Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исторические аспекты

Сообщений 91 страница 120 из 127

91

Эрик, терпение должно быть ангельским, чтобы выдержать и ответить на Ваши "уточнения".

Рад, что вы оным обладаете. *fi*

Про цвет розы. ЧИТАЙТЕ ПОСТ ВНИМАТЕЛЬНО, раз уж просили поподробнее

Ну, видимо, у нас разные представления о понятии "поподробнее". &)

могли бы и почитать, а не только спрашивать "а это где-у вас в посте, уточните...".

Ради бога, не сочтите за очередной наезд - я восхищаюсь вашим терпением и скрупулезностью. И тем не менее, вынужден констатировать: при всех своих информационных достоинствах ваш пост перегружен совершенно лишней (на мой призрачный взгляд) информацией и крайне труден для восприятия и разбора. На то, чтобы столь подробно изучать историю розоводства в Европе, у меня просто-напросто нет времени. Меня интересовали только два момента: были розы или нет, и если нет - то почему.

Уточняю. :( Цветовод вывел в 1867году БЕЖЕВУЮ розу, а не КРАСНОГО цвета.

Бежевая - она же серебристо-розовая - она же чайная, я правильно понял? Теперь вопрос: вы всё время говорите о каком-то сорте "Ля Франс". Я правильно понял: это была единственная на тот момент разновидность розы, которая росла не на кусте, а на длинном стебле? Других не было? И, таким образом, долгое время розы на длинном стебле могли быть только одного цвета - этого самого бежевого?

92

Ура! Почти договорились!
Роза вообще росла на кусте, но ножка была длинноватой.  :)  Да, на период
1870 была одна-бежеватого оттенка. Хотя, если бы Шумахер перенес действие
в 1885год-возможно было бы иначе. Но с другими костюмами. :)
Насколько я читала-добиться нового оттенка цветка или формы-это революционный прорыв-это и нашего времени касается.
Чайная-это не цвет, а сорт старых садовых роз различного цвета.
  При соединении с ремонтантными розами-тоже сорт, появился новый-"чайногибридный"(это ТО, что дарил Призрак Крис).

ЗЫ. Я просто пока не нашла время соорудить там схемки с картинками о селекции сортов. Обещаю. НО чуть позднее. :)

Отредактировано Vika SP (2008-02-06 12:30:24)

93

Чайная-это не цвет, а сорт старых садовых роз различного цвета.
При соединении с ремонтантными розами-тоже сорт, появился новый-"чайногибридный"(это ТО, что дарил Призрак Крис).

Вика, гран мерси :friends:  appl

94

Вика, спасибо еще раз за уточнение - это очень ценно.

Серафин, и вам спасибо - за картинки. А пиджачок действительно один и тот же. Как, простите, вы его назвали?  :D

Опера, да, я тоже всегда считала, что Мег переоделась в мужской костюм для какой-то сцены в опере. Так что то, что она повела толпу в штанах, вовсе не говорит о ее феминистических взглядах)))

95

Елен, я думаю, если принять как допущение, что на дворе зима 1871года-а начало действа-осень 1870, то нам ничего не страшно.  :) Никакие неточности
нас уже не испугают. Поэтому пройдет: и кожаный пиджак и локоны ниже плеч и еще невыведенные розы и несуществующие фотографии. :)

Вот мне эта чехарда с датами непонятна. По мне-так это какой-то зашифрованный привет Шумахера(типа головы ЭЛУ на блюде). Ну 1870-1917(19). Скажем, годы жизни его прабабушки.  :) Если первая дата может объясниться желанием одеть дам в турнюры, то послевоенный год нельзя объяснить ничем. Разрухой, крушением старого мира? Возможно... Но турнюры были и  много лет спустя, а перенос начала фильма на более позние годы было бы уместней.

96

Опера, да, я тоже всегда считала, что Мег переоделась в мужской костюм для какой-то сцены в опере. Так что то, что она повела толпу в штанах, вовсе не говорит о ее феминистических взглядах)))

А как ты думаешь, не могла она просто натянуть на себя что под руку попало? Хотя это притянуто даже не за уши.

Кстати, меня вот что смущает. Тут промелькнула мыслЯ о том, что кольцо Рауля - семейная реликвия. Тогда как это сочетается со Сваровски?

97

Мег в мужской рубашке и брюках задолго до сбрасывания люстры смотрит вместе с матерью на поющих Призрака и Крис. Явно, никто не предполагал развязки с погоней по подземельям. Это костюм для роли.

