Ну вот - вторая попытка: с того места, где сообщение прервалось. Видимо, он просто слишком большой - он же закончен.
- Вы не должны винить себя. Как я понял из рассказов мадмуазель Даэ – весьма скупых и кратких, – ничто в ее отношениях с виконтом не предвещало ужасной развязки. Не могли предвидеть ее и вы.
Верно, не мог. Эрика снова и снова повторял себе: в тот момент, в подземелье, он не мог поступить иначе. Он должен был отпустить ее – она была так напугана его истерикой, его угрозами, его страстью. Она так запуталась между ним и Раулем. Когда она поцеловала его, в глазах ее была смесь растерянности и жалости, которую Эрик не мог вынести. Поймать ее на слове, оставить при себе было бы низостью. Он мог пожертвовать чем угодно, лишь бы она утешилась, лишь бы снова улыбнулась. Но, когда он велел им с Раулем уйти, в глазах ее не было улыбки – лишь облегчение от того, что Эрик принял решение за нее. Тогда ему казалось, что сердце его разобьется. Но оно разбилось позже – когда она вернулась, чтобы вернуть ему кольцо. На секунду ему показалось, что невозможное стало возможным – что она вернулась насовсем. Но она лишь вложила проклятую безделушку ему в ладонь – и снова исчезла в темноте. Глядя тогда ей в глаза, он хотел было снова остановить ее, сказать, что она совершает ошибку, что она не знает себя – союз с Раулем не принесет ей счастья, и не только его, Эрика, но и ее ждет впереди боль и горечь напрасных сожалений. Но Эрик смолчал: ему показалось тогда, что его “предчувствие” продиктовано эгоизмом, что он верит в то, во что ему хочется верить. Теперь он знал: то было мгновенное, интуитивное прозрение истины.
Но, даже терзая себя запоздалыми упреками, Эрик понимал: все, что он мог тогда сказать, было бы бесполезно. Он все равно не удержал бы ее. Он покачал головой:
- Я не мог предвидеть ее судьбу, но я должен был попытаться удержать ее. Но я был ослеплен своим великодушием – хотел совершить на ее глазах красивую жертву. Вероятно, я надеялся, что она оценит это и вернется ко мне. Я ошибался. Но за ошибку мою заплатила вместо меня она… Вы сказали, что до бедной сиротки никому нет дела. Но это не так: я хотел бы позаботиться о ней. Вы позволите мне поговорить с девочкой?
Отец Ксавье улыбнулся:
- Почему бы и нет? Полагаю, она и сейчас вертится в коридоре, либо в саду под окнами этой комнаты. Ваше прибытие – а нам с вашим слугой пришлось принести вас из церкви на руках – произвело тут некоторый фурор. Она наверняка сгорает от любопытства – дети есть дети. Как мне объяснить ей, кто вы?
- Скажите правду: назовите мое имя, скажите, что я был когда–то другом ее матери и хотел бы стать ее другом.
Священник кивнул и вышел из комнаты. Эрик собрал волю в кулак: сейчас он увидит ее – дитя любви, связавшей Кристину и Рауля. На кого она похожа? Есть ли в ней ненавистные ему – теперь–то уж в особенности – черты виконта? Не глупо ли с его стороны было просить о встрече с ребенком – может быть, нужно было просто оставить священнику денег на ее содержание? Так было бы проще. Да, он ошибся, так и надо было поступить. Может быть, еще не поздно – он сделал шаг к двери, намереваясь найти отца Ксавье и остановить его. Но в этот момент дверь распахнулась, и на пороге появилась экономка священника – и вместе с ней маленькая девочка. Круглое личико ее разрумянилось – наверное, она бегала и играла, когда ее вызывали для беседы. Темные кудряшки выбились из–под скромного льняного чепчика. Из–под тонких черных бровей на Эрика смотрели два больших круглых серых глаза. Сначала выражение у них было испуганное, и он подумал, что для ребенка представляет собою странное зрелище: в маске и с растерянным, смятенным лицом. А потом сердце перевернулось в груди Эрика: девочка неожиданно широко ему улыбнулась.
Сам не зная, что делает, он шагнул вперед и произнес:
- Кристина…
Девочка отрицательно покачала головой и постаралась разъяснить взрослому его ошибку:
- Так звали мою маму. Меня, мсье, зовут Анджелика. Это значит “ангельская” – так мама говорила. Она говорила, что я ангел, когда хорошо себя веду. А еще мама говорила, что если я буду хорошей девочкой и буду прилежно учить буквы и ноты, то ко мне придет ангел музыки. – Тут девочка на секунду стала серьезной. – Я думаю, она назвала меня Анджеликой для того, чтобы ангелу было проще меня найти. Отец Ксавье сказал, что вы знаменитый композитор из Парижа. Но это ведь не то же самое, что ангел музыки, верно?
Эрик молчал – впервые в жизни ему показалось, что он лишился голоса. Экономка пыталась приструнить девочку – “Что ты болтаешь, ты надоешь мсье своими глупыми вопросами”. Но малышка осмелела не на шутку: она прямиком направилась к высокому незнакомцу, который словно застыл посреди комнаты, и потянула его за рукав. Секунду спустя горячая маленькая ладонь утонула в его большой руке, и девочка сказала, доверительно глядя на него снизу вверх:
- Вы знали мою маму? Наверное, вы знаете и все–все ее истории и песенки. Здесь их никто не знает и, когда я что–то забываю, мне некому напомнить. Вы сможете мне помочь, мсье?
Слегка пожав детскую ручку, Эрик овладел собой и даже сумел выдавить из себя улыбку:
- О да, Анджелика, я знаю все истории и песенки твоей мамы. Но мы не виделись с ней очень давно, и тебе придется мне помочь – мы будем вспоминать вместе. Знаменитый композитор из Парижа – это и впрямь не совсем то, что ангел музыки. Но, если ты и правда хочешь, чтобы он пришел, мы с тобой вместе что–нибудь придумаем.
Девочка облегченно вздохнула и потянула его к креслу. Он последовал за ней, как лунатик, покорно сел и дал ей, под взволнованное кудахтанье экономки, устроиться у себя на коленях. Малышка болтала о всяких мелочах своего незамысловатого существования так непринужденно, будто знала Эрика всю жизнь. И, слушая веселый детский голос и отвечая на немудреные вопросы, Эрик постепенно, секунда за секундой осознавал: небо, которое, казалось, отвернулось от него, на самом деле приготовило ему бесценный подарок. Он не знал, почему Кристина решила дать дочери Рауля имя ангела, и зачем она рассказала этому ребенку их, ее и Эрика, общую сказку об этом ангеле. Но одно он знал точно: сердце его, которое он еще час назад полагал разбитым вдребезги, все еще билось, и у него была отныне новая владелица – маленькая, смешливая, с черными кудрями и с чернильными пятнами на пальцах.
***
Отец Ксавье стоял у окна своего скромного дома, смотрел в сад и в который раз поражался милосердию и мудрости Господа. Еще вчера в мире жили две души, очень разные, но одинаково обездоленные: маленькая сиротка и мужчина, которого смерть возлюбленной погрузила в бездну отчаяния. Господь послал им испытания, с которыми они не могли справиться в одиночку – девочка была слишком мала, а мужчина слишком ожесточен. Души эти стояли на краю гибели – помочь им было за пределами человеческих сил. И мудрый Господь сам позаботился о них – он свел их вместе, соединил и подарил им мгновенную, глубокую близость. Кто мог подумать, глядя вчера на раздавленного горем де Сенома, что этот человек еще когда–нибудь улыбнется? И вот он в саду, сидит на корточках возле осенней клумбы, разглядывая какую–то ерунду, которую показывает ему шаловливая девчушка – и смеется! Эти двое мгновенно нашли общий язык – казалось, они знают друг друга целую вечность. Эрик явился в Сен–Лорен–Сюр–Мер как раз вовремя – чтобы спасти девочку, и спастись вместе с ней.
Утром у священника с де Сеномом состоялся еще один серьезный разговор. Эрик пытался объяснить отцу Ксавье свое внезапное и ему самому еще не совсем понятное желание забрать Анджелику с собой в Париж. Он сознавал, что ему будет нелегко: ничто в его предыдущей жизни не могло подготовить его к заботам о ребенке, да что там – просто к нормальному сосуществованию в одном доме с другим человеком. Он понимал, как сильно ему придется измениться, с какими трудностями столкнуться, и ожидал, что священник станет его отговаривать. В конце концов, не жестоко ли было вырывать девочку из привычного окружения, увозить в неизвестность из мест, где она прожила всю жизнь? Но, оправдывался Эрик, он нуждается в этой девочке; он готов пойти на что угодно, лишь бы она была с ним. Он постарается сделать ее новую жизнь солнечной и счастливой. Он знает, что Анджелика – дитя другого человека. Но ему это безразлично: девочка – луч света, который озарил мрачную темницу его разума. Он будет заботиться о ней, как о родной дочери – он уже считает ее своей дочерью.
