которых совсем не было души, и говорил об этом Клеману. Он удовлетворенно кивал и объяснял, что самое простое деревянное здание может быть безупречным. И, наоборот, иной дворец, построенный из самого редкого мрамора, будет всего лишь бесполезным нагромождением материалов, удручая взор своим безобразием. Ответственность за конечный результат всегда несет тот, кто проектировал сооружение, и зависит от его мастерства, знаний и таланта.

***

Наши занятия чередовались с поездками в Оперу. Глядя из полумрака ложи на господ, пришедших на спектакль, я не чувствовал собственной ущербности. В отличие от них я мог не только слушать, но и слышать музыку, понимать ее лучше, чем кто-либо из зрителей.

Первый визит в «Опера комик» стал для меня настоящим шоком. Сбылась моя детская мечта попасть в театр. Кроме нас с Клеманом в затемненной ложе второго яруса никого не было. Архитектор откинулся на спинку кресла и зашуршал программкой. Я же сидел, как истукан, боясь пошевелиться и коснуться бортика ложи, обтянутого нежной тканью. Отклонившись к портьере, чтобы не привлекать лишнего внимания своей маской, я почти не мог дышать. Мне чудилось, что я вижу сон - настолько происходящее было для меня нереальным.

…Дирижер взмахнул палочкой, и оркестр заиграл вступление. Тяжелый бархатный занавес открыл сцену.

Давали "Эрнани" Джузеппе Верди.

Сюжет оперы был запутанным, грешащим логическими несостыковками и целиком построенным на эмоциях. Итак, трое мужчин, среди которых будущий король Испании, влюблены в юную девушку, которая отдает предпочтение только одному из них - Эрнани. Соперники оспаривают возлюбленную друг у друга, и в результате история заканчивается драматически.

Впрочем,  я не обращал внимания на погрешности сюжета и весь, до кончиков пальцев, обратился в слух. Музыка и голоса - вот что было важно.

В ложе напротив скучали расфранченные господа. Какая-то пожилая дама с двойным подбородком и высокомерным взглядом, увешанная жемчугами, смотревшимися на ней подделкой из дешевой лавки, закрылась веером, пытаясь скрыть зевоту. Молодой длинноволосый щеголь то и дело подносил к своим глазам изящный бинокль и томно вздыхал, разглядывая понравившуюся певицу. Толстяк во фраке, прислонившись к колонне, дремал, сложив пухлые руки на животе.

...Нежное сопрано Эльвиры и яркий драматический тенор Эрнани произвели на меня неизгладимое впечатление. Время от времени я закрывал глаза и только слушал, стараясь ничего не упустить.

Когда мы вернулись из театра, я был точно пьяный и находился в каком-то оцепенении. Происшедшее поразило меня.

В моем воображении, как уже бывало ранее, стали возникать картины, которые быстро сменяли друг друга. Мне казалось, что я слышу аккорды поразительной  по красоте мелодии. И вдруг понял, что хочу увидеть, как оркестр начнет исполнять увертюру к другой опере. К той, которую однажды напишу я сам.

Я видел сцены из ненаписанного произведения, декорации, людей в ярких костюмах и гриме. Не в силах сдержать чувств, я достал несколько листов бумаги и взялся за карандаш, решив доверить образы бумаге. Музыка звучала в моей голове разрозненными отрывками, помогая воплощать возникающие образы.

…Стоящая в свете рампы молодая красивая женщина в испанском платье и черной мантилье; на ее лице написаны скорбь и решимость; завороженные лица зрителей в зале; хор, создающий атмосферу приближающейся беды; мужчина в черной маске и широкополой шляпе, гибкий и опасный, как хищное животное...

Я делал эскизы до глубокой ночи, пока у меня от напряжения не начали слезиться глаза.

***

Походы в театр благодаря Клеману сделались неотъемлемой частью моей жизни. Он очень любил оперу и умел ее ценить. Как-то раз он приехал в приподнятом настроении, позвал меня и сказал, что мы пойдем в «Опера лирик» на премьеру оперы, которая обещает стать главным событием сезона. «Еще бы, такой материал! Со стороны Гуно будет преступлением его  испортить его», - задумчиво протянул он.

