Итак, я первую часть статьи об альбоме итальянской группы "Атараксия" "Призрак Оперы", Il Fantasma della Opera, где очень много любопытных размышлений о книге, об Эрике и Кристине.
"Это работа группы Атарксия, альбом 1996 года на книгу «Призрак Оперы». Мы оставляем слово за Франческой Николи, вокалисткой этой современной группы
Список треков
1-2) E' il fantasma? parte prima e seconda; capitolo 1
3) La nuova Margherita; capitolo 2
4) Il palco n°5; capitolo 4
5) Il violino incantato; capitolo 6
6) Faust in una sala maledetta; capitolo 8
7) Al ballo mascherato; capitolo 10
8) La lira d'Apollo; capitolo 13
9) Il Signore delle botole; capitolo 14
10) Nei sotterranei dell'Opera; capitolo 21
11) Le ore rosa di Mazenderan; capitolo 22
12) Fine degli amori del Mostro; capitolo 28
Монстр и гений. Эта фатальная смесь подталкивает тебя к возвышенному и всеобъемлющему творчеству, из которого уже не вырваться живым, поскольку действие обретает такую силу и мощь, что превосходит силу тела и разума в возможности пережить подобное откровение.
Монстр рожден монстром, монстр от самого первого вздоха, он знает, предчувствует, догадывается и имеет довольно четкое представление о своей участи. Его судьба напоминает долю титана. Ему никогда не стать человеком, но даже если это произойдет, никогда не увидит понимания в других живущих существах, и одиночество невыносимо настолько, что приведет к смерти. Монстр достигает совершенства во всех формах искусства, особенно в наиболее возвышенном, опутанном тайнами, волшебном мире музыки. Музыка стала единственным способом, который допускает диалог, созерцание, общение между живыми и мертвыми, между прошлым и настоящим, между историей и духом всей эпохи.
Монстр знает: когда будет завершен его труд (символика Торжествующего Дон Жуана), он сам должен будет исчезнуть, поскольку жизнь утратит для него смысл, если он не достигнет своего идеала, если не сможет завоевать человеческую любовь, если он не сможет передать дух музыки. Эрик – это сконцентрированная мощь чувств, идей, искусства, изобретений, мастерства. Эрик живет под землей, в доме на озере, а над ним возвышается гигантское архитектурное сооружение, созданное им – Парижская Опера. Это здание – само по себе воплощение рациональности, здравого смысла, расчета, но также и совершенный пример двойного смысла, где значения скрываю тысячи других значений, коридор за дверью ведет к другой двери, зеркала же скрывают лица, спрятанные под масками, а за масками – другие маски – из кожи и кости. Они хранят тысячи тысяч лиц Монстра как воплощения духа музыки.
Эрик боится других, самого себя и мира. Эрик пробуждается лишь в сонме звуков музыки, той, которая не ведает метафор, масок и вуалей. Эрик – это музыка, и едва она прекратиться, Эрик исчезнет. Эрик любит Кристину Даэ, боязливую, потерянную, меланхоличную девушку шведских корней. Кристина хороша собой, обладает той красотой, которой никогда не было у Монстра. И Эрик, в своей доверчивой наивности полагает, что если есть красота – то эта красота во всем – в сердце, во внешности, а также в таких глубинах души, о которых можно только догадываться.
Эрик дарит Кристине музыку, которую та не заслужила, поскольку девушка на самом деле довольно поверхностная, земная, мелочная.
Эрик дает своей музыке лицо – самое чистое и ясное – и это лицо Кристины. Но сама музыка не смогла наделить лицом Эрика, он обманулся ещё раз. И снова побеги, зеркала, коридоры, лабиринты, маски и безумная лихорадка. Страх приводит в эти чудаковатые, словно ребяческие комнаты в подземелье, в убежище Эрика. О, какая слабая попытка воссоздать «реальный» мир, который царствует на поверхности. Эта попытка его приблизиться к смертной жизни напоминает мне историю Моцарта и её печальный конец. Весь мир Эрика – это условности, игры, инфантильная фантазия среди зовов сирены (а это ничто другое как обыкновенный тростник, сделаный на манер флейты). Восточные комнаты полны изысканного обмана и трюков. В общем, можно подвести итог словами – все, чего касаются руки Эрика – притягивает к себе и губит (так насекомые барахтаются в паутине), заставив пережить самый широкий спектр ощущений, чувств, видений, которые лежат за пределами человеческих чувств.
