Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш Призрачный форум » Париж XIX в.; быт; мода; стиль; архитектура. » Спорные исторические проблемы


Спорные исторические проблемы

Сообщений 31 страница 52 из 52

31

Ну, тут замечу, что в произведениях бывают слишком откровенные симпатии/антипатии- и это редко идёт на пользу произведению.

Это да.
Но и это тоже может пойти в научную пользу. Сделать что-то вроде культурологически-социологического исследования по поводу основных экспрессивных штампов/стереотипов по отношению к тому или иному историческому событию

32

Ну, тут замечу, что в произведениях бывают слишком откровенные симпатии/антипатии- и это редко идёт на пользу произведению.

Это да.
Но и это тоже может пойти в научную пользу. Сделать что-то вроде культурологически-социологического исследования по поводу основных экспрессивных штампов/стереотипов по отношению к тому или иному историческому событию

Про научную пользу - не возражаю. :) Изучить интересно.

33

Про научную пользу - не возражаю. :) Изучить интересно.

Я просто занимаюсь этническими стереотипами массовой культуре (на этот раз занимаюсь :)) - и только что положила глаз и на этот аспект :)

34

Я просто занимаюсь этническими стереотипами массовой культуре (на этот раз занимаюсь smile.gif) - и только что положила глаз и на этот аспект smile.gif

В данном случае это - скорее политический стереотип. В том смысле, что историю пишут победители. Изменились победители - изменились и взгляды. :)  Все резко бросились ругать то, что раньше хвалили и хвалить то, что раньше ругали. Ну и плюс... безграмотность, увы.
Главное, чтобы нелюбовь к какому-то явлению не приводила к клевете на него. И наоборот - любовь к чему-то не должна приводить к сокрытию неприятных фактов.

Отредактировано Thorn (2013-01-19 12:29:38)

35

Изложу-ка пока своё видение отражения исторических фактов в искусстве. Сразу оговорюсь, что оно не касается пародийных произведений или каких-нибудь постмодернистских "улётов". Итак.
1. Основные факты и приметы времени всё-таки должны соответствовать истине. Грубо говоря, можно ошибиться в моде лет на десять, но Ришелье с мобильником изображать - по-любому странно будет. Или перенести Бородинское сражение под Томск. А если нет возможности отобразить всё точно? Например, нет у создателей какого-нибудь фильма возможности воссоздать реалии битвы? Ну, тогда, по крайней мере, победить должны те, кто победили и по тем же причинам. Или аналогичным - если по тем же нет возможности. Скажем, нет возможности снимать Ледовое побоище когда лёд стоит. Или по каким-то соображениям нужно перенести на лето. Ну, тогда, по крайней мере, должна быть применена схожая хитрость - просто подходящая для лета.
2. События должны быть изложены корректно. Не стоит хватать какой-то жареный факт (скажем, о психическом заболевании некоего исторического деятеля), и уж тем более, приписывать ему взгляды, которых он не имел - потому что он "плохой". Соответственно, не следует игнорировать факты, если они в концепцию "плохой-хороший" не укладываются. Скажем, игнорировать, что некто был хорошим полководцем - только из-за нелюбви к нему. Или "пропустить мимо ушей" жестокие расправы какого-то деятеля над врагами - если он "хороший". Или приписать "хорошему" нравящиеся взгляды - если он их не имел. Клевета даже в художественном произведении - дело нехорошее. Тут крестьяне-повстанцы упоминались? Вот и объясним, что изображение доведённых до отчаяния голодом и поборами людей в качестве куркулей-бандитов - не клевета, а историческое видение.
3. То же касается и общей концепции событий - она на фактах должна базироваться. Причём логически осмысленных. То бишь, изображать в образе бандитов тех, кто подходит под это определение с большой натяжкой - не есть хорошо. На ту же клевету смахивает. Плюс логика. Показывать, что всё было хорошо и правильно, а потом вдруг поднялось возмущение (с чего бы это?) - логический провал. Или же показать противников "хороших" в какой-нибудь войне в качестве абсолютных идиотов, которые непонятно как пистолет с зажигалкой не путали. Если же у автора своё видение истории - то он, как минимум, должен уметь её отстоять. То бишь, концепция должна быть на фактах. Если многие факты не вписываются в концепцию - это проблемы автора концепции.
3. Если упоминается какой-то исторический персонаж - то он должен действовать либо так, как действовал, либо так, как мог бы действовать. Конечно, в душу человеку (тем более, уже умершему) не заглянешь. Но душа - отражение поступков. Которые не должны входить в противоречие с созданным образом. Есть ещё и обобщающие персонажи (Базаров - обобщение нигилистов в изложении Тургенева). Но они, эти персонажи, опять-таки, должны базироваться на реальных взглядах, действиях, особенностях реальных лиц. А не фантазий. Скажем, делать безответственных мыслителей из тех людей, среди которых безответственных мыслителей не было - это не обобщение никакое. Если изображаем безответственных болтунов - то там, где они водились. Также нехорошо изображать безответственность как некую особенность некой группы лиц (которые "плохие") - если это качество в равной мере было присуще всем сторонам.  То же касается и других деталей (жестокости, пьянства, или наоборот - идейности, благородства).
4. Какие факты можно пропустить? Либо единичные случаи, либо факты, исторического значения не имеющие. А вот если некая историческая личность постоянно баловалась теми же жестокими расправами, а автор проигнорировал - то это он зря.
Это я к вопросу адекватности изображения исторических реалий. Каковая, как мне кажется,должна всё-таки быть.

Отредактировано Thorn (2013-01-19 19:00:20)

36

Я просто занимаюсь этническими стереотипами массовой культуре (на этот раз занимаюсь smile.gif) - и только что положила глаз и на этот аспект smile.gif

В данном случае это - скорее политический стереотип.

да это-то понятно
я имела в виду, что вообще в общем контексте стереотипов
не все ж мне этнологией заниматься :)

*пошла читать*

37

я имела в виду, что вообще в общем контексте стереотипов

Сорри, опять торможу. :blush:  Тогда понятно.

*пошла читать*

Современную массовую литературу?

38

*пошла читать*

Современную массовую литературу?

Ваш большой пост выше :)

Отредактировано Елена (Фамильное Привидение) (2013-01-19 19:47:33)

39

Ваш большой пост выше

А. Так там моё мнение о том, что считать адекватным изображением, а не про штампы.

40

Про то, какие штампы существуют в искусстве при изображении исторических событий поговорить интересно. :)  Собственно, мой пост про адекватность был как бы введением... Вот только интересно, нужно ли это остальным.
Блин, так статьи и не вывесила! Завтра постараюсь исправиться.

41

Thorn,
Мне было бы интересно почитать про штампы относительно Коммуны, на которые вы ссылаетесь. ИМХО, ее значение, пролетарские корни, исключительность в целом советская историография была склонна скорей преувеличивать, нежели преуменьшать.
В свете чего трактовка данного события в фике Lup'ы, скажем так, наоборот, от традиции отходит.

42

Прошу прощения, что долго не могла ответить.
Придётся с грустью констатировать, что в пылу полемики я, видимо, невнятно выразила свою мысль. Проясню сначала. Я, собственно, нигде не говорила, что описание Коммуны должно один в один соответствовать Марксу. Бог с ним совсем. Я не марксист, другое дело, я очень осторожно отношусь к однобокому описанию таких явлений, будь то однозначно положительное или однозначно отрицательное. Тем более, что фик не на тему "правы были советские историки или нет". Я не хотела сказать, что в описании Коммуны должны фигурировать только рабочие. Но. По моему мнению главным действующим лицом в этой истории были не бандиты, не идеалисты, а сильно взбаламученный народ. Вот изображение этих доведённых до отчаяния людей (а иначе люди не берутся за оружие) как бандитов или дурачков-идеалистов меня и смутило. Мне хотелось бы (но не настаиваю), чтобы это главное действующее лицо там вообще было. Потому что, согласитесь, из-за кучки мечтателей восстание не начнётся. Не они - ведущая сила. Да, людей, которые могли только болтать да мечтать о будущей счастливой жизни было много. Но вот люди, которые реально что-то делали (из руководства восстания),были явно не такими. Да и бандитами они не были, бандиты идут как бы прицепом. Меня просто смутило описание чисто логически, даже не исторически.
По поводу штампов. Штампы я подразумевала даже не о Коммуне как таковой, а о восстаниях вообще. Боюсь, что отход от канона "по Марксу" был бы интересен лет двадцать назад. Сейчас уже новые, антимарксистские штампы сложились. Если коротко, их можно высказать так. 1) до восстания всё было хорошо.2) просто некие люди, не дружащие с реальностью захотели создать рай небесный, а народ, поскольку был тёмен, не понял, что он хорошо живёт (ибо признать, что людей довели нельзя - см. пункт первый). 3) большинство идеологов революции - просто мечтатели, не понимающие элементарных вещей. 4) все они бандиты, негодяи и ненормальные догматики. Это штампы, то есть, большинство произведений, которые лично я в последнее время видела, укладываются в эту схему, которая уже начинает надоедать. Ибо ничем не лучше той, когда любое восстание объявлялось замечательным и прогрессивным явлением, даже если идеи этого восстания революционными даже спьяну не назовёшь. Не говоря уже о том, что большинство штампов в изображении тех или иных сил просто свистнули как раз из советских фильмов и книг. Именно так в своё время изображались оппоненты большевиков - как бандиты, либо как ничего не понимающая "мятущаяся" интеллигенция. Может, в этом и есть какая-то типа историческая справедливость, но нельзя ведь побивать одни мифы другими. Давно бы хотелось объективности, тем более, что сейчас нет препятствий в изучении прошлого. Но нет - создаётся новая мифология. В основном эти штампы относятся к нашей революции, но и переносятся на все вообще.
А ведь это действительно трагедия для многих людей. И само восстание, и жизнь до него. А потому, с этим надо обращаться очень осторожно, думаю. Нельзя выворачивать страдания людей для каких-то своих целей, будь то политические взгляды или перчинка в сюжете или ещё что. Не та тема, имхо. Как-то так.