К изумлению Эрика, отец Ксавье выслушал его сбивчивые речи с улыбкой и дал свое благословение. Священник нисколько не сомневался в чувствах де Сенома – они были очевидны. Человек он был достойный и уважаемый – ясно было, что он сможет позаботиться о девочке. Но главное – Эрик понравился Анджелике; не просто понравился – она уцепилась за него, как репей. Вечером, укладываясь спать, она без умолку трещала о своем новом друге. Утром первым делом помчалась в комнату, которую отец Ксавье отвел гостю, и потащила его, едва проснувшегося, смотреть птенцов в гнезде, которое обнаружила в саду накануне, а потом целый час мучила его в гостиной, исполняя на расстроенном фортепьяно весь свой репертуар детских песенок (не стоит и говорить, что Эрик находил все это очаровательным). Ясно было, что девочка поедет с Эриком, куда угодно, а в конце концов именно ее мнение по–настоящему имело значение.
К полудню все было решено: Эрик и отец Ксавье обсудили все формальности, экономка принялась за сбор вещей Анджелики. Девочка, в сопровождении отца Ксавье, отправилась прощаться со своими маленькими друзьями – деревенскими детьми. Каждому она с важным видом сообщала, что едет в Париж, где будет учиться музыке. У Эрика перед отъездом было еще одно дело – и для того, чтобы исполнить его, он нуждался в одиночестве.
Кладбище за церковью было небольшим и довольно запущенным; серые и потемневшие от времени могильные плиты едва виднелись среди высокой травы. У дальней стены во множестве росли кусты осенних роз: как раз теперь была пора их цветения. Эрик направился прямо туда – и не ошибся: в тени белоснежных и чайных цветков он нашел скромное надгробие с именем, датами жизни и сухой фразой “Пусть покоится в мире”. Он долго стоял там, опустив голову. Среди множества мыслей, которые заполнили его сознание, одна была особенно четкой и горькой. Ей было всего двадцать два года – слишком рано, чтобы попрощаться с этим миром. В этом возрасте иные девушки еще только стоят на пороге жизни – танцуют на балах, беседуют о нарядах и безделушках, принимают любовь жениха или молодого мужа. В жизни Кристины не было этих простых радостей – только потери, страдания и страхи. Всю свою короткую жизнь она была несчастна. Эрик никогда раньше не задумывался об этом; ему всегда казалось, что несчастье было лишь его постоянным спутником. Но он был готов к нему: в сущности, никогда не ждал ничего другого. Кристина же хотела быть счастливой – ее жажда жизни, ее потребность и стремление к счастью и наполняли такой силой и очарованием ее голос. Голос, который умолк теперь навеки и который Эрик никогда больше не услышит – ни в темноте оперной ложи, ни под гулкими сводами подземелья. Никогда, нигде. Этот голос больше не заплачет, не посмеется, не позовет его. Больше всего на свете Эрик хотел снова услышать ее – знать, что этого не будет, было невыносимо.
Эрик опустился на колени перед могильным камнем. Там, внизу, под ковром зеленого дерна она ждала его. В этот миг ему показалось, что умереть очень легко: нужно просто закрыть глаза и ждать. Это будет недолго. Стоит ему лишь впустить в свое сердце волну отчаяния, которая захлестнула его вчера, и оно остановится – вот так просто. Он знал, что вчерашнее горе было лишь первой ласточкой, что чем больше он будет думать о ней – и о том, что он ее потерял – тем сильнее будет страдать. Забыв обо всем на свете, не обращая внимания на сияющий осенний день, не думая о том, что кто–то может увидеть его, Эрик снял свою маску. Уродство было проклятьем, отравившим всю его жизнь и погубившим Кристину: не будь Эрик уродлив, он не был бы несчастен, не будь он несчастен, он не оттолкнул бы ее вспышками безумной ярости, а не оттолкни он ее, они любили бы друг друга безмятежно, и она была бы теперь жива. Иногда собственное лицо казалось Эрику клеткой, нелепой, чужеродной темницей, в которую была заключена его душа. Но глубоко в сердце своем он знал, что именно эта, правая половина его лица – настоящая. Думая о своем лице, он никогда не представлял себе ту половину, что была в порядке, ту, что женщины называли красивой. Кристина с нежностью и доверием касалась его здоровой щеки; но его истинной природой были эти чудовищные шрамы. Они были его душой. Это и был он – Эрик. Он прижался изуродованной половиной лица к мягкой зеленой траве на могиле возлюбленной. Может быть, так – слушая сердцем, обнажив и прижав к сырой земле свою душу, – может быть так он сможет услышать ее еще раз. Конечно, ответом ему была тишина – и так будет теперь всегда. Он плакал, не замечая собственных слез.
Эрик не знал, сколько времени провел, простершись на земле. Из оцепенения его вывели звуки, до странности соответствующие его мыслям: за стеной кладбища тонкий детский голосок старательно выводил песенку об ангеле музыки, который все время поет в сознании спящего ребенка. Кристина. Анджелика. Они так похожи – не внешне даже, хотя и тут сходство было поразительным. Нет, казалось душа матери вселилась в девочку – глядя на нее, он будто снова видел малышку, о которой всегда хотел заботиться и которую так преступно подвел. Второй раз он не совершит ошибки. Он не оставит ее в час нужды. Умереть ему теперь было бы счастьем, но счастьем эгоистичным, а Эрик ничего больше не будет делать ради себя. Если он нужен девочке, он будет жить – ради нее.
Эрик медленно поднялся с земли, вытер ладонью мокрое от слез лицо и надел свою маску. Секунду он стоял над могилой, глядя на кольцо на своей правой руке. То самое, что он вручил когда–то Кристине. То самое, что она вернула ему в тот час, когда он видел ее в последний раз. Кольцо Кристины всегда было слишком мало для него – надевалось только на мизинец, и то потому, что пальцы у него были тонкими и музыкальными. Но Эрик не мог не носить его – ощущая прикосновение металла к своей коже, он чувствовал иллюзорную связь с Кристиной. Он пришел на кладбище с намерением снова вручить его ей – оставить под надгробьем. Но теперь он знал, что найдет кольцу иное применение. Поколебавшись еще мгновение, он сорвал с куста одну–единственную розу. Бледная, пышная, печальная, она источала аромат несбывшихся надежд и напрасных сожалений. Снова опустившись на колени, он бережно положил цветок на траву, все еще мокрую от его слез. А затем встал и решительно зашагал прочь – навстречу детскому голосу и своей новой жизни.
***
На верхний этаж детям входить было строжайше запрещено.
Весь огромный дом на границе Булонского леса, весь цветущий сад, скрытый за высокой каменной стеной – все было в распоряжении Анджелики и ее подружек, соседских дочек и еще пары девчонок из балетной школы при Опере, с которыми ее познакомила мадмуазель Жири – вернее, баронесса Кастелло–Барбизан, но это было так трудно произнести. По всему дому можно было бегать и играть. Можно было часами торчать на кухне, ожидая, и получая, от кухарки сладости. Можно было сидеть у окна в библиотеке, готовясь к урокам с приходящим учителем, или просто читая разные интересные книжки. Можно было скакать по гостиной, воображая, что у вас бал, и греметь клавишами рояля, устраивая импровизированные оперные спектакли. И, конечно, можно было просто сидеть в своей спальне, глядя в сад, слушая приглушенные звуки музыки с верхнего этажа – и размышлять, почему тебе нельзя туда подниматься.