В тот вечер я впервые увидел «Фауста». Декорации и костюмы были выше всяких похвал. Но если бы даже они были никудышными, то музыка - МУЗЫКА! - сгладила бы все.

Она была исполинского размаха и бросала зрителей от света к тьме. Она насмехалась над каждым из сидящих в зале, проникала в души и переворачивала их.

Певцы, исполнявшие главные мужские партии, прекрасно справились со своей задачей. А вот Маргарита показалась мне недостаточно готовой к сложной партии. Ее игре не хватало наивности, а сильному сопрано - чистоты и экзальтированности, хрустальных нот юности. Без этого последнего, но очень важного штриха нельзя было постичь всей глубины трагедии героини.

Я думал о том, что если бы постановщиком «Фауста» был я, то партию Маргариты доверил бы певице, не известной широкой публике. Я искал бы ту, которая отвечала  бы моим представлением о роли. Юную, красивую, невинную. Талантливую и способную к полному перевоплощению. Познавшую душевную боль. Обладающую великолепным голосом, способным одинаково точно выражать любовь и отчаяние, горе и надежду. И если бы нашел ее… о,  я тогда явил бы потрясенному миру подлинную Маргариту!

***

Я пробыл в поместье Клемана без малого четыре года. Он мечтал, что сумеет передать мне все, что знал и умел. Совместные занятия очень сблизили нас. Он был наставником, критиком и другом, способным поддержать в любых начинаниях. Перспектива провести остаток своих дней под покровительством влиятельного и богатого человека не пугала меня. Напротив, - я думал, что мне наконец-то повезло. И с каждым днем все больше убеждался в этом.

Видя, как ценит меня благодетель и восхищается моими способностями, я чувствовал себя способным перевернуть мир. Клеман считал, что мой творческий потенциал неисчерпаем. Все время, свободное от служебных обязанностей, я посвящал музыке, занятиям с архитектором, книгам, размышлениям. Я находился в полной гармонии со своим "я", не заглядывал в будущее и жил только настоящим, которое казалось мне безоблачным.

Однажды Клеман позвал меня к себе в кабинет. Я заметил, что он очень взволнован и, одновременно, раздосадован. И предположил, что причиной его нервозности может быть недавняя поездка в Англию, где он виделся с дочерью и сыном.

- Я хочу с тобой очень серьезно поговорить, Эрик, - сказал он, закуривая трубку.

- Хорошо, месье.

- Садись. - Он махнул рукой, показывая на кресло напротив. - Я не знаю, как ты к этому отнесешься, но я прошу внимательно выслушать все до конца. Я очень долго думал над тем, что сейчас собираюсь сказать

Такое вступление меня насторожило. Неужели Клеман сердится? Но чем я мог вызвать его недовольство?

Он сделал такую глубокую затяжку, что поперхнулся и сильно закашлялся; на его глаза от натуги навернулись слезы.

- Прошу прощения. Крепкий табак. Итак, на чем я остановился… - Клеман встал с кресла и отошел к камину. Потом обернулся ко мне и произнес: - Последние годы я рисковал, скупал акции, недвижимость. Делал хорошие деньги. - Он сделал паузу. - Я богат, Эрик. Очень богат. Даже мои собственные дети не догадываются об истинных размерах моего состояния.

Интонация его голоса была странной.

- Вы делали это ради своей семьи. Ваши дети будут благодарны вам за такую заботу.

- Благодарны? - презрительно переспросил Клеман. - Как бы не так! Конечно, они мечтают заполучить эти миллионы. Вот только я не хочу, чтобы деньги, заработанные мной, были спущены на карты, продажных женщин и еще более продажных мужчин. - Он посмотрел мне в глаза. - Что ты скажешь, если я… если сделаю тебя своим единственным наследником? – Архитектор весь подобрался, ожидая ответа.