Отредактировано Thorn (2013-01-25 00:35:43)

43

Выкладываю источники по Коммуне, которые можно почитать, чтобы составить собственное мнение о данном периоде истории Франции.
На мой взгляд, особенный интерес представляют мемуары ветеранов Коммуны - они хотя бы лишены позднейших тенденциозных наслоений.

А.Лурье. Портреты деятелей Парижской коммуны (М.: госполитиздат. 1956): 1, 2, 3, 4
Э.Белфорт Бакс. Парижская коммуна 1870-1871 гг. (Пг., 1918)
Речь Эжена Варлена перед судом в 1868 г. по делу о Международном товариществе рабочих (Вятка, 1918)
Письма рабкорров Парижской коммуны (М., 1937)
Гюстав Лефрансе. Воспоминания коммунара (Л.: Прибой. 1925)
М.Вильом. В дни Коммуны: записки очевидца (Л.: Прибой. 1926)
Луи Дюбрейль. Коммуна 1871 года (Пг., 1920)
К.Беркова. Парижская коммуна и русские революционеры (М., 1926)
Э.Желубовская. Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во Франции (М.: изд-во АН СССР. 1956)
П.Лавров. Парижская коммуна 18 марта 1871 г. (Л.: Прибой. 1925)
Б.Итенберг. Россия и Парижская коммуна (М.: Наука. 1971)
И.Книжник-Ветров. Русские деятельницы 1-го Интернационала и Парижской коммуны. Е.Л.Дмитриева, А.В.Корвин-Круковская, Е.Г.Бартенева (М.-Л.: Наука. 1964)
А.Молок. Белый террор во Франции в 1871 г. (с приложением статьи В.И.Ленина «Памяти Коммуны». М.: изд-во ЦК МОПР СССР. 1936)
В.Арендт. Дни Коммуны 1871 года (М.: изд-во Ц.К.МОПР. 1929)
О.Вайнштейн. История парижской Коммуны (М.: журнально-газетное объед-е. 1932)
А.Арну. Народная история Парижской Коммуны / Полный перевод с французского (Пг.: изд-во Петроградского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноарм. депутатов. 1919)
Ж.Буржен. История Коммуны / перевод с франц. (Л.: Прибой. 1926)

Библиография составлена не мной - взята на Дайрях - там есть целое сообщество любителей Коммуны ссылка (там же можно скачать книги).

***

Что могу сказать - таки были студенты и толпы черни (включая вооруженных женщин и детей). Все будущие революционные издатели собирались во времена Империи в Латинском квартале.

Привожу цитату из вступительной статьи А.И. Молока (известный советский историк, д.и.н.) к мемуарам Максима Вильома.
Автор — типичный представитель деклассированной революционной интеллигенции, юной когорты студентов и журналистов, объявившей беспощадную войну бонапартизму и ядовитыми стрелами своих «Речей Лабиена» и им подобных памфлетов и газет взрывавшей и без того падавшее здание Второй Империи, последний удар которому должна была нанести война с Пруссией Бисмарка и Мольтке.
В Коммуну он бросается, по его собственному выражению, «со всем пылом и энтузиазмом молодости», хотя и с очень скудным идейным багажем (по части теории он и его друзья, как бланкисты, так и прудонисты, в большинстве своем были крайне беззаботны). Он воспитан в благоговейном преклонении перед суровыми фигурами Конвента и первой Коммуны, а также перед «воплощением социальной революции», «вечным узником» Бланки. (с)

Что сильно не понравилось - из 3-х растрелянных коммунарами групп заложников, две целиком были священнослужителями.
В первой группе расстреляли ни в чем неповинного архиепископа парижского д'Арбуа, который, кстати, до своего ареста вел с версальцами переговоры об освобождении одного из идеологических лидеров Коммуны Бланки, а также кюре церкви Мадлен.
Во второй группе были монахи доминиканцы, без всяких доказательств обвиненные в измене.
Среди самой большой группы расстрелянных - 50 человек у стены на улице Аксо - опять же 10 священнослужителей, 36 парижских гвардейцев и 4 полицейских агента.
Не могу понять, чем помешали Коммуне эти сильно пожилые попы, но это отнюдь не первая попытка "дехристианизации" общества. Во времена ВФР, к примеру, были запрещены богослужения.

Даже мемуары сильно лояльных к Коммуне и репрессированных за участие в ней людей позитивной картины не рисуют. Чего стоит одна озверевшая толпа зевак на улице Аксо. Чем, собственно, эта расстрельная стена отличается от стены на Пер-Лашез? В гражданской войне есть победители и побежденные, но вот правых в ней не бывает.

В целом, не как историка, но просто как человека, меня этот зашкаливающий вихрь страстей во Франции "столетия революций" просто пугает. В эстремальных условиях французы реально зверели.

Показателен в этом смысле пост Г.Ш. Чхартишвили о французском патриотизме выпуска 1870 года.

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ
10.06.2011

Слово «патриотизм» в сегодняшней России обычно ассоциируется с высококультурными, миролюбивыми, трогательно горячими в своей любви к Отечеству симпатягами, которые выглядят примерно вот так:
http://s017.radikal.ru/i431/1301/6c/20196a9950a1.jpg
И добиваются они вот этого:
http://s61.radikal.ru/i174/1301/40/4f2f01462bb2.jpg
А я вам вот что скажу. Миндальничают и мелко плавают наши патриоты. Тому, кто всем сердцем обожает Родину, выгнать со своей священной земли вражину-оккупанта-непатриота мало. Настоящий патриот такого гада зажарит и съест. Думаете, шутки шучу?

Я вот вам сейчас расскажу, что такое Настоящий Патриотизм.

Произошла эта славная история не в диких джунглях и не в древние времена, а в просвещенной Франции 1870 года. Шла война с пруссаками. Патриотически-верноподланнические чувства у французов клокотали и булькали. Чем дальше от сражений, тем сильнее. А где в глубоком тылу найдешь врага, чтобы отвести на нем патриотическую душу? Трудно.

На деревенскую ярмарку в идиллической Дордони приехал 34-летний помещик Ален де Монеис д’Ордьер. Он был не чужак, а известный в тех краях человек, муниципальный советник, и все местные жители, в общем, хорошо к нему относились (что делает дальнейшие события еще более невероятными, даже мистическими). Правда, был канун монархического праздника, и публика успела изрядно налакаться, выпивая за здоровье его величества Национального Лидера, а известно, что употребление спиртных напитков благотворно сказывается на градусе патриотических эмоций.

Кто-то бдительный случайно подслушал, как кузен Алена де Монеиса читает вслух газету, где говорилось об очередном поражении французской армии. Этого оказалось достаточно. Ни в чем толком не разобравшись, патриот завопил: «Держи предателя! Это пруссак!».

Ален попытался объяснить сбежавшимся со всех сторон людям, что произошла ошибка. Но лица у них, вероятно, были, как на верхней фотографии — попробуй таким что-нибудь объясни. Кузен поступил умнее — дунул со всех ног и остался жив-здоров.

Все будто разом помешались. Кто-то якобы собственными ушами слышал, как де Монеис радовался германской победе и даже кричал «Да здравствует республика!». На оторопевшего дворянина посыпались удары: сначала кулаками, потом дубинами, мотыгами, железными крюками.
http://s006.radikal.ru/i213/1301/8c/879a2655aa82.jpg
Невинная жертва высоких чувств
В течение целых двух часов несчастного таскали по всей ярмарке, избивая. Он был весь в крови, падал, его волокли по земле. Пытался бежать — догоняли. Вконец измученный, де Монеис стал умолять, чтобы его пристрелили. Но этого толпе показалось недостаточно. Они разожгли костер, бросили туда свою жертву и, по свидетельству очевидцев, некоторые особенно беззаветные патриоты рвали обугленное мясо зубами. «Мы делаем это для Франции!» — восклицали они.

Но Франция не сказала героям мерси. Монархия вскоре рухнула, национальный лидер отбыл в эмиграцию. Про патриотический каннибализм деревни Отфэ написали газеты.

Состоялся судебный процесс. Из толпы в 200 человек, растерзавшей Алена де Монеиса, под суд отдали два десятка самых активных. Четверо из них были казнены на том самом месте, где произошло преступление.

Неблагодарное отечество не оценило рвения
А французы до сих пор пишут о тех патриотических людоедах монографии и даже романы.