98

Серафин, и вам спасибо - за картинки. А пиджачок действительно один и тот же. Как, простите, вы его назвали?

Не за что, Лена! А пиджачок я назвала лапсердаком :D . Очень звучное название, правда? :D
На самом деле лапсердак --это длиннополый сюртук или кафтан у восточноевропейских евреев (такой, примерно, в котором расхаживал папенька Сары из "Бала вампиров":)).

Опера, да, я тоже всегда считала, что Мег переоделась в мужской костюм для какой-то сцены в опере. Так что то, что она повела толпу в штанах, вовсе не говорит о ее феминистических взглядах)))

Мег в мужской рубашке и брюках задолго до сбрасывания люстры смотрит вместе с матерью на поющих Призрака и Крис. Явно, никто не предполагал развязки с погоней по подземельям. Это костюм для роли.

Ну, в общем-то, это первое и единственное объяснение, которое сразу приходит в голову  :) . Только, если учесть, что за пять минут до того она выплясывла фламенко совсем в другом костюме и "ядреном" макияже, то некоторое недоумение все же возникает :gmm: . На мой взгляд, авторам фильма можно было бы и не заставлять зрителей придумывать какие-то объяснения для такой быстрой смены туалетов. Они могли бы просто не показывать Мег среди танцующих "испанок" -- это все равно ничего нового в восприятие сюжета не привнесло. (Вот как я раскритиковала мэтров :D . Больше не буду *-p )

Отредактировано Seraphine (2008-02-08 14:23:49)

99

Тогда это ляп.

Кстати, а какую косметику использовали для театрального грима тогда??

100

А вот и я!
Дело в том, что способы ловли преступников, со времен Леру не сильно изменились, все лучше уже было придумано до нас (и нужно сказать очень много во Франции). Меняется только  матеряльно - техническая база: кареты заменили машины, писарей –  компюторы, ну и теперь людей не замеряют по весу и росту и т.п., просто берут ДНК.  Конечно, у каждого следователя есть свои профессиональные секреты, но это мы касаться не будем.
Ну а в пределах процесса в книге и  всех ее производных, допущены процессуальные ошибки. В книге, я так не вспомню четко деятельность Перса, но в мюзикле (опираясь на его либретто) есть и в книге также.
Первая и самая серьезная: смерть Буке. После того как он погиб, представление не могли продолжить. Должны были объявиться жандармы, опросить свидетелей, увезти труп в полицейский морг, осмотреть место убийства и возможно весь театр. Этого не происходить!
После возбуждения дела о смерти Буке, а тут и патологоанатом не надо быть, что бы сказать, что это не самоубийство, в театре должен был появиться следователь, причем не простой (дело ведь будет резонансное) а по особым делам.
Но если бы так произошло, тут бы и песенке конец! В смысле мюзиклу!
Вторая: это то, что Рауль, руководит снайпером. Ему бы этого не кто не доверил! Снайпер – единица самостоятельная, после ЦУ от руководства (в кого стрелять), он сам себе хозяин!
Третья: А куда делась полиция, после пожара? Крайне странные и не профисеональнные действия. Глупо приходить на задержание в форме, лучше рассредоточиться в штатской одежде по залу. Короче говоря, изобразить зрителей! Меня так же удивляет паника в зале, жандармы должны были спокойно вывести людей вместе с театральными пожарниками….
Будет время, пересмотрю фильм, и скажу еще много чего.

101

Вот еще возникла мысль: мне кажется, что пуанты тогда были несколько другие…. Более жесткие и похожие на туфли!
Еще скажу кое-что про обувку, у П.О. в последней сцене ботинки как раз по эпохе.
А вот из туфли Карлоты, пить бы не кто не стал. Мне эта факт, очень режет глаза с первого просмотра! Дело в том, что пили из туфелек тогда, поставив в них бокал, но не налив шампанское в туфлю и хлебая его из сего антисанитарного «бокала»…. 
P.S. А кто-нибудь замечал, что плащ Кристины в сцене на крыше, сшит из ткани/покрывала, как на кровати у П.О….

102

И еще одно резкое озарение! А на Рауле, случайно не форма кавалерий на Маскараде? Не тянет его одежка на морскую….

103

Я тут порылась в загашниках, вообщем вот вам статья о театральном гриме, моего авторства. Правда, написана она для одного почившего сайта (про Золя), 2 года назад.

                        Косметика и грим на все времена (рабочие название).

Посвящается Андрею,
другу и коллеге.