- Меня?! - Я опешил. – Вы шутите, месье? Я не ваш сын. У вас есть собственные дети.

- О них не беспокойся. - Он раздраженно махнул рукой. - Каждому из них отойдет значительная сумма, которой хватит до конца жизни. Но основной капитал, управление предприятиями со временем я завещаю тебе. - Клеман стал нервно мерить шагами комнату. - Только представь, какие возможности откроются! Ты будешь избавлен от необходимости зарабатывать на жизнь. Люди, которые служат у меня, примут тебя как своего хозяина. Они будут выполнять всю работу, тебе останется лишь контролировать процесс. Ты сможешь выбирать, чем заняться. Будет ли это музыка, архитектура или что-то еще. А я буду знать, что мое дело перешло в надежные руки. Я уверен, что ты справишься.

Я наблюдал за ним и потрясенно молчал. Уж не сплю ли я? Предложение Клемана походило на розыгрыш.

- Я не могу, месье, - жалко выдавил я из себя, изо всех сил желая, чтобы мой покровитель отказался от своей бредовой затеи. - Вы не должны говорить мне этого. Пожалуйста!

Клеман выбил табак из трубки и криво усмехнулся.

- Знаешь, любой другой сейчас валялся бы у меня в ногах и благодарил за милость. Сколько юношей пошли бы на что угодно, лишь бы мой выбор пал на них, - задумчиво протянул он. - А ты отказываешься. Отталкиваешь от себя возможность попасть на самый верх. Я не могу понять твоего отказа. Почему?

- Если бы вы позволили жить подле вас, быть вашим помощником… Мне этого было бы довольно, поверьте!

- Ложь! Есть другие причины! - загрохотал он. - Я знаю, что ты честолюбив. Вижу, как ты втайне лелеешь мысль стать кем-то большим, чем являешься сейчас.

- Это не более чем мечты, - честно сказал я. – Вы что-то разглядели во мне и не побоялись взять на службу, но другие люди... там, за пределами поместья… они никогда не примут меня.

- Они будут лебезить перед тобой, когда ты станешь богатым, - убеждал Клеман. - Не ты, а они будут искать твоего общества. Большие деньги, мой друг, способны заткнуть самый недовольный рот. Люди - это всего лишь глупое, алчное стадо, Эрик. Они будут вечно поклоняться золотому тельцу и раболепствовать перед тем, кто силен и богат. -Архитектор подошел ко мне и дружески встряхнул меня за плечи. - Ну что же ты? Право слово, я чувствую себя неловко. Словно мое предложение ты считаешь неприличным.

- Я не могу взять того, что принадлежит вашим детям, месье, - упрямо стоял я на своем и чувствовал, как пылает  лицо под маской. - Они - ваша семья. Но не я.

- Семья… - с непередаваемым сарказмом протянул он. - А что такое семья, Эрик? Мои дети грезят о том моменте, когда нотариус зачитает над моими костями завещание. Для Эдуарда и Элеоноры наследство - синоним вседозволенности. Если бы ты только видел их, ты бы меня понял. Когда они были еще малютками, у меня часто не хватало на них времени. Их воспитанием занимались все эти няньки, гувернантки. Я пропустил момент, когда мои дети выросли и вместо игрушек им понадобились дорогие развлечения. И деньги. Мои деньги. Мне больно сознавать, что годы напряженного труда, риска и отказа от собственных радостей, от призвания, пойдут прахом. И созданное состояние будет растрачено на пошлые удовольствия и прихоти.

- Но вы можете заняться благотворительностью, месье, - сказал я только ради того, чтобы хоть что-то ответить.

- Что? Вздор. Тогда мои деньги осядут в карманах тех, кто громче остальных кричит о том, как важно помогать ближнему  - Он посмотрел на меня. - Ты, наверное, думаешь, что я - сварливый старик, который сам не знает, чего хочет? Но это не так. Подумай над предложением, мальчик. Ты сделаешь мне большое одолжение, если примешь его. А теперь оставь меня, пожалуйста. Я устал и хочу отдохнуть.

