Глава 18.
Поезд на Орлеан отправлялся с Юго-Западного вокзала в половине одиннадцатого утра; путешественницы прибыли за четверть часа до отправления. Поскольку поездка была задумана как деловая и краткосрочная, багажа с собой брать не стали, что позволило не тратить времени на поиски носильщика, а сразу отправиться к поезду.
Это путешествие Одиль задумала не случайно: в последние дни она ощущала острую необходимость заняться каким-нибудь делом. Ужасная смерть мужчины по имени Норманн выбила из колеи, смешала все чувства и планы. Одиль всегда себя считала умной и рассудительной девушкой и не предполагала, что гибель почти незнакомого человека так на нее подействует. Помнится, в последний раз она плакала на могиле отца, перед тем, как покинуть Орлеан с дядей Моншарменом. С тех пор прошел почти год, и вот еще один знакомый мужчина ушел из жизни, и Одиль снова проливает слезы.
На собственные печали накладывались и проблемы новой служанки. Кажется, нежное сердечко Омели Желлен-Пере разбил какой-то проходимец, и девушка переживает. Смена обстановки и новые впечатления должны хоть немного развеять ее печаль.
Но основной причиной поездки было посещение орлеанского нотариуса, у которого хранилось завещание покойного отца, мсье Пуатье. Одиль хотела увидеть документ собственными глазами, прочитать его и только после этого принимать решение, что делать.
Одиль не слишком доверяла дяде Моншармену, утверждавшему, что хоть она и достигла оговоренного в завещании возраста, но вступить во владение наследством не может, так как не обзавелась законным супругом. Был ли такой пункт в завещании, или его выдумал дядюшка, чтобы удержать Одиль возле себя, – это и предстояло выяснить у орлеанского нотариуса.
Реми заправил свою спартанскую постель, накрыл одеялом и сел завтракать. Прошла неделя с того дня, как он стал одноруким, то есть, инвалидом со сломанной рукой. Хирург, наложивший Реми шины, сказал, что перелом не из самых серьезных, и если не будет новых травм, кость срастется недели через три. Пока же следует обеспечить руке полный покой.
Это было нетрудно: рабочей рукой у Реми была правая, и она осталась здоровой. Это давало возможность как-то просуществовать злосчастные три недели.
После крушения Опера Популер Реми Ландо некоторое время оставался не у дел, проживая те незначительные сбережения, что сумел скопить. Когда же накопления иссякли, он нашел работу в редакции одной маленькой газеты. Там нужен был переписчик с хорошим почерком. Реми договорился, что будет брать работу на дом, и трижды в неделю относил переписанные каллиграфическим почерком материалы редактору. Сегодня был как раз такой день.
Покончив с завтраком, Реми вымыл посуду и стал собираться на улицу. Он причесывался перед зеркалом; взгляд, как всегда, задержался на лежащем на подзеркальной полке ноже со следами крови убитого подонка. Улыбка заиграла на губах молодого человека.
- Пусть у меня сломана рука, зато тебе, ублюдок, я сломал хребтину! Твоя кровь на этом ноже – мой пропуск в рай!
Реми вдруг вспомнил, что, убив главного преступника, он оставил в живых свидетеля, - коротышку на инвалидной коляске. Правда, тому тоже не поздоровилось, Реми как следует полоснул его ножом.
Ножом?! Реми замер, как оглушенный: тогда выходит, что кровь на лезвии принадлежит не Призраку, а его жалкому приспешнику!
Реми отшвырнул расческу и взъерошил аккуратно уложенные волосы.
Если проследить дальше все события той ночи, выявляются и другие несуразности. Например, когда Реми нанес свой главный удар, Призрак заслонился левой рукой, которую сумел высвободить, и чуть изменил траекторию удара. Из-за этого лезвие могло вонзиться не в сердце, а где-то рядом. Стало быть, подонок мог быть не убит, а только ранен!
Кроме того, отстраненным зрением Реми заметил нечто, его поразившее, но в тот момент сразу забывшееся. Сейчас же видение возникло снова: кольцо на пальце мужчины. Узенький золотой ободок с бриллиантами, собранными в форме ладьи.
Похожее кольцо Реми Ландо не раз видел у Одиль Пуатье, когда девушка заходила в театр к своему дяде.
Но при случайной встрече у дверей больницы для бедных девушка была без кольца, это Реми помнил совершенно четко.