Мы выбрали несколько глав замечательной книги Гастона Леру преобразив их в музыку, средство, столь любимое Эриком. Но для такой репрезентации подошли не все отрывки из книги, мы выбрали самые яркие, самые музыкальные на наш взгляд. Нам не хотелось следовать хронологическому порядку книги, делать её пересказ, мы все это оставляем читателям романа. Мы же представляем самые важные моменты, когда музыка одерживает верх над литературой. Мы показываем Призрака, Монстра и Ангела музыки в первых нескольких музыкальных темах (E' il fantasma? Был ли призрак? - parte prima e seconda), накладывая быстрые и яркие мазки его личности – знающей весь мир от и до, и в то же время остающейся в девственной неопытности.
Показываем также и Кристину Даэ в момент, когда Ангел Музыки впервые явился к ней – неприметной, слабой певице. И тогда она впервые неосознанно чувствует Эрика в своем голосе, становится звездой (La nuova Margherita, Новая Маргарита). Затем мы вновь видим Монстра, которые наблюдает из своей знаменитой ложи №5 за репетициями Кристины, своей Маргариты, такой земной и такой божественной вдохновительницей. Такая девушка может принадлежать лишь Фаусту, после того как тот отрешится от всего сделанного, созданного им. Одна из самых сильных композиций альбома – Il violino incantato, Волшебная скрипка, - это сцена на кладбище, когда голос Эрика сливается в едином звучании со скрипкой. Действие происходит на кладбище, на берегу Северного моря, Эрик играет любимой Кристине, когда та обращается к могиле отца, шведского скрипача, своего друга, с которым они шли бок о бок много лет. Кристина просит отца подарить ей мир музыки. В сцене с балом-маскарадом мы показали отрывок, в котором гнев и отчаянье Эрика достигают своего апогея – абсурд абсурда, когда на карнавал Эрик является без маски, что гостями было оценено, как отличная выходка, в духе бала. При этом он обнаруживает, что был обманут любимой Кристиной. La Lira d'Apollo, Лира Аполлона рассказывает о днях, когда Кристина и её «земной» воздыхатель бродят на крыше, «в верхней части» Театра (в то время, как «нижние» остаются мрачными владениями Эрика). Молодые люди рождают собственную сказку нормальной романтической любви, пока им не показалось, что Эрик, который за всем наблюдал, смотрит на них, забравшись на гигантскую лиру бога музыки, Аполлона, чем перепугал их до смерти. Далее следует рассказ о бегстве в подземелья, где всего вдосталь, роскошь, дорогие украшения и возвышенная музыка монстра (Il Signore delle botole, I sotterranei dell'Opera, Повелитель Люков, Подземелья Оперы). В предпоследней главе мы возвращаемся в дни прошлого, когда Эрик жил на востоке и строил комнаты пыток – столь же ужасные, сколь и гениальные. Комнаты, полные иллюзий и страха. И финал – гибель Монстра, гибель его любви, конец легенды, от которой не осталось и следа, только лишь шепот, наполняющий коридоры Оперы, слухи, да рассказы старой балерины (in Fine degli amori del Mostro).
Эрик оставляет мир с неимоверным достоинством, с глубокой грустью и мудростью. Единственная дорога, которая ждет его – это пусть смерти. Покинутый, он оставляет все свои фантастические, инфантильные открытия, изобретения, столь дорогие ему. Он бросает все с масками и без, сам же остается человеком «без лица», человеком, вычеркнутым из жизни, отрекаясь всего земного. Альбом Il Fantasma dell'Opera посвящен всем, кто, как и мы, принимает страдания жизни в порывах абсолютного творчества и безусловной любви к музыке, которую ищут в мире и в самих себе. И насыщают эту жажду несмотря на боль, противостояние, отчаяние. В память об Эрике, нашем Ангеле музыки. Слава Эрику! "
продолжение будет