Всё пытаются разобраться, что за бес вселился в мирных богобоязненных соотечественников?

Разве патриотизм — это бес? Ведь нет же. В чем тогда дело? Может быть, мы просто называем этим почтенным словом нечто совсем другое? (с)

Из комментариев к посту:

ztatyan28

«Что за бес вселился в мирных богобоязненных соотечественников»

Психологи над этим много лет бьются. Даже термин специальный придумали — деиндивидуация — утрата человеком индивидуальности в определенных групповых ситуациях. В состоянии деиндивидуации у человека отказывают моральные ограничители, которые контролируют его поведение в повседневной жизни. Поэтому толпа способна на поступки, которые не совершил бы ни один отдельно взятый индивид. Факторы, провоцирующие деиндивидуацию: чувство анонимности, безнаказанности (вследствие распределения ответственности между членами группы) и физиологическое возбуждение. (с) *

* Цитата из блога Б.Акунина "Любовь к истории".

Отредактировано Hell (2013-01-27 01:20:55)

44

Hell, за ссылки - спасибо. :give:
Насчёт всего остального. Я нисколько не удивилась, что в Коммуне были студенты - я этого никогда не отрицала, как ни странно. Я вообще-то о другом говорила. Кстати, "толпа черни" всё-таки не очень хорошее наименование, снобизмом отдаёт. Расстрелы, в том числе и невиновных, страшные убийства... знаете, боюсь, что вы не открыли мне Америку. Я в курсе. Хотя мне, как атеисту, убийства священников кажутся не более страшными, чем убийства обычных людей. Поэтому ровно так же скептично отнеслась бы, если бы в каком-нибудь романе бунтарей показали бы чистыми и невинными аки ангелы. И тем не менее, имея все эти чудовищные (действительно чудовищные!) факты, я беру на себя ответственность говорить нет, это не просто бандиты. Вас пугают безумства разъярённой толпы? Поверьте - и меня тоже. Но меня так же пугает и то, что же довело этих людей до такого состояния. Выражаясь словами Акунина "что за бес в них вселился". Да, мы и сейчас наблюдаем убийства обезумевшей толпой - хотя бы после футбольного матча. Но в революцию это не перетекает.А когда перетекает, какой это бес вселяется в людей? Имя этому бесу - отчаяние. Увы, но это так, как бы автор тошнотворно-сладеньких романов о дореволюционной России (нашли объективного исследователя!) не пытался объяснить всё это психологическими причинами. Мистика у него, как бы не так. Интересно, а правительство до Коммуны он замечательным считает? Из патриотических только чувств восстание подняли? А Акунин ничего не забыл? И да, я не против даже, чтобы показали зверства в пьяном виде. Правда - она не избирательна. Я против того, чтобы показывали только зверства и больше ничего. Вот это то, о чём я говорила - упрощение. Захотелось, понимаешь, бузу устроить - они и устроили. А "глупая чернь" за ними побежала, распаляясь по дороге. Ага, как же. Не понимало быдло своего счастья, вот и устроило бунт. И то, что их жертвы были исключительно невинны и благородны - тоже упрощение. Хотя да - виновные успевают смыться...тьфу, эвакуироваться первыми. Что же до правоты - все правы и все виноваты. Правы приверженцы "старого мира" - по-своему. Право правительство, когда жёстко наводит порядок. Правы и бунтари. И все - в крови по самую шею.
И я, кстати, именно это хотела увидеть - обезумевшие, отчаявшиеся люди, доведённые до крайности. А вовсе не иконописные образы борцов за свободу. Доведённые до крайности. Потерявшие всё. Озверевшие. Окаянные. Но - не просто бандиты, как ни странно. Это что касается рядовых участников. А что до руководителей - сказать, что они только тем и занимались, что убивали-резали - тоже нельзя. Позитивная картина не получается? Ещё бы! Убийства - они и есть убийства, но только ли они? Оправдывает ли это тех людей? Нет, не оправдывает. Но картину дополняет. Вот, до сих пор пишут романы о коммунарах, Акунин это упоминал. И далеко не всегда отрицательные. С чего бы это? Французы так плохо знают историю? И вот вы сами упоминали об обществе, посвящённом Коммуне. Они ведь выложили эти ссылки - значит, наверняка знают про Коммуну и убийства, совершённые в это время. И интересуются ею. Вот с чего это, а? По кровожадности своей? Или там было ещё что-то? И не пора ли смотреть на подобные вещи во всей полноте, не прикрываясь штампами "благородные борцы", "кровавые изверги" или что-то ещё, в зависимости от политических взглядов? Бо я в своё время и тех и других наслушалась так, что уши болят. То у них люди просто свихнулись ни с того ни с сего, то ещё что.
И ещё. Французы в 19-м веке, наши люди в Гражданскую почувствовали удавку на своей шее - и восстали. Причём как против старой, так, потом, и новой власти. Хоть проиграли - но восстали. А потом наши люди не зверели и не восставали, какой бы Сталин ими не правил - их запал подавили полностью. Тихо, по-скотски безропотно умирали, восхваляя своего убийцу. Что лучше - сказать не могу.Правда, не могу.  Но вам, наверно, второй вариант больше нравится.

Отредактировано Thorn (2013-01-27 01:38:28)

45

Thorn,
собственно, я хотела лишь доказать на реальном историческом материале, что такая баррикада, состоящая из студентов-идеалистов, как у Lupы в фике, вполне себе могла быть во времена Парижской коммуны. :) При этом большинство коммунаров, разумеется, студентами-идеалистами НЕ БЫЛИ.
Интересно, что мемуары как раз эти самые интеллигенты и оставили - поскольку выжили и хорошо владели пером.

Второе, проявления бандитизма и марадерства характерны для всех революционных ситуаций, и, в особенности, когда-таки происходит смена власти. Хотя бы потому, что старая полиция уже не действует, а новая еще не эффективна - в особенности, когда ее возглавляют студенты-идеалисты (я имею в виду все того же Рауля Риго).

Кстати, "толпа черни" всё-таки не очень хорошее наименование, снобизмом отдаёт.

"Чернь" - это термин, принятый в историографии. "Черный люд", значит, простонародье, не привилегированные сословия; это художественная литература придает понятию "чернь" уничижительный смысл.

Хотя мне, как атеисту, убийства священников кажутся не более страшными, чем убийства обычных людей.

Я сама терпеть не могу церковь, тем паче  католическую, однако убийство священников - событие знаковое. Ведь речь идет о духовных пастырях, которые худо бедно доносят до народа идеалы христианства, т.е. добра и милосердия. Их уничтожение, учитывая еще и полную беспомощность (едва ли какой-нибудь священник в конце 19 века будет сопротивляться со шпагой в руках, как аббат д'Эрбле), походит на избиение младенцев и попахивает мракобесием.

Кстати говоря, никто и не называл бандитами самих коммунаров - тех самых членов Коммуны, кто действовал по убеждениям. Они были реальным делом заняты - кто в комитетах, кто на обороне города, кто в типографиях. Им некогда было по улицам шататься.
Что до толпы, то тут как раз деиндивидуализация и работает с ощущением безнаказанности и разделенной ответственности.Но на состояние аффекта не все преступления можно списывать.

Акунин, Thorn, писал не о Коммуне, а о войне с пруссаками. Упомянутый им случай произошел в 1870 и Коммуне отношения не имеет. Соответственно, французы пишут про этот конкретный случай в Дордони.
Я привела этот дикий случай как пример поведения толпы во Франции в ту же эпоху.

И еще, я не собираюсь Коммуну ни идеализировать, ни демонизировать. На мой взгляд, картина объективна, когда представлены как раз ВСЕ точки зрения на проблему, пусть даже полярные. Они позволят приблизиться к истине, которая как всегда где-то посередине.

Доведенные до отчаяния люди не всегда баррикады строят - кто-то в церкови Богу молится, кто-то с иконами идет к царскому дворцу (я отлично знаю, чем такие демонстрации заканчиваются, почему до сих пор не могу принять канонизацию Николая II).
И не народ, в итоге, оказывается во главе движения. Представители 1 Интернационала уже были профессиональными революционерами.
Политическая и военная деятельность Парижской Коммуны оказались крайне неудачными. Массовые жертвы среди народа во время разгрома - отчасти вина руководства Коммуны, которое, например, могло бы сдать город на своих условиях, а не начинать взрывать дома.

Заложников коммунары расстреляли всего 63 человека. Но, учитывая намалое количество "якобинцев" среди руководства Коммуны (помимо бланкистов), дело могло и большей кровью кончится. За 2 месяца просто не успели всех "врагов народа" выявить. Французам повезло, что это дело на годы не затянулось, как в первую революцию.

И вот вы сами упоминали об обществе, посвящённом Коммуне. Они ведь выложили эти ссылки - значит, наверняка знают про Коммуну и убийства, совершённые в это время. И интересуются ею. Вот с чего это, а? По кровожадности своей?.

Есть движения, которые на 3 Рейх молятся, что с того?

Если честно, я ждала, что вы приведете примеры шаблонов в литературе о Парижской Коммуне, в подтверждение того, что они существуют.