Если следовать его версии дальше, выходит, что колечко с пальчика мадмуазель Пуатье перекочевало на руку подонка. А это означает…
ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОДИЛЬ ПУАТЬЕ ЗНАКОМА С ПРИЗРАКОМ ОПЕРЫ!
Открытие было невероятным и потому вполне возможным, как часто бывает в этом мире. И если Реми выследит Одиль Пуатье, - кто знает! - может, она укажет ему дорогу к Призраку.
Но для начала нужно съездить в больницу и выяснить, выжил или сдох проклятый убийца.
Реми взглянул на часы и чертыхнулся: его уже ждали в редакции. Подхватив рукописи, он выскочил на улицу, решив на обратном пути зайти в магазин, торгующий театральными принадлежностями, и купить коробку грима: чтобы снова пойти в больницу, нужно изменить внешность до неузнаваемости.
День выдался погожий, по-настоящему весенний; солнце светило во все небо, радуя первым теплом. В привокзальном сквере чирикали неугомонные воробьи, радуясь приходу весны и бесстрашно подбирая крошки у самых ног отдыхающих на скамьях людей.
Девушки легко нашли свой поезд и заняли отдельное купе, отгороженное от других дверями. С удобством устроившись на обитых темно-зеленым плюшем диванчиках, они занялись тем, чем занимаются все пассажиры в первые минуты путешествия, - созерцанием проплывающих за окошком ландшафтов.
Омели оторвала взгляд от окна.
- Как интересно! Все так быстро убегает назад!
Одиль улыбнулась.
- Это мы убегаем вперед. Неужели ты первый раз едешь в поезде?
- Да… - Девушка сложила руки на коленях. – Иногда я ездила в телеге, но чаще верхом на лошади, - я ведь жила в деревне.
- На лошади и до Парижа добиралась?
- Нет, что вы! От Руана до Лувье – в повозке зеленщика, а от Лувье до Парижа – в дилижансе. Но в тележке не было окон, я даже не видела, куда нас везут. А когда мы с матушкой-игуменьей пересели в дилижанс, наступил вечер, и опять стало ничего не видно.
- Вы ехали в дилижансе всю ночь?
- Нет, возница остановился на ночлег на каком-то постоялом дворе. А рано утром нас подняли и повезли дальше. – Омели смущенно улыбнулась. – Но мне так хотелось спать, что я почти сразу уснула, а проснулась, когда дилижанс въехал в город. Так что я все проспала.
- Ничего, у тебя еще целая жизнь впереди.
Девушка вздохнула.
- Да, наверное…
Но ее голосу не хватало уверенности.
Чем дальше уходил поезд от Парижа, чем ближе подъезжал к Орлеану, тем зеленее становились поля за окнами вагона, а мелькающие по обеим сторонам рощицы были окутаны той особой зеленовато-серой дымкой зарождающейся листвы, которая бывает лишь ранней весной…
От Парижа до Орлеана было немногим более тридцати лье: это расстояние поезд должен был преодолеть за четыре часа. И действительно, когда Одиль и сопровождающая ее Омели вышли на перрон в Орлеане, вокзальные часы показывали половину третьего дня.
Приказав служанке не отставать, Одиль вышла на знакомую привокзальную площадь. Там было все по-старому, как год назад: экипажи подвозили к вокзалу торопящихся к поезду пассажиров; сновали разносчики сластей и напитков, нахваливающие свой товар; горожане, встречающие приехавших друзей и знакомых, радостно махали платочками и обнимались.
- Вас кто-нибудь встречает, мадмуазель? – Спросила Омели, оглядываясь по сторонам.
- Нет, не встречает. В этом городе меня интересует только один человек, но у него слишком много дел, чтобы ехать на вокзал ради удовольствия с нами поздороваться. К тому же, я не сообщила о своем приезде.
- Вы хотите отправиться к нему сами?
- Да. Найми фиакр, Омели.
- Хорошо, мадмуазель… - Девушка замялась. – Но удобно ли являться к такому человеку без предупреждения? Вдруг он будет занят и не сможет уделить вам времени?
- Кто, мсье Арди?! – Одиль рассмеялась, представив себе веселого, смешливого толстяка, отдувающегося после очередного обеда у них в имении. Нотариус вел дела отца с незапамятных времен и считался другом семьи Пуатье. – Не волнуйся, для меня у него всегда найдется время.
- Тогда вопросов нет.
Омели помахала рукой, и фиакр подъехал. Одиль назвала адрес.
- Ратушная площадь, контора нотариуса мсье Арди.