   О том, когда появилась первая косметика, историки спорят и ныне. В погребениях древних египтян, персов и более ранних народов находят разные предметы, которые можно счесть за декоративную косметику.
Однако истоки современного европейского театра и театрального грима стоит искать в Древней Греций.
  Первую театральную косметику стали использовать в древнегреческих театрах, в то время представления проходили на рыночных площадях (форумах). Участвовали в спектаклях только мужчины, это были ежегодные представления в честь бога Диониса.
За лучшее выступление присуждался ценный приз.  Естественно, что борьба была не на шутку, и тогда не известный нам актер «Дионисия» стал использовать косметику и ввел ее в театральный обиход. Это были естественные красители, наносимые пальцами рук: жженая пробка, уголь, мел, соки ягод и т.п. 
   Однако по мере развитья театра и строительства крупных театральных комплексов (например, театр в Эпидавре вмещал 14 тыс. человек), стали требоваться более радикальные меры, и грим заменили маски. Театр становился профессиональным.
  Маски были хорошо видны из любой точки  театра, их легко можно было сменить. Использовались маски подчеркивающие возраст, пол и эмоциональное состояние персонажей. Изготовлялись маски из холстины или пробки. Так мужчины забыли о гриме, зато его по достоинству оценили женщины. Некоторые современные парфюмеры предполагают, что не полюби гречанки косметику, не было бы и театрального грима.   
Греческие женщины не жалели не времени  не сил, для того что быть привлекательными. Они румянили щеки и чернили брови. Было модно быть бледной, и они отбеливали кожу и пользовались пудрой.  Некоторые женщины красили волосы или носили накладные пряди и парики. Сохранилось множество красивых, но довольно громоздких сосудов для хранения косметики.
Римлянки в свою очередь продолжили дело гречанок, и изобрели немало самых разнообразных косметических средств, которые подобно нам хранили в маленьких скляночках и бутылочках.
Женщины белили себе руки и лица толченым мелом, подводили веки сажей или сурьмой. Подкрашивали губы и румянели щеки отстоем красного вина или растительной краской – фукус.
Богатые римлянки тратили на косметику много времени и денег, они обучали специальных рабов для этих  целей - это были первые визажисты.
Театральный же грим получил амнистию только во времена Ренессанса. Ну а женщины все это время пользовались косметикой (за исключение небольших перерывов),  которая шагнула далеко вперед.
Знатные дамы пользовались свинцовыми белилами (идеалом на тот момент считался ровный белый цвет), румянами, изготавливаемыми из сурика, и карминовыми палочками для губ. И  конечно же, появились мушки. Изготовленные из атласа и бархата они царили до 1870 года.
Не обходимо отметить и то что пользоваться косметикой (а точней всем выше перечисленным набором) стали и мужчины со времен Людовика Четырнадцатого.
И это и вернуло на сцену театральный грим. Актеры, подрежая знати, стали вновь использовать косметику. К тому же в театре на равнее с мужчинами стали играть женщины….
Сохранился рецепт румян того времени: воск, костный мозг коровы, огурец и кармин. Эту субстанцию в горячем виде разливали по картонным кулькам.
А позже вернулась «римская» мода  на изящную «упаковку», и для косметике стали изготовлять красивую и очень дорогую серебряную и фарфоровую тару, которая не редко была инкрустирована драгоценными камнями и украшена вензелями владелицы.
  Наносилась вся это косметика на лицо пальцами.
  Однако уже при царствований сын Людовика Четырнадцатого, медики заметили что светские дамы и кавалеры, использовавшие косметику, стали часто болеть.
Они слепли, теряли зубы, волосы и порой даже умирали.  Причиной тому была киноварь, производное от ртути. Киноварь, использовалась во многих косметических средствах, где было не обходимо получить стойкий красный цвет.
В настоящей время французские археологи, вскрыли гробницы некоторых парижских модниц тех времен и по анализу костей и волос, определили, что уровень свинца в организме дам, был повышен в несколько раз. В знаменитой Осмотеки, созданной Жаном Керлео в1990, восстановили  румяна и белила тех времен. Согласно, результатам экспертизы не только пользоваться, но и изготовлять косметику по этим рецептам было опасно для жизни!
  Тогда, киноварь была заменена сафлор, который использовали в Индий с давних времен для окраски тканей. В этот же чудесный момент, стали появляться варианты косметике:
парфюмер Мино из Пале – Рояля, стал предлагать косметику для брюнеток, блондинок и рыжих.
Косметика, стала проникать и в низшие слоя общества: городские мещане изготовляли ее сами или покупали в лавках или аптеках.  Крестьянки использовали ягоды ежевики и уголь.
Производство косметике, так же стало побочным заработком прислуги в больших городах, парикмахеров и бедных вдов.
В 1800 годах косметика ушла из высшего общества, потому что пришла мода на естественность.
Но из театра, грим уже не уходил.  В 1860 годах парфюмер Александр Наполеон Буржуа (ныне марка «Буржуа»), стал производить театральный грим отдельно от простой косметике, тогда же в качестве аппликатора для грима стала использоваться  кроличья лапка.
Тогда же появились крупные предприятия по производству косметики и парфюмерий, такие как фирмы Coty (духи этой фирмы обожала младшая дочь Николая Второго, Анастасия) и Honbigaht. Темпы производства косметики вышли на промышленный уровень.
Дело Буржуа в новом свете продолжил эмигрант из царской России, аптекарь Макс Фактор. Создавший бренд «Макс Фактор», который являться одним из крупнейших брендов театральным гримов. Во многих черно-белых и немых фильмах братьев Уорнеров, он участвовал как гример.
Ну а всемирную популярность декоративная косметика и грим получили, только в эру кино. Но это уже совсем другая история…. 

