* * *
Дверь шикарной гримуборной Карлотты Гуатичелли была приоткрыта. Совсем чуть-чуть, но вполне достаточно, чтобы сетования итальянки разлетались по коридорам. Прима должна быть в центре внимания, вне зависимости от того, находится ли она на сцене, или в собственной комнате. Театр и Карлотта - суть вещи нераздельные.…Кажется, это действовало уже на уровне инстинктов.
Баронесса деликатно постучала.
- Вы позволите?
- О да, входите же!
Карлотта, облаченная в умопомрачительный пеньюар, отделанный мехом и перьями райской птицы («Слишком крикливо», мысленно оценила Елена), раскинулась на мягкой софе.
- Синьора Гуатичелли, я зашла проведать вас и поинтересоваться вашим самочувствием…
- Моим самочувствием? Вы, должно быть, шутите, мадам патронесса? О, мои бедные нервы! Я этого не переживу!
Елена Александровна хладнокровно выслушала всю тираду певицы, включая красочные комментарии и характеристики на выразительном итальянском языке. Продолжаться это могло до утра, и она решила контратаковать.
- Синьора! Мы все знаем, что вам довелось пережить. Я ведь тоже была там. Вы могли уйти, и никто не посмел бы вас осудить. Но вы сами приняли решение остаться в Опера Популер, помните? Это было ваше желание.
- Да, мое желание, - прима всхлипнула. - И его тоже. Он так любил Париж, и так любил этот театр! Мой бедный Вальдо…
- Синьора Пьяджи любили все, - кивнула Елена, слегка покривив душой (понятия «приятный человек» и «оперная звезда», как раз - суть вещи несовместные. Хотя, по сравнению с Карлоттой, Вальдо Пьяджи был просто ангелом. Одному Богу известно, как эти двое умудрились стать парой). - Он был прекрасным певцом, а его поклонники были готовы носить его на руках. Мы все скорбим о нем.
Они обе замолчали.
Елена Александровна знала, о чем сейчас думает прима. Ее саму не отпускали подобные мысли.
….крик и грохот, бегущие люди. Забыто все, кроме одного - спастись, уйти прочь из охваченного пламенем театра.… Рвались дорогие платья, падали на пол украшения, и по ним топтались каблуки. Возможно, кто-то, не потерявший присутствия духа в общей панике, стал богачом, подобрав пару-тройку браслетов и серег, но тогда это никого не занимало. Надо всем царил один-единственный животный инстинкт - самосохранения.
- Вальдо! Аморе мио! О Боже!
Карлотта рыдала над телом Вальдо Пьяджи.
Случай или судьба заставил баронессу Благину выбрать именно эту дорогу к спасению, и она наткнулась на приму, оплакивающую своего возлюбленного. Елена Александровна успела бросить на него беглый взгляд и тут же об этом пожалела. Лицо ведущего тенора почернело, глаза вылезли из орбит, язык вывалился изо рта. Он плохо умер, этот невысокий, полноватый итальянец - на его шею накинули петлю, пропустили под нее деревянный кол и закручивали удавку все сильнее…
- Синьора Гуатичелли, вы должны немедленно уйти! Здесь все сейчас рухнет!
- Нет! Мой Вальдо! Мой Вальдо! - та, словно в бреду, повторяла и повторяла имя, не осознавая происходящего.
- Хватит! - Елена тоже перешла на итальянский. - Ему уже не помочь, но вы не обязаны погибать вместе с ним.
Она схватила Карлотту за руки, оттащила от мертвого тенора и толкнула в направлении выхода. Раздался страшный треск, прямо туда, где секунду назад были они обе, рухнула какая-то конструкция, погребая под собой тело. Баронесса взглянула на певицу. Лицо Карлотты превратилось в мертвенно-белую маску с двумя черными провалами вместо широко раскрытых глаз; она явно была не в состоянии идти сама, и Елена потащила ее к выходу…
Последующие недели слились для нее в один сплошной кошмар. Какие-то люди приходили к ней в дом, кажется, некоторые были из полиции, ее о чем-то спрашивали, она что-то отвечала.… Впрочем, подобное пришлось пережить многим.
Дело о пожаре в Опера Популер или, как его называли, «Дело о Кровавом Дон Жуане» (ох уж эти журналисты!) стало едва ли не самым громким расследованием парижской полиции за последние годы. К нему добавилась жуткая история таинственного обитателя театра, который выстроил себе убежище под зданием Оперы и, как оказалось, несколько лет терроризировал работников. Слова «Пожар», «Дон Жуан» и «Призрак Оперы» не сходили с первых полос газет, их выкрикивали уличные мальчишки, охотники за сенсациями пытались прорваться за надежно запертые двери роскошного особняка Карлотты и имения де Шаньи.