Из личного опыта - я движением декабристов интересуюсь уже третий десяток лет. То есть очень долго. :) Когда-то и профессионально занималась - диссер писала, но забросила.Так вот. Представьте себе восстание на Юге. С.Муравьев читает свой Катехизис перед восставшим полком - о том, что все люди равны, а цари узурпировали власть и т.д. Никто из солдат ничего не понял, зато понятно, что полк армейскому руководству больше не подчиняется. Начинаются грабежи, восставший полк выпивает за 3 дня 40 литров водки. Евреев на всякий случай погромили. Пару еврейских женщин, того, изнасиловали. Это при том, что офицеры в полку безусловным авторитетом пользовались.
К концу восстания офицеры уже начали подумывать о том, а не застрелиться ли им - до того действительность оказалась далека от того, что они себе воображали. Завидев правительственные полки, чуть ли не облегчение почувствовали, что наконец это безобразие закончится.

Отредактировано Hell (2013-01-28 14:51:44)

46

Да я, собственно, и не говорила, что не могло быть. Я говорила, что картина получается однобокой. Уж извините, что вернусь к этой теме (у каждого свой бзик) - вот нам сколько лет показывали, что восставшие против советской власти крестьяне были жестокими бандитами и убийцами. События, которые происходили в фильмах и книгах тех лет могли иметь место быть? Да, конечно. Историческая правда имеется? Местами. Но согласиться полностью с такой трактовкой никак нельзя.

Я сама терпеть не могу церковь, тем паче католическую, однако убийство священников - событие знаковое. Ведь речь идет о духовных пастырях, которые худо бедно доносят до народа идеалы христианства, т.е. добра и милосердия. Их уничтожение, учитывая еще и полную беспомощность (едва ли какой-нибудь священник в конце 19 века будет сопротивляться со шпагой в руках, как аббат д'Эрбле), походит на избиение младенцев и попахивает мракобесием.

Плохо они эти идеи доносили. Совсем не доносили. Больше занимались своим карманом. И агитировали подчиняться власти и прочее непотребство. Вообще-то я не считаю, что религия имеет монополию на донесение добра до человечества. По крайней мере, не заметно, чтобы религиозное общество ощутимо добрее атеистического. Но вообще-то убийство беззащитного - по-любому нехороший поступок, в рясе он или без неё.

Кстати говоря, никто и не называл бандитами самих коммунаров - тех самых членов Коммуны, кто действовал по убеждениям. Они были реальным делом заняты - кто в комитетах, кто на обороне города, кто в типографиях. Им некогда было по улицам шататься.

И я про то же... Вот только беда - их, этих коммунаров, занятых делом и не видать в произведении даже тонким намёком. Создаётся впечатление, что их нет. Что не есть гуд.

Что до толпы, то тут как раз деиндивидуализация и работает с ощущением безнаказанности и разделенной ответственности.Но на состояние аффекта не все преступления можно списывать.

Не все, конечно. Далеко не все. А застарелая ненависть играла большую роль. А отчаяние - это не только аффект. Оно и холодным бывает, как ни странно. Деиндивидуализация (или попросту взвинченная толпа) не возникает ниоткуда, опять-таки вернусь к этому вопросу.

Акунин, Thorn, писал не о Коммуне, а о войне с пруссаками. Упомянутый им случай произошел в 1870 и Коммуне отношения не имеет. Соответственно, французы пишут про этот конкретный случай в Дордони.
Я привела этот дикий случай как пример поведения толпы во Франции в ту же эпоху.

Пардон, в запале записала всё в одно. Но вобщем-то схожие случаи и в период Коммуны могли произойти, разве нет? Так что сразу говорю и о них. Толпа - это страшно, не спорю. Но в восстаниях, повторю, меня пугает ещё и причина озверения. Ну, а тот случай показывает, какая это страшная вещь - война.

И еще, я не собираюсь Коммуну ни идеализировать, ни демонизировать. На мой взгляд, картина объективна, когда представлены как раз ВСЕ точки зрения на проблему, пусть даже полярные. Они позволят приблизиться к истине, которая как всегда где-то посередине.

Это да. Но нам, потомкам, лучше держаться той истины, которая посередине.

Доведенные до отчаяния люди не всегда баррикады строят - кто-то в церкови Богу молится, кто-то с иконами идет к царскому дворцу (я отлично знаю, чем такие демонстрации заканчиваются, почему до сих пор не могу принять канонизацию Николая II)

Демонстрации и молитвы - это как раз не последняя степень. Последняя степень начинается тогда, когда это всё оказывается бесполезным.

И не народ, в итоге, оказывается во главе движения. Представители 1 Интернационала уже были профессиональными революционерами.

Революционеры - всё-таки порождение гнева людей, они не из воздуха возникают. ЕМНИП, даже марксисты признавали, что связи Коммуны с Интернационалом были не так близки, как хотелось бы. И появление политических лидеров, кстати, не всегда во вред.

аложников коммунары расстреляли всего 63 человека. Но, учитывая намалое количество "якобинцев" среди руководства Коммуны (помимо бланкистов), дело могло и большей кровью кончится. За 2 месяца просто не успели всех "врагов народа" выявить. Французам повезло, что это дело на годы не затянулось, как в первую революцию.

Что было бы - то нам неведомо. Тем более - что было бы в конечном итоге. Но Коммуна и не могла длиться долго - слишком серьёзными были разногласия между лидерами. Я имею в виду политические взгляды. В любом случае начались бы склоки и стрельба уже друг в друга - а это фатально в такой ситуации. Собственно, большая часть жертв приходится именно на этот период.

Есть движения, которые на 3 Рейх молятся, что с того?

А Третий Рейх дикой ордой разбойников тоже не назовёшь, кстати. Преступниками - да. Но у них своя идеология, и люди, которые её разделяют, полагают, что с ней нацисты худо-бедно справлялись. Другое дело, что идеология преступна. И не только преступлениями в военное время и склонностью решать силовым путём. Потому что если так смотреть, то и членам антигитлеровской коалиции на одной скамье подсудимых с нацистами сидеть надо было.

Если честно, я ждала, что вы приведете примеры шаблонов в литературе о Парижской Коммуне, в подтверждение того, что они существуют

Я ведь говорила, что имею в виду современные отечественные штампы по восстаниям вообще. В данном случае перенесённые на Коммуну. Дайте описанным людям отечественные имена и поменяйте год - получится русская революция. Ещё раз поменяйте год и имена - восстание римских рабов. И так далее. Штампы - они штампы и есть. В данном случае назвали год, дали французские имена - получилась Коммуна. Если вас интересует как вообще описываются восстания в современном искусстве, я, разумеется, приведу примеры.

Из личного опыта - я движением декабристов интересуюсь уже третий десяток лет. То есть очень долго. smile.gif Когда-то и профессионально занималась - диссер писала, но забросила.Так вот. Представьте себе восстание на Юге. С.Муравьев читает свой Катехизис перед восставшим полком - о том, что все люди равны, а цари узурпировали власть и т.д. Никто из солдат ничего не понял, зато понятно, что полк армейскому руководству больше не подчиняется. Начинаются грабежи, восставший полк выпивает за 3 дня 40 литров водки. Евреев на всякий случай погромили. Пару еврейских женщин, того, изнасиловали. Это при том, что офицеры в полку безусловным авторитетом пользовались.
К концу восстания офицеры уже начали подумывать о том, а не застрелиться ли им - до того действительность оказалась далека от того, что они себе воображали. Завидев правительственные полки, чуть ли не облегчение почувствовали, что наконец это безобразие закончится.

А вот это ещё раз доказывает, что идеалистам в такой ситуации делать нечего. А те, кто революцию осуществил сумели-таки ввести некое подобие рамок и знали, на что шли. Тем более, что тогда простые люди и правда не понимали, чего эти офицеры от них хотят. А вот в революцию - ту, которая была - как раз прекрасно свои чаяния понимали. И именно поэтому-то и был введён хоть какой-то порядок. Почему? Людям дали то, чего они добивались. ОК, потом новая власть отошла от своих обещаний - но это потом. А тогда она могла выдвигать определённые требования, в частности, против погрома евреев. Нет, я не говорю, что это ей шибко удавалось, но определённый порядок был введён. А вот декабристы ничего подобного сделать не смогли бы.
Я ведь не говорю, что всё это здорово. Я как раз и говорю, что это трагедия. И говорю, что не знаю, что в такой ситуации лучше. А вот молоточек о том, что это был вообще единственно возможный вариант развития событий, стучит всё сильнее. Вопрос о том, что лучше - восстать или молча терпеть - давний. И ответ на него не получен до сих пор. Вот бывают ситуации, когда восставать - при всех ужасах - не просто допустимо, а необходимо. И бывает, когда именно отсутствие запала на восстание творит беду. Мы говорили, что наш народ безропотно сносил тиранов - хорошо ли это? А не сносить тирана -это только восстать против него - вряд ли тут гневные письма помогли бы. Да, собственно, будь в нашем народе "французский запал" - не факт, что они бы появились. Именно поэтому меня однобокость и смущает - не та тема. Кстати, я тоже интересовалась восстаниями - правда, не декабристов, а крестьянскими в эпоху Гражданской войны. И, поверьте, что такое разъярённый народ, представляю достаточно хорошо. И не могу сказать, что свали эти восстания власть - получилось бы что-то хорошее. Так что я прекрасно представляю, во что выливаются подобные бунты. И зная это, не могу однозначно осуждать, объявлять бандитами и предавать анафеме. Как и однозначно аплодировать, конечно.
Вот хотя бы. Придут те же радикальные нацисты, молящиеся на Третий Рейх к власти (а это вероятно) - что делать будем? Восстание - это внутренняя война. Почему воинов мы можем оправдывать, а повстанцев нет?

