Посвящается тем, кто не видит в физиках лириков.
Эрик был зол. Нет, не зол. ЗОЛ, КАК ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ! Десять лет тяжелой педагогической работы, а из них два года – еще и тайных ухаживаний, истрепанные непослушной девчонкой нервы, сотни купленных роз и пару раз сорванный голос – все коту под хвост! И из-за кого! Из-за этого прощелыги - виконта, пижона, хвастающего кошельком родителей! Тоже мне, принц на белом коне! Шарфик он выловил из моря в далеком детстве…
А Кристина, его дорогая девочка! Как она могла предать своего учителя, своего Ангела, черт возьми! Хотя ангелы, конечно, не чертыхаются – разве что их до этого доведут м-м-м … очень уж непослушные подопечные.
Ладно, любимым занятием – самоедством и плачем над своей судьбой любимую не вернешь. Что же делать? Может, написать и спеть ей серенаду? Нет, петь ее по канону полагается под окном дамы сердца. Поскольку же Кристина спит в общей спальне кордебалета (примой-то его девочка еще не стала!), то, во-первых, в окна дортуара высунется десятка два прелестных головок. И каждая девица примет серенаду на свой счет. Отбивайся потом от них всех! А то и маску сними, чтоб отстали! А во-вторых, получить по голове любимым фикусом мадам Жири, стерегущей покой и сон вверенных ей девушек, в планы Эрика явно не входило. Да и хорош будет Призрак Оперы, бегающий по мостовой взад-вперед и уворачивающийся от тяжелых предметов, сбрасываемых обычно на голову надоедливым поклонникам балерин строгим, но справедливым балетмейстером Опера Популер.
Свадебная месса… Неплохая идея, но несколько преждевременная. Будущая невеста может понять намек неправильно. Вон, увидев свадебное платье, в обморок грохнулась. Ну и что, что манекен был ее точной копией! А как еще можно было пошить платье, которое его девочке будет впору? Он и так снимал с нее мерки через зеркало и витражи в часовне, как Мольер с Портоса, и просто чудо, что не ошибся! Окончательно проверить размеры платья и белья Эрику удалось, только когда Кристина была в обмороке. А чулки он тогда взял как образец, сделал их эскиз, да и забыл надеть назад на ноги их владелицы. В результате глупышка Кристина замерзла в ноги и два дня чихала, а ее названная мать, увидев дочурку в таком виде, устроила Эрику взбучку и потребовала, чтобы он, как честный человек, скоропостижно на ней женился. Как будто он и так не хотел жениться на Кристине!
А тут еще «Il muto»… С Карлоттой получилось неплохо – квакающую приму Париж запомнит надолго. М-да, а вот с Буке совсем нехорошо получилось. Он не хотел убивать! Хватит с Эрика удивления и боли в глазах мучителя, которого он давно, в прошлой своей жизни убил, как на войне – чтобы выжить. Нельзя спокойно убивать, глядя человеку в глаза. Теперь же он всего лишь не сумел удержать пьянчугу-рабочего… и в результате любимая девушка его банально боится. Потому и бросилась искать защиты к другу детства, у которого на нее далеко идущие планы. Даже чересчур далеко идущие…
Ладно, вернемся к нашим баранам, как говорил один епископ в средние века другому. А что, если написать для Кристины оперу? Специально для ее прекрасного голоса, так, чтобы даже Аделина Патти и Эмма Альбани, не говоря уж о Ла Карлотте, позеленели от зависти – ибо их примитивным голосам не удастся правильно спеть из этой оперы ни единой арии, ни единой фиоритуры? Эта опера непременно сделает из его девочки великую диву, и, возможно, сердце ее будет покорено. Почему возможно? Может, наверное? Даже не наверное, а абсолютно точно! Особенно, если спеть первую мужскую партию самому – с ней и для нее…
Ну что ж, теперь надо выбрать сюжет. «Франческа да Римини»? Мрачновато, неромантично, а кроме того, там главная героиня гибнет от рук мужа… «Севильский цирюльник»? Нет, будущая графиня – это слишком уж явный намек, а какой-нибудь служанкой, как в «Женитьбе Фигаро», в его опере любимая не будет – его Кристиночка достойна быть королевой! «Волшебная флейта»? Нет, Памина или Царица Ночи – это прекрасно, но вот подходящей роли для самого Призрака нету, ибо с некоторых пор играть принца ему претит… О, «Дон Жуан»! Отличный классический сюжет! Кроме того, какой же мужчина в расцвете сил не мечтает хоть два часа побыть коварным соблазнителем?
