Их создавали выдающиеся парижские художники - Ж.П.Дювельруа, Ж.Бастар, А.Рольен, А.Тома, Э.Бюйлоте, Б.Лопела, Э.Клер, Э.Клио, Брассер, М.Лемер...
Сюжеты? В основном цветы, пейзажи, птицы, портреты любимых женщин, реплики из античных мифов. Подчас - большие жанровые сцены. Некоторые названия говорят сами за себя: "Лепестки роз с капельками утренней росы", "Женщина на фоне лилии", "Венера, выходящая из воды", "Два амура в птичьем гнезде", "День и ночь", "Котята, играющие в крокет", "Музыкальный вечер", "Новый цирк", "Эти птицы, улетающие из Франции"...
Веер «Букет из роз», бумага, роспись гуашью, Франция, 1880 г.
Черепаховый веер, с вышивкой, Франция или Австрия, 1880 г.
Веер из слоновой кости, Франция или Австрия, 1885 г.
С наступлением XIX столетия мода на веера резко изменяется. В начале века в Европе (расцвет ампира) веера становятся совсем маленькими. Часто они полностью выполняются из кости или рога, без тканевого или бумажного экрана. Весь декор сводится к ажурной резьбе. Кроме того, иногда лицевые пластины украшались золотом и драгоценными камнями. Французская писательница госпожа де Жанлис по этому поводу писала: «В то время, когда часто краснели и старались скрыть свое смущение и робость, носили большие веера: обмахиваясь веером можно было закрыться им. В настоящее время никто не желает прятаться, и потому носят только веера незаметные». На деле же ампирный веер был маленьким и незаметным, чтобы не нарушать легкость «античного» костюма, который был так популярен в период наполеоновских войн.
Новый расцвет веерного искусства связан во Франции с началом эпохи второй империи и с именем императрицы Евгении.
В середине XIX века в моде веера в стиле Людовика XV и XIV, опять на веерах появляются амуры, пасторали, цветы, аллегории, сюжеты из античной мифологии и воспроизведения картин "галантных" французских художников. Ближе к концу XIX века в России и Европе появляются и становятся модными веера из перьев, привезенные из Южной Америки, что связано с этнографическими и археологическими экспедициями, активно проводимыми в XIX веке на территории Америки и Африки. В это же время возвращается мода на китайские веера с цветами и драконами.
На веерах изображали также мифологические сюжеты (Диана и Актеон, Арион на дельфине и т.п.), победы, битвы (например, походы Александра Македонского, или веер 1893 г. по случаю франко-прусского союза с надписью "Ambassade de France".), архитектурные перспективы и сооружения (дворец в Пелле), библейские сюжеты (Елеазар и Ревекка и др.), сюжеты из литературы.
Начиная со второй половины XIX века экраны и остовы вееров изготовляются из более дешевых материалов (рога, крашенного дерева, коровьей кости, целлюлозы), при этом часто имитируются материалы дорогие. Более дешевые материалы вкупе с усилившимися тенденциями к демократизации способствовали распространению веера в сословие купцов, мещан и даже зажиточных крестьян. В росписях появляются бытовые сцены, сцены из народной жизни и проч.: коррида, итало-австрийские войны, свадьбы и праздники в духе картин передвижников, портреты в сценках.
В конце 1880-х гг. в модных журналах веер фигурирует в комплекте с костюмом, как его неотъемлемая составная часть. «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь – 20-30! Надо иметь один-два богатых веера для больших приемов и балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету». Росписи экрана вееров второй половины XIX века в Европе часто исполняют знаменитые художники-декораторы и салонные живописцы, например, Ф. Гардон, М. Лемэр, Л. Биллотей работали на крупнейшие веерные фирмы «Duvelleroy» и «Alexandre».
Веер из шелковой бумаги, Франция, 1802 г. "UNE FOLIE". С обратной стороны веера часть партитуры из музыкального произведения Мюэля, французского композитора, поставивщего танец "Une Folie", изображенный на веере, в Опера Комик.
Веер, бумага, роспись гуашью, Франция, около 1980 г.
Веер, розовое кружевное полотно с розами, Париж, 1870 г.
Отредактировано alexandra (2008-01-23 18:12:02)