III
На следующее утро он проснулся на диване, чувствуя запах Сьюзан, окутывающий всё его тело. Это было самое приятное пробуждение за последние годы. Они не занимались любовью, но это не имело значения - он чувствовал, как её любовь сияет внутри него. Энди рассмеялся, заметив, что она забыла свой фен. Может быть, она вернется забрать его и выпить чашечку кофе.
"Единственный раз в жизни", - вспомнил он, посмотрев на кольцо. Энди улыбнулся, разглядывая его золотой блеск, его чудесную гравировку, его... кровь. Сердце пропустило удар.
На обеих его руках была кровь. Он ошеломлённо уставился на них, пытаясь найти хоть какой-нибудь порез или что-то в этом роде - но ничего подобного не было. Энди быстро поднялся и пошел в ванную умываться.
Он не мог снять кольцо. Его руки не подчинялись командам мозга. Он несколько раз пытался снять его, но так ничего и не вышло.
Налив себе чашку кофе, Энди сел и стал слушать радио. Глубоко погрузившись в свои мысли, он не сразу заметил, что началась программа новостей. Вдруг он поднял голову, весь обратившись в слух.
Прошлой ночью были задушены до смерти четыре человека, все стали жертвами одного и того же убийцы. Какой-то историк описал тип лассо, которое было использовано в убийствах, даже привёл его странное название, но Энди не был уверен, что правильно его расслышал.
Однако он услышал, из чего было сделано это лассо.
Из фортепианных струн.
Во рту появился ужасный привкус. Руки задрожали. Он говорил сам себе, что в этом не было ничего особенного, однако знал, что это не так - он был в этом настолько же уверен, как и в том, что прошлой ночью Сьюзан без конца целовала его перед тем, как уйти.
Энди залпом выпил кофе, не обращая внимания на боль в обожжённом горле, и выключил радио. После чего прошёл в гостиную и встал рядом с роялем. Словно ожидая чего-то.
"Ну, что? Подними крышку, тупица! Всё очень просто: подними её вверх и посмотри на струны, убедись, что все они на месте и ни одной не пропало". Он протянул руку и схватился за крышку.
На какой-то момент руки отказались подчиняться, они попросту не сжимались.
Энди прикусил губу, сконцентрировавшись.
"Пожалуйста, госпожа Птичница, - подумал он, - если это кольцо волшебное, пусть оно мне поможет".
Он поднял крышку. Посмотрел вниз.
Затаил дыхание.
Сначала он не мог ничего сказать - струн было очень много, все они были туго натянуты и выглядели... ладно, выглядели так, словно были внутри рояля. Но потом он стал замечать, что некоторые струны расположены друг от друга дальше, чем другие. Он подпер крышку и нагнулся ниже, изучая.
Господи.
Это ему не померещилось.
Он поморгал, вытер с лица выступивший пот и пересчитал ещё раз.
Ошибки не было. Энди, мысленно содрогнувшись, уставился застывшим взглядом в пространство.
Не хватало четырех струн.
"Интересного тебе вечера".
- Что-то потерял?
Испугавшись её голоса, он рефлекторно выпрямился и ударился головой о крышку рояля.
Сьюзан засмеялась и притянула его к себе.
- Ой, солнышко, прости. Хочешь, я поцелую - и тебе станет легче?
Он сомневался, что ему может от чего-либо стать легче, пока он не найдёт Крис.
- Эй, - окликнула его Сьюзан. - Ты в порядке? Ты выглядишь... слегка напряжённым.
- Я просто... я только что вспомнил, что кое-чего не сделал на работе. Я сейчас сбегаю туда ненадолго.
Она посмотрела на него, затем на рояль.
- Ты что, забыл там свой камертон или что?
Он выдавил из себя смешок и быстро опустил крышку, чтобы она ничего не заметила.
- Не, я просто... Чёрт, я не знаю.
- Понятно. Эх, вы, музыканты.
- Я не музыкант, - слабо возразил он.