Эрик – мсье Эрик, маэстро, как его не зови – был ее самым лучшим другом. Он мог утешить ее в любой беде, хотя бед у нее было не так уж много. Мог рассказать чудесную сказку. Он волшебно играл на рояле и на скрипке, он терпеливо занимался с ней музыкой и никогда не сердился на нее, что бы они ни сделала, как бы не ошиблась. Его сильные руки могли подхватить ее подбросить в воздух, хотя в свои солидные девять с половиной лет она была уже совсем большой и, наверное, довольно тяжелой. Он смешил ее, он гладил ее черные кудрявые волосы, его серые глаза смотрели на нее с бесконечной любовью – и с такой же глубокой печалью. Но, когда он смотрел на нее, его красивое лицо в красивой белой маске словно освещалось изнутри – она знала, что много–много значит для своего друга и защитника. Он брал ее с собой в Оперу, сажал к бархатному барьеру ложи – и, поднеся палец к губам, жестом приказывал замолчать и слушать. О, как много значили для Анджелики эти еженедельные визиты! Она впитывала музыку, как губка воду, а Эрик, в интервалах, объяснял ей что–то про композиторов, рассказывал об истории создания опер, и смотрел на нее с глубокой задумчивостью и странным выражением на лице, скрытом черным домино. Он всегда приходил в Оперу, в их закрытую ложу №5, в черном домино. Он объяснял, что оно смущает людей меньше, чем его обычная белая полумаска. Анджелика не знала, почему он носит маску, и никогда не спрашивала его об этом. Маска была частью Эрика, и она любила ее так же, как и всего его. Однажды она упросила Жерома, немого слугу, который казался таким страшным, но был на самом деле таким добрым, достать и ей маленькое черной домино. Когда они с Эриком очередной раз пошли в Оперу, она взяла маску собой и сделала ему сюрприз: надела ее, чтобы быть совсем такой же, как Эрик. Она думала, что он рассмеется – ей смотреть на зал сквозь прорези маски показалось очень весело. Но он вдруг стал ужасно, ужасно печальным и сказал, чтобы она не скрывала от мира свое прелестное личико. И тогда Анджелика внимательно осмотрела зал – каждого мужчину в нем – и высказала свое мнение. Она сказала, что Эрик – самый красивый мужчина в Опере, и у него самое лучшее лицо, и она гордится, что он ее кавалер, и либо оба они будут сидеть в масках, либо пусть он свою тоже снимет. И тогда он склонил голову, и она увидела на его глазах слезы. Они оба остались в масках – это стало их любимой игрой.
Эрик был не просто другом Анджелики – он был всем ее миром. Она давно уже уверила себя в том, что таинственный композитор из Парижа и правда был Ангелом Музыки, которого обещала ей мать. Как она и говорила, Ангел нашел ее, взял к себе, согрел и утешил. Хорошо, что так получилось – мама говорила об Ангеле грустно, со слезами на глазах, как о чем–то сказочном и невозможном. Мама часто вела себя странно – смотрела в одну точку, как будто далеко–далеко, и говорила о чем–то – не с Анджеликой, но с кем–то другим, кого никогда нет и не будет. Хотя все эти “нет и не будет” – дело относительное. Вот оказалось же, что Ангел Музыки очень даже есть. Хотя Анджелика никогда не решилась бы вслух назвать Эрика своим ангелом. Это он называл ее “мой Ангел”. Но он не разрешал ей подниматься наверх, в его комнаты.
Девочка не то чтобы сгорала от любопытства, как непослушная жена Синей Бороды. В конце концов, какое ей было дело до того, что он прячет в своих комнатах? Нет – как ни странно это было в столь юном существе, Анджелику влекло на верхний этаж беспокойство о своем старшем друге. Забота о нем. Тревога за него. Потому что она чувствовала – она знала – что он несчастлив. Она доставляла ему радость. Но ни она, никто другой в мире не мог сделать его полностью счастливым. Он сидел там, наверху, сочиняя свою музыку – его оперы имели такой же успех, как и раньше. Но Анджелика не всегда слышала только мелодичные, эффектные арии и ансамбли, которые он писал на заказ. Она слышала так же тягучие, мрачные аккорды, которые издавал его стонущий орган. Они были почти бессвязными, и девочка чувствовала: он силится что–то сказать этими музыкальными стенаниями – и не может. Это что–то было очень страшным, очень печальным, оно делало его очень–очень одиноким. И ей хотелось наверх, чтобы помочь ему разобраться с этим чем–то, как он помогал ей со сложной гаммой или геометрической задачей. Но ей нельзя было наверх, и она не решалась ни нарушить запрет, ни спросить, зачем он установлен. Потому что, как ни любила она Эрика, были вещи, которые она не решалась спросить. Да, он рассказывал ей о матери, но всегда сам – и так, будто слова его просились наружу и он не мог больше сдержать их. Если же Анджелика сама спрашивала его, он становился так печален, что она боялась спрашивать, чтобы не огорчать его.
И было еще кое–что, о чем Анджелика никогда не говорила с Эриком. Она не спрашивала его о своем отце. Она знала, что имя этого отца ему известно, но и он молчал. Анджелика была рада – сама не зная почему, она боялась этого неизвестного отца. Боялась, что он вдруг явится и заберет ее от Эрика. Она не хотела, чтобы у нее был отец. Ей не нужен отец. У нее есть отец – Эрик, ее Ангел, ее друг.
Но, кроме походов наверх и запретных вопросов, было еще кое–что, на что у Анджелики не хватало духу. Она не решалась сделать то, чего очень, очень давно хотела. Она не осмеливалась назвать Эрика отцом.
***
Она стоит перед ним в свадебном платье с мокрым подолом. Волосы ее растрепаны, лицо бледно, но глаза сияют. Она подходит все ближе, пока не может рукой дотронуться до его лица. Он готов к удару судьбы, он уже протянул руку, чтобы взять кольцо, которое она пришла отдать ему. Но она не собирается отдавать ему кольцо – ее нежная ладонь просто хотела стереть слезы с его щек. Она не собиралась возвращать кольцо – она вернулась к нему.
Он стоит с ней на сцене. Они поют вместе, они – единое целое. Он раскрыл перед ней свое сердце, хотя и знает совершенно точно, что она собирается предать его. Он знает это – потому что слышал, как она обещала это виконту, и потому что все равно ничего другого не ждет. Он готов к катастрофе, он все предусмотрел, и катастрофа эта произойдет прямо сейчас. Прямо сейчас, не дав ему даже закончить любовное признание, она поднимет руку и снимет с него маску, обнажив перед людьми не просто его уродство – его душу. Оставит его голым на потеху всем. Она не даст закончить его оперу, не даст ему вкусить триумфа – а он чувствует, что его появление на сцене изменило вечер, взволновало публику, превратив почти провал его странной оперы в сенсационный успех. И в глазах ее будет – что? Сожаление? Немое “прости меня, но так будет лучше”? “Бедняга, ты совсем помешался – о какой любви ты бредишь”?
Она и правда поднимает руку к его лицу. Но его маска остается нетронутой. Она просто берет его лицо в ладони и накрывает рот поцелуем.
Он играет на органе в своем подземном царстве. Он счастлив, как никогда в жизни – она здесь, она провела ночь в его постели, она заснула и проснулась с улыбкой, очарованная его музыкой. Она подходит к нему, нежно проводит ладонью по его маске – и отводит руку, оставив маску на месте.
Он корчится на полу в агонии гнева и стыда. Он потерял ее – его дикая вспышка, его яростные слова, его вопли ее напугали. Она сняла его маску, увидела ужас его лица, и он отбросил ее на пол, облил бранью. Теперь ему остается только рыдать – и надеяться, что она из милосердия отдаст ему его маску обратно. Он разрушил всякую надежду на близость с ней. Он едва решается протянуть к ней руку.
Но она не отдает ему маску. Вместо этого она отводит руку, которой он тщетно пытается закрыться от ее взгляда, и смотрит. Долго–долго. В ее глазах нет ни страха, ни отвращения, ни жалости. Она просто смотрит ему в лицо, как будто это самое обычное дело. И он понимает, что произошло чудо – каким–то образом, он никогда не узнает как, она приняла его. Полюбила. И, словно отвечая на незаданный, немой вопрос, она прижимает его голову к своей груди и дает ему плакать в тишине – плакать от счастья.
Она сидит в саду, под сенью цветущих роз, и тихонько напевает что–то, занятая рукодельем. У ног ее примостилась прелестная маленькая девочка с черными кудрями. Картина эта дышит такой гармонией, таким невыразимым покоем… Кристина бледна; ее чудесные кудрявые волосы довольно коротко подстрижены. Очевидно, она болела. Но это не имеет значения – она все равно так красива, так нежна, что сердце его сжимается от болезненного восторга. Она поднимает глаза и улыбается ему. Она ждала его, и он пришел вовремя. Он успел.
