Я, как имеющий отношение к журналистике человек, склонен был бы все практически, написанное в этой увлекательной книжке, подвергнуть сомнению. "Сенсационная журналистика" - жанр старинный и по-своему знаменитый - как известно, Рэндольф Херст ради сенсационного заголовка выдумал войну, которой не было.
Если серьезно, то для "достоверности" и бесспорности какой-либо части книги (включая послесловие и прочее) мне недостает доказательности. Ни один серьезный журналист не будет что-либо печатать, не проверив инфу у двух-трех свидетелей. То есть мы не можем доверять расскажу Перса, потому что изложенные там события - это только слова Перса: никто из участников более опрошен не был. И так со всем. Что, Леру, такой дотошный - и не мог найти графа Рауля де Шаньи? Или в самом деле наследник знатной фамилии мог исчезнуть без следа, сев на поезд северного направления? Если Эрик строил Оперу - где документы, согласно которым строительный подряд был поручен такому-то человеку, родившемуся в окрестностях Руана, а потом совершившему ряд головокружительных путешествий?
Там много и других вещей: откуда мы вообще знаем, что говорила Кристина Раулю под Лирой Аполлона? Или Леру ее нашел, а Рауля - нет? Там, где Леру удобно, он приводит "свидетелей" - директоров или баронессу Кастелло-Барбезак. И это КАК БЫ придает всему достоверности. Но таких "доказанных" пунктов - считанные два-три. А остальное - шикарная мистификация.
Вопрос дат тоже широк и прекрасен: ок, тридать лет от опубликования - это допустим о чем-то говорит. Но у Леру сказано - "не более тридцати лет назад". Это может означать и "гораздо менее". Но сличал ли кто-то даты представления "Фауста" в означенный период? И что важнее - условно оговоренная дата "тридцать лет назад" - или реальные неполадки с люстрами в реальных театрах, которые были и раньше, и позже? Момент с погасшим в театре светом вообще возможен ТОЛЬКО в 1890-х, потому что до того в Опере не было электричества - а как Эрик мог погасить одновременно, и всего на несколько минут, 900 газовых фонарей? И все-таки из какого "Отелло" пели дуэт Эрик и Кристина - Россини или Верди (это был написан в 1887-м)? И так далее, и тому подобное.
На тему этих неточностей и недостоверностей, кстати, очень разумно высказался Форсайт в предисловии к своему злосчастному "Призраку Манхеттена". Сама книга дурацкая, но предисловие очень разумное. И там есть, например, очень забавная деталь насчет веса упавшей люстры. Что там у Леру? 200 000 килограмм на голову консьержки? Это получается 200 тонн: при таком весе крыша театра давно бы упала - это просто запредел. Люстра в Гранд Опера весит семь тонн.)
И так далее, и тому подобное. К чему я это? А только к одному: в сущности, НИЧТО в этой книге не может быть признано сколько-нибудь состыкующимя и достоверным и может быть трактовано в любом направлении. А это значит - СВОБОДУ ФАКРАЙТЕРУ!)