104

Пуанты и их разновидности см. раздел "Модный Магазин"  :)

Отредактировано Vika SP (2008-02-16 20:24:05)

105

А вот еще вопрос: а кто не будь, знает, были ли в 1870 – х. годах, такие игрушки обезьянки, как на шкатулки?  Меня не покидает уверенность в том, что я видел подобные игрушки в фильмах 1940 – х. годов, а значит, это может быть любимая игрушка ЭЛУ?

106

Сообщение от 4 февраля про РОЗЫ отредактированно и вполне читаемо-выбросила весь неинтересующий текст про сорта и разновидности. :)  Прикрепила картинки с примерами-какого типа розы были популярны во времена Коммуны и как они отличаются с виду от нововыведенных чайногибридных-тех, что дарили в фильме(и Карлотте тоже)-это тоже картинки :) .
Сорта я уж не подписывала, но кто пожелает, тому вышлю более подробно. :)

107

Вика, все просто шик!

108

Спасибо тебе, Вика, так намного лучше, а то я тоже путалась по мере прочтения в информации. А теперь еще и иллюстрации есть. Большой  *-)  и  :hlop:

109

Узнал маленький, но очень интересный фактик. Такой тип конвертов как использовал П.О. для своих писем – белый с чёрными полосами – в те времена использовался, чтобы оповестить о похоронах.

110

Дамы и господа. Мне открылась страшная истина: а звезды Елизаветы, украшающие прическу Кристины на гала-концерте, скопированы неточно!!!!! Они стилизованы  ^^-0
Кристина:
http://keep4u.ru/imgs/s/081207/80/80a675d7b8e8928e4c.jpg

Звезды - заколки Сиси:
http://keep4u.ru/imgs/b/081207/e2/e2a8044c2d6fbd42fb.jpg

http://keep4u.ru/imgs/s/081207/a4/a4ab48970fd193ac93.jpg

^^-0

Отредактировано alexandra (2008-12-07 10:59:43)

111

А я говорила, что если, есть небольшая разница , то это уже не ее заколки :)

112

Дамы и господа, я, может быть, не в тему, но сегодня наткнулась на следующий абзац:

Парижские катакомбы, Франция

Кости и черепа уложены по обе стороны длинного коридора, словно товар на каком то складе. Воздух здесь очень сухой и несет лишь тонкий намек на разложение. Здесь есть и старинные надписи, в основном времен Великой французской революции, проклинающие своего короля и дворян. После того как попадаешь внутрь этих катакомб под Парижем, становится понятно, почему Виктор Гюго и Энн Райс написали свои знаменитые истории именно об этих подземельях. Они тянутся на расстояние около 187 километров под всем городом и только лишь малая их часть открыта для любопытствующей и, жадной до всякой жути, публики. Поговаривают, что остальные подземные пространства патрулирует легендарная  подземная полиция, хотя, скорее всего, это делают легионы мертвецов и вампиров. Хотя кто их там будет разбирать.. В конце концов, среди полисменов тоже встречаются вампиры..

Однако, раздолье в Париже для нашего Призрака!  :) После этого могу поспорить, что он не ограничивался подземельями Гранд Опера.  Кстати, помните загадочного незнакомца в фетровой шляпе, которого видели Перс и Рауль? так вот и объяснение нашлось.

