Кэрис, спасибо вам за интересный раздел. Пожалуй, вы правильно сделали, вынеся "Пост мортем" отдельной темой - ведь так её гораздо проще найти. Я, в свою очередь, хочу дополнить тему своим материалом и подборкой фотографий.
Такая домашняя смерть
Среди семейных альбомов появились так называемые "пост-мортем" - "Книги мертвых", посвященные дорогим покойникам.
Сегодня эти фотографии шокируют несравнимо сильнее, чем посмертные маски. Особенно, если на них изображены умершие дети. Очень много детей.
В XIX веке смерть была делом привычным, близким, обыденным. В "допенициллиновую" эпоху высокий уровень смертности вообще, и особенно детской, формировал несколько иное отношение к образу смерти, чем у современного человека.
Для нас домашняя, интимная, приватная смерть гораздо менее привычна, чем людям XIX века. И слава Богу! Тогда, по словам Стивена Кинга, "смерть была рядом. Однажды она просто заходила к вам домой и садилась с вами ужинать..."
Фотографии стоили недешево. Один снимок, по российским ценам того времени, обходился в 10 рублей - огромная сумма. Если люди и могли позволить себе такую роскошь, то в исключительных случаях.
Поэтому часто посмертная фотография была вообще единственной фотографией человека, тем более - младенца, которого просто не успевали сфотографировать при жизни.
Это был прощальный взгляд, прощальный образ любимого существа, который хранили как памятную драгоценность, всавляли в медальон, посылали родственникам...
На снимках XIX века мертвецы тщательно ухожены, помещены в привычную атмосферу и сохраняют максимальное жизнеподобие.
Фотографирование покойников в гробу не было популярным.
Часто можно видеть мертвых в привычной для них одежде, сидящими на стуле или кресле, словно они на минуту задремали или же вовсе не спят. Есть даже стоящие, причем в окружении всей семьи.
Именно это стремление запечатлеть мертвое в виде живого и вызывает наибольший дискомфорт у современного зрителя. Обычные фотографии усопших - на смертном одре, среди цветов, с закрытыми глазами - шокируют меньше.
Некоторые фотографы специализировались исключительно на посмертной съемке. Должность фотографа post mortem существовала при любой уважающей себя похоронной конторе.
P.S: Характерная особенность такого рода искусства - уважение. К смерти и человеческой жизни, к чужому горю, к одному конкретному маленькому человеку, который может уйти навсегда.
В отличие от современных репортажных фотографий, которые прямо-таки кричат о смерти, пост - мортем говорит о ней тихо. Но в этом шепоте заключена огромная сила. Камерность смерти кажется не то чтобы деликатной. Скорее - достойной, благородной.
и - глядящей нам прямо в глаза...
Александр Зелинcкий, "Ужин со смертью", "Секретные материалы 20 века" № 15 (245) `2008.
Фотографии из статьи:
Зачастую младенца не успевали сфотографировать при жизни.
Легендарное фото с близняшками. Мертва стоящая девочка.
Обычные фотографии усопших шокируют меньше.
Отредактировано Ученица Маэстро (2012-02-11 23:18:54)