…Я вышел из кабинет и тихо прикрыл за собой дверь. Я был раздавлен предложением Клемана.

Как было заманчиво сказать "да" и в одночасье сделаться наследником его миллионов! Мой благодетель выступал в роли Мефистофеля, он предлагал мне блестящее будущее, но что-то во мне отчаянно сопротивлялось соблазну. Взять то, что причиталось детям Клемана по праву рождения, мне казалось кощунственным. Ведь его дочь и сын остались без матери. Почему же родной отец так несправедлив к ним?

Я вспомнил собственную мать. То, как тщетно добивался ее любви, как умолял ее обратить на меня внимание. То, каким счастьем было знать, что родной человек рядом.
Меня охватило раскаяние.

Я так и не пришел к какому-либо решению и был готов возненавидеть Клемана за то, что он поставил меня перед дилеммой: совесть или благополучие.

Однако архитектор то ли увидел мои сомнения, то ли почувствовал неуверенность, исходившую от меня. Больше он не заводил разговора о наследстве. Через какое-то время я почти успокоился, решив, что он сам понял абсурдность своего предложения".

Отредактировано Nemon (2008-04-30 17:10:38)

332

Как всегда, великолепно!  *fi*
Очень понравилось описание прогулок по Парижу, впечатления, производимые архитектурными творениями. Как-то разорилась на номер журнала GEO ради великолепных фотографий старинных европейских соборов. Вот уж поистине - музыка, застывшая в камне!
Впечатления Эрика от посещения оперы - тоже сильно написаны.

Тапками бросаться не за что, разве только за слишком маленький отрывочек. Есть одна пропущенная буква в слове "махнул".

333

Да вроде бы не слишком маленький. :) Бывало и короче.

Спасибо!

334

Как представишь, когда может появиться следующий кусочек... :ud:
Хотя, понимаешь, что музу не подгонишь, особенно чужую.

335

Парадокс, но моя Муза в последнее время работает, не покладая рук. Видимо, предчувствует бедняжка, что скоро ее муки подойдут к концу и она уйдет на заслуженный отдых. :)

Думаю, что продолжения долго ждать не придется. Сейчас у меня процесс написания идет, как по маслу. *"и трижды сплюнем через левое плечо" (с)*

336

Парадокс, но моя Муза в последнее время работает, не покладая рук. Видимо, предчувствует бедняжка, что скоро ее муки подойдут к концу и она уйдет на заслуженный отдых. :)

Думаю, что продолжения долго ждать не придется. Сейчас у меня процесс написания идет, как по маслу. *"и трижды сплюнем через левое плечо" (с)*

Надеюсь, фраза о заслуженном отдыхе означает лишь отпуск, а не пенсию для Музы. Последнее было бы несправедливо и неуместно.  :-()

По поводу прилива вдохновения можно только порадоваться и солидарно поплевать через левое плечо.  :)

337

Вопрос хочу я задать, как записной зануда... А в какое время - чисто хронологически - происходит вся эта история с Клеманом? Просто уточнить хотел.

Очень все приятно, образно и похоже на Париж. Но можно я метну крошечный тапок?:)
В "Эрнани" героиня, Эльвира, не умирает. В финале она теряет сознание над трупом молодого мужа - не более.

И еще - ну это уже просто для беседы, и это "личное". "Фауст", откровенно говоря, опера довольно слабая, условная и помпезная. Странно, что на Эрика она произвела такое сильное и глубокое впечатление.
:)

Еще страннее, что книжный Призрак, который, как мы помним, презирал оперную музыку, решил написать оперу... про "Дон Жуана"... поскольку в книжке он чвно писал не оперу.:)

Простите меня! Это я любя, от лучших чувств.

338

Эльвира "падает замертво", это можно трактовать как угодно. :) И занавес.
Но можно и исправить (специально для тебя, великий знаток оперного искусства!).

