Часть I
Париж, 1871 год.
Глава 1
Из всех времен года зима, обычно, самая спокойная. Своеобразный отдых перед цветущей весной, жарким, буйным летом и хмурой осенью с бесконечными дождями. Возможность просто забыть о проблемах, и устроившись вечером возле окна с чашкой кофе, посмотреть на снег, на приятную глазу темноту за стеклом, задуматься о возвышенном, о прошлом, о будущем, о смысле жизни.
Тихим унылым вечером того злополучного дня февраль меланхолично собирался заканчиваться. Снег крупными белыми хлопьями неспешно падал с неба, дополняя живописные сугробы на улицах. На этом белом покрывале ехидным искорками поблескивали желтоватые прямоугольники светящихся окон. Большинство горожан в тот вечер давно разошлись по домам, улицы пустовали. Единственным исключением во всем Париже был лишь монументальный оперный театр. В нем собралась вся городская знать на премьеру оперы «Дон Жуан Торжествующий». Эта постановка уже неделю была основным объектом слухов и сплетен. Примерно в то время на площади перед Оперой появились большие афиши кровавых оттенков, но на них не был указан автор. Дня за три до вечера Х администрации театра пришлось активно отбиваться от волны настырных журналистов, желавших пустить в народ как можно больше сенсационных новостей, но и без того об анонимной постановке жужжал весь город. Самым распространенным слухом было то, что представление вовсе и не анонимное, а очень даже наоборот. Многие говорили о том, что партитуру принес на маскараде человек, известный в кругах театра как Призрак Оперы, выдвинув вместе с тем целый ряд ультиматумов. Но с маскарада прошло больше месяца, и по «испорченному телефону» факты приобрели совсем уже немыслимые подробности. Как бы там ни было, премьера собрала аншлаг…
Темнота на улицах все сгущалась, окна Опера Популер ровно светились, действие продолжалось, вернее, близилось к завершению. Внезапно послышался треск и несколько приглушенный взрыв. Здание запылало изнутри, пламя быстро перекинулось со зрительного зала и упавшей люстры на верхние этажи и чердак. Опера горела, словно сухая щепка.
Падение люстры мгновенно посеяло панику в зале. Волны напуганных людей, в головах которых царил лишь инстинкт самосохранения, лишь желание жить, а точнее выжить, покатились к выходу, заполоняя коридоры. Многие падали, но никто даже не пытался помочь им подняться, все хотели как можно скорее выбраться из этого кошмарного места. Пользуясь тем, что огонь не тронул подвальных этажей, целая толпа активистов, состоящих преимущественно из работников театра и полицейских, к которым присоединилась и Мег Жири, отправилась на поиски Призрака. Но среди горящего праведным гневом мщения люда только балерина помнила о своей подруге Кристине Даае и о ее молодом человеке Рауле де Шаньи, которых никто нигде не мог найти…
***
Несмотря на то, что весь театр был объят пламенем, подвальные этажи оставались нетронутыми. В прохладном коридоре все также было сыро, с потолка срывались холодные капли, в темных углах, как ни в чем не бывало, попискивали крысы. В тусклом свете факелов, расположенных довольно далеко друг от друга, на стенах мелькали мрачные причудливые тени. Коридор вместе с боковыми ответвлениями становился все темнее и спускался вглубь, постепенно сужаясь. За неожиданным поворотом проход снова резко расширялся, переходя в относительно небольшую пещерку, затопленную на две трети. Оставшаяся треть представляла собой каменную площадку, с которой в озеро спускались ступени. Рядом в стену было вбито кольцо для отсутствовавшей лодки. Над зеленоватой гладью водоема стоял легкий туман. Подземелье освещалось двумя факелами, висевшими по обе стороны от каменистой пристани. Однако большая часть пещеры все рано оставалась в тени. В том углу, где предположительно, подземелье соединялось с таким же затопленным коридором, уходившим вглубь оперных подвалов, показался смутный силуэт. Постепенно расплывчатое пятно приобрело вполне определенные очертания.
Это была небольшая лодка, которая стала явлением в нашем повествовании двух основных действующих лиц. На корме стоял Рауль де Шаньи. Несмотря на то, что в подвалах была далеко не Африка (февраль, однако), виконт был одет в тонкую промокшую рубашку, но это обстоятельство никоим образом его не беспокоило. Обязанность активно работать шестом не давала ему замерзнуть. На низкой скамеечке, прижавшись к Раулю, сидела съёжившаяся в комочек Кристина. Она дула на озябшие ладошки, пытаясь согреться, и уже мысленно начала ругать себя за то, что тоже полезла в холодную воду. Теперь завтра наверняка начнется насморк.
