Я недавно прочитала эту книгу и сделала для сайта обзор.
Эта книга стала второй в моем списке самых омерзительных книг, которые я когда-либо читала. (Первое место в этом списке занимает "Сто лет одиночества" Маркеса).
Тем не менее -- история психопата-коллекционера очень странным образом созвучна Призраку Оперы. Это очень-очень плохой сценарий развития событий, когда Эрик привел Кристину к себе домой. Кристине еще повезло, что ей попался Эрик...
Коллекционер Джона Фаулза
Сообщений 1 страница 28 из 28
Поделиться12011-09-13 11:14:32
Поделиться22011-09-13 11:20:21
Хе-хе. Елена, когда ты мне сказала, что собираешься делать обзор этой книги для сайта, я была просто в шоке.
Я эту книгу читала лет... короче, давно. Но хорошо помню, что закрыла её с таким чувством отвращения, от которого отходила ещё долго. ОЧЕНЬ долго.
И когда ты написала, что у этой книги есть параллели с ПО, я даже глазам не поверила - до того не хотелось вообще эти книги ставить рядом и как-то сопоставлять.
Однако да, когда ты всё это сравнила и на странице написала - оказалось, что книги действительно похожи столь многим, что не задуматься было нельзя.
Вот любопытно, ПОЧЕМУ история Призрака Оперы находит у нас такой отклик и глубокое сочувствие, а история Коллекционера вызывает омерзение и тошноту?
Поделиться32011-09-13 11:28:18
Мышь_полевая, ты несправедлива Некоторые читатели считают книгу шедевральной, усматривают в ней авторское вИдение современного ему английского общества и называют классической литературой.
Вот любопытно, ПОЧЕМУ история Призрака Оперы находит у нас такой отклик и глубокое сочувствие, а история Коллекционера вызывает омерзение и тошноту?
Вот у меня лично персонаж вызывает отвращение, потому что он как вошел в сюжет с определенным багажом, так и вышел из него все с тем же. Он не изменился ни нравственно, ни эмоционально, он сам законсервирован, как его бабочки. Призрак Оперы, если продолжить энтомологическую анологию, - это бабочка, которая вползает в книгу гусеницей, а вылетает из нее бабочкой. Трансформация персонажа налицо.
Поделиться42011-09-13 11:36:22
Ты знаешь, по-моему, дело даже не в том, что Фредерик не изменился. А в том, кем и чем он был изначально. Его чувства к Миранде - это не любовь. Вот как хочешь это назови, но это не любовь. Ему не надо было нормальной человеческой жизни.
Помнишь момент, когда она предлагает ему поиграть и переодевается в бабочку? А он в живой Миранде бабочку узнать не может - потому что его бабочки интересуют только мёртвые. Мне кажется, что если бы Миранда после похищения превратилась в куклу-автомат (сидела бы на диванчике, что-нибудь вышивала и кивала ему в ответ) - он был бы счастлив. Потому что живая девушка - со своим мнением, чувствами и пр. - была ему не нужна. И это просто страшно.
Вот Эрика многие называют психом. Но он не псих. Слегка ненормален, конечно, не спорю, но псих - это как раз Фредерик.
Поделиться52011-09-13 12:22:59
Ну да, Фредерик -- психопат, и в нем нет ничего, что вызывало бы сочувствие. При всей своей асоциальности Эрик вызывает у читателя положительные чувства. Некоторые говорят, что в начале "Коллекционера" Фредерик вызывал у них сочувствие, а мне с самого начала он не понравился, он вызывал чувство гадливости.
И деньги - он не употребил свалившиеся на него деньги на обучение, скажем, или на расширение кругозора, он даже не стал расширять свою коллекцию бабочек. Зацикленность, одержимость чем-то и в реальной жизни отталкивает.
А еще мне кажется, книги, претендующие на звание классической литературы, должны чему-то учить. В "Призраке" есть этот завуалированный урок, а в "Коллекционере" -- нет. Потому что попытку выжить рядом с психопатом я назвать не могу.
Поделиться62011-09-13 12:30:30
На самом деле, если рассматривать "Коллекционера" с точки зрения нашего фэндома, в нём есть один весьма и весьма обучающий момент.