Происходящее в данный момент датируется мартом 1859 года. О, хронология выверялась до мельчайших деталей. Родился, крестился, сбежал и т.д.

Насчет "Фауста" поспорю. Тогда публика оперу приняла на "ура". Но для Эрика любая услышанная (увиденная) опера была событием. Он пока еще молод.   Будет набираться опыта, цинизма и самомнения. Когда поймет, что он окончательно и бесповоротно гениален, когда почувствует, что может написать что-то из ряда вон, превосходящее по уровню все, что было значительного в музыке, вот тогда он и наберется презрения к классике.

И потом, главный аргумент в защиту "Фауста" - именно к партии Маргариты он готовил Кристину, и его видение этой роли принесло грандиозный успех.

Отредактировано Nemon (2006-09-25 11:17:21)

339

Ну что же - понеслись.:)
"Замертво" - значит потеряла сознание. Я видел чертову "Эрнани" примерно 15 раз в разных вариантах.:)

Насчет "Фауста" поспорю и я. Принимая аргумент по поводу молодости и неиспорченности Эрика (хотя именно такие люди как раз наиболее критичны и максималистичны), хочу вот что сказать. Премьера "Фауста" состоялась в театре Th?atre-Lyrique 19 марта 1859. Публика приняла ее ПЛОХО. В партии Маргариты выступала жена директора театра, Леона Карвалло, Мари-Каролина Феликс-Миолан.
Успех настиг оперу только в 1862. Только после 1869 она стала постоянным номером в репертуаре Гранд Опера (еще в старом здании), и давалась там чаще других работ.
Поэтому, думаю я, Кристина Маргариту и пела - самый репертуарный спектакль.:)

И все равно почему это книжный Эрик оперу пишет?:)

340

Дружище, я не оспариваю твоего авторитета! Напротив, говорю тебе спасибо за внимание и тапки. Как видишь, правка внесена.

А вот по поводу премьеры "Фауста"... Знаешь, как аксиому нужно принять тот факт, что ни ты, ни я в тот мартовский вечер в зале "Опера лирик" не сидел. :) Узнать, что там было и был ли успех, можно только из источников. Я лично несколько раз читал, что "Фауст" произвел фурор. Да, позже была новая редакция оперы перед постановкой ее в "Гранд Опера", но тогда, после премьеры, издательсто не успевало продавать новые клавиры "Фауста". Даже на улицах напевали мелодии из оперы. Мне попался эпизод, рассказывающий о встрече полунищего Гуно со своим богатым издателем, который облапошил его с финансами. Когда композитор, увидев роскошный костюм издателя, пошутил что-то вроде: от "Фауста" сюртучок.

Вот и думай, кто из авторов, чьи отзывы были прочитаны нами, неправ. Возможно, я искренне заблуждаюсь, но делаю это отнюдь не со зла.

Признаю твои знания в области данного вида искусства, ибо ты, в отличие от меня, живешь в городе, который является одним из оперных центров мира. Ты  имеешь возможность видеть своими глазами то, о чем я могу только мечтать. Я же могу слушать только в записи. В лучшем случае - смотреть на видео.

PS: встречный вопрос: чем был эриковский "Дон Жуан"? если не опера, то что?

Отредактировано Nemon (2006-09-25 13:50:25)

341

Я, конечно, не видела и не слышала оперу "Эрнани", но читала Гюго. Там героиня выпивает яд прежде, чем протянуть флакон мужу. И умирает первая в страшных мучениях.

Opera, почему вас так напрягло, что Эрик пишет оперу под впечатлением спектакля? Помимо юношеского максимализма есть еще юношеская восторженность. Ему понравилась опера, он хочет попробовать свои силы, - очень логично для его характера в "Реквиеме". Он пытается попробовать себя во всем, что его восхищает.

342

Эриковский "Дон Жуан", мне кажется имел отношение к симфонической музыке.

343

Opera, почему вас так напрягло, что Эрик пишет оперу под впечатлением спектакля?