Каждую ночь, стоило Эрику закрыть глаза, он видел эти сны: сюжеты их были разными, а смысл и значение – одним и тем же. Раз за разом, ночь за ночью он переживал те моменты в своих отношениях с Кристиной, когда, поведи она себя иначе, их жизнь была бы другой, и трагедия не накрыла бы их своим темным крылом. В безжалостном свете дня Эрик думал о других моментах – тех, когда повел себя глупо и безрассудно он сам. Днем он думал о десятках ошибок, которые совершил, о резкостях и грубостях, и чересчур откровенных проявлениях страсти, о требовательности, об истериках, о лжи, о вспышках ярости, о неспособности ее выслушать, о стремлении принимать решения за нее – обо всех грехах, в которых он был повинен и которые в конце концов ее от него оттолкнули. Он знал все свои вины – он минута за минутой мог пересказать историю своей любви к Кристине и, как прилежный ученик, перечислить все без исключения моменты, где ему следовало повести себя по–другому. Но это было днем – в царстве рассудка. Ночью сознанием Эрика правило его сердце, и оно раз за разом рисовало ему все более горькие картины ускользнувшего счастья. Сердце говорило ему – и в глубине души он знал, что сердце право: “Если бы она любила тебя, она простила бы – сколько бы раз ты не ошибся. Она ни разу не сделала шага тебе навстречу. Пойми, наконец, и смирись – она просто тебя не любила”. Боже, прости его – в минуты отчаяния он даже смерть ставил ей в вину: зачем она не дождалась его? Зачем, в последний момент и в последний раз, снова ушла – снова покинула его?
Напрасные сожаления ночью, безжалостные упреки самому себе днем – Эрик бросался из одной крайности в другую; душа его никогда не знала передышки. Общение с Анджеликой было его единственной связью с реальностью – соломинкой, схватившись за которую его гибнущий мозг раз за разом выплывал из бездны. Эрик привязался к девочке с пугающей его самого силой. Жизнь их нельзя было назвать совершенно безмятежной – не желая смущать ее проявлениями своей любви, Эрик иногда вел себя с девочкой сдержаннее, чем ему бы хотелось. Анджелика тоже иногда смотрела на него с грустью, будто желая сказать что–то – и не решаясь. Возможно, она просто скучала по матери. Но, как бы то ни было, сам звук ее голоса, ее веселый, озорной нрав, ее сверкающие светлые глаза, ее ум, ее нежность, ее юмор, ее искренность наполняли сердце Эрика радостью. Она вся была свет, разгонявший вечный сумрак его жизни. Он относился к ней совсем не так, как к Кристине. Кристиной он хотел управлять, пытался подчинить ее своей воле, сделать инструментом в своих руках – даже заботясь о ней, он демонстрировал свою власть. Неудивительно, что, когда он внезапно попытался передать власть над своей жизнью ей, она растерялась… Он не учил ее принимать взрослые решения. С Анджеликой все было по–другому. Эрик не мог и не пытался управлять ею – ему это и в голову не приходило. Она сама знала, чего хочет, и его могла многому научить. Ну вот, хотя бы, радоваться новому дню. Анджелика – как ни кощунственно это звучало, но признать это следовало – была совсем не похожа на мать.
Это радовало Эрика – духовное сходство с Кристиной, такой одинокой, печальной и внушаемой, не могло принести девочке счастья. Но это же доставляло ему острую боль. Ибо каждый раз, когда он думал о том, чем Анджелика отличается от Кристины, он делал очевидный вывод и признавал ее сходство с Раулем. Не внешнее – нет, в лице и манере держаться у Анджелики не было ничего общего с виконтом. Но внутреннее родство их казалось Эрику очевидным. Конечно, в ней не было ни равнодушия, ни эгоизма; зато она была такой же беспечной, уверенной в себе – и счастливой.
Сходство это не вызывало у Эрика раздражения. Девочка унаследовала от отца лучшее, что в нем было – легкий характер. Но это сходство пугало Эрика – и причиняло ему боль.
Больше всего на свете Эрик боялся, что Рауль каким–то образом прознает о существовании Анджелики и явится, чтобы отнять у Эрика и ее.
***
Пойманный в привычный замкнутый круг тяжелых мыслей, Эрик беспокойно ходил по своей спальне на третьем этаже особняка в районе Булонского леса. Стояла глубокая ночь, за окном шумел дождь – в этом году сентябрь выдался холодным, не то, что четыре года назад, когда Эрик забирал Анджелику из Нормандии. Шелест водяных капель на поредевшей листве сада и жестяной кровле дома казался ему звуком необычайно и неожиданно уютным. Сон не шел – впрочем, ему редко хорошо спалось по ночам, и он привык. Бродить из угла в угол по крытому персидским ковром паркету, сидеть у почти погасшего камина, поправлять оплывшие свечи, брать книги с полки – только для того, чтобы уронить их на ковер возле кресла, – садиться к органу и бессмысленно смотреть в партитуру (его личную, особую партитуру, ту, что он писал не на заказ и к которой он со дня, когда узнал о смерти Кристины, не смог добавить ни одной ноты) – все было лучше, чем закрыть глаза и снова видеть ее лицо. Залитое слезами, исполненное нежности, обращенное к нему с любовью. Лицо, которого никогда не было. Лицо, которое он видел только в мечтах.
Это было просто смешно – взрослый, разумный человек не мог год за годом, месяц за месяцем и день за днем изводить себя бессонницей, в который раз передумывая одни и те же неутешительные мысли! Он не мог изменить прошлое – он знал это слишком хорошо. Хуже того: окажись он снова там, в своем прошлом – он все равно ничего не смог бы изменить. Не было в его прошлом ничего, подвластного его желаниям! Сколько же можно предаваться дурацким мыслям – “если бы, если бы, вот тогда…”
Эрик прервал свое хождение по комнате. Он остановился перед туалетным столиком, снял маску, плеснул в таз холодной воды из кувшина: если уж он все равно не может заснуть, надо хотя бы взбодриться. В этой комнате, куда строго запрещен был вход всем в доме, а особенно Анджелике, он мог без опаски открывать свое лицо – никто здесь его не увидит. Ощущение ледяной воды на разгоряченной коже было приятным. Эрик протер руками усталые глаза и на секунду замер над тазом, нагнувшись. Подождал, пока успокоится вода, и взглянул на свое отражение. Давно прошло время, когда мысль о собственном лице заставляла его содрогаться от ужаса; но он хорошо помнил, как увидел себя в зеркале впервые, и что он при этом испытал…
Словно в ответ его мыслям, в тишине ночного дома раздался пронзительный детский крик. Эрик немедленно дернулся к двери – что–то случилось с Анджеликой! Заболела? Испугалась чего–то? Надо идти к ней. Но в следующую секунду он осознал, что почти раздет – он не может пойти к девочке в таком виде, нужно накинуть хотя бы халат.
Халат нашелся на кресле, и Эрик как раз повернулся к выходу из спальни, когда дверь распахнулась. Заплаканная Анджелика вбежала в комнату и с криком “Папа!” бросилась к нему на грудь.
Эрик стоял, как громом пораженный. Она назвала его отцом – бог знает, почему и зачем, но это заставило его сердце облиться кровью от радости и горечи. Он крепко прижал девочку к себе, стараясь утихомирить и поглаживая дрожащие плечи. Она что–то бормотала про ночной кошмар, про дурной сон, она извинялась за то, что нарушила запрет и вошла к нему. Он шептал слова утешения – он улыбался – он прижался лицом к ее волосам…
И замер, скованный ужасом, равного которому не испытывал никогда в жизни. На нем не было маски – боже праведный, стоит ей только поднять голову, и она увидит его лицо, и он навсегда ее потеряет! Ей всего девять, она испугается – даже представить себе невозможно, что она подумает – она бросится от него бегом – господь всемогущий, о чем он только думал, когда снимал чертову маску!
Эрик лихорадочно искал глазами проклятый, как никогда необходимый ему кусок отформованной белой кожи, который для Анджелики всегда был неотъемлемой частью его лица. Вот она, его маска – лежит на туалетном столике. Он никак не сможет до нее дотянуться, не потревожив девочку у себя на груди – нечего даже и пытаться. На глаза у него навернулись слезы. Почему судьба так несправедлива? Почему она снова отнимает у него самое дорогое?
Анджелика ощутила его напряжение – еще бы, он и сам чувствовал, что натянут как струна. Она перестала всхлипывать и спросила с тревогой:
- Я плохо поступила, что прибежала к тебе? Я знаю, что не должна была – ты строго мне запретил. Но я так испугалась. Я знаю, что это был только сон, но мне вдруг показалось, что все происходит на самом деле… Ты сердишься?