Я говорю о тех случаях, когда наши барышни (и я, кстати, в том числе) кричат, что за Призраком в огонь и воду, что ни за что не выбрали бы Рауля, а остались бы с Призраком и т. п. :sp:
Да, хорошо так говорить, когда мы знаем, с кем имеем дело. Мы прочитали книгу Леру и знаем, что Эрик - это Эрик, что он любит Кристину настолько, что готов пожертвовать собой, что он талантливый и всё такое.
А вот на самом деле, если посмотреть на вопрос с точки зрения Кристины. Вот ты молодая девушка, живёшь спокойно своей жизнью. И вот тебя похищает какой-то тип, которому, видите ли, пришло в голову, что ты ему нужна. Он заточает тебя в подвале, пальцем тебя не трогает, обеспечивает всем необходимым, ведёт с тобой разговоры... Что тебя ждёт впереди? Кто он - Эрик или Фредерик? Можно ли с ним попытаться наладить нормальные отношения - или ты так и сдохнешь в этом подвале, и никто не узнает, где могилка твоя?
На самом деле, это очень страшная ситуация. Никому такой не пожелаешь.
Отредактировано Мышь_полевая (2011-09-13 12:30:47)
Поделиться72011-09-13 12:40:46
А вот на самом деле, если посмотреть на вопрос с точки зрения Кристины.
Да, тоже хотела отметить этот момент. Мы-то знаем, чем дело закончилось у Эрика с Кристиной. А ситуация с подвалом романтизмом на самом деле и не пахнет. Не даром Кристина с собой ножницы брала в ванную комнату. Я и говорю, повезло ей с Эриком.
за Призраком в огонь и воду
А это проистекает опять же из характеристики персонажа))) К нему испытываешь положительные чувства. У кого что, у кого сочувствие, у кого любовь.
Кстати, интересный образ Миранды. Она у меня тоже не вызывает сочувствия, как и Фредерик. Нет, сначала я надеялась, что ее выпустят, или она сбежит, потом надеялась, что она хотя бы оглушит Фредерика, когда бралась за топор, а потом все равно убежит. Это была жалость, но не сочувствие. Кристина у меня тоже вызывает противоречивые эмоции.
Поделиться82011-09-13 15:35:55
Неужели настолько ужасная книга?
Удивительно, но вчера заказала её через интернет.Теперь жду.
Когда прочитаю, обязательно напишу, что думаю про неё. :sp:
Но не думаю, что она меня испугает... :sp:
Поделиться92011-09-13 17:59:51
Dancer in the Dark, нет, книгу вряд ли можно назвать ужасной. Она не пугает, нет. Тут что-то другое. Скорее, вызывает отвращение и ужас где-то на глубинном уровне - когда ты начинаешь понимать, что ты сам как человек, весь твой богатый внутренний мир, жизненные ценности, взгляды и прочее - всё это не имеет совершенно никакого значения... Когда ты попадаешь в руки такого человека, как Фредерик. Между прочим, самого обыкновенного человека, каких вокруг тысячи.
Поделиться102011-09-13 19:46:22
Всё-таки, "Коллекционер" с "Призраком оперы" схожи чисто внешне, ситуационно. Начинка у обоих героев совершенно различна.
А вот на самом деле, если посмотреть на вопрос с точки зрения Кристины. Вот ты молодая девушка, живёшь спокойно своей жизнью. И вот тебя похищает какой-то тип, которому, видите ли, пришло в голову, что ты ему нужна. Он заточает тебя в подвале, пальцем тебя не трогает, обеспечивает всем необходимым, ведёт с тобой разговоры... Что тебя ждёт впереди? Кто он - Эрик или Фредерик? Можно ли с ним попытаться наладить нормальные отношения - или ты так и сдохнешь в этом подвале, и никто не узнает, где могилка твоя?
ППКС! Хорошо нам рассуждать, за компьютером сидючи. В спокойной обстановке.
Поделиться112011-09-13 20:22:23
Хех... Мне когда-то "Коллекционер" сильно подпортил восприятие ПО.
Прочитала его, а может через месяц - Леру. Да ещё в одной книжной серии... Так что, когда Кристина оказалась в подвале, я уже сидела со злобным видом... ууу опять маньяк! )))
Но вот что ещё тогда бросилось в глаза... Эрик... его музыка, голос, Кристина раскрывалась с ним. У Леру ведь он гений, и он мог многому научить, пытался приблизить её к своему уровню, а Фредерик... Это как большое болото, которое затягивает в себя совершенно всё. И ему не нужна ни красота, ни талант Миранды. Он всё душит.