- Чёрта с два ты не музыкант! Ты лучший грёбаный пианист из всех, кого я когда-либо слышала, а слышала я многих, - она обняла его за шею, играя с его волосами. - Конечно, я сейчас слегка пристрастна.
Несмотря на сдавливающий грудь ужас, он улыбнулся. Затем она его поцеловала.
- Поужинаем сегодня? - спросила она. - Я приготовлю. А потом, может быть, возьмём фильм напрокат, или ещё чего?
Энди посмотрел на нее, всё ещё озадаченный её поведением.
- Ты могла бы пойти с любым парнем, с каким только захочешь.
Она секунду подумала над этим и кивнула.
- Знаешь, ты прав. Я могла бы пойти с любым парнем, с каким захочу. Но ты единственный, с которым я хочу не пойти, а остаться дома, - Сьюзан повернулась и увидела свой фен, лежащий на стуле. - О, вот он!
Энди надеялся, что она ничего не заподозрила. Забрав фен, она направилась к выходу.
- Лучше бы тебе появиться в восемь, иначе моё сердце будет разбито, - она остановилась в дверях и посмотрела на него - взгляд у неё был одновременно сияющий и серьёзный. - Ты же не собираешься разбить мне сердце, а, Энди?
- О, Господи, нет, конечно!
- Хорошо, - сказала она, улыбаясь. - Думаю, мы оба сыты этим по горло.
Потом она ушла.
Три минуты спустя Энди бежал к деловому кварталу города. Он должен найти Крис, и как можно скорее. Кольцо, всё это сделало проклятое кольцо. Оно заставило его играть и... и...
Он не мог представить, как оно заставило его убивать, но это случилось. Он так красиво играл, а Сьюзан слушала его и...
... он остановился, задыхаясь...
...а потом она поцеловала его, господи боже!
Он посмотрел на кольцо на пальце. Что если она прониклась к нему чувствами из-за этого кольца, а вовсе не из-за него самого?
"Оно обладает волшебной силой".
Энди пошёл медленнее, погрузившись в свои мысли и тревоги. А затем он услышал отражённый звук. Сладчайший из всех звуков. Пела Крис. Где-то совсем рядом. Он неподвижно стоял среди снующей вокруг толпы и пытался понять, откуда идёт её голос. Его левая рука словно огнём горела, как будто настаивая, чтобы он пошел на восток. Так он и сделал, повинуясь этому огню, пока тот не привёл его на перекрёсток, находящийся довольно далеко от того места, где они впервые встретились.
Она была там. Не замечая его, изливала измученную душу Маргариты любому, кто желал послушать. В её голосе была ярость неудовлетворённой любви, муки страсти настолько сильной, что её невозможно было больше подавлять. Энди никогда раньше не слышал такого исполнения. Теперь проходящие мимо люди замедляли шаг, многие смотрели на неё с удивлением и уважением, даже с трепетом. Она достигла крещендо в финальной части арии, а когда закончила - из собравшейся вокруг небольшой толпы раздались крики восхищения и громкие аплодисменты. На этот раз на неё посыпались деньги - причём банкноты, а не монеты. Она прижала руки к груди и с непередаваемым изяществом присела в реверансе. Вскоре толпа рассосалась, погрузившись в мир трудов и забот, а Крис осталась петь для других.
- Я знала, что этот угол будет лучше, - крикнула она вслед женщине, которая дала ей пятёрку. Потом уселась на деревянный ящик, поставила на колени свою шляпу и стала пересчитывать деньги. Она всё ещё была занята подсчетом, когда Энди подошел к ней.
Подняв взгляд, Крис тихо вскрикнула. Быстро прикрыв рот рукой, она широко раскрыла от ужаса глаза и отвела взгляд.
- Прости меня, Эрик... Пожалуйста, любовь моя, пожалуйста, прости, умоляю... - когда она снова взглянула на него, извинения сразу же оборвались. Ужас покинул её лицо. Через несколько секунд она даже улыбнулась, но улыбка вышла напряжённой. Она вся тряслась от недавно пережитого страха.
- Энди, я...
- Кто такой Эрик?