Лодка медленно приблизилась к берегу и чиркнула носом о каменистые ступени. Рауль осторожно прислонил шест к стене, спрыгнул на пристань и, придерживая лодку, помог Кристине сойти. Девушка подумала, что платье и так уже далеко не белое, простуда тоже обеспечена, и присела на ступеньку, наблюдая, как виконт вытаскивает лодку на пристань. Удостоверившись, что суденышко не уплывет, Рауль устроился рядом с ней и обнял ее. Кристина уткнулась лбом в его плечо.
‒ Вот и всё... ‒ еле слышно прошептала она и всхлипнула. ‒ Всё кончено. Не верю.
‒ А ты поверь, ‒ отозвался Рауль. ‒ Ведь все могло закончиться гораздо хуже.
‒ Могло, ‒ кивнула Кристина. ‒ Но если бы я не сняла с него маску... ‒ она снова всхлипнула, ‒ он не сбросил бы люстру... и не...
‒ И неизвестно, какую катастрофу это спровоцировало бы. Но кошмар последних часов уже не изменить, он в прошлом. А сейчас надо выбираться отсюда. Хоть как-нибудь, ‒ виконт встал и подал девушке руку.
‒ Да, ты прав, ‒ Кристина смахнула набежавшую слезу, поднялась, в последний раз вгляделась в озеро, стараясь сохранить его в памяти на годы, и заставила себя отвернуться. ‒ Пойдем.
Рауль снял со стены один факел и взял девушку под руку, в душе искренне радуясь, что те всхлипы не переросли в истерику. В неверном свете дрожащего и потрескивающего огонька пара вступила в лабиринт…
***
На первой же развилке они остановились.
‒ Куда теперь? ‒ спросила Кристина, забыв о том, что она-то знает путаные ходы немного лучше своего спутника.
‒ Наверх точно нельзя, ‒ удрученно заметил Рауль, ‒ там пожар.
‒ Значит, выход через артистическую комнату синьоры Гуатичелли не подходит, ‒ вздохнула Кристина.
‒ Но должен же быть еще какой-то проход! ‒ с надеждой сказал Рауль. ‒ Я не представляю возможным, чтобы у него не нашлось другого выхода. Да, их полно в Опере, но просто обязан быть такой, что выводит наружу, ‒ отдавшись размышлениям, он незаметно для себя стал быстро прохаживаться от одной стены к другой.
‒ Рауль, пожалуйста, остановись, в глазах уже рябит, ‒ попросила Кристина. Она стояла, прислонившись плечом к стене, морщила лоб и покусывала мизинец, стараясь что-то вспомнить. Виконт послушно замер.
‒ Был еще один проход, ‒ медленно сказала Кристина спустя несколько минут. ‒ Вернее, есть. Я пользовалась им единожды, когда он вел меня обратно, тогда, после «Ганнибала». Но я все еще помню. Кажется это там, ‒ она кивнула на левый коридор. ‒ Если память мне не изменяет, возле арки должна быть ниша, выложенная кирпичом.
Виконт поднял факел повыше и вгляделся в проход.
‒ Да, действительно, ‒ с ноткой удивления в голосе подтвердил он.
‒ Замечательно, ‒ обрадовалась Кристина. ‒ Пойдем. Там больше развилок не будет, не заблудимся.
***
В узком прохладном ходе было темно и сыро. Кристина, следуя за почти бегущим виконтом, невольно вспоминала, как она шла здесь так давно, но с ним. И тогда в коридоре было куда теплее, в стенных нишах стояли канделябры со свечами, и вообще, вся атмосфера была гораздо уютнее. Кристина ловила себя на том, что она постоянно подсознательно мыслями возвращалась к его образу, к его музыке, к его душе…
В конце коридора их поджидал еще один довольно неприятный сюрприз. Проход заканчивался металлической решеткой, которая, вдобавок ко всему, оказалась запертой.
‒ Кристина, это точно был тот проход? ‒ засомневался Рауль, хотя от решетки веяло уличной прохладой.
‒ Ну конечно, именно он, ‒ заверила его девушка, выудив из-за корсажа небольшой ключик. В ответ на удивленный взгляд виконта она объяснила:
‒ Он дал мне ключ, который я с того времени всегда ношу с собой.
Кристина сдула с замка пыль, повернула ключ, и решетка с тихим скрипом открылась. Они, наконец, выбрались на улицу.
На уже пустой площади все еще стоял одинокий экипаж с гербом на дверце. Рауль помог Кристине сесть, забрался сам и, крикнув кучеру: «Домой, в особняк!», захлопнул дверцу.
Отредактировано Skata (2012-06-22 21:36:10)