Часть III. Еще раз в подвалах.
Следующие две недели тянулись очень медленно. Рауль изо всех сил пытался вернуться к жизни, которую он вел до «Торжествующего Дон Жуана». Он полагал, что ему это достаточно хорошо удается. Виконт ходил на званые ужины почти каждый вечер, он говорил, шутил и смеялся, и делал вид, что никогда не знал никого, носившего имя Кристина Даае. Его друзья большую часть времени были добры к нему и относились к его горю с пониманием. Они не задавали вопросов, и избегали разговоров о скандале в Опера Популер. Рауль знал, что друзья судачат о нем за его спиной, но пока виконту не приходилось участвовать в разговоре, ему было все равно. Ему и не пришлось говорить о Кристине, кроме одного случая.
Это был званый обед три недели спустя после «Торжествующего Дон Жуана». Все гости сидели за столом, трапеза был в разгаре, когда одна дама, мадам Бувуа, остановила взгляд своих серых глаз на Рауле.
– Месье виконт, мне помнится, на обед пару недель назад вы пришли с очень милой девушкой. Кажется, ее звали мадемуазель Даае. Она мне очень понравилась; месье, что с нею случилось?
Все разговоры за столом стихли, никто не шелохнулся. Рауль знал, что все наблюдают за ним, однако он с каменным выражением на лице смотрел холодным взглядом только в глаза мадам Бувуа.
– Боюсь, я не знаю этого, мадам. А если бы я и знал, это все равно бы вас не касалось.
Рауль торопливо извинился, встал из-за стола и вышел из зала. Он глубоко вдыхал холодный ночной воздух. «Проклятье!» – Подумал виконт – «Мне не следовало так реагировать. Скандала можно было избежать».
Однако это ему не удалось. Как только мадам Бувуа упомянула Кристину, Рауль перестал рационально мыслить. Все, чего он хотел – это закончить разговор здесь и сейчас.
– Рауль, – на террасу вышел его брат Мишель, но виконт не обернулся. – Не была ли твоя выходка несколько излишней? Ты, как и я, отлично знаешь, что мадам Бувуа… слегка не в себе. Возможно, она даже не слышала о случае в Опере.
Рауль вздохнул:
– Но ты ведь знаешь, я не могу выдержать разговор об … этом. Слишком мало времени прошло.
– Я знаю. – Мишель подошел к брату и обнял его за плечи. – Но теперь ты должен вернуться к столу. Это больше не повторится, полагаю, Пьер попросил ее удалиться.
Рауль пожал плечами и позволил старшему брату увести себя в дом.
-----------------
Два дня спустя, в воскресенье, Рауль отправился с матерью в церковь. Он не часто это делал, но матушка попросила его пойти с ней, и виконт согласился.
После службы они пошли прогуляться. Рауль боялся, что его очень непосредственная маман заведет разговор о Кристине. И ему не пришлось этого долго ждать.
– Рауль, дорогой, я знаю, ты все еще оплакиваешь Кристину, но…
– Мама, – прервал ее Рауль, – она не умерла, хотя, возможно, даже это было бы лучше. Поэтому, пожалуйста, не говори, что я ее оплакиваю.
– Хорошо, сынок, не буду. – Мать виконта погладила его по руке, которую держала. – Но вот что я хочу тебе сказать. Я считаю, что тебе следует начать обращать внимание на других девушек. Теперь, когда Кристина ушла, не пристало, чтобы тебя слишком долго видели одного. Это вызовет кривотолки.
Рауль вздохнул:
– Мама, люди всегда сплетничают. И мне не нужна другая девушка. Не сейчас.
–Да, я знаю, дорогой, но ты не…
– Мама, нет! – Рауль не любил грубо говорить со своей матерью, но иногда это было необходимо.
Они некоторое время шли молча, а затем виконт заметил, что им навстречу идет Мег Жири. Она смотрела в листок, который, как полагал Рауль, был списком необходимых покупок, а ее руки были заняты множеством пакетов.
– Добрый день, мадемуазель Жири, – сказал Рауль, заставив ее вздрогнуть.