- Один старый... я знала его когда-то. Давным-давно, - она словно умоляла его взглядом не выпытывать у неё дальнейшие подробности, но неотступное воспоминание о крови на руках подпитывало его замешательство, разжигая в нём что-то похожее на ярость.
- Кольцо, - сказал он. - Почему я не могу его снять?
- Ах, да, кольцо, - произнесла она. - Ты всё-таки его надел?
- Да, надел. И вы знаете, что произошло после этого, не так ли?
- Эрик, - прошептала она. - Неужели ты никогда не освободишься? И я тоже? - она стала собирать свои вещи и деньги. - Идём. Нам надо куда-нибудь пойти и поговорить обо всём без свидетелей.
Энди вскинул глаза и встретился с её взглядом. Ее голос теперь был совсем другим: звучал он так же, но интонации стали живее, лексика более правильной.
Как будто она поняла, что больше не нужно притворяться.
Энди последовал за ней, они нашли небольшое кафе, где он купил им обоим горячие булочки и чай. Дождавшись, когда она съест свой скудный завтрак, он рассказал ей всё: про лицо, про игру, про задушенных и исчезнувшие у рояля струны, про Сьюзан и о том, как она бросилась к нему, когда он сыграл ей, - всё, что случилось. К концу рассказа он почувствовал, что близок к панике.
- Что ты успел узнать о кольце? - спросила она. - Ты ведь что-то знаешь. Я вижу по твоим глазам.
Он рассказал ей о своём визите к ювелиру и обо всём, что узнал там.
- Кто такая Кристина? Она была вашей прабабушкой или ещё кем?
- Нет. Кристина - это я.
Он недоверчиво уставился на неё.
- Не может этого быть. Тогда бы вам было...
- Ровно сто двадцать восемь лет, да. Поверь в это. Меня зовут Кристина Дааэ, и это именно я исчезла после выступления в Гранд Опера в Париже в 1891 году. Из-за меня множество невинных людей лишились своих жизней. Устройся поудобнее, мой дорогой Энди. Я хочу рассказать тебе одну историю.
Энди откинулся на спинку стула, но расслабиться не смог. Совершенно.
- Оружие, которое было использовано для убийства тех людей, - начала она, - называется пенджабским лассо. Его использовали только самые искусные убийцы в Персии, задолго до того, как эта страна стала называться Ираном. Некоторые приписывают создание этого лассо цыганам, но кто его создал на самом деле, - никому не известно. А вот тот, кто был самым беспощадным из использовавших лассо... он был довольно известен, но не этим.
- Рауль? - спросил Энди.
- Нет, вовсе нет, - она долго и пристально смотрела на него, прежде чем заговорить снова. Что-то вроде ужаса, смешанного с жалостью, читалось на её лице. - Эрик. Но тебе он куда лучше известен под тем именем, которое ему дала история, - "Призрак Оперы".
Энди чувствовал, как сжался у него желудок при воспоминании об ужасном лике смерти в его зеркале.
- Боже мой, я думал, что всё это...
- Выдумки? - сказала она. - Так и было задумано, ибо мсье Леру прекрасно знал, что никто не поверит в такую необычную историю. Но Оперный Призрак, как его называли тогда, действительно существовал. Он родился в небольшой деревушке возле Руана, его родители были простыми, но хорошими людьми: плотник* и его жена. Однако при рождении его лицо и большая часть тела были ужасно деформированы. Отец и мать, решив, что ребенок стал наказанием от Господа, совершенно лишили его родительской любви. Он сбежал из дома в очень юном возрасте и зарабатывал на жизнь, выставляя своё уродство на ярмарках. За это время он научился очень многому. Научился петь, что он и делал, демонстрируя невероятную мощь и красоту своего голоса. Научился использовать пенджабское лассо, благодаря которому он стал настоящим мастером в убийстве. Научился писать прекрасную музыку, вырывающуюся из самой глубины его души. А ещё он изучал искусство проектирования и строительства великолепных дворцов. Он был широко известен, его считали самым творческим и оригинальным умом на континенте. Узнав о его репутации, шахиншах пригласил его в свой дворец в Мазендеране, где начинала скучать непокорная маленькая султанша.