Голос Эрика в ответ прозвучал глухо и вымучено – ему было не до гнева на нее, он проклинал себя за беспечность и едва собрался с мыслями, чтобы ответить на ее вопросы и постараться успокоить страхи:
- Конечно нет, Анджелика. Я ничуть не сержусь на тебя. Ты не должна бояться, дитя мое – это и правда был только сон. – Его утешения звучали жалко, но что он мог сказать, когда его собственное сердце едва билось от страха?
Что же делать? Что придумать, чтобы она ушла, не взглянув ему в лицо?
Но было уже поздно. Почувствовав его неловкость, Анджелика сделала ровно то, чего он больше всего опасался: отодвинулась от Эрика, чтобы получше рассмотреть выражение его лица. Но у него не было никакого выражения – только само лицо, его ужас, проклятье, страшнее любого ночного кошмара, от которого она прибежала к нему прятаться.
Все было кончено. Эрик сделал жалкую попытку прикрыть правую половину лица рукой – он уже делал так когда–то в своем подвале, когда Кристина, играя, сняла с него маску. Он знал, что рука его мало что скрывает. Пальцы его дрожали. Он попытался отвернуться. Все было бесполезно. Он зажмурился – чтобы скрыть слезы и не видеть ее полных ужаса глаз. Сейчас она закричит. Почему она не кричит?!
И вдруг он почувствовал ее маленькие пальцы – они ласково сжали руку, которой он тщетно прикрывался, и медленно отвели ее в сторону. Эрик открыл глаза и увидел, что девочка пристально смотрит на него. В ее взгляде не было ни страха, ни отвращения, ни жалости. Она просто смотрела ему в лицо, как будто это самое обычное дело. А потом подняла ручку и погладила его по щеке.
Эрик узнал этот взгляд – так смотрела на него Кристина в одном из его безнадежных, несбыточных снов. Но это был не сон – глаза Анджелики наяву смотрели на его уродство с полнейшим, олимпийским спокойствием. И, точно как в своем сне, он понял, что произошло чудо: она приняла его – вероятно потому, что любила.
Эрик ничего не мог с собой поделать – слезы хлынули сами собой. Он знал, что его истерика может нарушить хрупкое равновесие в сознании ребенка, что, если он будет продолжать в том же духе, она–таки испугается. Но контролировать себя он не мог: слишком сильный шок пережил, слишком велико было его изумление и счастье, слишком огромна благодарность – небу и самой девочке – за этот спокойный взгляд без жалости и смущения. За ласковый жест, которым она коснулась его уродливой щеки.
Анджелика подождала, пока утихнут слезы Эрика. Все это время она сидела, прижавшись к его плечу. Она понимала, что Эрик расстроен, и терпеливо ждала, пока он успокоится, даже не пытаясь понять, в чем дело, что его так выбило из колеи. С ее точки зрения ничего особенного не произошло: она увидела его без маски. Ей самой было все равно – это был Эрик, ее ангел и названный отец, и какая ей разница, какое у него лицо? Но инстинктивно девочка понимала: то, что ей кажется неважным, для Эрика может иметь огромное значение. Он не стал бы носить маску, если бы ему было все равно. Конечно, у него необычное лицо – на первый взгляд кажется, что та, скрытая половина у него вообще чужая. Он похож – Анджелика нахмурилась, пытаясь поймать воспоминание – он похож на двойную театральную маску, соединенные вместе половинки лиц смеющейся Комедии и рыдающей Трагедии. Девочка видела такую в Опере. Это было здорово и так подходило Эрику – ведь он был олицетворением театра и музыки. Но, наверное, жить с таким лицом неудобно. Люди, которые знают его не так хорошо, как Анджелика, могут считать его странным. Поэтому Эрик и носит маску – из любезности, чтобы не смущать людей. И наверное он думал, что Анджелика тоже смутится. Бедный – у него было такое несчастное, испуганное лицо. Он словно ждал, что она развернется и убежит. Он выглядел так грустно, ей захотелось утешить его, дать знать, что все в порядке. И она погладила его по щеке. И тогда Эрик заплакал так отчаянно, что Анджелика даже немного испугалась – она никогда не видела его таким расстроенным, она вообще никогда не видела, чтобы взрослые мужчины плакали. Но инстинкт и тут подсказал ей наилучший способ действий: молчать и ждать, обняв его так крепко, как она только могла, пока гроза не минует. Эрик плакал, зарывшись лицом в ее волосы, и невнятно шептал слова любви и благодарности, он за что–то извинялся, он называл ее “дорогой девочкой”. И постепенно Анджелика тоже немного разволновалась – она вспомнила, где находится, почему тут оказалась, и снова встревожилась, вспомнив страшный сон и задумавшись, не сердится ли Эрик на ее вторжение?
Поэтому, прижавшись к нему покрепче, она спросила еще раз, как ни в чем не бывало:
- Ты правда не сердишься, что я ворвалась к тебе? Ты не ждал меня, ты был занят, – она бросила взгляд на раскрытый клавир, стоявший на пюпитре органа, – и я знаю, что мне нельзя сюда входить…
Что он мог ей ответить? Возможность его разоблачения – угроза того, что девочка увидит его без маски и ужаснется – была единственной причиной запрета, который он установил против ее визитов в свою комнату. Но, если уж Анджелика решила не замечать произошедшего и вести себя так, будто ничего не случилось, Эрику и подавно не хотелось заострять на этом внимание. Она интуитивно давала ему возможность выйти из неловкой ситуации, не потеряв лицо – или то, что было у него вместо лица. Эрику оставалось только покрепче сжать хрупкие плечи мудрой маленькой женщины и ответить:
- Ты ведь знаешь, мой маленький Ангел, что я никогда не сержусь на тебя по–настоящему. И я полагаю, что у тебя была серьезная причина прибежать сюда. Расскажи мне про свой сон – что тебя так напугало?
Анджелика непроизвольно вздрогнула:
- О, я уже говорила, это так глупо… Но мне показалось, что все так реально… Мне снилось, что меня забрали отсюда, из нашего дома, от тебя. Меня посадили в карету, и она стала выезжать с нашего двора. Я кричала, я пыталась высунуться в окно, я звала тебя. Но я почему–то знала, что ты не можешь мне помочь – у меня не было голоса, ты меня не слышал. Я чувствовала себя такой… беспомощной!
Девочка снова всхлипнула. Эрик наклонил голову и заглянул ей в глаза. Она смотрела на него сквозь слезы и, даже исполненный сочувствия к ней, он не мог не поразиться собственной дерзости – он рисковал глядеть ей в лицо, не будучи защищен своей маской. Но она все еще не шарахалась от него – наоборот, смотрела с надеждой, ожидая поддержки и утешения. Он сказал:
- Дитя мое… Никто и никогда не сможет забрать тебя; ты моя девочка, я всегда буду заботиться о тебе и защищать тебя. Я всегда услышу твой зов, я всегда найду тебя, где бы ты не очутилась. Чтобы ни случилось, я всегда буду с тобой – придет время, и ты будешь молодой девушкой, и я тебе надоем, и ты захочешь свободы. Но я и тогда буду рядом – поверь мне, ты еще сама будешь пытаться меня прогнать!
Он достиг своей цели – Анджелика широко улыбнулась, хотя на глазах ее все еще стояли слезы. Однако видно было, что какая–то мысль ее все еще тревожит – она все еще мучается незаданным вопросом. Наконец она решилась – набрала воздуха в легкие и выпалила:
- Ты говоришь, никто не сможет забрать меня… А что, если меня найдет мой отец?
Эрик похолодел: Анджелика озвучила самый глубокий его страх, самый мучительный из его ночных кошмаров. Перед его мысленным взором встал виконт Рауль де Шаньи, который жестом собственника прижимал к себе его девочку, его Анджелику. Она была старше, чем теперь, почти возраста Кристины в тот роковой год – в сознании Эрика мать и дочь часто сливались в один образ девушки, которую он непременно потеряет. Виконт обнимал ее за плечи – так, как обнимал когда–то Кристину – и смотрел на Эрика с нескрываемым презрением, словно говоря: “На что ты надеялся, урод? Она моя – всегда была моей!” От ужаса Эрик на секунду забыл, где он и кто с ним, и довольно резко встряхнул Анджелику за плечи:
- Я этого не допущу. Никогда. Я сделаю все возможное и невозможное, чтобы защитить тебя. Я не отдам тебя ему. У него нет прав на тебя – он бросил твою мать, он ни разу даже не спросил о тебе… Он не отец тебе ни в чем, кроме крови – он не сможет занять мое место.
