Когда я впервые увидел Её, мне было шесть. Моё детство нельзя было назвать светлым и беззаботным. Я был притчей во языцех небольшой деревушки, бастардом, постоянно слышавшим смешки за спиной. Ко мне часто задирались соседские мальчишки, и у меня не было другого заступника, кроме собственных кулаков. Моим опекунам я был нужен лишь постольку, поскольку им платили за моё воспитание. Но я рос смышлёным и бойким и быстро научился извлекать массу преимуществ из своего положения. Раз моим попечителям не было до меня дела, то я был часто предоставлен сам себе и почти всегда мог делать то, что мне вздумается. Я рано пошёл в школу и тогда же начал отрабатывать свой кусок хлеба. Впрочем, мне перепадало и на карманные расходы. Я приучился смотреть на бездельничавших моих сверстников как на малышей, недостойных моего внимания. Мне казалось, что я уже почти взрослый. Но в глубине души я ещё оставался ребёнком – ребёнком, различавшим диковинных зверей в очертаниях облаков, узорах обоев, трещинах на стене. Ребёнком, верящим в чудо. Тогда-то всё и произошло.
У садовника, которому я приходил помогать после уроков, был неизлечимо болен старик отец. Рак пожирал его живьём. Из дома до меня часто доносились стоны, а порой и крики невыносимой боли. Из обмолвок взрослых я знал, что несчастный мечтал лишь об одном – чтобы к нему как можно скорее «пришла смерть». Когда я слышал эти разговоры, Смерть представлялась мне живым существом, и я не знаю даже, чего было больше во мне тогда: ужаса или любопытства. Я изводился желанием увидеть её, когда, наконец, она придёт к старику. Я так боялся пропустить её появление, что под любым предлогом задерживался в саду дотемна. Но почему-то она не спешила.
- А на что похожа Смерть? – спросил я как-то учителя после занятий.
Он нахмурился и пробормотал, что мне рано ещё знать такие вещи, но потом всё же открыл старинную книгу и показал мне гравюру, изображавшую жуткий скелет с косой. Эта картинка слегка охладила мой пыл, но ненадолго. Я решил, что раз я уже большой мальчик, работник, то не должен бояться каких-то там костлявых старух. И однажды, когда мой осунувшийся наставник обронил ещё незнакомое мне тогда слово «агония», я догадался, что ждать мне теперь осталось уже недолго.
Садовник отправил меня пораньше домой, но едва стемнело, как я снова пробрался в сад. На моё счастье, окно в комнате умирающего было тускло освещено и даже открыто – днём в нём всегда были наглухо задёрнуты шторы, несчастного раздражал и яркий свет, и любые громкие звуки. Я бесшумно вскарабкался на яблоню и уселся на толстом суку так, чтобы видеть всё, что может случиться в комнате. Больной уже не кричал, а лишь изредка сипел что-то еле слышным, изменившимся голосом. Жена садовника время от времени осторожно смачивала его губы, ибо пить из кружки он уже не мог. Сам садовник, совершенно измученный, крепко спал в кресле в дальнем углу.
Так шёл час за часом, но ничего не происходило. Ждать было скучно и утомительно, но я изо всех сил старался не сомкнуть глаз. Я был уверен, что если только усну, то обязательно пропущу приход Смерти, как мои сверстники пропускали появление Рождественского Деда. В Деда я уже не верил, так как он никогда не приходил ко мне, но мне почему-то нестерпимо хотелось, чтобы Смерть оказалась явью, а не сказкой.