Вот точно, кукла -автомат самое то для него.
Отредактировано Deydra (2011-09-13 20:29:23)
Поделиться122011-09-13 20:49:14
[span style='color:antiquewhite']Эта книга стала второй в моем списке самых омерзительных книг, которые я когда-либо читала. (Первое место в этом списке занимает "Сто лет одиночества" Маркеса).
ДА!ДА!ДА! И туда же еще "Невыносимую легкость бытия" Кундеры.)))[/span]
Отредактировано Vika SP (2011-09-13 20:50:21)
Поделиться132011-09-14 08:29:54
Deydra,
Эрик... его музыка, голос, Кристина раскрывалась с ним. У Леру ведь он гений, и он мог многому научить, пытался приблизить её к своему уровню, а Фредерик... Это как большое болото
Я согласна, и это опять же говорит о том, что персонажи развиваются.
Мышь_полевая,
Скорее, вызывает отвращение и ужас где-то на глубинном уровне - когда ты начинаешь понимать, что ты сам как человек, весь твой богатый внутренний мир, жизненные ценности, взгляды и прочее - всё это не имеет совершенно никакого значения... Когда ты попадаешь в руки такого человека, как Фредерик.
И еще более мерзкое ощущение, когда понимаешь, что не застрахован от этого болота.
Может быть, эта книга - предупреждение от превращения в болото самого себя?
Поделиться142011-09-14 10:46:02
Предупреждение - думаю, вряд ли.
Те, у кого есть склонность превратиться именно в такое болото, каким является Фредерик, такую книгу читать не будут. А даже если случайно и прочитают, извлекут из неё совсем другой урок. Руководство к действию. :sp:
Я, если честно, вообще не знаю, зачем Фаулз написал эту книгу. Я-то за неё схватилась после "Волхва", "Червя" и "Женщины французского лейтенанта". Думала, меня ожидает интересное и увлекательное интеллектуальное чтение... А в результате чуть не вывернуло.
Отредактировано Мышь_полевая (2011-09-14 10:46:39)
Поделиться152011-09-14 11:25:07
Мышь_полевая, а у меня это первая и пока единственная книга Фаулза. И я _боюсь_ браться за что-то другое, потому что "осадочек остался".
Я, если честно, вообще не знаю, зачем Фаулз написал эту книгу.
Сублимировал?
Я вот думаю, насколько же Фредерик получился отталкивающим персонажем. Даже Лектер из "Молчания ягнят" вызывает больше симпатии. С очень большими оговорками.
Поделиться162011-09-14 13:43:34
Читала когда-то Фаулза "Башню из черного дерева", нюансов уже не помню, но впечатление в целом было очень положительное. Уже хотя бы то, что я не забыла этот роман. А с "Коллекционером"- заинтересовали.
А я, кстати, Лен, почему-то считала, что ты поклонница Маркеса. К стыду своему, "Сто лет", я так и не дочитала до конца. В свое время, мне давали ее на 3 дня (была очередь), и я не успела, а недавно решила перечитать, осилила только половину, хотя подруга моя от нее в диком восторге. Мне же "Осень патриарха" и "Хроника объявленной смерти" понравились как-то больше.
Отредактировано Iris (2011-09-14 14:13:08)
Поделиться172011-09-14 14:28:00
Я вот думаю, насколько же Фредерик получился отталкивающим персонажем. Даже Лектер из "Молчания ягнят" вызывает больше симпатии. С очень большими оговорками.
Я вот снова тут не могу не сравнить с Эриком. Леру так старался его расписать самыми невероятными красками, чтобы он вызывал и восторг, и настоящий ужас. Получился действительно "человек неба и земли", в котором сочетаются крайние противоположности. Он убийца, шантажист, в прошлом палач персидского шаха, он строит камеру пыток, топит людей в озере с помощью Сирены, спокойно вешает болтливого рабочего, он пытает главных героев, бьётся в истерике... В конце концов, он невероятно страшен - о его уродстве мы уже говорили немало.