Кстати, ребята, Эрик пока ничего не пишет. :) Ему просто привиделись некоторые образы, возник эдакий визуальный ряд будущей постановки. Воображение у парнишки богатое. Вот под впечатлением он сел и сделал несколько карандашных рисунков. Рисунков! Он не записывал ноты. Он еще не знает, какой сюжет выберет. И к серьезной работе над "Доном Жуаном" он приступит позже. 

И - да. Мне кажется, что "ДЖ" - это опера. Ибо когда только формировался замысел "Реквиема", возник и собственный сюжет "Дона Жуана".

Отредактировано Nemon (2006-09-25 13:09:36)

344

Гм, а я подумала он ноты пишет. У меня даже сомнений не возникло.  :gmm:  Насчет рисунков почему-то не подумалось.

345

Значит, это моя вина. Мне казалось, читатели поймут, что речь шла о рисунках. *чуток переделывает текст* теперь вопросов возникнуть не должно. :)

346

Я тоже подумал, что ноты.:)

Меня не напрягло, что юноша пишет оперу под впечатением оперы. Меня напрягло, что он пишет оперу под впечатлением плохой оперы.:) И Немон - эта ситуация, когда "Фауст" продавался на ура, была как раз после ВТОРОЙ премьеры - в 1862-м. Я просто к тому, что в 1859-м Эрик и Клеман триумф наблюдать не могли.

И я глубоко убежден, что в книге Эрик писал не оперу - он писал нечто для органа, а оперу, как мы помним, презирал: "Я уже собиралась сделать
замечание  по этому поводу,  когда Эрик сел за фортепьяно и  сказал: "Видите
ли, Кристина, некоторая музыка настолько трудна,  что поглощает каждого, кто
соприкасается с ней. Но  вы  еще не пришли к такой музыке, к счастью, потому
что  утратили бы  ваши свежие  краски  и вас  никто не  узнал  бы,  когда вы
вернетесь  в  Париж.  Давайте споем что-нибудь  из оперной музыки,  Кристина
Доэ".
Он сказал "оперная музыка" так, будто хотел нанести мне оскорбление. Но
у меня не было времени  подумать, что он подразумевал под этими словами."

347

Ох, не любишь ты "Фауста". Жаль.
Но хотя бы предположи, что Эрику опера все-таки понравилась. :)
И это были РИСУНКИ! Просто мы друг друга не поняли.

ЗЫ: Я подумаю на тем, чем сделать "ТД".

Отредактировано Nemon (2006-09-25 14:35:57)

348

Мое сугубо дилетантское мнение.  :blush:
Опера зажата рамками сюжета и оставляет меньше свободы для выражения чувств и мыслей самого композитора. В ее создании принимает участие слишком большое кол-во человек. Каждый вносит что-то свое, искажая первоначальный авторский замысел. Композитору сложно выразить свое Я через оперу. К тому же, опера - публичное и коммерческое произведение. Своего рода "попса" 19 века. Мне кажется, за это Эрик ее и презирал.
Инструментальное произведение оставляет более широкое поле для самовыражения. Суметь донести до слушателя свое видение мира, заставить его думать в унисон с тобой, почувствовать твою боль и твой восторг - это ли не сверхзадача для автора.
Эрик писал "ТД" 20 лет, всю вою сознательную жизнь. Он хотел выразить себя в этой музыке. Она менялась под влиянием событий его жизни и эволюции его характера. Наверно, становилась все мрачнее и жестче.

А реверанс в сторону презираемой оперы был сделан только ради Кристины. На что не пойдешь ради любви!

