Как я погляжу, никому не понравилась "Черная Венера" , а, между тем, я поместила ее не случайно, с целью подчеркнуть тот факт, что дамы полусвета были разными и по-разному складывались их судьбы - не всегда празднично и блестяще.
***
Графиня Луиза Мерси-д'Аржанто (1837 – 1890 гг.), урожденная княжна де Рике де Караман-Шиме (Marie-Clotilde-Elisabeth Louise de Riquet, comtesse de Mercy-Argenteau)
От Наполеона до Цезаря
- Я бы так озаглавила историю жизни этой женщины, подобную лихо закрученному авантюрному роману.
Но начнем мы, пожалуй, с ее бабули.
Луиза Мерси-д'Аржанто была внучкой Терезы Тальен – при рождении испанской графини Терезы Кабаррюс, одной из самых знаменитых красавиц времен Французской революции, и, в особенности, времен Директории.
Уже в 14 лет пылкая красавица-Тереза стала женой французского маркиза де Фонтене и заблистала при дворе Марии-Антуанетты.
Во времена революции она развелась с мужем-эмигрантом и обратилась к конвенту с петицией о правах женщин. Позже, в период террора, Тереза Карабюс оказалась в тюрьме, как бывшая жена аристократа и, дожидаясь казни, подружилась там с пребывавшей в столь же отчаянном положении виконтессой Жозефиной Богарне.
Еще до заточения мадам Кабаррюс близко познакомилась с комиссаром Конвента Жаном-Ламбером Тальеном. Именно ему направила она из тюрьмы знаменитую записку:
«Je meurs d’appartenir à un lâche» - «Я умираю оттого, что принадлежу трусу».
Послание побудило Тальена принять активное участие в перевороте 9 термидора, в ходе которого Робеспьер был свергнут и погиб, а террор прекратился. Тереза вышла на свободу, вскоре после этого Тальен помог освободиться и Жозефине Богарне. Благодаря своему влиянию Тареза Кабаррюс, ставшая мадам Тальен, смогла освободить многих других заключенных. За это воздействие на любовника, повлиявшего на исторические события и смену режима, ее и прозвали «Богоматерью Термидора».
Тереза Кабаррюс в тюрьме
Известна легенда о посещении обеими подругами салона знаменитой гадалки Марии Ленорман. Гадая на картах Таро, Ленорман предсказала Жозефине Богарне – на тот момент менее успешной, менее богатой и, что греха таить, менее красивой, чем мадам Тальен, – скорое замужество и благодаря нему достижение высочайшего положения в обществе — титул императрицы, а самой Терезе – всего лишь титул княгини.
(Когда ПО в книге Леру дурачит старушку-консьержку по поводу блестящего будущего дочери, он имеет в виду именно эту общеизвестную историю!)
Во времена Директории Тереза Тальен сделалась одной из виднейших фигур парижской общественной жизни. Её салон стал знаменитым, и она была одним из зачинателей неогреческого стиля женской одежды. Возглавляла merveilleuses — причудниц и законодательниц моды.
Тереза была роскошной женщиной с пышными античными формами, которые не стеснялась обнажать перед художниками. У нее были бархатистые черные волосы, коротко остриженные и завитые на концах. Она носила простое платье из индийского муслина, собранное в складки по античному образцу и застегнутое на плече камеей. Камеями был украшен и пояс, рукав над локтем заканчивался золотым браслетом.
Не любя своего мужа Тальена, Тереза терпела его только, пока он был в силе. Когда во время Директории его значение стало сильно падать, а с переворотом 18 брюмера свелось к нулю, Тереза порвала с ним, в 1803 г. добилась развода.
После короткого флирта с Наполеоном она обратилась сначала к Полю Баррасу, еще одному мужчине Жозефины Богарне, затем к миллионеру и банкиру императора Уврару, которому она родила 4 детей. Наконец, в поисках респектабельности, 22 августа 1805 она вышла замуж за Франсуа-Жозефа-Филиппа де Рике, графа Караман, 16-го принца Шиме, которому она тоже подарила троих детей (еще у этой плодовитой во всех смыслах женщины был сын он первого мужа-маркиза и дочь от Тальена - всего 9 детей).
Остаток своей жизни она провела в Париже, затем во владениях Шиме.
Луиза Мерси д'Аржанто была дочерью второго сына Терезы от князя Караман-Шиме.
Ее брак с графом де Мерси-Аржанто, заключенный в 1860 году, как и брак ее бабки с маркизом де Фонтене, был не более, чем «браком приличия», в котором оба супруга жили свободно.
Как и Тереза, Луиза имела любовником богатейшего банкира своего времени – Оппенгейма. Однако после, в отличие от бабули, внучке удалось заполучить в любовники и самого императора - Наполеона III.
Это произошло в сентябре 1867 года.