Чем, собственно, эта расстрельная стена отличается от стены на Пер-Лашез?

Ничем. Как и зверства повстанцев против в террора Тухачевского и Каррье.

Отредактировано Thorn (2013-01-27 18:16:39)

47

Да я, собственно, и не говорила, что не могло быть. Я говорила, что картина получается однобокой.

Thorn,
тогда предмет спора, надо полагать, исчерпан?
1. Штаб, состоящий из студентов с "горящими глазами" вполне мог быть во времена Коммуны 1871 г.
2. В тексте Lupы нигде не упомянуто, что бандитское нападение на дом де Шаньи совершили коммунары (сказано лишь, что именно в тот день началось восстание).
3. Автор имеет право негативно относиться в Коммуне, и я к ней в этом присоединяюсь.
4. Изображать Коммуну более "многобоко" целью фика не являлось, потому что он Призраку оперы посвящен.

Наконец, в тексте самого Леру - если уж совсем к первоисточникам обращаться - также нет никакого пиетета по отношению к коммунарам. Привожу цитату для ясности:
"... пусть теперь газеты болтают, что в подземелье нашли жертву Парижской коммуны, - мне все равно.
Несчастных, которых по время Коммуны расстреливали в этих подвалах, хоронили совсем в другом месте. Я мог показать, где покоятся их скелеты - в другой стороне, далеко от этого огромного склепа, в котором во время осады Парижа хранились запасы провизии.(с)"

Я сама терпеть не могу церковь, тем паче католическую, однако убийство священников - событие знаковое. Ведь речь идет о духовных пастырях, которые худо бедно доносят до народа идеалы христианства, т.е. добра и милосердия. Их уничтожение, учитывая еще и полную беспомощность (едва ли какой-нибудь священник в конце 19 века будет сопротивляться со шпагой в руках, как аббат д'Эрбле), походит на избиение младенцев и попахивает мракобесием.

Плохо они эти идеи доносили. Совсем не доносили. Больше занимались своим карманом. И агитировали подчиняться власти и прочее непотребство. Вообще-то я не считаю, что религия имеет монополию на донесение добра до человечества.

Это опять голословные обвинения. Я не представляю, к примеру, как могли грабить народ монахи-доминиканцы. У них собственности-то никакой не было и не могло быть. Не все представители церкви, опять же, ведут себя подобно преподобному Ральфу де Брикассару.
Физическое уничтожение тех, кто проповедует христианство - всего-лишь устранение идеологических противников.

По крайней мере, не заметно, чтобы религиозное общество ощутимо добрее атеистического.

Повторяю, расстрелянный коммунарами архиепископ д'Арбуа - т.е., по сути, глава церкви Парижа, ратовал до своего ареста за освобождение Бланки, сторонники которого его казнили! Его преосвященство поступал как истый христианин, пытаясь спасти даже злейшего идеологического врага.

Кстати, я тоже интересовалась восстаниями - правда, не декабристов, а крестьянскими в эпоху Гражданской войны. И, поверьте, что такое разъярённый народ, представляю достаточно хорошо. И не могу сказать, что свали эти восстания власть - получилось бы что-то хорошее. Так что я прекрасно представляю, во что выливаются подобные бунты. И зная это, не могу однозначно осуждать, объявлять бандитами и предавать анафеме.

Никто этих людей бандитами не называет. Бандиты - это мародеры, которые революцией пользуются для личного обогащения.
Проблема крестьянских восстаний всегда одна и та же - они на периферии происходят (далеко от столиц, где сосредоточена реальная политическая власть) и плохо управляемы, т.е. лишены руководства (разве что Пугачев был харизматичным вождем, да и тот не крестьянин).
Кстати, меня удивляет, что в 20-х годах-таки крестьянское восстание против советской власти вспыхнуло, а в 30-х при гораздо более жестких для крестьянства условиях (страшный голод + раскулачивание и коллективизация) - нет. О чем это говорит? О том, что экономические причины не всегда инспирируют восстания и революции - их механизмы более сложны.
 

Заложников коммунары расстреляли всего 63 человека. Но, учитывая намалое количество "якобинцев" среди руководства Коммуны (помимо бланкистов), дело могло и большей кровью кончится. За 2 месяца просто не успели всех "врагов народа" выявить. Французам повезло, что это дело на годы не затянулось, как в первую революцию.

Что было бы - то нам неведомо. Тем более - что было бы в конечном итоге. Но Коммуна и не могла длиться долго - слишком серьёзными были разногласия между лидерами. Я имею в виду политические взгляды. В любом случае начались бы склоки и стрельба уже друг в друга - а это фатально в такой ситуации. Собственно, большая часть жертв приходится именно на этот период.

История не терпит сослагательного наклонения - ну да я фикрайтер.  :)
Хочу еще напомнить, что во времена ВФР только от голода погибло 2 миллиона !!! человек.
В конечном итоге, французы поступили разумно, остановившись на достигнутом. Эволюционные методы более эффективны, чем революционные, поэтому новые взрывы во Франции возможны разве что на националистической основе из-за роста мусульманского населения.

Президент Олланд нашел более легитимный способ грабить богатых - я имею в виду закон о налоге в 75% на доходы свыше 1 миллиона.  :D

***
И последнее - у декабристов в современной историографии масса хулителей, равно как раньше была масса почитателей. Одно из новых веяний - рассматривать восстание как последнюю попытку дворянского дворцового переворота. Это нормальный процесс - неприятие, после абсолютного признания. Со временем все выровняется и страсти улягутся, нужно просто подождать. :)
Меня, представьте, не злят нападки на декабристов. Они уже в вечности и за все ответили. А теорий про них будет придумано еще немало - и слава Богу, значит, тема не оставляет равнодушным.
Коммуну также не назовешь обойденной вниманием историков - воспевали ее уж точно не меньше, чем критиковали. Эта тема также проходит через неприятие (хотя бы с точки зрения современных моральных норм), чтобы в дальнейшем ее рассматривали взвешенно и без идеологических предубеждений. Всему свое время.

Отредактировано Hell (2013-01-28 18:27:52)

48

тогда предмет спора, надо полагать, исчерпан?

Вообще-то я с самого начала говорила, что автор имел право выставить их хоть людоедами. О том, что автор может всё, и что разговор был о другом, никто не спорил. Я только отметила однобокость, ни на чём не настаивая. И ведь однобокость и правда есть. Дальше, по сути, шёл разговор о личном отношении к восстаниям вообще и Коммуне в частности.
Я, собственно, надеялась на то, что вы сделали - открыть тему,где будет информация по Коммуне. Потому что она имеет отношение к тому времени, которое мы рассматриваем. А спорить, хорошо или плохо можно до конца света. И я, собственно, не говорила, что всё происходящее - хорошо. Я говорила, что это именно что спорный момент. Нужно ли молчать и терпеть любого гада или нет? Восстание - плохо, потому что убивает людей. ОК. Тогда любое вооружённое выступление - плохо. Включая, например, антифашистские движения в эпоху Второй Мировой. Итого - вопрос в том, за что борются. А отношение к этому уже определяется просто политическими взглядами. То есть, становится ещё более спорным, а не однозначным.

Это опять голословные обвинения. Я не представляю, к примеру, как могли грабить народ монахи-доминиканцы. У них собственности-то никакой не было и не могло быть. Не все представители церкви, опять же, ведут себя подобно преподобному Ральфу де Брикассару.

Наша церковь это делать умудряется, почему католической нельзя было? И почему "голословные обвинения"? Я сказала, что у церкви нет монополии на добро - то есть, оно может быть донесено другим способом. Я сказала, что религиозное общество не более морально, чем атеистическое. Я сказала, что церковники плохо доносили идею добра (если доносили) - потому что зло до сего дня упорно побеждает. И опять же, где я говорила о грабеже? Что же касается занятий своим карманом - то если ребята сдирают деньги за таинства, а то, что им поручили не выполняют (то же добро), то это так и называется. И многие там жили не просто хорошо, а очень хорошо - если брать верхушку церкви. Конкретно же церковники могут вести себя по-разному. И где неправда?
И почему "опять"? Потому что я не называла произведения именно по Коммуне? Но я ведь сразу сказала - речь шла о вообще штампах в описании восстания, а не о Коммуне конкретно. И что негативное описание восстаний - вполне в духе современных штампов. Нет тут оригинального подхода. Именно к описанию вооружённого выступления. И не надо вообще-то, речь о другом. Но не следует, наверно, видеть оригинальность в разрыве шаблонов бог знает-сколько-летней давности. Уже новые мифы и взгляды народились. Вот, собственно, всё, что я хотела сказать.

