Тиа Далма, даже если понимать как чистую истерику вот это:
"Вы удовлетворены? Вы должны признать: я красив. Женщина, увидевшая меня, обычно принадлежит мне. Она любит меня вечно! Я человек такого же типа, как Дон Жуан".
Эрик вытянулся во весь рост, положил руку на бедро, наклонил то отвратительное, что было его головой, и прогремел: "Смотрите на меня! Я - торжествующий Дон Жуан!"
... то все-таки то, что услышала в его музыке Кристина, нежелание Эрика кому-то показывать свою музыку, говорит о том, что это вещь очень личная - как дневник. Или Дон Жуан, если угодно, - лирический герой этого произведения, если он может быть в произведении музыкальном, "Я" автора. Такое "Я", конечно, маска, т.е. не "я ЕСТЬ Дон Жуан", но "я КАК Дон Жуан". Это я и имею в виду, когда говорю "отождествляет". Так вот мне и интересно: что же Эрик видит в этом герое, что надевает именно его маску?
В общем, да, в том переводе, в котором читала я , этот отрывок больше похож на истерику : )
«…Еще он говорил что-то вроде «теперь ты довольна, не правда ли, я красавец! Стоит женщине увидеть меня, и она моя. Она полюбит меня на всю жизнь ,ведь я из породы Дон Жуанов» Потом он выпрямился во весь свой рост, и уперев руки в бока, подергивая плечами, и покачивая той отвратительной штукой, которая заменяла ему голову, загремел: смотри на меня! смотри! Я – торжествующий Дон Жуан!»
я отвернулась от него, моля о пощаде, а он грубо схватил меня за волосы своими ужасными мертвыми руками и снова повернул мое лицо к себе»
Т.е., у меня-то не вызывает сомнений , что это истерика, боль, издевательство над собой. С начала его речь еще несла что-то осмысленное
«напои свою душу моим проклятым уродством!»
«скажи, неужели тебе было недостаточно слышать меня? Ты захотела узнать, на что я похож! О, как же вы любопытны, женщины!» - и он начал безумно хохотать…»
Добавьте реакцию Кристины, хоть и вполне естественную, но только усугубившую кризис. Поэтому последующий бред бедного, униженного Эрика никак нельзя принимать за его жизненную позицию! Он пишет «Торжествующего Дон Жуана», но пишет не о себе. По крайней мере, сознательно пишет о своей противоположности. Выкрикивая оскорбления, он издевается над Кристиной, пытается отомстить, задеть побольнее и спешит выкрикнуть все те слова, которые страшится услышать.
Т.е., в книге , как мне кажется, Эрик не примеряет маску Дона Жуана на себя. – разве что издеваясь над собой, высмеивая это самое абсурдное.
Чуть-чуть другой перевод, и вот выстраивается другой мир : ) А мне так не хочется отказываться от "своего" Эрика, который поразил меня (вообще-то, конечно, не он , а месье Леру!) такой гаммой эмоций и страстей.
Я пробовала читать перевод с lib.ru, но - не могу
Что же касается темы Дон Жуана в фильме 2004 года, то здесь я сама бы хотела понять символику. Эта загадка пока у меня на уровне гипотез, шатких и неустойчивых. например: Дон Жуан для Призрака - символ сто процентного успеха в любви. Как писали выше, для воплощения мирового зла Дон Жуан мелковат … Разве что для Эрика все зло мира замыкается на красавчиках
Тиа Далма, здесь я говорила вовсе не об эпизоде романа, связанном с Сиреной:) Донна меня хорошо поняла.
Я говорила о том, что его мучило несоответствие магической силы его таланта и собственной уродливой природы. Не внешней, но и внутренней.
Торжествующий Дон Жуан - губитель людских сердец. Это Эрик, как и ДЖ, бросающий вызов Небу. Он огненной музыкой, подобно Сирене, дурманит, заставляя слушающих любить то, что страшно по своей подлинной сути.
Его произведение притягательно подобно пропасти, воронке.
ПС. В этом и состоит принципиальная разница тёмной и светлой одарённости гения - излучать дар любви и таланта вовне или замыкать на себе, своих страстях, поглощая энергию как чёрная дыра.
Восхищаюсь вашим слогом!
Но вообще, я поняла, что вы сравниваете Эрика с мифической птицей. Просто в процессе увлеклась (возможно, вдохновленная вашими образами) и мысль растеклась не только по древу, но и по подземному озеру
Но если лживые слова Дона Жуана можно сравнить с коварной красотой голоса Сирены, то Эрик.. Эрик (в книге!) никого не заманивал.
В фильме – да, есть эпизод ,когда Ангел Музыки прокрадывается на кладбище, и одурманивает Кристину. Но и тогда он «честно признается» , что это он, тот самый отвергнутый ею ангел.
Эрики не заманивают невинных дев в свои сети.
Оба Эрика – в отличие от Дон Жуана – идут на безумства ради настоящей любви. Им не надо кого угодно, им нужна именно эта конкретная девушка.
А в книге в эпизоде на кладбище Эрик приходит на заранее спланированное свидание.
Т.е. ,если сирена (и Дон Жуан) лгут, заманивают и губят, то Эрик в общем-то не пользуется своим талантом для обмана. Наоборот, он предупреждает: не лезь, не ходи, не снимай маску. (плати деньги… )
(Сирена же поет: приди ,тебя ожидает райское блаженство! А сама пожирает свои жертвы)
Эрик честен с Кристино! Он не обещал ей ничего такого ,чего бы не имел в виду. Он любит ее, он хочет на ней жениться (как честный человек…) Ей он не врет! (За исключением маленького религиозного розыгрыша. Но подумаешь: Ангел Музыки, Зубная Фея, Дед Мороз – пустяки! Всякий устраивает свои свидания как может)
А вот своя мораль в отношении чужой жизни – это да! Здесь, и только здесь он схож с образом Жуана. Но! не слишком ли длинная логическая цепочка? Эрик не щадит чужие жизни, как не щадил бы город на военном положении. Эрик убивает, охраняя свою крепость!
Позже он совершает, мягко говоря, некрасивые поступки ради карьеры любимой девушки: безнаказанность. Ребенок захотел – ребенок взял. (в книге) Карлотта плетет против Кристины интриги, и Эрик наказывает ее так как умеет. Карлотта пользовалась своими поклонниками, за Кристину заступился ее почитатель.
И остается только люстра.
В итоге, можно найти общую грань Эрика с Дон Жуаном. Но безнаказанность и безбожие не объясняет выбор Эрика. Почему именно этот распутник и сердцеед? Д.Жуан в общем то не нарушал закона: по праву дворянина он мог безнаказанно совращать простушек. Это девушки обязаны беречь свою честь, это они грешили ,поддаваясь соблазну!
Ведь у Эрика – Дон Жуан торжествующий. В момент своего наивысшего триумфа? В момент приглашения Командора прийти к своей вдове и встать у двери на часах? Эрик говорит, что его Дона Жуана «огонь божьего гнева еще не поразил»
Но самое главное: сирена своими песнями лжет, а Эрик – нет . Кристину завораживает музыка Призрака, потому что она, воспитанная в музыке, талантливая от рождения, тонко чувствует гений Эрика. Она – его половинка. Она была бы счастлива с ним (наверное), если бы не его уродство. Духовно же они были очень близки. Разве хотя бы раз музыка Эрика задела в Кристине злое начало? Наоборот , каждый раз Кристина преображается после пения Эрика. Что же в его пении плохого?