Кстати в книге ясно откуда у него столь богатый опыт и мастерство - ведь он много путешествовал. А по фильму он большую часть сознательной жизни просидел в подвале Оперы. Это не лучшее место для развития гениальности. Не вижу логики.
Для гениальности так логики меньше, зато для характера - больше.
Мне тоже (ппкс Донне) чрезмерная гениальность в книге колола... как нечто преувеличенное до сказочных размеров. И потом его гениальность у меня в голове совершенно не стыкуется с манерой поведения, в книге. Но это имхо.
В фильме нам не показали ничего такого, чему нельзя было бы научиться по книгам. Люди с золотыми руками рождаются в любой деревне, и не имея никаких в/о, строят и выдумывают конструкции, о которых могут помечтать профессиональные инженеры. Рисовать чел тоже либо умеет, либо нет... учителя могут подправить что-то в технике, но дар либо есть либо нет. Музыке в стенах Оперы, заодно служащей консерваторией и хореографическим училищем, не научиться - вообще грешно...
Но мне вариант ПО зашуганного настолько, что он 20 лет никому не показывается, сидя в подвале, явно ближе, чем такого, который объездил весь мир и умудрился вообще не поумнеть и не встретить ни единого нормального человека, который бы вправил ему мозги. Возникает ощущение, что человек просто сбрендил на старости лет. И такому упорству в ношении масочки непонятно мне откуда взяться. С фильмовским/мюзикловским мне вполне ясно и логично - человеку с детства вбили комплекс, и выбить его было некому, он спрятался ото всех, привык за много лет, и во взрослом возрасте это уже преодолеть почти невозможно без хорошей встряски.