Повторяю, расстрелянный коммунарами архиепископ д'Арбуа - т.е., по сути, глава церкви Парижа, ратовал до своего ареста за освобождение Бланки, сторонники которого его казнили! Его преосвященство поступал как истый христианин, пытаясь спасти даже злейшего идеологического врага.

Его преосвященство поступал... не слишком разумно. Ну да ладно. Хорошо. Наше общество стало более моральным после водворения церкви на законное место? Нет. И не станет. И себя лично я не считаю законченным аморалом оттого, что мне религия ничего не говорит. Отсюда вопрос - зависит ли моральность от религии вообще? Другое дело, что уничтожать её незачем. И опять-таки - злость против церкви не возникает на пустом месте.

Никто этих людей бандитами не называет.

Вы советские фильмы смотрели? А пример этот я привела для того, чтобы показать, как и для чего создаются мифы. То есть. Могли быть страшные расправы и откровенно бандитские действия? Запросто, их полно было. Правда будет, если именно на них сделать акцент? Нет. Вот пример того, как из обрывков фактов, которые вполне могли быть в реальности было создано искажённое представление. Которое не бывает негативным или позитивным - оно просто искажённое. Я крайне негативно отношусь к Третьему Рейху, но дураками ,например, их сделать не смогу - это враньё, а для них хватит и реальных фактов, провоцирующих ненависть. Хотя кто-то отдельно из них мог быть дураком. И даже не единичным. Так и здесь.  Могли ли быть подобные события? Да, могли. Но... А про пиетет вообще-то речи не шло. Но поскольку данное произведение - не о Коммуне, я с автором не спорю вообще-то. Просто уточнила. Высказала своё личное мнение. Но ведь не бежала же с криком: "а ну, меняй всё произведение, а то поставлю к стене коммунаров!" Ведь не было же такого. Но из-за этого пошёл сыр-бор. Который, наверно, давно пора закрыть.

О том, что экономические причины не всегда инспирируют восстания и революции - их механизмы более сложны.

Там много разных причин было... Экономические определяют не всё. Но и отбрасывать их нельзя. Кроме того, экономические причины не определяются только бедностью как таковой. Если вкратце - сказалась усталость, но главное - люди просто привыкли, не было резкого ухудшения. Плюс - уничтожение тех, кто мог бы стать лидером. Плюс - индустриализация, ослабление крестьянства вообще. Наконец - они банально проиграли свою войну. Уже. Но это вообще-то плохо, что не восстали против голода и раскулачивания, а остановились на достигнутом.

Эволюционные методы более эффективны, чем революционные, поэтому новые взрывы во Франции возможны разве что на националистической основе из-за роста мусульманского населения.

Я ещё раз напомню, что причиной благоденствия Европы за последние полвека были две мировые войны, не считая прочих взрывов. Войны и социальные катаклизмы были, есть, и будут, вроде бы это должно быть очевидно. И ведь вы сами сказали, что экономические причины - это ещё не всё. Восстают и правда не самые бедные. Тем более, что ничто не вечно, и благоденствие тоже. Тем более, что мы в это благоденствие не вписываемся и не впишемся. И пользуется им, по сути, мизер от населения Земли. Остальное не вписывается и не впишется. Не знаю, насколько это долго продлится - по историческим меркам. Кроме того, их богатство по сравнению с нами - не гарантия спокойствия. Наконец, меня и националистический взрыв не радует. Да и он - показатель далеко не достаточного благополучия, просто вылился в такие формы. Я в упор не пойму, на основании чего делаются выводы о будущем вечном благоденствии без катаклизмов и бурь. Разве уже настал рай на земле?
Замечу, что "хорошо" и "естественно" или "эффективно" - далеко не синонимы. Смерть тоже естественна, хотя хорошей её мало кто назовёт.

Президент Олланд нашел более легитимный способ грабить богатых - я имею в виду закон о налоге в 75% на доходы свыше 1 миллиона.

Зато у нас рай для богатых... в отличие от всех остальных. То-то радости...

Меня, представьте, не злят нападки на декабристов. Они уже в вечности и за все ответили. А теорий про них будет придумано еще немало - и слава Богу, значит, тема не оставляет равнодушным.

А меня очень огорчает, что людям промывают мозги. Я сейчас, конечно, говорю в общем и целом, а не о фике, он тут вообще ни при чём. Ответ в вечности - это, конечно, хорошо, но меня больше люди сегодняшние и живые интересуют. Негатив в восприятии подобных вещей - это, боюсь, не только откат, скорее старый принцип "историю пишут победители". Так и читаешь между строк: "только попробуйте дёрнуться!". И победители всегда временны. Так и будем туда-сюда качаться?
Идеологические шоры уйдут тогда, когда не будет идеологии вообще. То есть, никогда.

хотя бы с точки зрения современных моральный норм

Интересно, чем это моральные нормы дня сегодняшнего такие уж особенные? Всё как всегда - низкие мотивы, прикрытые высокими словами. Оптимист вы по поводу дня сегодняшнего, я погляжу.
Прошу прощения за долгий разговор ни о чём. Я вообще-то другого хотела, говоря об этой теме.

Отредактировано Thorn (2013-01-28 21:53:11)

49

Ну, а чтобы снять накал страстей - анекдотец. Из серии "школьные сочинения". Не про Коммуну, правда, но тоже про революцию. Хотя я уже не знаю, про что...

"Когда родился Владимир Ильич Ленин, никто не знал, что он будет
предводителем коммунистов, о котором помнят и в наши дни. Это был великий человек.
Ленин учился в школе. Иногда к нему приставали парни. Кончалось это разборкой
на школьном дворе. Ленин не любил драться, но приходилось защищаться или защищать
своих друзей.
Кроме школы Владимир Ильич ходил работать, так как в те времена нужны были
деньги чтобы хоть как то прокормиться.
Прилавки в магазине были почти пусты. Хлеб и продукты давали по карточкам.
И Владимир Ильич жил ни как богатый гражданин , а как и все люди, которые его
окружали.
Он бегал и раздавал листовки. Стоял на улице с огромной пачкой газет,
подбегал к машинам, и продавал эти газеты.
Не знаю как Владимир Ильич стал лидиром. Наверно он как-то проявил себя
перед людьми.
Когда он "взошел на трон", то начал вести всех людей в будущее коммунистов.
Владимир Ильич Ленин старался сделать так, чтобы на прилавках было побольше еды,
и чтобы было поменьше безработицы. Это ему, конечно,удалось, но не надолго.
Посевы в деревнях не всегда давали хороший урожай. Иногда урожай просто гиб.
Ленин очень любил детей. На парадах он брал ребенка и нес его на руках.
Люди не возрожали, что ихнего ребенка берет предводитель.
Когда началась Великая Октябырьская Революция, в стране началась паника.
Владимир Ильич не мог удержать людей.Приходилось успокаивать их силой. Всех
парней, старше шестнадцати лет, отправляли на войну. Некоторые люди боялись
и прятались. Через некоторое время их находили и приговаривали к расстрелу.
Изза революции в стране началась голодовка. Хлеб практически не привозили. Воды
нигде не было. Да если и привозили, то давали кусок хлеба, да половину кружки
с водой. Некоторые даже не могли дойти до машины с едой, так как, охваченные
голодом, лежали на полу и ум(зачеркнуто)погибали.
Владимиру Ильичу Ленину было тяжело смотреть на все происходящее. Он не мог
давать людям больше еды лишь потому, что немцы подходили все ближе и ближе
к деревням. Они сжигали посевы, силой отнимали продовольствие у стариков и женщин.
Потом немцы расстреливали народ в деревне и сжигали ее.
Ленин понимал, что немцы приближаются к Москве. Он посылал на войну все больше
и больше людей, а сам сидел в охраняемом месте и ждал вестей.
Народ в стране взбунтовался и начал громить город. Ленин приказал солдатам
успокоить людей. Солдаты не счадили ни детей, ни женщин.
Когда все немного затихло, Владимир Ильич захотел узнать о новосях в Москве
и Подмосковье. Он выехал на своей машине вместе с охраной. Но он недолго ездил.
Ему устроили засаду революционеры. Тогда-то Ленина поймали и посадили за решетку.
За решеткой Ленин читал книги при свече. На полях, в книге, он писал молоком
послания. Но революционеры узнали о его планах и отобрали книги.
После нескольких дней советские войска дошли до того места, где находился
Владимир Ильич Ленин. Они окружили революционеров и взяли их в плен. Ленин был
свободен. В последний раз Ленин направил все свои войска на немецкую армию.
В этом бою советская армия окончательно разбила вражескую армию.
После этой победы в стране началась перестройка. Теперь Ленин был не враг
народа, а друг.
Стали привозить пищу, открыли новые заводы, стали появляться новые постройки.
Однажды вечером, как обычно он это делает, Ленин хотел сесть в свою машину,
а потом поехать домой. Только Владимир Ильич открыл дверь машины, как вдруг
раздался выстрел. Пуля настигла Владимира Ильича Ленина и попала в сонную
артерию. Ленин умер. На месте выстрела оказалась только старушка, которая дальше
двух метров ничего не видит. Ее поймали и расстреляли.
После смерти Ленина поставили памятники, посвященные ему.Самого Владимира
Ильича Ленина похоронили на Красной площади в Мавзолее, где он лежит и сейчас.
Ленина тщательно охраняют. Пускаю в Мавзолей, чтобы посмотреть на него.Сейчас
Ленин почти весь состоит из протезов. Когда на него падает свет, то кажется, что
он светится изнутри.
Надеюсь, что в будущем его похоронят как человека. Ведь он как маникен там
лежит, и все на него смотрят. Он же тоже человек, как и мы. Пусть же его похоронят
как подобает, а не как маникена."

