Итак, прочитал я наконец первоисточник - книгу Леру "Призрак Оперы". А теперь, набравшись наглости, попытался написать на него отзыв. Прошу сильно не бить.
Для начала хочу сказать: те переводы, которые лежат в открытом доступе в сети, читать категорически не рекомендуется. Иначе Вы дальше первых страниц не продвинетесь и рискуете возненавидеть эту книгу всеми фибрами души. Отличительный призрак этого апофеоза маразма - Кристина Доэ по всему тексту романа. Потому ищите переводы Новикова (достать проблематично) или Мудролюбовой (книгу вполне реально достать или приобрести).
Теперь о самом романе. Бытует мнение, что Леру писал "ужастик" - роман - ужас. Возможно, это и так, но вплоть до главы "Таинственный экипаж" роман читается на одном дыхании как... отличная пародия на "роман ужасов"! Экспрессивный, несмотря на форму отчета о журналистском расследовании, стиль изложения Леру, шутки автора по поводу директоров, балерин, мадам Жири да и самого ПО просто не дают повода думать иначе! С лица при чтении не сходит улыбка, и все время думаешь: какой же это ужастик? Это - юмористический роман! Те, кто читал "Кристину" или "Лангольеров" С. Кинга, меня, думаю, поняли. Кто не читал - прочтите хотя бы одну из этих книг (где, кстати, нету жесткого ужаса, как, к примеру, в "Ночном летчике") и сравните впечатления.
А вот начиная с упомянутой главы "Таинственный экипаж" начинается серьезный текст. Нет, юмор Леру никуда не исчезает - но зато появляются весьма серьезные моменты, которые заставляют задуматься, глядя на поведение главных героев. Собственно, и директора, которые ведут себя весьма странно и смешно в эпизоде со шпилькой, и глуповатый инспектор, никак не понимающий причин событий в день постановки Фауста - лишь фон. На первый план выходят внезапно – за полмесяца – повзрослевшая Кристина Даае, отважный виконт Рауль де Шаньи, хладнокровный Перс и, естественно, сам "ужас подземелий".
Начну с тех, кто попроще.
Перс оставил у меня двоякое впечатление. С одной стороны, он - единственный, кто может считаться другом Эрика. С другой – он, похоже, просто «оплачивает счет» – кажется, за спасенную Эриком жизнь. Не могу сказать, что холодный рассудок Перса вызывает у меня отторжение – но вот то, как он поступает ради спасения Кристины Даае – предательство по отношению к Эрику. Да, это предательство продиктовано соображениями безопасности девушки – но оно не становиться от этого благородным поступком. Фи, дарога! Принцы крови так не поступают - по крайней мере в книгах.
Рауль де Шаньи....
«Книжный» Рауль - юноша, который уже до встречи с ПО многое пережил. При всем том, что мне больше симпатичен гротескный "гений ловушек" Леру, я не могу не отметить, что он:
- многое пережил и прошел жесткую школу (полусирота, школа Борда (аналог Нахимовского училища) и кругосветка), и, несмотря на начальное воспитание в кругу женщин, отнюдь не "маменькин сынок".
- любит Кристину - действительно любит! - хоть и не до безумия, как ПО.
- отважен - не всякий согласится на авантюру спуститься в подвалы Оперы незнамо с кем, и сразиться с противником, возможностей которого не знает.
- имеет достаточно твердый характер - раз посмел вопреки воле брата и семьи жениться на девушке без имени и состояния, да еще и оперной певице.
- имеет неплохое тактическое мышление (организация побега) - хотя до ПО ему, конечно, далеко.
Да, Рауль слегка инфантилен для своих 21 года, но лет через пять после событий романа из него выйдет достойный мужчина, которому не стыдно подать руку. И потому он мне даже где-то симпатичен, и я понимаю, почему Кристина выбрала его: он, в отличие от Эрика, адекватен, и не "сер", как Рауль "киношный".
Рука не подымается написать, что я его презираю или не воспринимаю как человека.
«Книжная » Кристина Даае – вначале наивная девушка, верящая в Ангела Музыка в двадцать (!) лет. Но за время общения с Эриком, и, в особенности, за те пятнадцать дней в подземелье, она повзрослела и стала психологически даже старше своего возраста.
У Джека Лондона есть рассказ «Мужество женщины». В романе Леру мы тоже видим Мужество Женщины – именно так, оба слова с большой буквы! Нельзя не восхищаться книжной Кристиной:
– ее человечностью – много ли нашлось бы женщин, не оттолкнувших Призрака ногой, когда он ползал, унижаясь перед Кристиной, или же боящихся убить его тем, что она сбежит с любимым преждевременно, не спев ему в последний раз Маргариту? Правда, она почему-то не хотела понимать, что сбежав с Раулем, убьет ПО в любом случае…
– ее готовностью к самопожертвованию – ведь она спасала виконта от ПО, защищала от врага, силы и возможности которого он даже не представлял!
– ее чистая любовь к Раулю де Шаньи – она любит его как человека, а не его деньги и титул.
