Зло и власть - …ну, в общем да, есть такая связь, но она всё же вторична. Народ любит противопоставлять себя власти – «мы хорошие, честные, нравственные, а наши властители, соответственно, нехорошие, нечестные и безнравственные…Мы такие, а они…этакие…». На самом деле мы (очень многие из нас) «хорошие» не потому, что не хотим творить зло, а потому что не можем –боимся – закона, наказания, общественного осуждения, насмешки, «божьей кары» и т.д. Аксиома - чем больше власти, тем меньше страхов, тем больше, по логике, той самой «вседозволенности», больше возможности остаться безнаказанным и т.д.
Но… Кант говорил: «Меня поражает всего две вещи в мире – звезды на небе и нравственный закон внутри нас». Так вот, власть снимает лишь внешние границы дозволенного, а вот потом человек всё больше и больше подходит к своим «внутренним границам», к той грани, которую он может (или не может) переступить. Это действительно нечто запредельное – этот «внутренний закон», отделяющий Джекила от Хайда. Его нарушить или гораздо сложнее, чем внешние приличия-ограничения, или гораздо легче. ….Это, собственно, так, абстрактные размышления о природе добра и зла…А конкретные проявления…
Опера, по Вашей логике, как-то выходит, что зло – это бедная г-жа де Турнель . Дура она ? Конечно дура! Но она любила! Логично будет объявить любовь к «недостойному» глупостью и гордыней, но всё-таки любовь не всегда бывает гордыней (часто, но не всегда). Это раз. А два - любовь чувство иррациональное, а в данном случае суждения её поступков и чувств производятся на основании логики и рассудка, т.е тем самым отсекается огромная часть бытия, всего того, что «умом не понять и аршином не измерить». Это трудно объяснить – почему человек кидается в горящий дом, рискуя жизнью, чтобы спасти кого-то, и иногда погибает, почему люди в Отечественную кидались с гранатами под танки, прекрасно зная, что «погибнут зазря», и зло, мировое зло они всё равно не остановят – деревню всё равно сожгут со всеми обитателями, не этот танк, так другой (а ведь можно и в окопе нормально отсидеться, и вообще эвакуироваться куда-нить в Узбекистан)? Гордыня? Не суйся против «мирового зла», богу лучше знать, с кем и с чем надо бороться? Ну и кто знает, чего там знал, хотел и планировал бог? Это, конечно, крайности, но идея моего разглагольствования такова – ничто в этом мире не происходит зазря, даже если с нашей человеческой точки зрения то, что происходит, - абсурд, глупость и т.д.
А на счет м-м де Турнель, то мне её проблема видится не в том, что она полюбила этого зас…ца , а в том, что у неё оказалось недостаточно любви, чтобы пережить его предательство, Это испытание она не прошла, сэ ля ви, но кто сказал, что в жизни всё должно быть легко? :nope:
В принципе согласна, относительно Призрака и потенциальной графини-возлюбленной – это уже вопрос отношений мужчины и женщины. Классически (подсознательно) женщина подчиняется мужчине, активное мужское янь и пассивное инь, мужчина – добывает мамонта, женщина стережет огонь в пещере ну и т.д., как обычно. В случае «неравного брака» (слишком неравного), гордый, нервный мужчина с обостренными чувствами и многолетними запредельными комплексами вряд ли почувствовал бы себя «над женщиной» (в отвлеченно-духовно-бытовом плане, конеееечно). Мда…вопрос денег плавно перетекает в вопросы возможностей, поведения, а стало быть власти …Хотя, тут, конечно, большую роль играет наличие эластичной совести (а может, её, совести, отсутствие есть в данном случае отсутствие гордыни? :hmm: <_< )
Отвечая на основной вопрос темы – нет никакого обаяния зла, и никакого преклонения перед злом не существует. Есть обаяние людей, которые, несмотря на это свое обаяние, творят зло. Одно другому может не мешать, мухи отдельно, котлеты отдельно. Всё предельно просто. Мировые злодеи обычно обладают очень сильным характером и определенной харизмой, влияющими на более слабых духом окружающих ( а иногда на сильных духом), по их воле или против неё. Вот Гитлер, например, да-да, он, конечно, кое-где нехорошо поступал, кое-где перегнул палку, но ….НО…Энергетика-то какая! Идеи-то какие! Ведь на это повелись не только наши доморощенные виртуальные наци-бои и наци-герлы (дальше энергетики и вопросов «нордической крови» обычно рассуждения не идут, с идеями вообще сложно, в них надо глубоко копаться, а с грамотностью не всегда лады. Да и вообще, все знают, что эсэсовская форма это вообще запредельная круть -0 ). Чем-то он (Гитлер) сумел пленить действительно умных и талантливых людей, не тем же, что наобещал Германии выход из кризиса (а кто этого не обещал и не обещает?) – тот же умница Линдберг весьма проникся его теориями, также, как и не последний дурак Свен Гедин, а как Рифеншталь его отпиарила! Кто теперь их разберёт – закрывали ли они сознательно глаза на темную сторону своего кумира или искренни были просто не в состоянии до конца постичь всю «бесконечную и многогранную гениальность фюрера»? Но стопроцентно Гестапо и никакой Бухенвальд они не любили, за другое «обожали», за человеческое обаяние.
А вот про мизерного, ничтожного во всех смысла Хайда чего-то я не слышала, что ему кто-то симпатизирует. <_<
Отредактировано serenada (2009-02-19 00:30:08)