Внезапно Эрик понял, что он говорит – он впервые за все годы жизни с Анджеликой вслух признался в том, что считает себя ее отцом, что жаждет быть ее отцом, что смертельно завидует виконту, который получил от Кристины бесценный дар – эту девочку – и выбросил его, даже не разбираясь. Он, Эрик, готов был сдвинуть небо и землю, чтобы оказаться на его месте, чтобы иметь законное, кровью подтвержденное право быть отцом Анджелики. Он заботится о ней, любит ее, он обеспечивает ее будущее, он ее друг, учитель, она любит его – что еще нужно? Почему капля крови в глазах людей важнее, чем все это?
Словно эхо его мыслей, у его плеча прозвучал сонный голос Анджелики – успокоенная его решительным тоном и усталая после пережитого волнения, девочка невольно начала задремывать:
- Я бы хотела, чтобы ты был моим отцом… Ты – мой отец. Мой Ангел и мой отец. Настоящий.
На глаза Эрика, в который раз за сегодняшний вечер, навернулись слезы:
- Милая, милая Анджелика. Это невозможно. Я хочу этого больше всего на свете. Но это невозможно.
Она практически уже спала – ему оставалось только подхватить ее на руки и отнести на нижний этаж, в ее комнату. Когда–то он почти так же нес в кровать ее мать – воспоминания о той ночи наполнили его душу невыразимой печалью. Тогда ему показалось, что мечта стала явью. Позже он убедился, что чудес не бывает, и горько раскаялся в своих поступках – и в своих мечтах. Идя по коридору с ребенком на руках, он поймал себя на том, что напевает в пол–голоса мелодию колыбельной, которой он когда–то очаровал Кристину – и усыпил ее бдительность – во время ее первого визита в подземелье. Визита, который обещал так много счастья – и обернулся таким отчуждением… Услышав голос Эрика, Анджелика удовлетворенно вздохнула – он был здесь, с ней, она была в безопасности. В то время как ее кудрявая черноволосая головка коснулась подушки, девочка прошептала:
- Почему невозможно? Мама тебя любила. Она говорила с тобой – смотрела вдаль и говорила с тобой, как будто ты был рядом. Она говорила “мой Ангел” – она и меня так называла, но я умела отличать, когда она говорила о тебе. Она говорила “Мой Ангел покинул меня. Но теперь у меня есть другой Ангел”. Это было обо мне – и о тебе. Хотя, конечно, тогда я еще не знала, что это был ты.
С этими словами Анджелика погрузилась в сон; губы ее дрогнули в спокойной улыбке. Эрик присел на край ее кровати, чтобы в спокойствии и тишине несколько секунд полюбоваться на спящую девочку. Она была так прелестна в своей белоснежной ночной рубашке, с лентами, выбившимися из непослушных, заплетенных на ночь в косы кудрей. На щеке ее лежал тусклый отблеск ночника; цепочка, на которой она носила крестик, поблескивала в его свете. Крестик этот принадлежал Кристине – Эрик хорошо его помнил. Отец Ксавье говорил, что она отдала его дочери, умирая. Но теперь, приглядевшись, он увидел на цепочке еще кое–что – маленький ключик. Анджелика очень берегла его – Эрик припомнил, что еще малышкой девочка что–то лепетала о том, что ключик этот мамин, и что он открывает важную тайну. Эрик всегда полагал, что речь идет о каких–то документах, связанных с отцом Анджелики – возможно, шкатулке с письмами виконта. Но теперь ему впервые пришло в голову, что в теории этой нет логики. Кристина не хотела, чтобы Рауль был частью жизни своей дочери – она скрывала от него девочку. Зачем же ей было столь торжественно обставлять связанную с ним тайну?
Мысли Эрика были в смятении. Он не мог ослышаться: девочка только что сказала, что Кристина часто говорила о нем и с ним, называя его Ангелом. Анджелике казалось, что мать ее любит этого “Ангела”. Что это было – наивная детская фантазия, придуманная задним числом и лишь для того, чтобы утешиться? Или правда, которая так неожиданно решила обнаружить себя в сонном шепоте ребенка? Анджелика могла фантазировать, воображая его своим Ангелом и полагая, что и мать ее имела в виду именно его. Но сам–то Эрик точно знал, что эта часть воспоминаний девочки – истинная: уж ему–то было хорошо известно, что Кристина могла называть Ангелом только его одного…
Кристина называла его Ангелом. Она назвала свою дочь Анджеликой – “ангельской”. Что это было – сентиментальное желание отдать дань своему учителю, человеку, который подарил ей голос? Наверняка это так: сознание Кристины явно было затуманено болезнью и горем, которое причинил ей Рауль, и она невольно обращалась мыслями к лучшим временам – и как же она должна была страдать, чтобы времена истории с Призраком казались ей “лучшими”... Да, это было единственное разумное объяснение – любое другое было бы невозможно. И все же – все же… Вспоминая все, произошедшее между ним и Кристиной, Эрик в первые задумался не о том, что невозможно, а о том, что вероятно. Фантастично, странно, почти необъяснимо – но, в конце концов, вполне вероятно. И в сердце его вспыхнула надежда – вспыхнула так ослепительно, что на секунду ему показалось, будто ночь вокруг стала ярким днем.
***
Запах гари смешивался с тяжелым, сырым, отдающим плесенью воздухом. Наверху, в здании театра, бушевало пламя; здесь, на нижних ярусах глубоких подвалов, вступала в свои права влажная, темная, безмолвная бездна. Черная, как его отчаяние. Беспросветная, как темница его сознания.
Они стремительно двигались вниз по узким, сумрачным коридорам. В движениях его не было никакой деликатности – куда подевались нежные улыбки и многозначительные взгляды, которыми сопровождалось их первое путешествие! Теперь он был с нею почти груб – каждый раз, как она замедляла шаг у очередного поворота, хваталась рукой за стену, оборачивалась назад – каждый раз он гневно тряс ее за плечи, тянул за собой. Он не мог допустить, чтобы она остановилась – ведь тогда придется остановиться и ему. Остановиться – и задуматься: что, ради всего святого, он творит? На сцене гнев ослепил его: он знал, что она собирается сделать, был готов к этому – собственно, это было частью его безумного плана – и все же до последней секунды не верил, что она сможет предать его так жестоко и унизить так безжалостно. После того, как она сняла с него маску, у него не осталось пути назад. Она не оставила ему выбора – она сама подтолкнула его…
Они достигли берега озера – он практически бросил ее в лодку и в полном молчании очень быстро отвез по черной глади воды к своему жилищу. Он выбрался на берег, намереваясь подать ей руку и вытащить из лодки. За все это время она не произнесла ни слова, и он был ошарашен, когда ее спокойный, слегка охрипший после мучительного путешествия голос прозвучал прямо у него за спиной:
- Остановись. Остановись на секунду и посмотри на меня.
Эрик резко обернулся, и Кристина неожиданно крепко схватилась за лацканы его куртки. Как и он, она все еще была одета в сценический костюм. По дороге в катакомбы он пришел в беспорядок: юбка была порвана и корсет частично расшнуровался. Отпустив его куртку, она схватила его за обе руки – тонкие пальцы неожиданно сильно сжали предплечья:
- Ты не понимаешь, что сделал со мной?
Простой вопрос заставил Эрика сжаться, как от удара – гнев его испарился, уступив место глубокому чувству вины и отчаянию – он опять, в который уж раз, все испортил. Как будто в их отношениях еще было, что портить! Однако он не смог удержаться и не возразить:
- А ты? Боже, что ты со мной сделала? Как ты могла – перед всеми этими людьми? Неужели не было иных способов “остановить меня”?!
К его изумлению, Кристина приблизила свое лицо вплотную к нему. Волосы ее растрепались по плечам, в глазах был какой–то странный, необъяснимый для Эрика блеск. Ее губы были так близко, что он ощутил ее дыхание на своей щеке, когда она прошептала ему на ухо:
- Были. Но это был самый лучший способ остаться с тобой наедине.
Эрик окаменел: наверное, ему это послышалось. Она не могла сказать ничего подобного – он бредит. Или она сошла с ума. Господи, что он сделал – неужели очередная его дикая выходка столкнула ее за грань безумия? Это не могло быть правдой – это слишком было похоже на самую страстную, самую безнадежную из его ночных фантазий. Но, вопреки рассудку, вопреки здравому смыслу и совести Эрик почувствовал, как по позвоночнику его пробежала искра возбуждения. Дыхание его участилось, и он поймал себя на том, что тоже крепко сжимает ее обнаженные плечи. Наверняка его хватка причиняла Кристине боль, но она продолжила как ни в чем не бывало:
- Ведь на это ты рассчитывал, когда писал свою оперу? Когда явился ко мне на сцену, чтобы спеть полный сладких соблазнов дуэт? Ну что же – ты добился своего. Я твоя, Ангел.
