Пейринг: Эрик/Карлотта, Эрик/Кристина, Лефевр/мадам Жири.
Рейтинг: G, альтернатива.
Дисклемер: Ни на что не претендую, все герои ЭЛУ и проч.
Саммари: А все могло бы быть вот так… ничего особенного. Немного сдвинуты акценты на отношениях Эрик/Карлотта.
Замечание: в виду того, что проверить достоверность слухов более чем столетней давности не представляется возможным, автор принял их на веру и распорядился ими по своему усмотрению
_________________________________________________________________
Утренняя репетиция балета, которая была неожиданно прервана самым бесцеремонным вторжением обычно корректного до невозможности Лефевра, стала началом совершенно безумного времени в жизни простой хористки Кристины Даэ.
Правда, сама Кристина пока об этом не подозревала, и, единственное, чем она была сейчас озабочена, это тем, чтобы после вчерашнего карточного турнира, закончившегося глубоко под утро, не упасть где-нибудь на сцене, прямо в момент репетиции.
До конца репетиции оставалось совсем немного времени, и Кристина в мечтах уже видела себя в горячей ванне. То, что для этой самой ванны придется сначала натаскать и нагреть воды, она старалась не думать. И потом…
Вопли капризничающей Карлотты звучали для ушей Кристины райской музыкой, ибо визгливые верхние ноты в крике примадонны, означали, что примадонна зла до крайности, а, значит, сразу после окончания репетиции (или даже раньше) поедет к себе – гонять ни в чем не повинных слуг.
Конечно, радоваться этому совершенно не стоило, ибо Кристина хорошо знала, что такое попасться Карлотте под горячую руку, но ее злость означала для Кристины только одно – она и не подумает воспользоваться приготовленной для нее ванной, и Кристина спокойно сможет позволить себе эту маленькую радость, заперевшись в гримуборной примадонны.
Кристина скосила глаза на Мэг. Та, как ни чем не бывало, словно на автомате, выполняла все движения, и Кристина начала искать взглядом что-нибудь тяжелое, чтобы стукнуть подругу как следует.
Бутылку красного вина она выпили вдвоем у Мэг под кроватью, а страдала от этого одна Кристина. Несправедливо. Впрочем, Мэг не грозила горячая, заботливо приготовленная с ароматическими маслами, ванна.
Последняя мысль совсем подняла Кристине настроение, и она даже стала чуть-чуть меньше беспокоиться о том, чтобы ее плачевного состояния не увидела мадам Жири или, что еще хуже, Ангел музыки…
Впрочем, насчет мадам Жири можно было не волноваться – репетиция подходила к концу, и мадам больше обращала внимания на директора, чем на коряво переступающих ногами сонных балерин.
….
- Кристина Даэ может спеть!
Собственное имя выдернуло Кристину из сладкого мира грез о столь желанной ванне, пребывая в котором она ничего не видела и не слышала, что происходило вокруг.
- Что я… Я?
Получив коленом пониже спины (вот бы знать кто! Если Мэг, то потом можно ответить), Кристина вышла вперед и запела то, что от нее хотели.
Ария не была для нее новой или непривычной, с Ангелом они прошли ее много раз, отшлифована была каждая нота, и, к тому же, Кристина во время пения отчаянно зевала, но старалась этого не показать. И все-таки ей удалось успокоить неровное дыхание, и всю партию она пропела полным, хорошо звучащим голосом.
Никому не известная хористка, она, Кристина Даэ, будет петь сегодняшнюю премьеру.
Это было то единственное хорошее, что принес Кристине этот день. Естественно, что далее ни о какой ванне не могло идти и речи. Мадам Жири лично отвела ее в гримерную и оставила одну. Остаток дня прошел в упражнениях для голоса и попытках успокоить себя, которые становились все более безуспешными по мере того, как времени до заветного часа почти не оставалось.
За два часа до начала горло своей цепкой лапкой сжала паника. Такое бывает, когда близкая и столь желанная минута приближается неотвратимо, становится все реальней и реальней, и момент триумфа вот-вот должен наступить.
Она уже дважды накричала на ни в чем не повинную парикмахершу, и чуть не сорвалась на мадам Жири.
Кажется, теперь я начинаю понимать Карлотту, думала про себя Кристина.
Напряжение ее не отпускало, суета вокруг себя, прикосновение чужих рук, пусть и очень осторожные, неимоверно раздражали.