Резвые лошади бежали по мощенным булыжником мостовым, бойко цокая подковами. Одиль с жадным любопытством вглядывалась в мелькавшие за окном улицы и бульвары. Она не была в Орлеане почти год, это слишком маленький срок, чтобы в городе что-то кардинально изменилось. Тем не менее, девушка с нежностью провожала глазами дома, иногда очень знакомые, - ведь во многих работал ее отец…
Омели также с живым интересом рассматривала город, который видела в первый раз. Здесь, в Орлеане, весна уже полностью вступила в свои права; деревья радовали глаз первой нежной зеленью; многочисленные клумбы и бордюры по сторонам улиц пестрели ранними цветами, - в основном, нарциссами и тюльпанами. Уличные цветочницы стояли на углах с маленькими корзинками, предлагая пешеходам свой благоухающий товар.
- Красивый город.
- Да, красивый. – Одиль вздохнула. – Жаль, что теперь я не могу бывать в нем часто… Кстати, тебе известно, что раньше Орлеан был столицей Франции?
- Орлеан – столица Франции?!
- Представь себе. В десятом – одиннадцатом веках он был королевской резиденцией, здесь короновали трех королей.
- Как, сразу трех?!
- Не сразу, конечно. А позже Жанна д* Арк освободила Орлеан от осады английских войск.
- Жанна Орлеанская дева? Нам рассказывали о ней в монастыре. Но, кажется, она была ведьмой…
- Глупые выдумки. – Одиль покачала головой. – Жанна д* Арк была героиней. Она повела народ, чтобы освободить Орлеан от более чем полугодовой осады англичан. В жестоком бою она была ранена и упала с лошади.
- И умерла?.. Ах нет, ее ведь сожгли на костре в Руане…
- Да, она не умерла. Но солдаты решили, что Жанна мертва и повернули назад.
- Неужели они были такими трусами?
- Нет, просто растерялись без своего предводителя. Тогда Жанна вытащила из раны стрелу, снова села на лошадь и помчалась на укрепления англичан.
- И победила?
- Да, как всегда. С тех пор в память об Орлеанской деве каждый год в начале мая в городе устраивают праздник: ровно в полдень звонят во все колокола и бьют в фанфары. Градоначальник Орлеана выставляет на Ратушной площади штандарт Жанны, и все желающие могут на него посмотреть.
- Ратушная площадь? Это ведь та, куда мы едем?
- Верно.
Омели вздохнула.
- Жаль, что сейчас не начало мая.
Одиль улыбнулась.
- Не стремись объять необъятное. Возможно, мы приедем сюда позже… А, вот, кажется, мы у цели.
Фиакр выехал на просторную площадь и остановился перед трехэтажным каменным домом.
- Контора мсье Арди!
Расплатившись с возницей, девушки поднялись по широкому парадному крыльцу и вошли в просторный вестибюль через темную дубовую дверь, предупредительно распахнутую швейцаром.
Кабинет мсье Арди помещался на втором этаже. Поздоровавшись с секретарем, Одиль оставила служанку в приемной, а сама проскользнула в дверь кабинета.
- Мсье Арди, добрый день.
Сидевший за массивным столом крупный мужчина поднял голову от бумаг.
- Прошу прощения… - он подслеповато сощурился, шаря руками по столу в поисках очков, и наконец нашел их. – Одиль Женевьев?! Каким ветром занесло сюда мою красавицу?!
Нотариус поднялся из-за стола и поспешил навстречу девушке.
- Здравствуй, моя милая! Ну-ка, ну-ка, покажись! – Он обошел ее вокруг. – Персик, просто персик! Эх, где мои семнадцать лет?!
Одиль рассмеялась.
- Будь вам семнадцать, я посчитала бы вас слишком юным для себя. Если помните, мсье Арди, недавно мне исполнился двадцать один год.
- Как же, дорогая, конечно, помню! Я ведь посылал тебе письмо с поздравлениями. Надеюсь, ты его получила?
- Получила. – Одиль поправила шейный галстук мужчины. – У вас опять узел на боку.
- Спасибо, девочка. С тех пор, как ты уехала, за моими узлами уже никто не следит. – Мсье Арди подвел ее к дивану и сам сел рядом. – Ну, рассказывай! Как поживаешь? Как мсье Моншармен? Я слышал, его постигла большая беда?
- Какая беда?
- Ну как же, ведь Опера Популер сгорела. А твой дядя, насколько я знаю, вложил в нее весь свой капитал.