50

Thorn,
я только "за" снизить градус спора.  :friends:
Меня, если честно, другие исторические проблемы волнуют, а Коммуна до лампады.

Плохо они эти идеи доносили. Совсем не доносили. Больше занимались своим карманом. И агитировали подчиняться власти и прочее непотребство.

Это высказывание  характеризует церковь в целом в обвинительном ключе, в то время как везде были разные люди, как вы сами пишете. Голословными я посчитала данные обвинения, поскольку не приведены примеры "непотребства".
Французская литература той эпохи негатива в адрес священства не демонстрирует.
Поскольку скоро выходят в прокат "Отверженные" мне, в первую очередь, монсеньор епископ Диня вспоминается, который спас Вальжана (у него был реальный прототип - епископ Миоллис).
"Неразумный" архиепископ д'Арбуа всего-лишь следует заповеди Христа: благотворите ненавидящим вас.
Христианство за время своего существования пережило смену 3-х формаций. Реальной идеологической альтернативы ему в Европе я до сих пор не вижу (о других мировых религиях я не говорю, поскольку речь идет о Европе).
Все идеологии, которые пытались встать на его место, что в России, что во Франции, потерпели фиаско. Если религиозные отправления запрещали, они рано или поздно возобновлялись.
Мы все в той или иной мере является продуктами христианской цивилизации, даже не являясь людьми религиозными или верующими. Заповеди Христа даже в УК прописаны - куда от них денешься? :)

Один из идеологов Коммуны П.Ж.Прудон в своих произведениях образно выразился, что религию пора похоронить, вот его заветы и исполнили - буквально, прикончив священников.
(Предлагаю ознакомиться со сборником материалов "Парижская Коммуна в борьбе с религией и церковью" статьи Прудона)

Наша церковь это делать умудряется, почему католической нельзя было?

Да, своих попов мы распустили. Нигде за границей такого безобразия, как у нас, не видела. В православной Греции можно сидеть в храме (там скамьи есть для прихожан), свечки лежат в свободном доступе (рядом ящик стоит - хочешь, положи лепту, нет - так и не надо), даже часть мощей св. Спиридона на Корфу дают просто так.
У католиков тоже пожертвования добровольные. Когда мы оказались с мужем в Венеции - практически без денег, то спасались от жары в католических соборах, а за одно и на халяву слушали фестивальные выступления церковных хоров. Там очень дружелюбная атмосфера.

Вы советские фильмы смотрели? А пример этот я привела для того, чтобы показать, как и для чего создаются мифы.

Thorn, я, по своему возрасту, застала большой кусок советской эпохи, но фильмов об антоновском восстании не помню. Да, кулаков показывали - в виде мужиков зверского вида, с обрезами в руках, но и только.
Напомните, пожалуйста, какие картины вы имеете в виду.
Про антоновское восстание есть в фильме А.Смирнова "Жила была одна баба", но я его не досмотрела.

Тогда любое вооружённое выступление - плохо. Включая, например, антифашистские движения в эпоху Второй Мировой. Итого - вопрос в том, за что борются. А отношение к этому уже определяется просто политическими взглядами. То есть, становится ещё более спорным, а не однозначным.

Существует типология конфликтов, согласно которым, восстание против властив  своей страны - это социальный или внутренний конфликт, а восстание против аккупантов - это конфликт международный внешний, то есть война.
Социальный конфликт в любом случае будет иметь двоякое толкование (как минимум), в то время как сопротивление оккупантам, захватившим страну традиционно злом не считается.

Я ещё раз напомню, что причиной благоденствия Европы за последние полвека были две мировые войны, не считая прочих взрывов.

Мы с вами говорим о Франции, ведь так? Франция больше войн в Европе не начинала. Войны и революции активно вели две другие державы, перехватившие у Франции знамя.
В следующий раз Франция перед немцами позорно капитулировала - еще более позорно и быстро, чем в 1871 году. Однако никакого восстания, аналогичного Коммуне, не произошло. Караул устал.

И что негативное описание восстаний - вполне в духе современных штампов.

Если вы о Коммуне - то только в нашей стране и под влиянием политической конъюнктуры. Про Антоновщину наши уже благосклонно пишут. Все перевернулось.
А вот французские историки Коммуну не жаловали, что в XIX в XX веке.

"17 мая 1871 года члены Коммуны, делегированные в округ, подписали постановление о закрытии публичных домов. Этот шаг способствовал притоку новых сил революцию.

Проститутки, лишенные работы, высыпали на улицы и искали себе применения и, в конце концов, вооружившись винтовками системы Шаспо, отправились сражаться в рядах коммунаров. Они стали самыми безжалостными и самыми нечистыми на руку бойцами Коммуны. Не совсем трезвые, полуголые, в кепи набекрень, с шашками наперевес, они увлекали за собой женщин, предварительно щедро напоив их. Женские отряды с воинственными криками рыскали по улицам, расстреливая «умеренных».

«Эти грозные бой-бабы, — пишет Максим Дюкан, — держались на баррикадах дольше, чем мужчины. Они были там, где совершались самые кровавые преступления: на улице Пармантье в момент убийства графа де Бофора, на улице д'Итали, где шла охота на доминиканцев, у стен Петит Рокет, где расправлялись с заложниками, на улице Аксо, где полегли многие Жандармы и священники».

Один из свидетелей расстрела доминиканцев рассказывает следующее. Несчастных монахов вывели из дома, где они содержались под арестом. Одна из женщин, молоденькая хорошенькая блондинка, то и дело перезаряжала свою винтовку. Увидев, что один из доминиканцев собирается сбежать, она закричала:

— А! Трус! Смотри-ка, хочет смыться.

И застрелила его.

Орды выпущенных на свободу гарпий росли с каждым часом, они резали, выкалывали глаза, отплясывали танцы смерти у растерзанных трупов. К ним примыкали, главным образом, проститутки и алкоголички. Некоторые из них, как, например, Луиза Мишель, прозванная Красной Девой, подчинялись искреннему революционному порыву. Но таких было немного. Большинство составляли женщины самого простого происхождения, которыми двигали низменные инстинкты, они убивали «в почти сексуальном экстазе». Александр Дюма писал:

«Об этих самках не стоит и говорить из уважения к женщинам, на которых они становились похожими лишь после смерти».

Но были и такие, которых привела на баррикады любовь. Вот что пишет Энри д'Альмера:

«И в этом потоке ненависти можно отыскать тот вечный двигатель, который испокон веков толкал женщин на самые благородные и самые низкие поступки, — любовь.

Гибель возлюбленного превращала женщин в разъяренных тигриц. Сколько отчаявшихся женщин, охваченных одним желанием — убивать и умереть самой, — сложили свою жизнь на баррикадах. Часто они сами подставлялись под пули врага, раздражая противника своей бравадой и потоком оскорблений».

Да, и в этом случае любовь сыграла не последнюю роль в истории.

24 мая армия, выступившая из Версаля, захватила Монмартр и всю западную часть Парижа. Коммунары решили поджечь столицу.

Естественно, бывшие проститутки впали в почти истерическое воодушевление при мысли о поджоге Тюильри и Отель де Виль. В ход пошли бутылки с керосином. Женщины заливали керосином подвальные помещения, крича:

— Сотрем Париж с лица земли!

На улице Руаль, на площади де ля Конкорд и в Тюильри особенно отличились три женщины: Флоранс Вандеваль, Анн-Мари Мено и Аврора Машю.

Максим Дюкан сообщает, что «эти особы, в своем страшном безумии, разжигали мужчин, обнимали и целовали наводчиков, проявляя невиданное бесстыдство».

Пожары лишь распаляли их неистовые сладострастные души. Среди домов, объятых пламенем, они, «в сбившейся одежде, полуобнаженные, переходили от одного мужчины к другому».

Они ликовали, когда заложники были расстреляны у Рокет…

29 мая Париж, превращенный в руины, покрытый слоем пепла, перевел дух: Коммуна закончилась.

Бойня, нелепица, насилие, ненависть, продолжавшиеся два месяца, остались позади. Историки могли приступить к составлению патетических трактатов.

Коммунары и коммунарки, опьяненные борьбой, наложили кровавый отпечаток на историю благородной Франции. Но об этом не принято говорить…"

Это цитата из книги Ги Бретона "Загадочные женщины XIX века", на которую я наткнулась, когда интересовалась дамами 2-й Империи. Бретон - слабый историк, скорее публицист, но вот Максим Дюкан, которого он цитирует, серьезный господин - очевидец событий, член Французской академии, друг Флобера и Готье, и при этом отнюдь не реакционер (сражался под знаменами Гарибальди).