- Таким образом шах и пришёл к тому, чтобы приспособить таланты Эрика для собственного использования. Он поощрял и поддерживал не только музыкальную одарённость Эрика, но и его навыки убийцы. Он даже уговорил Эрика построить несколько "камер пыток" для маленькой султанши, которая развлекалась, медленно убивая впавших в немилость подруг или тех несчастных, что были приговорены к казни несправедливым режимом шаха.
Крис с трудом сглотнула, прежде чем перейти к тому, что явно причиняло ей боль.
- Ты должен понимать, что за это время презрение, которое Эрик испытывал к самому себе и ко всему человечеству, лишь усилилось. Это был юноша, чье сердце могло вместить в себя все мировые империи. Он мог бы предложить миру величайшие музыкальные дары, но все его замечательные таланты были заключены в оболочку настолько отвратительную, что даже самые сильные люди при виде его отшатывались в страхе. Этот человек должен был прогуливаться с королями, танцевать с принцессами и вдохновлять поэтов. А вместо этого он в конечном итоге забился в подвалы вместе с крысами, боясь показать ужасную внешность или обнаружить хоть какую-нибудь способность к человеческой любви. Его можно было бы только пожалеть.
Она снова глубоко вздохнула, смахнула слезу и продолжила свою печальную историю.
- Шах быстро потерял к Эрику интерес и приказал казнить его, но Эрик успел сбежать в Париж, где смастерил себе фальшивое лицо для того, чтобы появляться на людях, и нашёл работу - он помогал строить новое здание Гранд Опера. Во время работы он приспособил для себя несколько помещений в подвалах, где и устроил себе дом. Эти комнаты располагались столь глубоко и были такими тёмными, что даже крысы не осмеливались спускаться так далеко. Он жил там, как собака, многие годы. Как собака. Однако он был человеком. Человеком, живущим в боли, в мучениях. Человеком, который почти сошёл с ума от одиночества, гнева, нерастраченной любви и жажды мести тому миру, который чурался его талантов из-за того, как он выглядит.
- А потом он нашел меня, - она посмотрела на Энди и попыталась улыбнуться, но не смогла. - Он сказал, что мой голос разбудил в нём любовь и романтическую страсть, потому что моё пение обладает истинным величием, хоть я и нуждаюсь в тренировке. Он начал меня обучать. Именно благодаря ему я пою вот так. Но он был влюблён в меня... одержим мною. Опустим детали - это долгая и грязная история. Достаточно сказать лишь то, что в конце концов он понял, что не сможет добиться ответного чувства, и согласился отпустить меня с Раулем - мужчиной, которого я искренне любила. Эрик даже устроил наше исчезновение в ту ночь. Он был очень добр ко мне. Он убил той ночью много людей, чтобы прикрыть наш побег, но все эти зверства были совершены из любви ко мне. Теперь я знаю, что это была настоящая любовь. Самая искренняя, - она указала на кольцо, надетое на палец Энди. - Это кольцо было подарком от него. Он надел его мне на палец и сказал, что наделил его силой, волшебной силой. Эрик втайне проявлял большой интерес к оккультным наукам. Я думаю, что он заключил договор с... чем-то или с кем-то, чтобы его душа была перенесена в это кольцо в случае его смерти.
- Как? - удивился Энди. - Если кольцо было у вас?
- Когда Эрик умер, я вернулась в Париж и надела кольцо на его палец, как он велел мне сделать той ночью, когда я ушла. Потом я выждала одну неделю и наняла гробокопателей выкрасть его тело с нищенского кладбища, чтобы я могла забрать кольцо. И оно действительно, как Эрик и говорил, содержит в себе силы и таланты, которыми когда-то обладал он. Даже отражение его образа. Именно поэтому я отпрянула при виде тебя. Какое-то мгновение ты был им - во всех отношениях.
- А что с Раулем?