В большом зале дворца в Компьене устраивались живые картины.После показа картины «Встреча Юдифи и Олоферна», не лишенной пикантности, занавес упал. Император стал пробираться к кулисам. Его глаза блестели. Подойдя к графине де Мерси-Аржанто, смело сыгравшей почти обнаженную Юдифь, он сказал:
— Мадам, это было восхитительно!
Затем, не обращая внимания на свидетелей этой беседы, громко добавил:
— Вы прелестны… Почему от нас так долго скрывали такое сокровище?
Мадам де Мерси-Аржанто приходилась внучкой мадам Тальен. Она обладала завидным хладнокровием и не терялась в любой ситуации.
— Сир, — ответила она, — если вы нашли сокровище, то оно принадлежит Вашему Величеству.
Простота, с которой она преподнесла себя императору, понравилась Наполеону III. На следующий день герцог де Персиньи отправился в только что купленный графом де Мерси-Аржанто дом.
Он хотел видеть графиню. Луиза, ждавшая посланника от императора, сразу же приняла его.
— Мадам, — сказал Персиньи, — Его Величеству было бы угодно встретиться с вами наедине. Естественно, все должно держаться в секрете. Совершенно случайно ваш муж выбрал дом, который соединен подземным переходом с дворцом.
Казалось, графиня была удивлена:
— Подземным переходом? И где же он?
— Не могли бы вы проводить меня в ваш будуар?
Луиза тотчас же поднялась.
— Пойдемте!
Когда они оказались в маленькой комнате, стены которой были обиты розовой материей, Персиньи указал на размытое пятно на панели.
— Соблаговолите притронуться к этому пятну.
Луиза выполнила его указание, часть стены бесшумно отодвинулась, открывая лестницу.
У самого проема на дощечке стоял подсвечник со стеклянным колпаком.
— Вы позволите зажечь свечу? — спросил Персиньи.
Графине казалось, что она грезит.
— Зажгите, — прошептала она.
Она вглядывалась в проем. Длинная лента красного бархата образовывала бордюр с двух сторон от лестницы. Этот тайный ход, должно быть, был прорыт по приказу жившей в этом доме мадам де Помпадур, и им пользовался император, когда при помощи Персиньи готовил переворот.
Герцог зажег свечу.
— Следуйте за мной, мадам!
Они стали спускаться по лестнице. Мадам де Мерси-Аржанто пришлось пригнуться, так как она была высокого роста. Спустившись на несколько ступенек, они оказались в коридоре. Примерно в двадцати метрах, на другом конце коридора, находилась другая лестница.
Персиньи, который шел впереди Луизы, нажал на какую-то кнопку.
Открылась дверь.
— Сюда, пожалуйста.
Графиня на цыпочках прошла за ним.
— Где мы?
— В ризнице. Здесь вас будет ждать император.
Мысль о том, что любовные игры будут происходить в ризнице, позабавила мадам де Мерси-Аржанто. Тем более что аскетичная обстановка этой комнаты состояла лишь из стола, покрашенного в черный цвет, стула, старого аналоя, вешалки, на которой болтался выцветший стихарь, и двух медных канделябров.
— Его Величество приказал привести комнату в порядок. Он будет здесь сегодня вечером, в шесть часов.
В назначенное время графиня пробралась в ризницу и с удовольствием убедилась, что Персиньи не солгал ей. Расшатанная жалкая мебель и предметы культа исчезли, а вместо них появился ковер, два удобных кресла, круглый столик и широкое канапе.
— Мне хотелось бы почаще встречаться с вами, — сказал император графине после первого свидания. — Но императрица ужасно ревнива, поэтому нам нужно договориться о каком-нибудь условном знаке, чтобы назначать свидания. Каждый день после полудня вы будете ездить гулять в Булонский лес. Если вы встретите герцога де Персиньи с фиалками в петлице, то это будет означать, что в тот же день в шесть часов я жду вас здесь…
Луизе понравилось предложение императора, и каждый день она проводила некоторое время на берегу озера.
Ровно в три часа дня на черной лошади появлялся герцог де Персиньи. Если в его петлице красовались фиалки, графиня спешно возвращалась домой, принимала душистую ванну и готовилась к встрече с императором.
В отличие от других избранниц Наполеона III (и в полном соответствии с семейными традициями) Луизу де Мерси-Аржанто не удовлетворяла пассивная роль любовницы - как и бабушка, она любила не только мужчин, но и политические интриги. Она попыталась уговорить императора отстранить императрицу Евгению от участия в государственных делах и сблизиться с либеральным политиком Эмилем Оливье.
Спустя несколько лет, когда Наполеон III попал в плен под Седаном, графиня навестила его в прусском плену и взяла на себя миссию по переговорам с Бисмарком о смягчении условий перемирия.
Она знала, что нравится Бисмарку, и решила снова сыграть роль Юдифи – на этот раз в реальной жизни.
Однако Отто фон Бисмарка - в отличие от Наполеона III – голой, пардон, грудью, было не взять, «Железный канцлер» не поддавался на подобные провокации, и графине не удалось пожертвовать собой на благо Франции.
