Собственно, voilà
Гран-мерси Мыши_Полевой за сканирование
Alain Germain. Fantômes d'Opéra
От автора
Я хотел бы выразить почтение Гастону Леру, автору романа «Призрак Оперы», послужившего основой для моей истории.
Отправной точкой событий, о которых я здесь рассказываю, стала выставка «Опера в костюмах», которую я в действительности организовал во Дворце Гарнье в 1995 году, в те времена, когда сцена и зал были закрыты на реставрацию. История завершается выставкой «Ален Жермен: сценические воспоминания», представленной Национальной библиотекой Франции в 2002 году в Библиотеке Парижской оперы, во Дворце Гарнье, на тридцатую годовщину моего сотрудничества с Оперой.
Все остальное – чистый вымысел, хотя род занятий и имена персонажей, встречающихся нам в некоторых главах, заимствованы у людей, с которыми я в действительности работал в Национальной Парижской Опере.
Глава 1
– Как по-твоему, Призрак Оперы существовал на самом деле? – спрашивает Тома.
Услышав этот вопрос, я улыбаюсь и оглядываюсь на своего племянника. Нет, похоже, он не шутит. Чтобы ответить, мне приходится вынуть булавки, которые я зажимал губами.
– Ты прекрасно знаешь, что мы находимся в его царстве!
Вот уже две недели я занимаюсь устройством выставки «Опера в костюмах», оккупируя при этом гигантские пространства Дворца Гарнье.
Как раз сейчас здесь только мы двое – на Большой лестнице, где я с переменным успехом сражаюсь с манекеном из черного пенопласта, пытаясь надеть на него длинный алый плащ, расшитый золотом; вот почему я держу во рту булавки.
– Помоги-ка мне, а то он сейчас свалится. Принеси мне с верхней площадки стул. Поставь его под костюм, он послужит противовесом. И поскорей, эта штука тяжелая!
Речь идет о метрах бархата, покоящихся на моих руках и весящих по меньшей мере кило тридцать. Тома, в джинсах и кедах, ловко поднимается по лестнице, прыгая через две ступеньки. Мне нравится этот паренек, стройный, любопытный, живой, симпатичный, всегда пребывающий в хорошем настроении. Непокорные рыжеватые вихры, румянец на круглых щеках, вздернутый нос, оттопыренные уши, озорная улыбка, приоткрывающая редкие зубы – такие называют счастливыми, – и зеленые глаза, сверкающие лукавством и сообразительностью. Вчера вечером мы вместе с его родителями отметили его тринадцатилетие. Сегодня, в среду, ему не нужно идти в школу. Я предложил ему прийти помочь мне, в полной уверенности, что мальчишку его лет не могут не увлечь бесчисленные тайны этого огромного дома – Национальной Парижской оперы. Но такого вопроса я не ожидал! Призрак Оперы? До нынешнего момента он был для меня не более чем литературным персонажем. Или до тех пор, пока я не принялся за подготовку этой выст…
– Вот так. Толкай сюда стул и пролезай с ним под платье. Привяжи ноги манекена к ножкам, а торс к прутьям спинки. У тебя достаточно нейлоновой нити?
– Да, но мне нужны ножницы.
Голос, приглушенный покрывающей мальчика тканью, приобретает некий замогильный оттенок. Я передаю ему ножницы, висящие на шнурке у меня на шее.
– Спасибо, Зензен.
Так он величает меня с тех пор, как научился говорить. Видимо, «Ален» куда труднее произнести. Так это прозвище и осталось.
– Думаю, удержится. А что Призрак? Ты так и не ответил на мой вопрос! – напоминает он.
– Знаешь, не так просто отделить правду от выдумки. О том, что происходит в подземельях театра, рассказывают самые невероятные истории!
Не самое лучшее объяснение, впрочем, другого и нет. Тома, конечно, заслуживает большего. Но что ему сказать? Что по вечерам, когда я работаю здесь в одиночестве, мне кажется порой, что за мной наблюдают чьи-то невидимые глаза? Что за мраморными колоннами, которые поддерживают пышные балконы, появляются и исчезают бегущие тени? А эти странные происшествия! Пропавшие предметы реквизита: трость, пара мушкетерских ботфорт, цилиндр; или вещи, которые исчезли, а потом таинственным образом снова объявились, как, например, маски кошек из «Спящей красавицы», в таких неожиданных местах, как гардероб или туалеты галерки. И эти костюмы, которые кто-то явно пытался…
Чем больше я об этом думаю, тем больше убеждаюсь, что штат уборщиц, трудившихся в помещениях с утра пораньше, тут ни при чем. Нет, тут что-то другое, боюсь, что-то, требующее куда менее рациональных объяснений. Однако я не намерен в свои без малого пятьдесят признаваться жадному до острых ощущений мальчишке, что сам задаюсь куда более безумным вопрос, чем он: не посещает ли Призрак и сейчас подземелья, кулисы и коридоры Оперы?
– Так ты ответишь, Зензен? – спрашивает Тома, выбираясь из-под костюма, но не отпуская пенопластовый манекен из опасения, что все развалится.
– Ты можешь отойти. Только осторожно! Смотри не зацепись за ткань. Мне кажется, он хорошо уравновешен. Посмотри, правда, красиво? Кажется, что он живой и сейчас пойдет.
И это правда. Силуэт создает странное впечатление, словно наш персонаж застыл во времени, между жизнью и смертью. Мальчик, раскрасневшийся, с залитым потом лицом, соглашается. Да, он тоже доволен результатом.
– Благодарю! Без тебя я никогда бы этого не добился.
Тома делает вид, что верит мне. Он не дурачок. Он знает, что я никогда не отступаю, пока не добьюсь задуманного. Даже если мне придется провести здесь всю ночь. Я всегда был такой. Настойчивый, упрямый. В этом мы с ним схожи. Перфекционизм у нас в крови. Потому мы и понимаем друг друга так хорошо; и именно по этой причине мой дорогой племянник не отстанет, пока не добьется от меня удовлетворительного ответа. А потому он незамедлительно возобновляет атаку.
– Почему ты мне не отвечаешь? Ты в него веришь – в Призрака Оперы, да или нет?
Продолжать выкручиваться бесполезно. Я открываю рот, не зная еще, что именно скажу. На время меня выручает Дельфин, правая рука руководителя выставки, явившаяся в сопровождении трех дам-костюмеров. Они несут другие манекены, в том числе – ребенка, который будет одет в жизнерадостный наряд в барочном стиле: костюм пажа из «Кавалера Розы».
– Поставьте их на площадку. Расставим их после того, как перекусим. Уже почти час пополудни, я хочу есть. Ты со мной, Тома? Сегодня в столовой картофельная запеканка с мясом.
Нам нравится все, что готовят из картофельного пюре. В этом мы с ним тоже сходимся.
– Здорово! А мама ее больше не делает. Говорит, готовить слишком долго, а быстрозамороженная она противная.
На время Призрак отошел на второй план. Аппетит и лакомое блюдо одерживают верх над легендарным монстром. Но радоваться рано!