- Он умер много лет назад от пьянства. Последние несколько лет нашей с ним жизни были кошмаром - побои и... кое-что похуже. Я не хочу об этом говорить.
Стушевавшись, он указал на кольцо.
- Зачем вы дали его мне? - его голос звучал напряжённо.
- Сперва ты напомнил мне Рауля - когда тот был моложе. Но когда я заглянула в твои глаза, я увидела чистую, добрую и любящую душу - душу, которая очень хотела обладать талантом, но не обладала. Я увидела в твоих глазах одиночество. Ты так сильно заслуживал права обладать этим талантом, как же я могла не дать его тебе? Ты такой добрый, - одинокая слеза скатилась по её щеке.
Энди снова почувствовал, как разрывается грудь от тугого шара внутри.
- Но... эти убийства...
- Я поняла, - сказала она. - Я была уверена, что Эрик передал кольцу только свои музыкальные таланты, свои творческие способности. Теперь я вижу, что в нём живут также и его гнев, его жажда мести, - она протянула руку через стол, собираясь взять кольцо назад. Энди увидел боль и ужас в её глазах. Он прокрутил в уме всё то, что она ему сказала, а потом...
...господи боже...
...а потом он понял. Один взгляд на её лицо всё ему рассказал, и он понял.
- Он каким-то образом обманул вас, да?
- Нет. Это был не обман. Я думаю, в конечном итоге он хотел передать кольцу всё то, что было в нём хорошего, но к тому времени бóльшая часть его души почернела, и он не смог контролировать процесс. Я знаю, каким он был в конце, каким грустным, одиноким и раскаявшимся, и я не могу с лёгкостью поверить, что он передал свои навыки убийцы преднамеренно.
- Я говорю не об этом, - сказал Энди. - Он умер, Рауль умер, а вы - нет. Он обманул вас в...
- Нет, - она прервала его, подняв руку. - Это был мой собственный выбор. Я поняла, что не могу умереть, пока не передам кольцо тому, кто захочет принять его силу. Я просто... не думала, что это займет столько времени.
- Понятно, - сказал Энди. - Вы знаете, я сейчас не могу его снять.
- Только я могу снять это кольцо с твоего пальца.
Он заморгал и глубоко вздохнул.
- Господи, как же я теперь могу вам это позволить?
- С моей стороны было жестоко и глупо давать тебе это кольцо, не зная степени его власти! До тех пор, пока я не встретила тебя и не взглянула тебе в глаза, я никогда не встречала души, достойной музыкального таланта Эрика! Пожалуйста, Энди, ты мне так нравишься, ты должен поверить - если бы я знала, что в кольце заключены его способность и желание убивать, я бы ни за что не дала его тебе.
- Что... что мне теперь делать? - спросил он. - Если я отдам его вам обратно, то вы не сможете умереть, а если я оставлю его... - он замолчал. Продолжать фразу не было нужды. Через некоторое время он смог выдавить из себя. - Это кольцо было причиной того, что Сьюзан...
- Я не знаю, - тихо сказала Кристина. - Возможно, оно просто позволило твоим истинным чувствам выплыть на поверхность, и она ответила на них. А может быть, она попала под чары музыки. Я просто не знаю.
Энди отвернулся и посмотрел в окно. Пары - молодые и старые - шли мимо, держась за руки, смеялись, забывшись в прекрасном легкомыслии любви и романтики. Он попытался представить себя и Сьюзан, когда им будет по шестьдесят пять лет, и они будут проходить мимо окна кафе, держась за руки, а какой-нибудь одинокий с виду молодой человек будет смотреть на них и спрашивать себя: "Буду ли я когда-нибудь так счастлив?"
- Почему всё должно быть именно так? - спросил он. - Почему любовь всегда причиняет боль? Почему не может быть счастья без равной меры страдания? Я никогда не пойму, как люди могут позволять существовать чему-то столь бесполезному и разрушительному, как одиночество. Посмотрите, что оно сделало с вами.
- И с тобой, - сказала она.
Он вытер глаза и встал.
- Как долго я должен его носить?
