Hell,
Маркс с Энгельсом, несомненно, тоже гуманитарии, хотя их теории отнюдь не гуманны.
по поводу гуманности или негуманности тех или иных теорий можно много спорить.
Весьма гуманное христианство (провозглашающее принцип "возлюби ближнего своего, как самогосебя") породило избиение альбигойцев во Франции ("Убивайте всех! Бог отличит своих!"), сожжение волхвов на Руси,"Молот ведьм" и инквизицию. Либерализм, провозглашающий главенство прав человека, привел к "охоте на ведьм" в США, нескольким мировым кризисам и господству финансовой олигархии.
Так что не все так просто.
Кстати, сам Маркс говорил об обществе гуманизма, которое должно появиться как результат развития общества коммунистического. Как историк Вы, полагаю, знаете это не хуже меня, к гуманитариям не относящегося в принципе.
Главное, что я в их теории представляет опасность - это пролетарская революция и диктатура пролетариата, которые, по Марксу, необходимы при переходе от капитализма к социализму (а эта их теория, несомненно, зиждется на опыте Парижской Коммуны).
А мир никуда от нее не денется - от мировой пролетарской революции. По той простой причине, что глобализация уничтожает границы, и очень скоро орать, к примеру, немцу, что в его несчастьях виноват кто-то другой, не получится. Как говорил Авраам Линкольн: "Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время." Другое дело, КАК эта революция будет реализована на практике, какую форму она примет.
Кстати книгу Ефремова "Час быка" Вы, полагаю, читали. Ничего не напоминает Вам его Торманс?
В России высшая школа дает сейчас всю историографию данного вопроса, без привязки к одной теории. Каждый волен выбрать ту, что ему ближе ... или придумать собственную. Я считаю, что эта глобальная проблема сейчас находится в разработке - и возможно, так будет всегда, из-за многообразия общественных укладов, существующих в мире в один и тот же момент времени.
Ну, это касается всей науки. Теории в разных областях науки находятся в постоянном развитии. Потому что, как учит нас философия науки, абсолютная истина недостижима, а достижимая - относительна. Формационная теория, кстати, тоже на месте не стоит.
Лично мне более близка философия экзенстациализма, которая говорила, в частности, что сколько историков, столько историй.
А еще она, эта философия, ставила (и ставит) вопрос: ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ? Это я к тому, что утверждение "чувство собственности неискоренимо" - не совсем верно. Да, "общество потребления" выбрало из двух альтернатив "иметь". Но когда встанет вопрос СУЩЕСТВОВАНИЯ - о частной собственности ( и в первую очередь на средства производства) быстро позабудут.
Пример Китая, ИМХО, не корректен - из-за того, что в китае экономика как раз многоукладная. При коммунистическом самоназвании, часть регионов активно развивается по капиталистическому пути, часть крестьянства живет почти при феодализме (без Юрьева дня), а часть вообще живет собирательством.
Жители Северного Китая нарушают границу России, чтобы попасть в наши тюрьмы и там поесть.
Вот только экономику Китая определяют в первую очередь государственные предприятия и политика государства (http://russian.china.org.cn/russian/43486.htm). Да, есть и частники, НО под строгим госконтролем. В СССР 20-х это называлось НЭП (конечно, есть и отличия - но принцип тот же). А вот кризис перепроизводства при четком планировании производства Китаю не грозит. Они не самоубийцы. Кстати, почему и не подымают курс юаня, несмотря на многолетние завывания США и Ко (это просто убъет их экспорт). Кстати, тот факт, что планирование необходимо, дошел первым после Ленина до деятелей вполне себе капиталистической Японии. Здесь важно не название, а принцип: частная инициатива под контролем государства. Тот же самый принцип был применен и в т.н. "шведском социализме". Это, собственно и есть зародыш нового способа производства - ставящего "во главу угла" не прибыль любой ценой, а удовлетворение потребностей человека. Что, рано или поздно, но неизбежно приведет к обострению противоречия между отношениями собственности и способом производства - которое нужно будет разрешить. По-другому не бывает: диалектику как общий принцип развития еще никто отменить не сумел.
------------------------------------------------------
Насчет жертв 1790-х - статистика интересна, но, в общем-то, меня не слишком удивила. По двум причинам:
1) Дворяне быстро смылись за границу - и только финансировали вандейцев и роялистов внутри страны. Именно поэтому процент казненных в Вандее и Бретани, выступавших за реставрацию Бурбонов, и составляет 52% от всех по Франции, а процент казненных дворян достаточно мал.
2) Во время якобинской диктатуры боролись уже не столько со сбежавшими дворянами, сколько с внутреенй контрреволюцией (вандейцы) и представителями крупной буржуазии - жирондистами. И "сочувствующими" (за чем, конечно, иногда могло стоять и сведение личных счетов). Собственно, они и составили большинство осужденных и казненных.
И, наконец, социальный состав: по Тюлару и Альберу Собулю, до 80% осужденных принадлежали к Третьему сословию, около 30% - крестьяне, столько же примерно – мелкие ремесленники и лавочники. (Да, как видно, миф о планомерном истреблении дворянства не выдерживает проверки цифрами.)
Не понял. Я полагаю, 30% крестьян и 30% ремесленников и мелких торговцев - это часть тех 80% третьего сословия? Иначе получается 140% осужденных - что несколько многовато даже для Французской Революции.
И сразу же вопросы: как эти 80% осужденных Третьего сословия соотносятся с 16000-17000 казненных? Обвинения в мятеже и измене, по-видимому, далеко не всегда карались смертной казнью, раз 4/5(80%) из 500000 осужденных обвинены в мятеже, но казнено из этих 500000 осужденных не более 4%. Сколько среди этих 500000 осужденных было самых обычных уголовников? Сколько осужденных было казнено именно по уголовным статьям, например за убийство? И сколько все же казнено дворян и духовенства? Неужели точно 4455 человек?
Надеюсь, ответы на эти вопросы указанных Вами источниках есть.
Зато революция дает всем социально неуспешным элементам найти "виноватых" и все "взять и поделить". Это да.
А контрреволюция дает возможность немногим "социально успешным" ограбить всех. И тоже все "взять и поделить" - но только между собой.
ора79, пожалуйста, внимательно перечитайте еще раз Ваш пост, адресованный ко мне лично - все предложения написаны в повелительном наклонении, и без намеков на вежливые обороты. При этом Вы не являетесь для меня ни научным руководителем, ни человеком старше меня по возрасту, авторитет которого я готова была бы признать.
Hell, прошу Вас: тоже внимательно перечитайте еще раз мой пост. Я выражаю свою позицию, а не поучаю. Потому повелительного наклонения (т.е. фраз вроде "поступайте/делайте/считайте") в моих постах нет.
А вообще, Hell, перефразируя дога Бекингема из м/ф "Пес в сапогах": "Я объясняю Вам свою позицию, но не ограничиваю Ваших прав."
Отредактировано opa79 (2013-01-11 16:47:34)