Руками она то и дело хваталась за юбку, но тут же их отдергивала, вспомнив тут же, что если юбка помнется, то придется вновь терпеть пытку с разглаживанием.
Так как Кристина, несмотря на столь блестящее исполнение партии на репетиции, была молодой и неопытной певицей, то и готовить к выходу ее стали загодя.
Неизвестно, кому в голову пришла эта «гениальная» идея, но, Эрик, сквозь зеркало видя, как его Ангел сатанеет с каждой минутой, приходил во все большую ярость, граничащую с растерянностью.
Он злился на себя, так как не знал, чем ей помочь, вернее, знал, но для этого следовало бы выгнать снующую вокруг Кристины парикмахершу, и появиться самому или если уж не появиться, то хотя бы привлечь внимание Кристины. Но вот за то, что его девочка в первый момент не бросит в зеркало чем-нибудь тяжелым с криком: «Пошел вон!», Эрик не ручался.
О, конечно же, он бы на нее не рассердился. Сам он не одну сотню раз видел, как нервничает Карлотта перед выходом на сцену, как мечется по комнате, подобно льву в клетке, и как за час до выхода выгоняет всех-всех, и никто не смеет дышать, проходя мимо запертой двери примадонны.
Вот уж чему Эрик отдавал должное, так это умению итальянки успокаиваться и сбрасывать напряжение.
В этот час своего столь желанного одиночества она будто становилась самой собою, устало закрывала глаза, несколько раз выдыхая, и, откинувшись в глубоком кресле, замирала в одной позе. Со стороны могло бы показаться, что она спит, но Эрик каждый раз напрасно ожидал, что она уснет и проспит начало, установленное негласным законом Оперы, когда за двадцать минут все исполнители должны быть оповещены и уверены в своей готовности. Если бы Карлотта проспала, то ее безмятежный покой был бы резко нарушен – а что, как ни это, сбивает с таким трудом приобретенный настрой и уверенность. Но…
Но каждый раз итальянка, каким-то одним ей известным образом, просыпалась за две-три минуты до заветного момента. Взгляд ее бывал необыкновенно ясен, а во всем облике ощущалась уверенность, каждое движение было полно той неуловимой чувственной негой, порою скрытой или же, напротив, явственной, в зависимости от того, пела она партию страстной и безудержной Кармен, или робкой и по-девичьи стыдливой поначалу Джульетты.
За этот последний час превращение бывало полностью завершено, и Эрик уже не видел перед собой ни капризной итальянки, ни звезды и примадонны Опера Популер.
Примадонне было 42 года, но ничто в ее облике не указывало на то, что она вступает в тот период, когда женская красота постепенно меркнет, тускнеет: так, как блекнут краски на картине, находящейся постоянно под постоянным воздействием безжалостного дневного света. Карлотта находилась в зените своего расцвета. Умудренная опытом, она имела знания, обретенные за свою совсем нелегкую жизнь, и возможности, которые были открыты перед ней, звездой не только Опера Популер.
Блистательная, полная жизни, она притягивала, очаровывала. Она была подлинной примадонной.
Единственным недостатком, который появился у нее с возрастом, была небольшая модуляция, «глушь» и резкость при дополнительном усилении голоса в верхних нотах.
Заметив это, Эрик сперва почувствовал сострадание, и даже сочувствие. Голос Карлотты хоть и стал немного резковатым, но по-прежнему был одним из прекраснейших оперных сопрано. Не было ей равных по умению держаться на сцене, по умению сдерживать и контролировать свой горячий темперамент, когда в самых трудных местах партии, голос мог подвести.
Получив, и, что немаловажно, усвоив прекрасную вокальную школу, Карлотта могла то, что другим было не по силам. Она пела Аиду, одну из труднейших оперных партий и одновременно готовила «Тоску», и завистливые недоброжелатели с надеждой ждали, что уж на этот раз она все-таки сорвется, не справится.
Но, обладая бесценным качеством беспристрастно воспринимать собственный голос, она могла легко следить, в каком состоянии находится «инструмент».
Война между Призраком и Примадонной началась как раз после того, как столкнулись между собой желание Эрика помочь оперной диве и гордость и самодостаточность примадонны.