Кристина в замешательстве нахмурилась.
- Я не... не...
- Пока вы не умрёте? Как долго?
Она с трудом сглотнула. Ее печальные глаза поблескивали в свете полуденного солнца.
- Одну неделю. Столько же, сколько его носил Эрик.
Энди дотянулся до её руки и сжал старческую ладонь.
- Меня не поймают?
- Нет. Это невозможно. Он слишком хорошо знал, как избежать этого, как прятаться. Всё это останется с вами.
Он долго думал, прежде чем заговорить снова.
- Полагаю, это, в некотором смысле, не совсем я, не так ли?
- Да, это Эрик. Но всё равно это не будет...
- ... от этого мне не будет легче, я знаю! - он понизил голос, успокаиваясь. - Извините. Я не собирался так кричать на вас. Я просто не... не уверен.
Он не мог отделаться от мысли: "Убийство".
Эти были убийства. Его руки прошлой ночью лишили жизни четверых, а теперь были прокляты на большее.
Он опустил взгляд на старое печальное лицо Кристины.
Как насчёт её проклятия? Неужели это действительно так плохо - быть бессмертным? Никогда не сталкиваться со страхом смерти?
"Да", - сам собой возник ответ.
Действительно плохо. Влюбляться снова и снова - и смотреть, как твои близкие умирают, пока ты продолжаешь жить. Это немыслимо. Это слишком жестоко.
Но убивать!
Он наблюдал за тем, как официантки обслуживают остальных клиентов. Он отмечал цвет их волос, выражение их глаз, замечал, что некоторые из них носят лейкопластыри - наверняка порезались на кухне, - и задавался вопросом о ценности обыкновенных желаний обыкновенных людей. Стал бы кто-нибудь из них убивать, чтобы заполучить талант, которым другие будут восхищаться и уважать?
Возможно, и стал бы.
А он не мог. Как не мог и позволить Кристине оставаться в таком же положении, как сейчас, - ибо теперь он понимал ту боль, которую она должна была постоянно терпеть, тоску, не отпускавшую её ни на минуту.
Одиночество и его последствия. Всю жизнь можно измерить лишь одиночеством и его последствиями. Почему всё должно быть именно так?
Энди снова посмотрел на официантку. Увидел выражение её лица, лейкопластырь на пальце, усталость.
Решение принято.
- Вы получите то, что хотите, - сказал он.
У Кристины переменилось лицо от внезапно нахлынувшего облегчения. Она притянула его руку к своим губам и поцеловала с таким чувством, какого он никогда прежде не видел.
- Не верю, что я когда-либо любила хоть одного мужчину и вполовину так же сильно, как люблю сейчас тебя, - сказала она. - Ты меня освободил, - она поднялась и нежно прикоснулась рукой к его лицу. - У меня есть к тебе одна последняя просьба.
- Назовите её.
- Однажды во время урока Эрик пел вместе со мной. С тех пор я никогда не пела с такой же страстью и мастерством. Ты же знаешь, что его голос сейчас внутри тебя. Не будешь ли ты... не мог бы ты...
- Почту за честь.
После чего они покинули кафе и вернулись в облюбованный Кристиной угол, где и пели вместе. Энди не знал, откуда к нему приходили слова и ноты, он знал лишь то, что они вдвоём создавали самые восхитительные песни, песни любви и мучений, тоски и триумфа. Между вдохами он чувствовал, как угасают её боль и одиночество.
Может быть, воспоминания об этих минутах будут утешать его позже. Может быть.
Они пели.
А где-то вдалеке ангелы плакали от красоты их пения.
________________________
* Одна любопытная деталь, на которую я не могла не обратить внимания. В романе Леру черным по белому написано, что отец Эрика был каменщиком, строительным подрядчиком. Однако здесь автор делает отца Эрика плотником. "Плотник" по-английски - "carpenter". Не является ли это намёком на фамилию Карпентьер (Carpentier), исконную фамилию семейства де Шаньи?
Отредактировано Мышь_полевая (2012-01-14 15:43:09)