Отредактировано Bastet (2006-09-25 15:37:41)

349

Не, я нормально отношусь к "Фаусту". Просто великой, душепереворачивающей оперой его не назовешь. Это не "Риголетто", не "Отелло" Верди, не его же "Дон Карлос". Не "Сказки Гофмана" Оффенбаха. Не "Тоска" Пуччини... По сравнению с ними "Фауст" слишком условен и сентиментален. ИМХО.:)

350

Немон, а не выложить ли вам весь кусок, целиком?
До сих пор вашему Эрику просто обзавидоваться можно. Мама - оперная певица с хорошим роялем, любящая няня, добрый учитель из консерватории, цыгане не обижали, покровитель даёт широкое образование и делает наследником. Многие ли могут таким похвастаться?
Чтобы прийти к исходному образу Призрака, наследники должны его размазать по стене, оболгать с ног до головы и вышвырнуть. А ему - только бежать на край света от стыда, где грешить и грешить...

351

Весь кусок целиком - это, простите, оксюморон.

Извините, не удержался.:(

352

Остались только разрозненные куски, Хумулус. А так бы - с удовольствием. :)

Да уж, такой судьбе можно обзавидоваться... Ага... а потом догнать и завидовать, завидовать, завидовать...

Только Эрика поманит призрак стабильности, как все его надежды на нормальную жизнь идут прахом. Его благополучие - фикция. Отсрочка приговора, вынесенного жизнью. Благо, хоть чему-то научиться успел. Сумел урвать знания, которые потом пригодятся.

Отредактировано Nemon (2006-09-25 17:47:20)

353

А хотя бы и он самый:-)
По определению - это остроумная глупость, противоречие. Меня это устраивает.

Немон, я и говорю, что очень трудно судить по таким небольшим фрагментам.
Жизнь вообще полосатая штука. У всех.

Отредактировано Humulus (2006-09-25 19:27:59)

354

(заглянула и обиделась за любимого Фауста)
Надо же, миллионы меломанов убеждены, что Гуно написал великое произведение, а тут рраз - и приговор "отказать". Безо всяких "имхо". Ну-ну.  :gmm:

Отредактировано Sunset (2006-09-25 22:47:25)

355

О Боже, ну вот опять поехали - мерзкий Опера обижает вкусы широкой публики и говорит, что что-то, что нравится всем, может не так уж и хорошо.:)

Ну хорошо, давайте по правилам. "Фауст" Гуно - так себе опера. ИМХО, ИМХО, ИМХО, ИМХО, ИМХО.

"Фауст" Гуно не имел успеха на премьере 1859 года. Факт музыкальной истории.:)

356

Кстати, в фанфике и не говорится о том, что "Фауст" имел грандиозный успех. А то, что он понравился Эрику. Но ведь такое же могло быть, разве нет? И его впечатления от партии Маргариты.

Отредактировано Nemon (2006-09-27 11:23:25)

357

Широкой публике нравится Бритни Спирс, а не Фауст.
Основывать тапки на имхе, не совпадающей ни с вкусами широкой, ни узкой публики, несколько странно при желании высказать сколько-нибудь объективное суждение.
Естественно, Эрику мог понравиться Фауст, даже если широкая публика освистала его и закидала помидорами. Он собственно тоже не обязан следовать вкусам широкой публики. :)

358

Хорошо, хорошо, я кругом не прав. Восторженный настрой вот этого куска, про событие сезона и про то, что музыка чего-то там переворачивала, заставил меня предположить, что "Фауст" понравился не только Эрику, но и людям:
"Как-то раз он приехал в хорошем настроении, позвал меня и сказал, что нынче мы пойдем в "Опера лирик" на премьеру оперы, которая обещает стать главным событием сезона. "Еще бы, такой материал! Со стороны Гуно будет преступлением испортить его," - задумчиво протянул он.
В тот вечер я увидел "Фауста". Декорации и костюмы были выше всяких похвал. Но если бы даже они были никудышными, то музыка - МУЗЫКА! - сгладила бы все.
Она была поистине исполинского размаха и мощи. Она бросала зрителя от света к тьме, она насмехалась над каждым из сидящих в зале, проникала в души и переворачивала их. "

Сансет: я, вообще-то, ихзначально не тапок кидал, про "Фауста", а просто спрашивал, почему человеку с оригинальным вкусом, презирающему традиционную оперу, вдруг понравилась опера попсовая. Про музыку которой уж что-то, а "исполинский размах и мощь" - не скажешь.:)
И Немон мне логично ответил, что Эрик был молодой, и глупый, и с годами его вкусы улучшились. Я этим был доволен, а потом уже мы "ушли" в даты премьер. Виноват - нафлудил.:)

Мнение о том, что "Фауст" не самая лучшая опера на свете, разделяет со мной значительное количество музыковедов. В частности, они говорят о том, что Гуно-таки не смог подняться до высоты материала (как и боялся у Немона Клеман). Так что это имхо уж узкая публимка разделяет определенно.