Эрик первым заметил резкость верхнего регистра и едва означившиеся признаки турбуленции, проблемы, в общем-то, несерьезные и возникшие скорее от того, что в период Рождественских праздников, Карлотта не устояла перед соблазном сорвать еще немного аплодисментов на торжественных приемах.
Когда утром Нового года притихшая итальянка распевалась, стараясь выявить даже не проблемы, а малейшие намеки на них, Эрик с замирающим сердцем хотел дождаться слез, истерики или, быть может, прочей сильной реакции, которая непременно последует вслед за осознанием простого факта, что она начала терять голос. В обгоняющем мысли воображении, Эрик уже выступал не в роли бесплотного Призрака, терроризирующего директоров, но в роли учителя и хранителя подлинного украшения Оперы.
К его глубочайшему разочарованию, никакой истерики не последовало. Взрывная, невыдержанная, сейчас она не дала воли эмоциям, а просто как сторонний наблюдатель с особой беспристрастностью к себе оценивала возникшие трудности. Растерянность Эрика сменилась откровенной злостью, когда Карлотта начала дыхательное упражнение, то самое, которые рекомендовал бы и он, только немного в ином темпе. Гонимый любопытством, он несколько дней подряд наблюдал за ее занятиями, и вскоре вынужден был признать ее если не равной себе, то соизмеримой по силе.
Они ровесники – разницу в несколько лет вряд ли можно считать серьезной, и Карлотта была живым воплощением того, кем мог бы стать он, Эрик.
Половина мира лежала бы у его ног, вторая половина тоже непременно упала бы, но чуть позже, когда он показал бы миру свою музыку, но…
С жесточайшим цинизмом, нисколько не щадя себя, Эрик привык сразу же одергивать разгулявшуюся фантазию, возвращаясь с небес на землю. Это ему требовалось не часто: достаточно было достать из кармана небольшое зеркало и увидеть в нем того, кем он и был на самом деле. Монстра. Чудовище.
По какому такому недоразумению ему досталась эта проклятая одновременно и богом, и дьяволом оболочка он не знал, да особо и не стремился узнать.
Бывало, что в некоторые моменты, играя собственную музыку, он словно видел себя со стороны: жалкого урода в экстазе, вбирающего каждую ноту, каждый отзвук. Ему и самому бывало смешно.
В эти минуты он ненавидел Карлотту и, быть может, именно из этой человеческой слабости возникло это желание – сокрушить, победить ее. Неважно, что это будет не он, но его воплощение.
Кристина Даэ
Сейчас, наблюдая за волнениями своей девочки перед выступлением, Эрик почти сожалел о том, что позволил Кристине показать, на что она способна. Слишком рано.
Нет, в том, что голос не подведет его Ангела, он был уверен. Голос – о, это было подлинное искусство, которым он владел в полной мере.
Увидев маленькую плачущую в часовне девочку, Эрик поначалу испытал раздражение: кто смел нарушить его покой?
Но, задумавшись, не смог ни напугать ее одним из своих многочисленных фокусов, ни, тем более, выйти к ней. Тогда он запел. С тех самых пор между ними возникла и укрепилась некая связь, быть может, близость душ, столь часто возникающая от одиночества. Маленькая девочка, едва потерявшая отца, не желала воспринимать этот жестокий мир и углубилась в себя, и лишь божественно прекрасный голос, что хвалил, утешал, рассказывал чудесные захватывающие истории, стал для нее радостью, стал самым близким и родным.
Когда он учил ее петь, то едва ли видел в ней Примадонну. Одиночество даже для Гения может быть невыносимым. Слишком долгое время он довольствовался лишь ролью немного наблюдателя или, в лучшем случае, некой грозной силы – Призрака, вызывающей страх оттого, что все это не поддавалось никакому объяснению.
Он не был обычным человеком, но часто ли холодный рассудок способен противостоять сердцу?
Он хотел стать для нее утешителем, может, другом, но чтобы к нему испытывали благоговение, как к чему-то, чему нет и не может быть твердого логического объяснения, но чему внимают с величайшей сосредоточенностью и не смеют ослушаться…
Не совсем такого впечатления ему хотелось, но по-другому было нельзя. Ангела нельзя увидеть, ему можно только внимать.
Он рассудочно и холодно решил, что так далее и будет. Он не одинок, у него появилась отдушина на время приступов хандры, достаточно было позвать Кристину, чтобы увидеть ученицу рядом, радостную улыбку на ее лице.