Наконец, и жену садовника сморил сон. Я осторожно спустился с дерева и подошёл к окну. Было настолько тихо, что я различил слабеющее дыхание старика. Мне стало жутко, но, поколебавшись, я решил всё-таки забраться в комнату и ждать Смерть там, чтобы она не смогла пройти мимо меня. Тогда-то уж я её точно не пропущу! Стараясь не смотреть на кровать, я перелез через подоконник, выбрал себе такое местечко, чтобы не встречаться глазами с умирающим, уселся поудобнее на полу, обхватил руками коленки и начал ждать. Время тянулось медленно, и я то и дело крепко сжимал кулаки – так, чтобы неровно обкусанные ногти вонзались в кожу, и боль не давала мне задремать. Внезапно мне пришла в голову мысль, что если Смерть меня заметит, то может умертвить и меня. «Ну и ладно! – заключил я, унимая дрожь от этой мысли. – Говорят, что все хорошие дети попадают в рай. Я, конечно, не самый хороший мальчик, но и не самый плохой. Может, и я туда попаду. В раю, наверное, славно…»
Я совсем было замечтался о рае и о том, какими необыкновенно вкусными должны быть там яблоки и виноград, когда вдруг услышал, как давно уже молчавший старик очень тихо, но отчётливо произнёс:
- Красивая… Какая красивая! И молодая.
«Дождался!» Я едва не подскочил на месте, и тотчас осознал, что в комнате, кроме нас четверых, находилось ещё одно существо. Сначала в полумраке возле двери я различил лишь смутные очертания высокой фигуры, закутанной в плащ. Но вот она вышла на свет, и то, что я разглядел, оказалось совершенно непохожим на то, что мне показал учитель. Передо мной стояла женщина с роскошными длинными волосами, укрывавшими её плечи, словно вторым плащом. В них перемежались тёмные и светлые, словно бы седые пряди, но мне почему-то это показалось не жалким, а очень красивым. Её лицо было бледно, но не человеческой, а какой-то призрачной голубоватой бледностью, поэтому особенно выразительно на нём смотрелись чёрные изломанные брови и глубокие печальные глаза. Она была редкостно хороша собой и держалась с не виденным мной прежде горделивым достоинством, словно сказочная королева. Он внимательно посмотрела на старика, а затем неожиданно для меня молча низко поклонилась, изящно взмахнув плащом, словно желая представиться. Под взметнувшейся на мгновение полой я успел разглядеть высокие ботфорты и богато отделанный мужской костюм такого покроя, который не носил никто из знакомых мне взрослых. Не произнося ни слова, она сделала широкий шаг вперёд и очень медленно склонилась над умирающим.
«Что она сейчас будет делать? – подумал я. – Как заберёт у него жизнь?»
Почему-то с тех пор, как она появилась в комнате, мне больше не было страшно. Я даже и не вспоминал о том, что рядом с нами утомлённо спало ещё двое людей. Я видел только Её. Я уже немного умел писать и слышал от учителя, что некоторые особенно дорогие для нас слова следует писать с большой буквы, и сразу почувствовал, что она – это Она, самая необыкновенная женщина, с которой не сравнится больше никто в целом свете.
Я ожидал чего угодно, но только не того, что Она крепко поцелует дряхлого, измождённого старика прямо в сморщенные губы. Затем по-прежнему неспешно Она распрямилась, не отрывая от него всё такого же серьёзного взгляда. На его бескровных губах застыла безмятежная, ангельская улыбка. Умирающий ещё несколько раз еле слышно вздохнул, и затем наступила какая-то беспредельная тишина.
«Вот оно! – мысленно ахнул я. – Настоящее, невыдуманное волшебство». И тут я осознал, что вот уже несколько мгновений Смерть рассматривает не свою жертву, а уже меня. Но в Её лице не было ничего ужасного или жестокого. И я не испугался. Я понял, что должен не молчать, а что-то сказать или сделать. Наверно, прежде всего поздороваться. Я хотел было встать на ноги, но почувствовал, что они затекли, поэтому смог только вскинуть голову и негромко выговорить:
- Здравствуйте!
- Здравствуй, Луиджи, - ответила Она низким, чуть хрипловатым, но одновременно приятным голосом.
«Откуда Вы знаете меня?» - чуть было не спросил я, но потом вдруг сообразил, что Она не просто волшебница, Она – божество, и поэтому, конечно, знает всех людей в мире.