«Не только свой, но и часть моего…»
- Он должен получить страховку.
- Страховку?! – Мсье Арди снова расхохотался. – Эта, с позволения сказать, страховка не покроет и половины убытков.
- Так я и думала. – Одиль помолчала. – Мсье Арди, я пришла к вам по делу.
- Ну вот, опять о делах! В коем-то веке навестила одинокого, больного старика, - и сразу о делах.
Одиль кокетливо улыбнулась.
- Не такой уж вы старик, мсье Арди, и я с удовольствием пообедаю с вами, но прежде хочу узнать кое-что, ради чего приехала из Парижа.
- Приехала ко мне?!
- К вам, мсье Арди.
Мужчина вмиг посерьезнел; даже его очки заблестели иначе.
- Говори, дорогая, я сделаю для тебя все, что в моих силах.
- Я бы хотела увидеть завещание отца.
- И только-то?! – Нотариус с удивительной для его комплекции легкостью и даже изяществом поднялся с дивана и подошел к одному из шкафов. Поискав немного, он снял с полки тоненькую папку. – Вот то, что ты говоришь. Почитаешь здесь? Или хочешь сделать копию и унести с собой?
- Почитаю здесь.
Нотариус подал ей папку.
- Если не секрет: что именно тебя интересует? Ведь год назад завещание было зачитано, и ты при этом присутствовала.
- Да, присутствовала. И насколько помню, все имущество, и движимое, и недвижимое должно стать моим после достижения мною двадцати одного года.
- Так и есть.
- Но дядя Моншармен утверждает, что это не так.
- Он лжет.
- Он сказал, что остается моим опекуном до тех пор, пока я не выйду замуж.
- Ах, вот ты о чем! – Нотариус улыбнулся. – Что ж, отчасти твой дядя прав.
- Прав?!
- Да. – Нотариус пожал плечами. – Дело в том, что твой отец кроме завещания оставил еще записку.
- О чем?
- О том… да что я говорю, - мсье Арди взял из рук девушки папку с завещанием и достал оттуда какой-то листок. – Вот, можешь прочесть сама.
Одиль недоверчиво взяла из рук мужчины записку. Вот что было в ней написано:
«Прошу мсье Моншармена принять участие в моей дочери, а его племяннице, а именно: по достижении Одиль Женевьев Пуатье двадцати одного года прошу по-прежнему оставаться ее наставником в финансовых и прочих вопросах до тех пор, пока она не изберет себе спутника жизни, не создаст собственную семью и не заживет собственным домом…»
Далее следовала подпись отца.
Одиль отложила записку.
- Но ведь это не документ, а простая просьба.
- Конечно, моя милая. Если помнишь, я даже не зачитывал ее во время оглашения завещания.
- Отлично помню. Значит, записка не имеет юридической силы?
- Официально – нет.
Одиль насторожилась.
- А неофициально?
Нотариус развел руками.
- Что я могу сказать, девочка… Если мсье Моншармен захочет довести дело до суда, его адвокат представит дело так, что записка твоего отца является логическим продолжением завещания.
- Но ведь это неправда!
- Неправда, неправда… Но прежде чем все разъяснится, утечет немало воды, и пока суд не примет решения, тебя могут лишить права распоряжаться собственный имуществом.
- Это несправедливо!
Мсье Арди сочувственно улыбнулся.
- Конечно, несправедливо… Как я понял, твой дядя не намерен отказываться от роли опекуна?
Одиль вздохнула.
- Не намерен.
- И, наверное, не прочь сам стать твоим мужем?
- Да…
- Конечно, - нотариус понимающе кивнул, - заполучить в жены такую куколку, да еще прикарманить такое состояние, - это все равно, что выиграть в лотерею по железнодорожному билету.
Одиль встала и прошлась по кабинету нотариуса.
- Поэтому я ушла из его дома и живу одна.
- Правильное решение, девочка. Но молодой девушке неприлично проживать одной.
- Я живу не одна. У меня есть служанка и… камеристка.
- Это меняет дело.
- Как же мне поступить, мсье Арди? Я не хочу возвращаться к дяде и не хочу, чтобы он транжирил мои деньги.
- Есть одно решение, дорогая.
- Какое?
- Одиллия Женевьев, выслушай мой совет и отнесись к нему с пониманием: чтобы избежать домогательств дяди, тебе надо обезопаситься.
- Каким образом?
Мужчина встал с дивана и подошел к девушке.
- Ты должна срочно выйти замуж.