Да, де Шаньи. Кажется, молодой виконт (как его звали? Рауль, кажется) и его невеста, юная, но подающая большие надежды певица Кристина Дааэ, имели далеко не последнее отношение к этой трагедии. Кое у кого в театре оказался слишком длинный язык, которым он разболтал ушлым газетчикам много интересных подробностей. К счастью, виконт проявил редкое благоразумие и буквально на следующий день после пожара уехал с невестой за границу, избавив ее и себя от значительных нервных затрат. Правильно сделал. В таких случаях лучше переждать, пока страсти улягутся.
Сильный характер баронессы, однако, вскоре взял верх над эмоциями. Тем более что полицейские и газетчики отстали от нее довольно быстро. Она стала размышлять над ситуацией.
С мсье Андрэ и мсье Фирменном, владельцами и директорами Опера Популер (и то, и другое, очевидно – с приставкой «экс») она встретилась на похоронах Вальдо Пьяджи. Хоронили его, к слову, в закрытом гробу. Тогда они перебросились всего несколькими словами, выразили соболезнования Карлотте и разошлись. Решение было принято позже.
Вернуться в настоящее оказалось непросто. Елена вздохнула и перевела взгляд на примадонну. Кто бы мог подумать, что все так выйдет.
- … итак, господа, вот мои условия: я вкладываю средства в восстановление Опера Популер в качестве ее совладелицы и директора. Я прекрасно осведомлена о вашем финансовом положении - вы практически банкроты. Мое предложение более чем щедро…
…Внимательные напряженные лица. Певцы, танцоры, музыканты, плотники, рабочие сцены - все собрались здесь, в разрушенном здании. Зрелище, конечно, было кошмарным, но, с другой стороны, при наличии времени и денег, все вполне поддавалось возрождению. Времени хватало, а средствами обещала обеспечить загадочная русская аристократка, вдова русского миллионера и известная покровительница искусств. Опера и в самом деле – некий иной мир, покинуть который почти невозможно.
- …мы потеряли ведущего тенора и ведущее сопрано. Вряд ли Карлотта Гуатичелли согласится и дальше петь в нашем оперном театре. Нужно искать замену.
- Заменить меня!?!
Прима в своей обычной манере вылетела вперед, используя в качестве аргументов голос и локти.
- Вы посметь подумать о том, чтобы заменить меня? Этому не бывать! У меня контракт! Заменить меня! Ха! Сначала я разорить вас в судах!
- Синьора, мы даже не смели надеяться на то, что вы согласитесь и далее доставлять нам неземное наслаждение своим дивным пением, - это как раз вовремя вступили Андрэ с Фирменом. - О, вы не только величайшее сопрано мира! Какое благородство!..
Меда, вылитого директорами, хватило бы на целую пасеку.
Чуть больше года ушло на полное восстановление театра. И результат вполне удовлетворил требовательную русскую баронессу. Все вернулось на круги своя: начались репетиции, подготовка к новой премьере, Карлотта, почувствовав себя в родной стихии, принялась устраивать истерики и обещать уйти из театра. Патронессе пришлось даже как-то раз намекнуть, что синьора Гуатичелли - не единственное сопрано мира. «Вы иметь в виду, вы меня уволить?» - «Да, я иметь в виду, я вас уволить. Может, прекратим это представление?» Произведенного эффекта хватило на несколько дней.
В двери гримерной постучали, и цепь воспоминаний прервалась. Затем в проем вплыл огромный куст алых роз, за которыми почти не было видно посыльного.
Цветы для синьоры Гуатичелли.
Прима вспорхнула со своей софы и яркой бабочкой закружила вокруг корзины.
- Мои поклонники! Я обожать их! О, здесь есть карточка… - Карлотта пробежала ее глазами, и беззвучно упала в обморок.
Посыльный застыл на месте, разинув рот, а вот Елена среагировала мгновенно:
- Не стойте, как чурбан! Принесите воды!
Голос русской баронессы прозвучал настолько властно, что тот бросился выполнять приказ. Сама же она склонилась над Карлоттой. Из руки певицы выпала злополучная карточка. Елена подняла ее и увидела знакомый красивый почерк:
«Вам не укрыться от моей мести.
Искренне Ваш, П.О.»
Отредактировано Елена (2005-11-12 13:56:30)