– Добрый день, месье виконт, – Она присела в реверансе, и затем повернулась к его матери и повторила его, – Мадам виконтесса, я полагаю.
Виконтесса кивнула:
– А вы, должно быть, Мег Жири. Мне очень нравится, как вы танцуете, мадемуазель.
– Благодарю вас, мадам. – Мег слегка покраснела.
– Я не знала, что вы столь близко знакомы с моим сыном. Вы до этого много раз встречались?
Рауль почти не обращал внимания на их разговор до этого вопроса, который внезапно выдернул его из воспоминаний о том, как они с Кристиной гуляли по этой самой улице. Виконт слышал, что спросила его мать, и это его очень обеспокоило. Мег не могла быть столь глупа, чтобы рассказать о неловком случае на крыше, правда? Он на короткий миг поймал ее взгляд, и одними глазами попросил ее ничего не говорить. Мег слегка наклонила голову, почти незаметно кивнув, и затем вновь посмотрела на мать Рауля.
– Мы виделись несколько раз до Рождества, мадам, и около недели назад в Опере, где месье, кажется, был на деловой встрече? – Мег взглянула на Рауля, и он поспешно кивнул.
– Хорошо, мы не будем отвлекать вас от покупок, мадемуазель. – Рауль знал, что его мать может быть неугомонной, и подумал, что причиной завершения разговора было то, что она начала от него уставать. – Я надеюсь, мы скоро сможем увидеть ваш танец?
– Как только Опера будет отремонтирована, мадам. – Мег улыбнулась и присела в реверансе, а затем они разошлись.
– Кажется, она очень мила, Рауль. – Сказала виконтесса, когда они с сыном отошли от Мег на расстояние, достаточное, чтобы она их не услышала. – Почему бы тебе не пригласить ее к нам на ужин? Мне бы очень хотелось познакомиться с ней поближе.
Рауль вздохнул. Его мать постоянно думала о том, чтобы женить сына.
– Хорошо, мама, – сказал он, пытаясь не выдать голосом усталость, – я подумаю.
-------------
Во вторник Рауля вновь пригласили в Оперу директора. Ремонт шел полным ходом, и везде сновали строители. Господа Андре и Фермен были весьма довольны и все время улыбались.
– Дела идут просто отлично, не правда ли, месье виконт? – Сказал месье Андре и зажег сигару. – Теперь все, что нам нужно – это публика.
Месье Фермен засмеялся:
– Мы еще не выбрали постановку, Андре, а вы уже мечтаете об аншлагах.
– Какую же постановку вы планируете, господа? – С любопытством спросил Рауль.
– Мы думали о «Кармен», или, возможно, «Орфее и Эвридике»* с энтузиазмом сказал Фермен. – После этого нам бы хотелось поставить балет. Поскольку мадам Жири все еще работает у нас, чтобы не сказать с нами, балет будет поставлен отлично.
Рауль, немного колеблясь, кивнул. Возможно, «Кармен» была не слишком удачной постановкой для открытия сезона, однако, он не собирался оспаривать решение директоров. Это была их Опера. Все, что виконт мог сделать – это надеяться, что они все же остановят свой выбор на «Орфее».
Рауль обратился к более насущным делам:
– Господа, могу ли я узнать, почему вы пригласили меня сюда сегодня?
– О, конечно, дорогой виконт, извините нас. – Андре опустил сигару в мраморную пепельницу. – Мы попросили вас приехать, так как у нас возникла небольшая проблема.
Рауль вскинул брови.
– Мы не знаем, что делать со входом во владения Призрака, месье. – Продолжил Фермен. – Мы хотели его замуровать, но потом подумали, а вдруг вы захотите посмотреть на логово Призрака?
Рауль был удивлен, почти шокирован. Вернуться в логово Призрака? Вновь увидеть место, связанное со столькими болезненными воспоминаниями? Эта мысль была ему просто омерзительна! Однако если немного подумать… Может, ему удастся найти что-нибудь, что укажет, куда Призрак забрал Кристину. Эта мысль заставила его действовать.
