А я все-таки считаю эту историю трагичнoй - в человеческом смысле, по накалу страстей, так сказать. Подробней напишу позже, а пока - ППКС, Меtаtron. Призрак не ангел, наломал много дров, но что его не научили любить - не показали, каково быть любимым - его не вина, а беда.
Согласна с Вами, Martian. Эрик не знал ни любви, ни ласки, ни нежности. Только отвращение, страх, оскорбления. Его не научили, что есть хорошее, а что есть плохое. Когда человеку 6 раз скажут, что он свинья, на 7-й он захрюкает. В том, что он вырос озлобленным человеком, виновато общество.
XIX век интересен тем, что, с одной стороны, это век просвещения, а с другой стороны, в этом веке все еще бытовали средневековые предрассудки. Ребенок родился уродом - значит, дитя дьявола. С другой стороны, обществу всегда был нужен изгой для наглядного образца, "белая ворона", которую можно клевать.
В оперном театре Эрик мог и не прятаться, а жить и работать открыто. Интересно, кто его там успел обидеть, если его толком никто не видел? По-моему, он сам привлекал к себе внимание, разбрасывая письма щедрой рукой. В театр Призрак пришел уже взрослым человеком с устоявшимися взглядами, подорванной психикой и своей житейской философией. И все-таки, мне кажется, окружающие могли бы сами протянуть ему руку. Если бы окружающие не молчали, не скрытничали. не таили информацию друг от друга. Если бы Призрак видел, что его не жалеют, а нормально относятся, как к человеку. Трудно научиться доверять людям, если ты, кроме пенделей, ничего больше от них не получал.