– наконец, ее талантом певицы – который она «зарыла в землю», выйдя замуж за Рауля де Шаньи.
В «минусах характера» Кристины – ее инфантильность (впрочем, она ее очень быстро изжила под влиянием Эрика), ее наивность и нерешительность. И, конечно, эта нежная девушка, характер которой только начал формироваться, не может быть парой Эрику – она просто не выживет с ним, сломается – или превратится в беспощадную мегеру.
А теперь главный герой. Эрик, Призрак Оперы. Мастер ловушек, король душителей, палач шанишаха – и гениальный изобретатель, композитор, музыкант, певец, педагог, архитектор… И психолог. Да-да, психолог – он прекрасно использовал веру Кристины Даае в Ангела Музыки, и очень точно рассчитал эффекты в «камере пыток», которая чем-то напоминает мне методику «подавления личности», разработанную нацистами для концлагерей.
Для завоевания Кристины ПО не хватило совсем немного хладнокровия. Он слишком любил девушку, чтобы используя свои знания в области человеческой психологии («головологию», по выражению матушки Эсмеральды Вовоск Терри Пратчетта), затащить ее под венец – хотя мог бы! Эрик хотел получить любящую жену – а не послушную его воле «куклу». И потому именно с этой Кристиной – проиграл.
Это – одна из главных причин, почему я восхищаюсь им. Ибо при всех своих недостатках Эрик, ненавидящий «род человеческий» – все же человек.
Конечно мое восхищение вызывают изобретения Эрика: Крысолов (это же не человек, а машина, гоняющая крыс ультразвуком и инфразвуком – иначе откуда ужас у Перса и Рауля!); устройство спроектированного и построенного им подземного мира Оперы – с двойной (!) гидроизоляцией, достойной строителей египетских пирамид; наконец, звукоизоляция в доме – ведь орган вне дома не слышно, несмотря на отличную акустику подземелий!
Да, «сон разума рождает чудовищ» – отсюда камера пыток и сирена. Но ведь тот же Сикорский создал не только пассажирские и транспортные вертолеты. Его «создания» - первый в мире стратегический бомбардировщик «Илья Муромец» и печально известный штурмовой вертолет UH-1 Huey, унесший жизни десятков тысяч вьетнамцев - причем намного больше мирных жителей, чем партизан. Так что здесь вновь встает вопрос моральной ответственности творца, ученого, изобретателя за практическое применение своих талантов.
Музыка ПО – это отдельная глава. Она… прекрасна и ужасна, возносит слушателя на небо и низвергает в ад - такой и должна быть музыка, созданная гением. Голос и музыкальные способности ПО – это его главный козырь в борьбе за душу Кристины.
Педагогический талант ПО равен его таланту психолога. Ведь он сумел вновь зажечь искру таланта Кристины, которая угасла после смерти Густава Даае. Но увы, счастья это Эрику не принесло.
Ну, а теперь к плохому и грустному. Книжный Эрик – явный неврастеник и псих. Одно его «Эрик» в фразах о себе на протяжении всей книги заставляет относиться к этому человеку настороженно. Далее, его грандиозное – под стать талантам – самомнение и твердая уверенность, что весь мир ему сильно задолжал (у презрения к «роду человеческому» ноги растут именно оттуда) – в глазах Кристины хуже его уникальной болезни, навсегда изуродовавшей тело Призрака. О комплексах ПО можно написать двухтомный трактат – да, они следствие его тяжелой жизни, но от этого не создают меньше проблем окружающи его людям. Психика "книжного" Эрика требует серьезного лечения. Если с гением жить тяжело, то с таким человеком – просто невозможно. И, повторюсь, я понимаю Кристину – она выбрала человека, который был адекватен, хоть и не блистал особыми талантами.
------------------------------------------------
Вообще, "Призрак Оперы" Леру оставил у меня в душе смешанные чувства. С одной стороны, Эрика жаль - а с другой четко понимаешь, что Кристина с ним вряд ли выжила бы. Она ведь была всего лишь актрисой - но никак не психотерапевтом! И Эрик через пару лет совместной жизни (при отсутствии лечения его психики) в состоянии аффекта вполне мог свернуть девушке шею – а затем повесился бы с горя. Да и любви к Эрику книжная Кристина Даае не испытывала - а та смесь страха и жалости, которую вызывал у нее ПО, никак не могла послужить основой для создания прочной семьи. Потому финал книги, увы, закономерен. Для союза "книжных" ПО и Крис нужно намного большее изменение обоих, чем для союза "киношных" или "мюзикловских" героев. Для этого и Кристине, и ПО нужно очень серьезно менять характер – тут, увы, недостаточно "убить страх" девушки и дать уверенность в себе Призраку.
Я пока не представляю, что может заставит Кристину полюбить ПО и изменить характеры героев так, чтобы их союз стал возможен.
На этой грустной ноте позвольте откланяться.
Отредактировано opa79 (2012-05-11 13:26:38)