Другое дело Фредерик. Он - обычный. Совершенно обычный мелкий клерк, имеющий среднее образование, ограниченный кругозор, любимое хобби... Серая мышка, каких вокруг тысячи, миллионы. Они здесь и рядом. И вот этот середнячок вызывает куда больший ужас и отвращение, чем невероятный Эрик. А тот, как ни странно, вызывает сочувствие и даже симпатию. Загадка.
Отредактировано Мышь_полевая (2011-09-14 14:30:06)
Поделиться182011-09-14 18:30:02
Эрик, имхо, вызывает сочувствие не только и не столько потому что гений, а потому что а) в его любовь веришь (в основном по концовке), б) он хочет измениться, стремиться "из тьмы к свету". А подобное стремление топит слабые женские сердца. Ну, и потому что гений, конечно. Яркий, необычный, страдающий. Как такого не обогреть, не приголубить?
Поделиться192011-09-14 18:33:13
Вы все меня так смутили.Даже не знаю чего ожидать от прочтения.Но мне почему то кажется, что отрицательных эмоций у меня не возникнет...Ладно, я этим летом "Парфюмера" прочитала, и не просто прочитала, а с удовольствием проглотила, так что думаю, и это мне по плечу..Нууу, я надеюсь
Поделиться202011-09-14 20:17:25
Кстати, да, встречала нередко в сети сравнение Коллекционера и Парфюмера, но не в плане персонажей, а в плане притягивающей к себе омерзительности.
И вот этот середнячок вызывает куда больший ужас и отвращение, чем невероятный Эрик.
Да! Может быть, потому что середнячков как раз и полно, и ты среди них, и боишься, как бы самой не стать середнячком, или уже даже стала, просто что-то из себя строишь, а на деле такая же, как Фредерик... Вот это пугает, да.
Поделиться212011-09-18 22:05:24
Полным-полно книг, в которых безумный влюблённый похищает свою любимую и держит взаперти. И во всех этих книгах можно найти кучу схожестей с "Призраком оперы". Я уверена, что когда Фаулз писал "Коллекционера" он о книге Леру даже не думал (а может и вообще её не читал никогда)
Поделиться222011-09-19 03:47:30
Эмн... Екатерина, вы уверены? Я вот с ходу ни одной не могу припомнить - чтобы именно такой сюжетный поворот и такое сходство с "ПО" было.
Может, конкретные примеры приведете?
Я надеюсь, вы сейчас говорите не о любовных романах, которым у Елены на сайте целый раздел посвящен?
Кроме того, никто и не утверждает, что Фаулз взял за основу сюжета "ПО". Просто в книгах действительно оказалось настолько много общего, что сравнение невольно возникает. И больше всего любопытно то, почему при всей схожести ситуаций обеих книг герои вызывают настолько противоположные чувства.
Отредактировано Мышь_полевая (2011-09-19 10:17:35)
Поделиться232011-09-19 08:12:28
Я прямо заинтригована. Сходу тоже ничего не могу вспомнить на тему похищения. Буду признательна за имена, явки, пароли названия. Может быть, пригодится для сайта.
Поделиться242011-09-21 17:25:08
Давным-давно придумали люди концепцию: полюбил Кощей Василису-прекрасную, похитил с целью заставить её полюбить себя, а жених-царевич Василису спасает. И теперь все кто хочет этой концепцией пользуются и пишут не только любовные романы (спасибо вам, Елена за прекрасную подборку, эти книги действительно как будто списаны с "Призрака"), но это не значит что писатели плагиатят у сказок и у друг у друга (хотя такое тоже бывает). Гастон Леру главным в своей книге сделал внешнее уродство персонажа, вложил в неё свой смысл этим "Призрак оперы" и уникален. Фаулз же написал совершенно другую книгу, все сходства, которые нашла Елена это в основном сходства в мелочах, они очень спорны и поэтому являются простыми совпадениями. Его "Коллекционер" тоже уникален. Персонажи этих книг вызывают разные чувства, потому что Эрик был монстром с душой ангела :cray: Он похитил Кристину, потому что не мог другим способом влюбить её в себя и к тому же до того как она сняла с него маску Эрик не держал её взаперти. Клегг же обладал нормальной человеческой внешностью и Миранда могла его полюбить, если бы он не вёл себя с ней как сволота.