- Что ты делаешь здесь в такой час? – продолжала Она.
- Я хотел на Вас посмотреть.
- На то, как умирают, или на меня?
- На Вас.
В её глазах мелькнуло любопытство.
- А ты знаешь, кто я?
- Да, знаю, - ответил я смело. – Вы – Смерть.
Она неожиданно широко улыбнулась.
- Ну что же, смотри.
Она была такая милая, когда улыбалась. Такая настоящая, как… как живая женщина. Я разглядел по-девичьи хорошенький вздёрнутый носик, маленький рот. Но всё-таки скорбные Её глаза были лучше всего.
- Насмотрелся? – спросила Она.
- Нет.
- Нет?
- На Вас никогда не надоест смотреть, - выпалил я, боясь, что Она уйдёт.
- Почему?
- Вы такая красивая! – воскликнул я, с жаром взмахнув руками. – И такая хорошая. И грустная…
- Тише, Луиджи! – шёпотом прервала Она меня. – Ты всех разбудишь сейчас. А они очень устали, им надо поспать. Пойдём отсюда.
Я неловко поднялся на непослушных ногах, сделал шаг и едва не шлёпнулся на пол. Она негромко рассмеялась, подхватила меня на руки и понесла прочь из дома. Любому другому человеку я бы заявил, что уже слишком большой для этого, но теперь я был просто счастлив лежать у Неё на руках, прислонившись к Её плечу, и чувствовать щекой Её упругие локоны. В саду Она остановилась и мягко поставила меня на ноги.
- Сможешь идти?
Я кивнул.
Она взяла меня за руку и повела прочь. До этого я думал, что руки у Смерти непременно должны быть холодными, как лёд, но Её пальцы были лишь чуть прохладней моих. И ещё они были тонкими и нежными. И одновременно удивительно сильными.
- Куда Вы ведёте меня? – спросил я без страха, только с любопытством.
- До поворота. Дальше ты пойдёшь домой, а я по своим делам.
- А Вы не можете проводить меня?
Она встряхнула головой, перекинув кудрявую массу волос через плечо.
- Нет, Луиджи, - ответила Она строго. – В этом мире очень много живых существ. И каждую минуту кому-то из них приходит пора умереть. И каждую минуту кто-то в отчаянии зовёт меня, когда больше некому защитить его от ужасов жизни, больше некому прийти на помощь к нему. И к каждому из них мне нужно спешить.
- Как доктору, - подхватил я.
Она засмеялась, на этот раз от души, во всё горло.
- Да-да-да, - затараторил я, размахивая свободной рукой. – Доктора должны спешить к больным днём и ночью, в любую погоду. Но они не всех могут вылечить. Вот этот старик так мучился, и никто не мог ему помочь. А Вы пришли, поцеловали его, и всё прошло.
- Да, всё прошло, - отвечала Она, ускоряя шаг. – Он больше никогда не будет болеть.
- А куда он попал, в ад или в рай?
- В моё царство, - уточнила Она. – В царство мёртвых.
- Да, я понимаю, - воскликнул я. – Но всё-таки в ад или в рай?
- Все умершие находятся в одном месте.
- Но нам говорили, что хорошие люди попадают на небеса, а все дурные горят в адском пламени.
- А что, как вас учили, переносится в загробный мир: душа или тело?
- Душа.
- Вот видишь! А как может душа гореть в огне? Душа ведь не чувствует ни жара, ни холода. Душа может испытывать радость или боль, нежность или отчаяние, и если человек прожил дурную жизнь, его душе будет очень горько там, в моём мире. И так будет продолжаться вечно. Но все души находятся рядом, и разлучённые влюблённые могут встретиться вновь, и бывшие враги помириться. Если, конечно, они захотят.
- И много там у Вас душ? Наверно, тысячи тысяч?
- Уже миллиарды, - ответила Она гордо.