А у Бритни Спирс есть ряд очень даже удачных песен, если уж на то пошло.:)

Отредактировано opera (2006-09-27 13:23:41)

359

Сансет: я, вообще-то, ихзначально не тапок кидал, про "Фауста", а просто спрашивал, почему человеку с оригинальным вкусом, презирающему традиционную оперу, вдруг понравилась опера попсовая. Про музыку которой уж что-то, а "исполинский размах и мощь" - не скажешь.:)
И Немон мне логично ответил, что Эрик был молодой, и глупый, и с годами его вкусы улучшились. Я этим был доволен, а потом уже мы "ушли" в даты премьер. Виноват - нафлудил.:)

Все, что касается "попсовая" и "не скажешь" - это исключительно частное мнение.

И не вкусы Эрика улучшились, если уж на то пошло, а разочарование накопилось. Во всем. В том числе и к тому, что нравилось когда-то. Но не потому что, что Фауст попсовый, а потому что он связан с периодом, когда мир еще казался если не розовым, то и не окончательно черным. Когда окажется, что все хуже чем казалось, стыд за юношескую восторженность может заставить отрицать и то, что было действительно хорошим. Это не в Фаусте проблема короче, а исключительно в голове Эрика.

Если вернуться к фику, то мне - как тут уже выше и высказывалось - тоже кажется пока что жизнь местного Эрика вполне приятной. Может там дальше еще череда разочарований, но они должны быть действительно ужасны. Нынешний Эрик пока не тот человек, который будет унывать в подвале, презирая человечество. Он вроде должен бы усвоить, что на 10 гадких людей найдется один хороший, так что не все безнадежно. Пока его все в основном любят и уважают.

Мнение о том, что "Фауст" не самая лучшая опера на свете, разделяет со мной значительное количество музыковедов. В частности, они говорят о том, что Гуно-таки не смог подняться до высоты материала (как и боялся у Немона Клеман). Так что это имхо уж узкая публимка разделяет определенно.

Я умоляю...  :blink: Есть определенная категория -ведов, и музыка и всего прочего, которые готовы охаять все что угодно из чистого снобизма, дабы показать свой тонкий вкус и заодно самоутвердиться.  Произведения такого масштаба проверенные временем не нуждаются в признании критика Иванова который сказал "а баба яга против". Их весь мир давно признал как классику и великую вещь.
Определения "лучшая опера в мире" имхо не существует в принципе. Что это за сертификация.
За Фауста съем.  :0 

А у Бритни Спирс есть ряд очень даже удачных песен, если уж на то пошло.:)

Ну пусть Эрик слушает Бритни Спирс, я ж не против. Будет постмодернистский фик. :D

Отредактировано Sunset (2006-09-27 15:22:05)

360

Господи, ну почему у Вас, Сансет, такая жесткая аллергия на ЛЮБОЕ экспертное мнение - критиков, ученых, историков? Уже не первый раз мы на эту тему беседуем, и каждый раз Вы говорите - "э, эдак каждый может заделаться критиком, знаем мы этих ученых". Ну что - неужели нам надо разводить здесь дискуссию об общеизвестных недостатках французской "большой оперы" середины 19 века - Мейербере, Гуно, Галеви - опере, которая отличалась затянутостью, помпезностью, композиционной невнятностью и крайней условностью и с которой успешно боролись Верди, Вагнер и веристы? По-моему, не стоит.