Миссия ее успеха не имела: условия перемирия не были смягчены. С тех пор Луиза проводила с мужем в Париже лишь несколько месяцев, живя остальное время тихо и уединенно в замке Аржанто в Бельгии, в 14 верстах от Льежа (Люттиха) на высоком берегу Лиёзы.
Это история авантюристки, но была и другая страсть у этой поразительной женщины – графиня не только любила мужчин и политику – она страстно любила музыку.
Прекрасное образование и артистическая среда в замке Шимэ, где часто бывали Леонард, Серве, Обер, развили в ней вкус и любовь к музыке. Ее салон посещали композиторы Сен-Санс, Гуно, Лист, Антон Рубинштейн.
Ученица знаменитого австрийского пианиста Сигизмунда Тальберга, Мерси-Аржанто прекрасно играла на фортепиано.
В 1882 году она познакомилась с музыкой «новой русской школы», начала переписываться с ее виднейшим представителем - композитором, музыкальным критиком, членом "Могучей кучки" Цезарем Антоновичем Кюи (1835 - 1918 гг.).
За 9 лет они написали друг другу более 3 000 писем, причем графиня овладела русским языком настолько хорошо, что перевела на французский тексты опер Кюи («Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф» и «Анджело»), Римского-Корсакова («Псковитянка» и «Снегурочка»), многих романсов композиторов «Новой русской школы» и т.д.
Замечу здесь, что и сам Цезарь Кюи был личностью не менее разносторонней, чем его подруга – чего стоит хотя бы тот факт, что он был на самом деле военным инженером, генералом, автором капитальных научных трудов по фортификации (русские композиторы, как и литераторы, обычно служили и имели весьма далекие от изящных искусств специальности).
В 1885 году в Льеже ею был организован публичный концерт, в котором прозвучали произведения Даргомыжского, Балакирева, Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, а также молодых композиторов - Лядова и Глазунова. Это был первый в Бельгии концерт, программа которого целиком состояла из русской музыки. Успех концерта превзошел самые смелые ожидания, он сторицей окупил все тревоги Мерси-Аржанто. Всего за три года в различных городах Бельгии и Голландии она организовала двенадцать русских концертов.
В декабре 1885 года благодаря Мерси-Аржанто в Льеже состоялась премьера «Кавказского пленника» Кюи — первой русской оперы, поставленной в Бельгии. Это был оперный дебют «Новой русской школы» за рубежом, кстати, весьма успешный.
В лице Луизы Цезарь Антонович нашел преданнейшего друга и прекрасную, умную помощницу. Кюи часто посещал Мерси-Аржанто в семейном замке, который был перестроен из остатков значительно более древнего сооружения, разрушенного еще во время Людовика XIV. В гармонии с окружающей природой Кюи как-то сам собой успокаивался, подчиняясь ее чарующей и вместе с тем властной красоте.
В замке Аржанто Кюи создал целый ряд своих значительных произведений сюита «В Аржанто» замечательный вокальный цикл на стихи Ж. Ришпена, струнный квартет, две оркестровые сюиты и, наконец, самое крупное сочинение этого периода — опера «Le Flibustier» - «Флибустьер».
В том же году в Париже в издательстве Фишбахера вышла на французском языке книга Мерси-Аржанто «Цезарь Кюи. Критические записки». Это была первая и до сих пор единственная обстоятельная монография о творчестве Кюи и своего рода подарок композитору перед закатом ее жизни, вызванной болезнью.
В октябре 1889 года она тяжело заболела (у нее обнаружили рак, последней стадии). Мерси-Аржанто скончалась 27 октября 1890 года в Петербурге: сюда ее привез Цезарь Антонович, совершенно больную и обессиленную, из Бельгии. Кюи был настолько потрясен безвременной потерей верного друга, что в течение долгого времени совсем не мог сочинять. Луиза была, по его признанию, величайшим счастьем, а теперь величайшим несчастьем его жизни.
Что стояло за этим – скорбь друга или любовника – можно только догадываться.
В 1894 году, уже после смерти графини, опера Кюи «Флибустьер», посвященная ей, была поставлена в Париже на сцене «Опера Комик».
И.Репин. Портрет пианистки графини Луизы Мерси д'Аржанто
Портрет написан, когда Луиза де Мерси-Аржанто уже была смертельно больна.
И.Репин. Ц.А.Кюи
PS Мне так жаль, что перерыв Интернет, я не обнаружила ни одного портрета молодой Луизы .
Я нашла только портрет ее родственницы, еще одной княжны из рода Караман-Шиме, которая, в силу сложившейся семейной традиции ... покровительствовала сезонам русского балета в Париже, организованным Дягилевым.
Мари Жозефина Анатоль Луиза Элизабет де Рике де Караман-Шиме, графиня Греффюль
Филип Ласло. Графиня Греффюль *
___________________________________________________________________________________________
* Разобралась в генеалогии - это внучатая племянница Луизы де Мерси-Аржанто.
Отредактировано Hell (2012-03-06 11:04:40)