Так, посмотрим, что написано до нас. Тирсо де Молина… Мольер… Байрон… Пушкин… Мюссе… Поделка Моцарта на либретто Лоренцо Да Понте… Какого дьявола сюжет всегда крутится вокруг одного – Дон Жуан всегда бесчестен, и всегда терпит поражение? Зачем ему Донна Анна? Неужели только для коллекции? Он ведь ее явно не любит. Да и убивать командора, а затем соблазнять его вдову и приглашать статую павшего посмотреть на ее падение… несколько глупо. Можно, конечно, написать «Торжествующего Дон Жуана», который безумно любит, а потому соблазняет и в конце-концов завоевывает любимую девушку, а затем гибнет вместе с нею ... или спасается вместе с нею. Но, зная Кристину, этот сюжет ее точно не убедит, а гипноз музыки и голоса Призрака развеется с последними тактами финала – это уже проверено на практике в подвалах. И она опять сбежит к виконту. Нет, черт возьми, проиграть он не должен! А что если… Гм, это идея. Создать новый, абсолютно оригинальный сюжет «Дон Жуана»! В худшем случае, если он и не завоюет сердце Кристины, то обессмертит свое имя в веках – до такого сюжета вряд ли кто додумался до него и сможет додуматься после. Покажем же на сцене всю красоту и силу любви к Кристине и всю парадоксальность наших с нею отношений!
Призрак схватил карандаш, бумагу и начал писать…
Итак, жил-был на свете Дон Жуан, страшный, но симпатичный. И была у него…э-э-э… кузина Инесса, оставшаяся в детстве сиротой. Жуан с малых лет воспитывал ее, можно сказать вложил в нее свою душу. И вот Инесса выросла, и превратилась в прелестную девушку.
…Призрак бешено писал, проверяя время от времени свои идеи на истерзанном органе…
Увы, к тому времени, когда до Призрака, тьфу, до Жуана наконец дошло, что он в нее влюблен, благодаря своему обаянию и голосу он приобрел славу опасного сердцееда. Дамы устраивали «дуэли» на веерах (во как!), чтобы просто провести с ним вечер, а на балах выстраивались в очередь, чтобы иметь честь потанцевать с самим Дон Жуаном. Не сказать, чтобы это было ему неприятно, но…
…Тут острые карандаши закончились, и Эрику пришлось сделать перерыв для их заточки. Вроде ничего пока получается…
…но все женщины мира, кроме одной, ему были безразличны. И в постель свою он поклонниц, вопреки молве, не тащил. Кузину же Дон Жуан превозносил выше небес и робел перед ней. А Инесса смотрела на него скорее как на отца, и страшно испугалась, когда внезапно, в порыве страсти на званом вечере… нет, лучше на балу, так будет задействован кордебалет… он открыл ей свои чувства. Инессу испугало признание Жуана, и ее пугала своя, зародившаяся глубоко в сердце любовь – ведь чары Жуана действовали и на нее! И тут появился виконт или граф... нет, это слишком откровенно… герцог … ну, это я загнул… опускать мальчишку до барона или идальго остатки совести не позволяют… О! Маркиз будет в самый раз! Итак, появился маркиз, скажем, пришел на галеоне из Бразилии, где много диких обезьян… Маркиз был младшим сыном соседа Жуана, прелестным мальчишкой, он часто играл с маленькой Инессой… Ну кто же тогда думал, что из него вырастет загорелый красавец-моряк! Думаю, столь тонкого намека достаточно… И Инесса, увидав его на балу, буквально бросается ему на шею. Слегка ошалевший маркиз, не узнавший Инессу сразу, танцует с ней и пытается разобраться в своих чувствах, все более склоняясь к любви… да, ария маркиза тоже обещает быть недурной… Черт, закончилась бумага! Придется сходить в кладовую за новой пачкой…
…Так, на чем мы остановились? А, на сцене с маркизом на балу! Итак, Жуан, увидев леденящую душу сцену, в сердцах клянется проучить наглеца. Нет, маркиза убивать не будем, Кристи..., то есть Инесса, не простит своему Жуану еще одного убийства… даже на сцене. Кстати, как бы объяснить, что с Буке произошел несчастный случай? А, вот: раздосадованный Дон Жуан покидает бал, оставив Инессу на попечение своей давней подруги, донны Лауры, которая почти заменила ей мать, и мчится домой. По дороге он неосторожно сбивает на лестнице старого лакея, который умирает, скатившись с лестницы и ударившись виском о острый угол ступеньки, Инесса узнает об этом… Пожалуй, сойдет... Это усугубляет горе Жуана, и он, мечась по парадному залу своего дома, поет о том, что не хотел убивать и о своей безответной любви к Инессе. Инесса же, вернувшись с бала под впечатлением арии маркиза, застает эту душераздирающую картину, и, дослушав арию Жуана стоя за дверью зала, в смятении поет нечто вроде «Заткнитесь все!» или «Отстаньте от меня, срочно!», а затем убегает и запирается в своей комнате. Конец первого акта.