– Да, полагаю, мне бы хотелось взглянуть на это место, – сказал он директорам.
– Возможно, уже сегодня…?
– Конечно, месье виконт, хоть сейчас. – Месье Андре явно почувствовал облегчение от того, что Рауль воспринял их идею так спокойно.
Директор вышел из кабинета и повел виконта по коридорам театра. Когда они подошли к очень толстой, редко открывавшейся двери, он остановился.
– Это вход, господин виконт. Не желаете ли, чтобы я вас сопровождал…?
– Скажите, а сейчас спускаться вниз безопасно? – Рауль открыл тяжелую дверь и заглянул за нее.
– Да, уверяю вас, месье, это вполне безопасно. – Месье Андре, видимо, не горел желанием войти в эту дверь. Когда виконт открыл дверь, директор попятился.
Рауль вновь закрыл дверь:
– В таком случае, думаю, я знаю, кто захочет составить мне компанию.
------------------
«Почему Мег?» - думал Рауль, в одиночестве шагая по коридорам к комнате балерины. – «Почему я хочу, чтобы вниз со мной пошла эта девушка, которую я едва знаю? Почему я не взял в сопровождающие первого встречного строителя?»
На эти вопросы виконт ответить не мог. У него просто было чувство, что именно Мег была тем человеком, которого нужно взять с собой, и он, не задумываясь следовал этому чувству.
Еще не осознав, где находится, виконт уже стоял у двери девушки. Глубоко вдохнув, он постучал, не в силах остановиться. Мег открыла почти немедля, и, когда она увидела Рауля, ее рот от удивления приоткрылся. Однако она быстро взяла себя в руки и присела в реверансе.
– Месье виконт, чем я могу вам помочь?
Вся решимость Рауля вдруг пропала. Он собирался спросить девушку, не желает ли она пойти с ним в логово Призрака Оперы. Она, несомненно, подумает, что виконт сошел с ума.
Однако, она же приглашала его приходить к ней, если ему вдруг захочется поговорить. Это, конечно, не совсем разговор, но Рауль решил продолжать. Он вновь набрал полную грудь воздуха и сказал:
– Мадемуазель Жири, пожалуйста, не думайте, что я не в себе, когда услышите то, что я вам скажу. Я осознаю, что это кажется сумасшествием, но… – Он запнулся, изучая выражение лица балерины. Она, слегка склонив голову вправо, смотрела на Рауля удивленным, но не снисходительным взглядом. – Не составите ли мне компанию на прогулке на пятый уровень подвалов, мадемуазель?
Ее реакция была отнюдь не такой, какую он ожидал. Лицо Мег осталось спокойным, и она слегка кивнула.
– Я польщена, что вы выбрали именно меня, месье. Вы желаете идти прямо сейчас?
Рауль был настолько удивлен, что сначала ничего не сказал и лишь удивленно смотрел на нее. Однако, увидев в уголках ее губ изумленную улыбку, он быстро взял себя в руки и кивнул. Мег вынула ключ из замочной скважины со стороны комнаты, затем вышла из нее и заперла за собой дверь. Когда она повернулась к виконту лицом, положив ключ в карман, Рауль окинул ее взглядом с ног до головы. «Она действительно очень хороша собой», - подумал он, - «но все же не так красива, как Кристина».
Когда Мег вновь взглянула на виконта, он быстро выбросил из головы непрошенные мысли о Кристине. Рауль предложил девушке руку, и они молча пошли к двери в подвалы.
Они все еще молчали, когда подошли к причалу на пятом уровне. Здесь двое полицейских охраняли лодку на случай, если Призрак осмелится вернуться. Рауль помог Мег забраться в лодку, она села на носу, и виконт, отталкиваясь шестом, повел лодку по тоннелям к озеру. Мег все еще молчала, и Рауль удивлялся, почему. Она даже не спросила, зачем они спускаются вниз или почему он попросил ее пойти с ним. Возможно, она слишком вежлива. Или застенчива.
– Мег? – Окликнул ее Рауль прежде, чем смог остановить свой порыв. – Можно мне называть вас Мег?