Нести кому-то радость – вот как мало требовалось, чтобы в его жизни появился новый смысл.
Тщетно он убеждал себя, что это лишь средство от скуки, что он может не отвечать на призыв девочки. В тот самый момент, когда Эрик закончил петь для нее обычную колыбельную и уже готовился раствориться в ночной мгле, тогда, услышав в ответ робкое: «спокойной ночи, Ангел!», разум пал.
Кто-то там, наверху, обладал умом куда более изощренным, чем даже кровожадная жена султана Персии.
Мучение всех несчастных, так или иначе, милостиво прекращала смерть. Смерть – это главным образом покой. Покой для тела, для разума, для души.
Сердцу отныне покой был недоступен: не слыша пожелания своего Ангела, он не мог уснуть, что-то еще совсем недавно неведомое почти незримо, но присутствовало в его жизни.
Казалось, что светлое, хорошее, уже никогда не коснется его. В последних, жалких оправданиях перед собой он убежал, уговаривал бунтующий разум, что все это лишь слабость, лишь мимолетное, проходящее….Что стоит ему лишь захотеть, и он не ответит на призыв, а промолчит. И Эрик даже пробовал несколько раз не отвечать Кристине, но ее слезы каленым железом жгли ему сердце.
Он был для нее Небесным ангелом Музыки. А она – Земным. Несомненно, Кристина была сосредоточием всего самого светлого, самого того, что он никогда бы не согласился отдать.
Кристина знала его с потаенной, никому доселе неизвестной стороны. Эрик никогда не думал, что за то, что малышку Кристину, толкнула на репетиции Жанетт, он едва сможет удержать удержаться от убийства.
Он был готов загрызть, уничтожить любого, кто осмелился бы причинить хотя бы малейшее огорчение его Кристине.
Любопытство Кристины лишь усиливалось, и Эрик с тревогой наблюдал, как она один раз решилась осмотреть зеркало, а на его замечание лишь притворно испуганно охнула.
Кристина его не боялась. Он стал частью ее жизни, частью настолько привычной, что едва ли не перестаешь осознавать эту важность, и лишь когда потеряешь, то сердцу становится невыразимо больно.
Ум, интуиция, жизненный опыт – все восставало против этой близости, когда одна душа так близко к другой, что уже и не разобрать где чья.
С несвойственным ему легкомыслием, Эрик отмахивался от очевидного, от того, что неминуемо должно было случиться, в бесплотных попытках взять то, что пока еще возможно.
***
Кристина, его Ангел, металась по комнате, и Эрик ощущал ее страх, ее все возрастающую неуверенность.
Он стоял за зеркалом в своем лучшем облачении. Зачем?
Уж не для того ли, чтобы показаться Кристине? Кристина, его Кристина перестала мерить комнату неуверенными шагами и замерла на месте, пристально разглядывая свое отражение. В это мгновение она казалась Эрику божеством.
Непривычно взрослая, непривычно красивая в своем платье, она была таковою лишь минуту. Минуту ровно. Эрик мог бы за это поручиться, сердце отсчитало шестьдесят ударов. На следующем оно, кажется, замерло.
В глазах Кристине стояли слезы, она все еще была спокойна, но уже в следующее, все разом осветившее мгновение, она вздрогнула, рот ее начал кривиться, она тщетно пыталась сдержать рыдания. У нее начиналась истерика.
Сколько их Эрик перевидал на своем веку! Никогда женские слезы его особенно не трогали, он видел, что перед сковывавшем все тело напряжением оказывались бессильны даже всемирно известные оперные дивы, даже мужчины порой не могли совладать с волнением. Что говорить о его Ангеле?
Она слишком молода, слишком неопытна, но достаточно умна, чтобы понимать, что ей сегодня предстоит.
Занять, пусть даже на один вечер место примадонны – о таком шансе днями и ночами мечтали многие, но выпал он лишь ей.
И пусть не судьба ей обеспечила его, пусть не случайность или стечение обстоятельств, а то, что кто-то заботливо за руку вел ее навстречу сегодняшнему, такому долгожданному вечеру, а теперь оставил совсем одну, и, не чувствуя рядом с собой никакой поддержки, Кристине было по-прежнему невыносимо одиноко.
Отредактировано Цирилла (2006-11-24 15:04:41)