На следующий день Жуан спозаранку едет к донне Лауре. Донна Лаура – подруга детства Жуана, а ныне – вдова с дочерью на выданье… Надеюсь, мадам Жири меня поймет… Эта дочь, назовем ее Долорес… тяжеловатое имя для малютки Мег, но, пожалуй, Каридад звучит еще хуже… Так вот, эта дочь – лучшая подруга Инессы, они выросли практически вместе. Она (кто бы мог подумать!) была на балу, и очарована маркизом. Это, видимо, любовь с первого взгляда, и донна Лаура просит Жуана помочь ей устроить судьбу доченьки. К тому же, ей самой лестно стать матерью маркизы. Жуан искренне полагает, что лучший способ насолить маркизу – это лишить соперника счастья, женив не на избалованной им Крис… Инессе, которую он сам считает верхом совершенства, а на ком-нибудь другом, и соглашается помочь донне Лауре, но при условии, что она поможет убедить Крис... тьфу, вот пристала, несносная! Инессу, что виконт, то есть маркиз – ей не пара.
Пока Дон Жуан отсутствует, Инесса, проснувшись с утра, мечется между двумя мужчинами; к обоим она неравнодушна, но одного любит и боится, а с другим думает обрести душевный покой. К Жуану она обратиться за советом не может, и потому тайно едет (угадайте куда?) к донне Лауре. Донна в ответ на стенания Инессы о тяжести выбора между претендентами на ее руку и сердце расписывает ей все прелести жизни с моряком, испытанные ею на собственной шкуре – дальние походы мужа по полгода, постоянную тревогу за его судьбу, заботы о поместье и детях, ревность к неизвестным ей любовницам в далеких портах, которых не может не быть… Проще говоря, она убеждает Кристину, что покой душевный ей с маркизом не светит. Кстати, неплохая идея попросить мадам Жири объяснить Кристине то же самое – желательно намеками и до того, как девушка прочитает либретто. Ничего, что муж мадам был драгуном – ведь все почти так же, как было и у нее, только с поправкой на море и поместье… Дон Жуан слушает все это, спрятавшись в шкафу. Инесса, выслушав увещевания донны Лауры, в глубокой задумчивости едет домой. Жуан уходит из дома Лауры и тоже спешит домой окольными путями. Антракт.
Дон Жуан, чтобы помочь Долорес заполучить викон… черт, маркиза, устраивает маскарад совместно с донной Лаурой. Приглашена вся окрестная знать, в том числе и маркиз. Пока хор гостей радостно поет о том, как весело есть и пить за чужой счет, Жуан, одевшись... Какого же персонажа выбрать? Она ведь сразу узнает его по голосу! Синяя Борода – слишком мрачно, Чудовище – не годится, прекрасным, но немым принцем Дон Жуан быть не может… А вот король Дроздобород очень даже подойдет. Говорить ему много не нужно, а на пару минут изменить голос Призрак сможет. Тем более, что дражайшая Инесса (то есть Кристина) вырядилась в костюм розового бутона и очень хочет выглядеть как принцесса… Фи, какая безвкусица! Может, это блондинка Мег посоветовала подруге такое напялить на маскарад? Это просто счастье, что платье заказали заранее в мастерской, в которой сам Эрик шьет свои фраки, и ему удалось уговорить портных его слегка подправить!