- Вы самое могущественное существо в мире? – спросил я зачарованно.
- Одно из.
- Вы… Вы – божество?
- Одно из.
- А кто ещё такой же сильный? Жизнь?
- Жизнь и Смерть – одно и то же.
- Как это? – не понял я.
- Это слишком сложно пока для тебя, - отвечала Она.
- Но я уже большой! – возмутился я. – Я хожу в школу и уже знаю все буквы. И даже могу немного писать.
Она снова засмеялась.
- Какой ты забавный! – и весело потрепала меня по голове. – Ну, слушай. Жить – это и значит умирать. Каждый из вас предназначен мне от рождения, и с каждым рассветом становится ещё на день ближе ко мне. Вот тебе уже сколько лет? Шесть?.. Значит, ты уже на шесть лет ближе ко мне, чем был, когда родился.
- И я, когда умру, тоже окажусь в том самом Вашем царстве? С Вами?
- Со мной.
- И я останусь там, с Вами, насовсем?
- Насовсем… А ты не боишься?
- Нисколечко! - фыркнул я. – Я не трус. Да умирать и не страшно… А Вы тогда тоже придёте поцеловать меня?
- Конечно, приду. А ты хочешь этого?
- Очень хочу! А прямо сейчас этого нельзя?
- Нет, - твёрдо сказала Она. – Пока ещё не время.
- А кто же… кто же останется со мной сейчас вместо Вас?
- Любовь.
- Любовь?
Это было странно для меня. Меня никто никогда не любил. Но, наверно, это так хорошо, когда тебя любят…
- А Вы умеете любить? – спросил я.
Этот вопрос был слишком дерзким даже для меня. Я и сам не понял, как он сорвался у меня с языка. Но Она не рассердилась. Скорее расстроилась.
- Конечно. У меня ведь тоже есть душа.
Её лицо стало ещё грустнее, и Она отвернулась. И я вдруг понял, что Она, должно быть, так грустна оттого, что Ей одиноко, что Её не любит тот, в кого Она влюблена. А может, и любит, но они разлучены. Хотя как можно Её с кем-то разлучить? Это ведь сама Смерть!
Похоже, Ей больше не хотелось продолжать разговор, а может, Она и правда спешила, но только после этих слов Она выпустила мою руку и тихо сказала:
- Так, Луиджи. Отсюда каждый из нас пойдёт своею дорогой. Иди домой и постарайся уснуть. Тебе ведь рано утром в школу.
Она снова церемонно поклонилась и, повернувшись ко мне спиной, стремительно зашагала прочь. Леденящая пустота заполнила моё сердце. Она уйдёт, уйдёт в своё царство, и я снова стану никому не нужным сироткой, и, может быть, проживу в этом захолустье всю жизнь, а когда Она придёт ко мне, я уже стану таким же древним стариком, как этот, и таким же древним и попаду в Её мир, и …
Я бросился за ней со всех ног, но разве возможно угнаться за Смертью? Тогда я остановился и отчаянно закричал Ей вслед:
- Тётенька Смерть!
Она замерла, а затем медленно обернулась, недоумённо глядя на меня. Когда мне оставалось добежать до неё лишь несколько шагов, Она отчётливо произнесла:
- Я не тётенька.
- А… Но… - запнулся я, растерявшись, но потом выпалил: - А Вы ещё придёте?
- Конечно, Луиджи, - ответила Она, вскинув бровь. – Ты же знаешь.
- Да нет… не когда я буду умирать, а… раньше?
Она чуть наклонила голову и посмотрела на меня так же внимательно и серьёзно, как тогда в комнате на умирающего. Затем кивнула, словно бы в ответ каким-то собственным мыслям.
- Может быть, Луиджи Лукени... Может быть...
Затем Она развернулась, едва не задев меня взлетевшими полами широкого своего плаща, и исчезла.
Отредактировано amargo (2010-07-13 17:42:06)