А это цитата из дневника Эдмона Гонкура - не последнего литератора той эпохи: «19 марта... Я устал быть французом; во мне зреет смутное желание поискать себе другую родину, где мысль художника может течь спокойно, где ее не тревожат каждую минуту глупая агитация и бессмысленные конвульсии всесокрушающей толпы... Для этой черни Свобода, Равенство, Братство могут означать только порабощение и гибель высших классов... Отвращение охватывает при виде их глупых и мерзких лиц; эти торжествующие и пьяные физиономии словно излучают беспутство».

Интересно, чем это моральные нормы дня сегодняшнего такие уж особенные? Всё как всегда - низкие мотивы, прикрытые высокими словами. Оптимист вы по поводу дня сегодняшнего, я погляжу.

Да, я оптимистка! :) К примеру, детского труда во Франции нет, так что проблемы "Гаврошей" решают социальные службы.
В современном мире расстрел священиков вызвал бы ноты протеста и экономические санкции других стран Евросоюза. А женщин и детей, перебитых версальцами, могли бы спасти войска ООН, которые вошли бы в город и разделили враждующие стороны.

Отредактировано Hell (2013-01-29 21:27:07)

51

я только "за" снизить градус спора

ОК. Я, собственно, не хочу ссориться, тем более по политическим мотивам. :)

Христианство за время своего существования пережило смену 3-х формаций. Реальной идеологической альтернативы ему в Европе я до сих пор не вижу (о других мировых религиях я не говорю, поскольку речь идет о Европе).

Понимаете, какое дело. Христианство существует около 2 тысяч лет. До этого общество (в том числе и то, которое послужило одной из основ европейской культуры, прекрасно существовало без христианства. У него язычество было. Ушло язычество, хотя было всемирным явлением, уйдут и авраамистические религии со временем.

Thorn, я, по своему возрасту, застала большой кусок советсвкой эпохи, но фильмов об антоновском восстании не помню. Да, кулаков показывали - в виде мужиков зверского вида, с обрезами в руках, но и только.
Напомните, пожалуйста, какие картины вы имеете в виду.
Про антоновское восстание есть в фильме А.Смирнова "Жила была одна баба", но я его не досмотрела.

Hell, я не об антоновском восстании, я о крестьянских вообще. Очень широко, например, освещались восстания украинских крестьян - но, к сожалению, очень однобоко. Среди тех, кто их поднимал, были бандиты, да и те, кто такими не являлись, часто совершали откровенно бандитские действия. Навскидку вспомним "Неуловимых мстителей". Все действия "атамана Лютого" вполне могли иметь место в реальности, по крайней мере, часть из них(вот подростки - это, конечно, преувеличение). Даже сам помянутый повстанец реально существовал. Но верно ли показаны там восставшие крестьяне, и показаны ли вообще? Много показывали махновское движение - но своеобразно. Упоминались (правда, вскользь) восстания басмачей. Об антоновщине или сибирских повстанцах, разумеется, не особо распространялись.
И фильм получился, имхо, так себе. Сама с трудом досмотрела.

Существует типология конфликтов, согласно которым, восстание против властив своей страны - это социальный или внутренний конфликт, а восстание против аккупантов - это конфликт международный внешний, то есть война.
Социальный конфликт в любом случае будет иметь двоякое толкование (как минимум), в то время как сопротивление оккупантам, захватившим страну традиционно злом не считается.

Возможно. Хотя тут встаёт вопрос о двойных стандартах.
Вся проблема в том, что, если подумать - мы хвалим одних за то же, за, что ругаем других. Разве это правильно? Потому что если можно изгонять внешних врагов, почему нельзя внутренних? Вот отсюда и делается мною вывод, что дело, увы, не всегда в гуманизме и ужасе перед убийством, сколько в политических взглядах. А с этим уже поосторожней надо.
А потом, тут всё зависит от того, кто победил. Победи во Второй Мировой Германия - отношение бы было иным.

Мы с вами говорим о Франции, ведь так? Франция больше войн в Европе не начинала. Войны и революции активно вели две другие державы, перехватившие у Франции знамя.
В следующий раз Франция перед немцами позорно капитулировала - еще более позорно и быстро, чем в 1871 году. Однако никакого восстания, аналогичного Коммуне, не произошло. Караул устал.

Там и тогда другое было. Насчёт Франции - не совсем о ней конкретно. Просто в первой половине 20 века произошло становление современной картины мира вообще. Слом того самого "классического капитализма". Появление новых хозяев мира. И т.д. Там уже всё равно, кто стрелял, кто не стрелял. Так легла общеевропейская карта (а Франция - часть Европы).

Если вы о Коммуне - то только в нашей стране и под влиянием политической конъюнктуры. Про Антоновщину наши уже благосклонно пишут. Все перевернулось.

Об отечественных штампах идёт речь, разумеется, они на нас влияют больше, чем французские. Разумеется, под влиянием политической конъюнктуры раньше все о ней писали благостно, сейчас наоборот. Вот только зачем нам плясать под дудку политиков? Что же до Антоновшины - о ней пишут, к сожалению, довольно мало, а во-вторых, далеко не всегда реальность. Скажем, упорно пытаются за уши затащить в Белое движение, что далеко не верно. Не все, конечно, но тенденция есть. Так что, вроде бы и благосклонно, вот только про кого? Кроме того, это нелогично. Их хвалят ровно за то, за что ругают революционеров.
Что же касается зверств - я думаю, понятно, что я никого не идеализирую, и Коммуну в том числе? Но и не думаю, что причина всему - только алкоголь. И да, "чернь" для высших классов - она такая... Кстати, я близкие описания встречала и про нашу революцию. Где уж точно был не только алкоголь. И уж точно всё неоднозначно. Особенно Бунин тогда раскочегарился.
А вобщем, у меня просто такой взгляд - что бы не сделали те же повстанцы (а натворили они немало) - они не заслуживают, чтобы к ним относились только как к бандитам. Хоть крестьянские, хоть какие.

Да, я оптимистка! smile.gif К примеру, детского труда во Франции нет, так что проблемы "Гаврошей" решают социальные службы.
В современном мире расстрел священиков вызвал бы ноты протеста и экономические санкции других стран Евросоюза. А женщин и детей, перебитых версальцами, могли бы спасти войска ООН, которые вошли бы в город и разделили враждующие стороны.

Это в том случае, если им не был бы выгоден данный конфликт. В обратном случае - ещё и сами перестреляли бы. Вон, в Египте сейчас буза, люди уже гибнут. И где санкции, где всё остальное? Если им нужно, чтобы где-то сменилась власть - они поддержат восставших, пусть даже среди них людоедство практикуется. Если не надо - разумеется, завопят о гуманизме. Вообще всё равно - вообще не вмешаются. На мнение собственно народонаселения страны, где происходит гипотетическое восстание, на его жизнь и интересы всем, вестимо, плевать. Политики - это не Чип и Дейл, которые спешат на помощь. А сильная держава может и наплевать на эти санкции - в политике всегда действует право сильного. Насчёт Гаврошей - это опять-таки благоденствие Европы - то есть, небольшого участка Земли. Все остальные благоденствуют далеко не так. При том, что эта ситуация - отнюдь не до конца времён установилась. Она вполне может пасть, а это аут, потому что выстроенная система годится только для благополучного общества (у нас, к примеру, плохо работает). Плюс рост националистических настроений. Это ведь тоже показатель конфликта в обществе - если растут радикальные настроения. Лично я не хочу нового Гитлера дождаться. И другие страны тоже могут потребовать свой кусок пирога- а это повод для стрельбы. В Европе сейчас возмущения против повышения пенсионного возраста, налоги с богатых - это ж не от дури. А ведь не поможет возмущаться. Вопрос - поправят ли они своё благосостояние без большой войны? А даже если поправят сейчас - всегда ли это будет продолжаться? Сейчас сливают конфликты за счёт других, но всегда ли это будет? А если такая начнётся - то и нас наверняка заденет. Чтоб мы, да никуда не лезли! Я уже не говорю, что для нас богатство Европы - это такая морковка для ослика. Мы-то в "золотой миллиард" не входим. Так что чего нам радоваться тамошним социальным службам? Да ещё учитывая то, что с другими Европа не поделиться. Пало величие города Ромула, падёт и нынешнее объединение со временем. Напряжение уже есть.
Я к тому, что благоденствие Франции - вовсе не от отсутствия революция в 20 веке. Скорее, наоборот, отсутствие революций - результат далеко не мирно установившегося временного благоденствия.
Да, а я - не оптимист, и не пессимист. Я стараюсь рассчитывать наиболее вероятное. Что поделать, если плохие прогнозы сбываются чаще хороших?
А если не секрет, вы каким периодом занимаетесь?

Отредактировано Thorn (2013-01-30 19:07:51)

52

И ну их нафиг, эти споры, полюбуемся лучше котиками и закроем тему. :)

http://s017.radikal.ru/i434/1302/24/e149fc1a27f0.jpg

http://s017.radikal.ru/i437/1302/b8/b6abcebbf9eb.jpg

Отредактировано Thorn (2013-02-05 20:25:01)


Вы здесь » Наш Призрачный форум » Париж XIX в.; быт; мода; стиль; архитектура. » Спорные исторические проблемы