Итак, Дон Жуан, одетый в костюм короля Дроздоборода, является на бал (дома он притворился совсем больным и отправил на маскарад Инессу вместе с Долорес). Весь вечер он танцует с прелестной кузиной, аккуратно оттеснив в сторону маркиза в парадном мундире пиратского капитана (ну туго у виконта, то есть маркиза, с фантазией, на костюм мушкетера, например, ее уже не хватило), внимание которого тут же захватывает прелестная нимфа – Долорес… Надеюсь, эта роль пойдет ей на пользу, и малютка Мег станет прима-балериной. Не зря же я вставил в оперу специально для нее сольный танцевальный номер… Когда же подходит пора снять маски, король Дроздобород внезапно исчезает. Инесса огорчена, маркиз снова в смятении и вслух жалеет, что он не мусульманин, Долорес на седьмом небе – о чем они и поют минут по пять каждый... ну ладно, минуты по две, причем Мег поет про себя, и просто показывает счастье всем своим видом. Последняя фраза маркиза вновь заставляет Крис.. Инессу крепко задуматься, а нужен ли ей жених, готовый завести гарем? Впрочем, маркиз-мусульманин может дать обратный ожидаемому эффект, и поэтому стоит это из оперы вычеркнуть. Вообще. Маркиз будет просто в смятении и никак не сможет выбрать из двух девиц одну, склоняясь, однако, к Крис… Инессе.
Инесса заявляет, что у нее болит голова и возвращается домой, за ней увязываются Мег и виконт, то есть Долорес и маркиз. Донна Лаура следит за всеми, чтобы не наделали глупостей. И вот, Инесса застает Приз… Дон Жуана дома в добром здравии, да еще и замечает костюм Дроздоборода. Следует немая сцена (кстати, повод блеснуть своим искусством оркестру месье Рейе), после чего, чтобы закрыть рот начавшей громко возмущаться неудачной попыткой ее завоевать с помощью обмана Крис… Инессе, Дон Жуан целует ее. Поцелуй этот перерастает в страстный поцелуй любви. Отдышавшись, Инесса поет о том, что наконец поняла, кто ее истинная любовь, и с кем ей будет хорошо и спокойно жить (подсказка либреттисту: ЭТО НЕ МАРКИЗ!). Постепенно ее ария переходит в дуэт нашедших друг друга влюбленных. Дон Жуан делает Инессе предложение, и она со словами «Твоя навеки!» целует его. Донна Лаура утирает слезы умиления. Маркиз с горя делает предложение Мег, то есть Долорес, которая сразу же соглашается. Донна Лаура навзрыд плачет от счастья. Остальные целуются.
Занавес.
Фух! Призрак довольно вытер пот со лба. Итак, сюжет, общая канва произведения и диалоги в прозе есть, основные темы арий готовы. Пассажи, фиоритуры и прочее можно дописать потом. Значит, партитура «Дон Жуана» через неделю-другую будет полностью готова. Остался только один вопрос – либретто. Заказывать его Карре и Барбье – лень далеко ходить, да и дорого – за что свадьбу-то после этого справлять? Жители Монмартра или Латинского квартала больше любят абсент, чем поэзию. Это тоже не годится. О, а ведь малютка Мег давно бредит славой Сафо и Ронсара! Плюс ее романтический возраст весьма способствует сложению стихов… Кроме того, это не будет стоить Призраку ни сантима и к тому же, если Мег станет известной поэтессой с помощью Эрика, это укрепит его дружбу с мадам Жири. Так что либретто будет поручено написать Мег. На согласование текста либретто с партитурой и оркестровку уйдет еще пара недель. Итого, месяц. Н-да, постановка увидит свет уже в новом году, но быстрее, увы, не получится.
Еще один вопрос – как получить главную партию хотя бы в одном спектакле – премьерном. Чтобы спокойно спеть партию Жуана на сцене, придется поставить Убальдо бутылку старого бургундского урожая 1648 года, а затем, возможно, продолжить пиршество в кабаке. С осипшим с перепоя голосом тенор на сцену точно не выйдет, даже под страхом семейного скандала с обожаемой женушкой – репутация ему дороже. Конечно, Призрак берег это вино для гостей на помолвку с Кристиной, но, видимо, бургундским придется пожертвовать, или же достать для тенора другое вино, столь же изысканное. Эх, и чего только не сделаешь ради любви…
– Итак, вопрос с оперой решен! – Провозгласил будущий Дон Жуан. – А милейших Андре и Фирмена поставить моего «Дон Жуана» в следующем году я уж как-нибудь заставлю.
С этими словами Призрак закрыл папку с незаконченной партитурой и сюжетом оперы и отправился баиньки. Следующая неделя обещала быть тяжелой. Подготовка к карнавалу в Опера Популер уже начиналась… А костюма-то у него еще не было!
Конец.
Отредактировано opa79 (2012-02-06 16:08:18)