И с этими словами она прижалась губами к его губам. Секунду он колебался – ему все еще казалось, что это не может происходить на самом деле, что ему это снится. Но кто он был такой, чтобы сопротивляться столь яркому сновидению? Он ответил на ее поцелуй; через мгновение он уже сам целовал ее. Он так долго ждал этого – он так тосковал по ней… С той ночи, когда он впервые отвел ее к себе, его губы не прикасались к ее коже; с той ночи, когда она целовала виконта на крыше Оперы, в то время как Призрак содрогался от ревности за бронзовой статуей Ангела музыки, – с той ночи они не разговаривали. И теперь им было не до слов и не до промедления. В движениях их не было нежности – страсть их питалась болью, страхом, гневом и унижением, которое оба только что пережили на сцене. Как обезумевшие, отчаявшиеся подростки они искали выход мучительным эмоциям – и вместо этого помогали друг другу избавиться от ставших вдруг очень тесными испанских костюмов. Он разорвал пополам ее корсет. Она разодрала его рубашку. Она исцарапала ему спину, добавив еще несколько шрамов к рубцам, которые оставили на его коже перенесенные в юности побои. Ее кожа была безупречна: бледная, гладкая, она словно светилась в темноте, такая нежная рядом с темными кудрями. И с его собственным, гораздо более смуглым, телом.
Она позволила ему сделать с собой все, о чем он только мог мечтать. Она поразила его воображение и шокировала его своими необузданными желаниями – знал бы он раньше, что вызывает у нее такие фантазии… Порыв страсти захватил их и увлек в тягучие, сладкие глубины, где не было ни мыслей, ни сомнений, но сожалений. Только взаимная жажда – и забвение.
Когда они очнулись, обнаженные, лежа на его нелепой резной бархатной кровати, ни один из них не помнил, как они там оказались. Пробуждение их было холодным и мучительным – словно на них вылили ушат воды. За ночью сладостных, необдуманных возлияний последовало безжалостное, серое похмельное утро.
Нет, Кристина ни в чем его не обвиняла – она прекрасно помнила, что и как именно произошло. Но она была растеряна, смущена, она не узнавала сама себя. Она чувствовала себя униженной и глупой. Не улучшал настроения и тот факт, что ее одежда порвалась и единственным, во что она могла переодеться, было злополучное свадебное платье, которое Эрик когда–то так сентиментально для нее заготовил. Первым способом сохранить достоинство, который пришел ей в голову, было наброситься на Призрака с упреками. Она спросила его – теперь, когда она утолил свою жажду крови, должна ли она стать игрушкой для его похоти?
Эрик знал, что так будет. Знал, что за мгновение счастья – за то, что она сама подошла к нему с поцелуем, сама захотела его ласк – ему придется дорого заплатить. Снова очаровав Кристину своей музыкой, он оказал себе медвежью услугу: она отдалась страсти, к которой была не готова. Она пока еще не была готова принять самое себя, поверить в то, что сладострастное существо на его бархатном ложе – это она, Кристина, скромная застенчивая хористка, которая до сих пор беседует с покойным отцом и поет детские песенки про шоколадки. Но он знал так же, что со временем она увидит себя такой, какая она есть на самом деле. Примет себя. И тогда сможет принять и его. Ему нужно было только время, чтобы поговорить с ней. Объяснить. Он даже начал это делать: пытался рассказать про свою мать, про маску, про то, что “игрушки похоти” – это не совсем его случай. Как обычно, он говорил неловко – сорвался на крик, обвинил свое лицо во всех их проблемах. Но, когда она сказала, что лицо его ее больше не пугает, что вся трудность в его душе – он вздохнул с облегчением. Они начали разговаривать. Они смогут понять друг друга. Им нужно только время.
Но как раз времени у них и не было. Появление Рауля – белокурого, героического, полного гневных обвинений и жалостных просьб – положило конец всему. Он назвал его монстром. Убийцей. Кристина не возразила. Она сразу встала на сторону своего виконта – конечно, ведь он не был свидетелем ее “падения”, не знал о ней больше, чем она сама. Выдвигая свой бессмысленный ультиматум, выкрикивая бессильные угрозы, захлебываясь подавленными слезами Эрик знал: он потерял ее. Момент упущен – он ничего больше не добьется, ничего не сможет сделать. Эрик действовал, как автомат, он оказался пойман в ночном кошмаре и не мог проснуться. Это было как падающие костяшки домино: пришел Рауль – Эрик выдвинул свои дикие условия – Кристина сделала свой выбор – Эрик самоотверженно отпустил влюбленных. Одно влекло за собой другое – нигде и ничто нельзя было изменить. И она ушла – устыдившись своих чувств, испугавшись самой себя. И он не стал ее удерживать – это было бесполезно.
Ночь премьеры “Триумфа Дона Жуана” принесла ему унижение, разочарование, боль и отчаяние, равных которым он не знал за всю свою исполненную несчастий жизнь. Под утро он остался ни с чем – мир его был разрушен, дом разорен, вдохновение утрачено, и любимая женщина оставила его в одиночестве с разрывающимся от боли сердцем. Эта ночь была концом всего, самой черной тьмой, самой нижней точкой самой глубокой бездны.
И эта же ночь подарила ему счастье, которое он не мыслил возможным. Короткое, как вспышка молнии, оно потонуло в потоке страданий – тем более сильных по сравнению с этим моментом экстаза. Но оно было, это счастье, и он помнил каждую секунду того, что произошло. Помнил так ясно, будто это было вчера – хотя и провел многие годы, приказывая себе не вспоминать.
Но теперь, вспомнив, он не мог не задаться вопросом: возможно ли, что у ночи этой были последствия более серьезные и осязаемые, чем только океаны пролитых слез и шрамы на сердце?
***
Почти все свечи были погашены – горящими оставались лишь только два больших канделябра у алтаря. Вечерняя служба прошла хорошо – народу было не много, но чего еще ждать холодным сентябрьским днем, когда с моря налетает ранний шторм? Отец Ксавье был реалистом: в такой вечер он вообще мог остаться без прихожан, так надо же – пришел целый десяток. В основном жены рыбаков – они молились, чтобы непогода улеглась и позволила лодкам снова выйти в море и добывать пропитание. Женщины ставили свечи, быстро крестились – и торопились домой. Теперь ушли последние, и отец Ксавье мог спокойно прибраться в своем храме.
Обстановка в церкви действовала на него умиротворяюще – его не пугал мрак высоких сводов и молчаливые лица суровых святых на витражах. Даже сейчас, когда за стенами храма завывала буря, ему было уютно и спокойно.
До тех пор, пока из темной глубины церкви не раздался голос:
- Святой отец… я снова пришел к вам за помощью.
От неожиданности отец Ксавье выронил из рук молитвенник. Торопливо подняв книгу, он близоруко сощурился в темноту – и с удивлением разглядел на одной из дальних скамей у входа фигуру в темном плаще с капюшоном, в тени которого белела маска. Священник облегченно вздохнул:
- Мсье де Сеном! Как вы меня напугали...
Человек в маске поднялся со скамьи и сделал несколько шагов вперед, к алтарю. Он едва заметно улыбнулся:
- Мне часто говорили, что у меня талант появляться будто из ниоткуда – словно я привидение. Одно время мне казалось, что я и есть привидение – призрак, застрявший на границе между жизнью и смертью. Я давно уже находился в убеждении, что навсегда останусь на стороне смерти. Но недавно у меня появилась надежда…
Отец Ксавье недоуменно смотрел на де Сенома:
- Мой дорогой мсье, вы говорите загадками. Вы сказали, что вам нужна помощь? – В голосе священника зазвучало беспокойство. – Это что–то, что касается нашей Анджелики? С ней все в порядке?
- О да – у девочки все хорошо, она теперь в Париже, на попечении моих слуг и баронессы Кастелло–Барбизан. Но визит мой действительно связан с ней. Признаться, я не знаю, с чего начать.