Примеры схожих сюжетов приведу самые знаменитые: произведение Лермонтова "Герой нашего времени" (Белла) и фильм "Кавказская пленница"
Отредактировано Екатерина (2011-09-21 17:27:21)
Поделиться252011-09-21 23:13:35
Ну, с Печориным история совсем другая. Печорин девушке сразу понравился, что она ему и дала понять, проявив вовсе не характерную для кавказской женщины прыть. Именно это и дало повод Печорину ее похитить: он ведь ее не любил, а просто надеялся, что искренность ее чувства излечит его от смертельной тоски.
С Василисой и прочими древними и средневековыми сюжетами история совсем иная, чем с Фаулзом и Леру. В те еще времена женщина считалась такой же добычей, как драгоцености, деньги или оружие. Победитель брал трофей - и все. В новое время мужики прибегают к похищению, когда не уверены, что женщина пошла бы с ними добровольно - или, как в случае с Бэлой, исключался законный брак.Т.е. только в новое время похищение женщины, собственно, и можно называть насилием. Ибо к неодушевленным предметам оно не применяется.
Отредактировано Donna (2011-09-21 23:14:51)
Поделиться262011-09-22 10:26:00
Екатерина, увы, мне примеры не кажутся убедительными. Во всяком случае, они не содержат
И во всех этих книгах можно найти кучу схожестей с "Призраком оперы".
Разумеется, все схожие элементы у Фаулза и Леру случайны, но их количество позволяет говорить о книге в контексте фандома.
Согласна с Донной,
Т.е. только в новое время похищение женщины, собственно, и можно называть насилием. Ибо к неодушевленным предметам оно не применяется.
Хотелось бы услышать еще варианты с книгами, где
Полным-полно книг, в которых безумный влюблённый похищает свою любимую и держит взаперти.
Поделиться272011-09-22 13:39:31
Донна, кроме того Илиада тоже про похищение женщины. Елена – ведь была трофеем, который Афродита пообещала Парису. А еще есть старая немецкая сказка про Рюбецаля, духа горы который похитил девушку, в которую влюбился, но девицу освободил влюбленный в ней юноша….
У меня "Коллекционер" в одном ряду с рассказом "В доме врага моего" Чарльза де Линт.
Кстати, есть фильм - "Исчезновение Элис Крид". Он конечно очень далек от темы ПО. Но очень хороший.
Поделиться282011-10-19 12:39:18
Не так давно дочитала и хочу выразить свое мнение.
Конечно, последняя часть не вызывает положительных эмоций, только отвращение.В особенности, когда Фредерик решил,что похитит ещё одну девушку.В лучших законах фильмов ужасов.
Но если не говорить о противных вещах.Книга мне понравилась,в особенности 2 часть, где дневник Миранды.Её любовь-не любовь к Чарльзу, её размышления, надежды. Возможно, одна из основных мыслей книги заключается именно в этой части. Отношение самого Фаулза к людям,к любви, к чести и т.д.
Конечно, Фредерик-монстр, его мыслти,характер ужасны, и,лично у меня,кроме отвращения ничего не вызывают,хотя, как понимаю, Миранде иногда было его жаль. Но его поведение и отношения с девушкой тоже интересны.
Противно то, что для него она, как бабочка.Запер её в комнате(как в банке) и любуется, просто нравится, что Миранда его. И это тоже пугает.
И я не могла провести ни одной паралели с ПО.Имхо, бред, если он её запер в подвале, то есть сходство с призраком оперы. Во-первых, характеры различаются(ну, ясен перец), да и условия держания в подвале совершенно другие.Эрик её не запирал, в отличие от Фредерика, наоборот хотел что бы Кристина поняла его.А Фредерику это не нужно, нужна ему лишь кукла.Опять таки, конец "Коллекционера", Миранда умирает от болезни, а ему не хочется ехать за врачом, потому что он не хочет её оставлять(это он четко говорит) и все ещё боится что она сбежит(конечно, убежит, температура 38, её мутит, а она убежит, молодец, Фредерик, какой же ты "догадливый").
То что он запер её в подвале не дает возможности сравнивать "Призрака Оперы" и "Коллекционера".Две совершенно разные книги.Совершенно разные персонажи и их характеры.Совершенно разные истории.Имхо.
Отредактировано Dancer in the Dark (2011-10-27 16:58:36)