Она кивнула:
– Конечно.
– Ну, я хотел бы знать… почему вы не спросили меня, что мы будем делать внизу? Или почему я попросил пойти со мной именно вас?
Мег слегка улыбнулась:
– Я не думаю, что меня даже в малейшей степени касается то, что вы будете делать в подвалах, месье виконт. Я полагаю, у вас есть причины спуститься сюда, и я позволю вам оставить их при себе. Кроме того, я просила вас приходить ко мне, месье, и польщена, что вы об этом вспомнили.
Рауль кивнул. Эти объяснения были разумны.
Когда они прошли врата, и добрались до дома Призрака Оперы, виконт недоумевал, какого черта он здесь делает. От вида ворот, причала, да и всего остального по его спине побежали мурашки. Разве что-то стоило жертвы, которую он принес, вернувшись сюда? Однако Кристина этого стоила. Ради нее Рауль спустился бы в ад и вернулся назад, вынеся все, чт о там ему было уготовано. Если нужно, он бы ради нее УМЕР!
Лодка уткнулась носом в причал, и это внезапно вывело Рауля из задумчивости. Он выскочил на берег, а затем помог выйти Мег. Она благодарно улыбнулась юноше, а затем повернулась и оглядела пещеру.
– Месье, немного света точно не будет лишним. – Сказала девушка, глядя на Рауля и улыбаясь.
Виконт огляделся и нашел на столе подсвечник. Он достал из кармана спички и быстро зажег свечи и затем поднял канделябр, чтобы Мег могла увидеть всю пещеру. Ее глаза расширились от удивления, и Рауль понимал, почему. Несмотря на всю ненависть к Призраку, виконт был вынужден признать, что его дом был грандиозен.
Мег медленно шла вдоль причала, легко касаясь мебели. Рауль следовал за нею с подсвечником в руках, подняв его высоко над головой, чтобы он освещал всю пещеру. Мег остановилась около органа, заваленного нотными листами. Она легко провела пальцами по клавиатуре и нажала пару клавиш. Звук эхом отразился в пещере. Девушка взяла лист и изучила партитуру, а затем вопросительно посмотрела на Рауля:
– Не возражаете, если я попытаюсь сыграть это, месье? – спросила девушка.
Рауль покачал головой. Он зажег для нее свечу у органа, и Мег села за инструмент. Виконт снова взял подсвечник и пошел вглубь пещеры. Скоро музыка Призрака, медленная минорная мелодия, которую играла Мег, поплыла по комнатам подземного дома.
С каждой новой комнатой, которую Рауль проходил, он все больше восхищался человеком, жившим здесь, внизу, человеком, которого он должен был бы ненавидеть. Мадам Жири была права – Призрак был гением. И, судя по сотням книг по разным предметам, заполнявшим полки, весьма образованным человеком. Кроме того, у Призрака был особенный талант к музыке, это понимал даже Рауль. «Как жаль, что мир никогда не услышит его великой музыки» – неохотно признал виконт, когда фрагмент, который играла Мег, подошел к концу. Она сразу же начала играть что-то другое, на сей раз более драматичное.
Рауль, наконец, добрался до стены, задрапированной занавесом глубокого красного цвета. Что-то говорило ему, что не следует заглядывать в эту комнату, однако любопытство взяло верх, и виконт откинул занавес прочь Канделябр, выпав из его рук, с гулким стуком упал на пол, а затем Рауль невольно вскрикнул.
-------------------------
* В оригинале был «Орфей в аду» (Orfeus in the Underworld). Сапог, а не тапок автору – «Орфей в аду» - это оперетта с канканом (!), и постановка ее на сцене Опера Популер, при всем моем уважении к Жаку Оффенбаху как к композитору, гарантированно губила репутацию театра навсегда, оперетта ведь 1870-х все еще считалась «низким жанром»! Может, сами директора не очень-то понимали разницу между оперой и опереттой, но, в конце-концов, были ведь мадам Жири, месье Рейе и сам виконт!
Отредактировано opa79 (2012-02-19 22:09:07)