Отец Ксавье жестом пригласил гостя сесть. Эрик послушно опустился на скамью; пламя алтарных свечей освещало его бледное лицо, его маску, его затянутые в черные перчатки руки. Он выглядел растерянным, осунувшимся, и странно взволнованным. И как всегда при виде этого человека, такого грозного и одновременно уязвимого, сердце отца Ксавье дрогнуло от жалости. Он сел на скамью рядом с де Сеномом:
- Возможно, вам стоит начать с исповеди? Когда вы в последний раз открывали свое сердце Господу?
Эрик низко опустил голову. Руки его нервно сжали край скамьи:
- Никогда. Я никогда не думал… не верил – просто не мог верить, что Господу, который сотворил меня… таким, каков я есть… Что ему и в самом деле интересно, что там происходит в моем сердце.
- О, поверьте мне, мсье де Сеном, Господь ничего не делает случайно. И никогда не забывает даже самое униженное и несчастное из своих творений. Просто ум человеческий не всегда может постигнуть Его волю. Вам кажется, что вы много лет молчите – не разговариваете со своим создателем, как обиженный ребенок с отцом. Но он слышит каждую вашу мысль, каждую жалобу. Стоит вам только начать говорить с ним – он, возможно, объяснит вам все. И вы поймете, что дары господни не всегда очевидны – там, где нам видятся лишения и потери, на самом деле открывается дорога к блаженству. То, что кажется нам проклятьем, на самом деле – скрытое благословение.
Священник не успел закончить свою речь – Эрик нетерпеливо передернул плечами:
- Святой отец, у меня есть к вашему Господу вопросы, на которые нет столь простых ответов! Мне есть за что обижаться на него – и я не могу себе даже представить, что за объяснения он может мне дать! – Эрик инстинктивно коснулся своей маски. – Если бы вы знали…
Отец Ксавье глубоко вздохнул и произнес очень внятно:
- Я знаю гораздо больше, чем вы думаете.
Эрик замер. Медленно повернувшись – в неровном пламени свечей его наполовину скрытое маской лицо приобрело зловещее выражение – он переспросил голосом тихим и ровным, но оттого не менее пугающим:
- Что вы имеете в виду?
По спине отца Ксавье пробежал холодок – в эту секунду он готов был поверить, что в прошлом этого человека есть вещи, о которых лучше даже с Господом не разговаривать. Однако пути назад не было:
- Я знаю, что скрывается под вашей маской. Я знаю, кто вы. Я знаю, что вы совершили. Вы – Призрак парижской Оперы: гений, безумец, убийца – и ангел музыки. Я знал это с той секунды, как впервые увидел вас в этой самой церкви четыре года назад.
Последовала длинная пауза. Отец Ксавье ожидал гневной вспышки. Яростного вскрика. Может быть, даже удара. Чего угодно, кроме тишины – а затем вопроса, заданного едва слышным шепотом:
- Но если вы знали, кто я и что я… как вы могли отдать мне девочку?
Наступил момент истины; отец Ксавье был готов к нему – он ждал этого разговора десять лет, но все равно все это происходило как–то не так. Не было в этом человеке ни христианского смирения, ни умиления перед могуществом Провидения… Только гнев и недоверие – не те эмоции, с которыми следует принимать милость господню. Однако выбирать ему не приходилось:
- Я отдал ее вам, и отдал с чистым сердцем, потому, что такова была предсмертная воля ее матери.
В светлых глазах Эрика отразилось смятение:
- Но как она могла желать этого? Она думала, что я мертв – я убедил ее в этом. Даже если она не поверила мне – она не могла знать, где я, не могла знать моего имени…
Отец Ксавье смотрел на де Сенома с глубоким сочувствием:
- Она верила в вашу смерть. Я выразился не совсем верно – речь шла не о последней воле мадмуазель Даэ, а скорее о ее последней мечте.
В глазах у Эрика были недоумение и мольба. Отец Ксавье улыбнулся:
– У меня есть определенная проблема: многое их того, что она говорила мне, лежит за печатью тайны исповеди…
- Умоляю вас… святой отец, ради Бога – расскажите мне все!
Священник кивнул:
- Тайна эта касается только того, что сказано было непосредственно в исповедальне. На то, что она сказала мне вне ее – в бреду на одре болезни, или просто в доверительной беседе, и на мои умозаключения по этому поводу тайна не распространяется… И этими вещами я готов с вами поделиться. – Священник сделал паузу. Тишину нарушало только легкое шипение оплывающих свечей – и шум ветра и моря за стенами храма. Наконец отец Ксавье снова заговорил. – Мадмуазель Даэ рассказала мне, как я и говорил четыре года назад, историю печальную, но отнюдь не такую простую, как банальное соблазнение хорошенькой хористки блестящим аристократом. Она рассказала мне о долгих годах одиночества, о мечтах и надеждах своего детства – и о небесном голосе, который прозвучал однажды в ночи и принес ей утешение и спокойствие. О том, что голос этот, который она считала голосом ангела, принадлежал на самом деле человеку – талантливому, несчастному, с лицом, отмеченным печатью ада и сердцем, достойным райского блаженства.
Эрик печально покачал головой:
- Она не могла сказать так обо мне… Она боялась меня. Презирала…
- Боялась – возможно: все мы немного боимся того, что глубоко трогает нас, бередит сердце. Презирала – нет. Она рассказала мне о том, как однажды ночью она встретилась со своим ангелом, и как во время встречи этой он завоевал ее душу своей музыкой – завладел ею так властно и безвозвратно, что покорить ее плоть ему тоже не составило труда. Она говорила, что никогда еще смертный грех не был так сладок – и плата за него не была столь высока…
Под бесконечно добрым взглядом священника Эрик закрыл горящее от стыда лицо руками. Перед его мысленным взором пронеслась та, первая ночь… Ее восторженный взгляд, их магическое путешествие в глубины подземелий… Его музыка – музыка ночи, написанная специально для нее. Ее обморок. Его искреннее – видит Бог! – намерение оставить ее, невинную и чистую, спать в одиночестве на его порочном бархатном ложе. Он опустил ее на подушки, он уже задернул полог, он уже отходил от нее, когда она внезапно открыла свои прекрасные глаза и посмотрела на него – вопросительно, с надеждой, и пальцы ее сжали рукав его сюртука. Она не была первой его женщиной – за пять лет, проведенных в бродячем цирке, даже ему, уроду, перепала толика плотских радостей. Она не стала и последней его женщиной – хотя ни одну из тех, что были после ее, он не мог вспомнить, сколько бы не пытался. Но она была его первой и единственной любовью, и потому каждое мгновение той ночи было для него свято. Он до сих пор чувствовал вкус ее поцелуев, шелк ее волос, крепость ее объятий. И дрожь ее бедер, когда она позволила ему овладеть собой – с тихим вздохом, с нежной улыбкой, доверчиво глядя на его скрытое маской лицо. Он помнил, как неуловимо изменился ее запах, когда из девушки она стала женщиной: так отличаются аромат бутона и распустившейся розы. Он сделал это, хотя знал, что не должен – сделал потому, что любил до безумия и верил, что им так или иначе суждено быть вместе. Или наоборот – потому, что знал: будущего нет? Он знал, что раскается, он боялся потерять ее. Но, глядя потом на мирное лицо, сторожа спокойный сон – она улыбалась – он понял: она так же чиста, так же невинна, как прежде. Конец невинности наступил утром – когда она сняла с него маску.
Голос отца Ксавье едва достигал сознания Эрика:
- Кристина Даэ не раскаивалась в том, что произошло тогда между нею и ее ангелом – она всегда называла его так. Но она была смущена и не знала, чего ей ждать от своего таинственного и несчастного покровителя. Она рассказала мне о шантаже и убийствах, о том, как под влиянием ревности нежный, мудрый и терпеливый друг и учитель, которого она знала и любила, превратился в призрак самого себя – в безумца, терзаемого гневом и отчаянием. Он утомил ее, измучил своими страстями. Она хотела бежать – она была слишком юна, чтобы брать на себя ответственность за чужую душу. Она рассказала мне о надеждах на свет и покой, которые связывала с другом своего детства… Она поведала и об опере, которую написал ее ангел – страшном, тягостном шедевре, исполнить который он вышел на сцену вместе с ней. Она сказала, что там, на сцене, она поняла – их союз неизбежен. Она не сможет бежать – она и не хочет бежать: куда бы она ни пошла, он всегда будет в ее сердце, в сознании ее вечно будет звучать его голос. Едва оставшись наедине, они снова предались страсти – мучительной и беспокойной, как музыка ее ангела. А потом друг детства явился спасти ее, и при его появлении ангел совершенно обезумел…
Эрик сидел, не отрывая рук от лица. Ему казалось, что каждое слово священника – острый нож, котор