113

Знаю старую легенду, про то что однажды в катокомбах (где все останки кстати, были с кладбища Невиных), заблудилься молодой мужчина. Его нашли только через месяц....

114

Небольшой оффтоп - и вопрос ко всем, у кого есть инфа. Есть ли у кого-нибудь сведения - лучше в живописнoм виде, о системе судопроизводства во Франции при третьей республике, во времена Лерy/Эрика?? Мне нужно для фика, это дьявольски тормозит работу над продой. Историк я плоxой, у кого есть, поделитесь, плиз!У меня инфы минимум, а ляпов xочется избежать.

115

Третья республика во Франции 1870-1940гг.

Во Франции почти 150 лет действовал Закон о судебной организации и управлении юстицией, принятый еще при Наполеоне Бонапарте в 1810 году.
Угу, его бы еще найти... :D

Дело Дре́йфуса — процесс (1894—1906) по делу о шпионаже, в котором обвинялся капитан Альфред Дрейфус (1859—1935), офицер французского генерального штаба, по происхождению еврей. Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.

Это, возможно, несколько поздновато...
Вот тут подробнее:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%...%83%D1%81%D0%B0

Тут можно скачать реферат на тему "Суд и уголовный процесс буржуазной Франции 19 века"
http://www.studentport.ru/referat/cardi … card=11284
Может, что-нибудь пригодится... *-p
В живописном виде ничего не встретила...
Только если некоторые здания:
Консьержери http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%...%B5%D1%80%D0%B8
Дворец Правосудия http://www.myadventures.ru/sec9/pos1998
Тюрьма Санте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%...%BD%D1%82%D0%B5

Отредактировано Violet (2009-02-12 12:14:33)

116

Знаю старую легенду, про то что однажды в катокомбах (где все останки кстати, были с кладбища Невиных), заблудилься молодой мужчина. Его нашли только через месяц....

Кошмар! Я вообще смутно представляю, что такое эти катакомбы, но по всей видимости, действительно жуткое место!

117

Ой, что-то я тоже смутно представляю, что такое эти парижские катакомбы...
*Полезла в инет. Что там у нас есть?*

Катакомбы Парижа — сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным — от 187 до 300 километров. С конца XVIII века катакомбы служат местом покоя останкам почти шести миллионов человек.

Странно, чего это такие разные данные об их длине... почти в два раза различаются... Если их толком и измерить не могут, не удивительно, что там можно потеряться...

Ох, все-таки я их точно не так воображала...
http://keep4u.ru/imgs/s/2009/02/12/42/429073af9316bcbe8b.jpg
http://keep4u.ru/imgs/s/2009/02/12/57/570c57f1e2c04a5c5c.jpg
http://keep4u.ru/imgs/s/2009/02/12/ae/ae6ad732633b747614.jpg
Последнее - это наверное, как раз "для любопытствующей и, жадной до всякой жути, публики"... Лично меня туда что-то не тянет... совсем... мне и с экрана монитора хватило...  ^^-0

Ну, это, наверное часть катакомб так выглядит, а все остальное - просто туннели... хм.. *-p

Отредактировано Violet (2009-02-12 22:10:28)

118

Третья республика во Франции 1870-1940гг.

Во Франции почти 150 лет действовал Закон о судебной организации и управлении юстицией, принятый еще при Наполеоне Бонапарте в 1810 году.
Угу, его бы еще найти... :D

Дело Дре?йфуса - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже, в котором обвинялся капитан Альфред Дрейфус (1859-1935), офицер французского генерального штаба, по происхождению еврей. Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.

Это, возможно, несколько поздновато...
Вот тут подробнее:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%...%83%D1%81%D0%B0

Тут можно скачать реферат на тему "Суд и уголовный процесс буржуазной Франции 19 века"
http://www.studentport.ru/referat/cardi … card=11284
Может, что-нибудь пригодится... *-p
В живописном виде ничего не встретила...
Только если некоторые здания:
Консьержери http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%...%B5%D1%80%D0%B8
Дворец Правосудия http://www.myadventures.ru/sec9/pos1998
Тюрьма Санте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%...%BD%D1%82%D0%B5

Violеt - :rose: *уxодит смотреть*

119

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.
Уголовный кодекс 1810 г.
http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya2/19.htm#212

Уголовный кодекс Франции 1992 г.
http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya2/20.htm#214

Это все отсюда:
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных
стран (Новое и Новейшее время)
http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya2/index.htm

Отредактировано Violet (2009-04-12 19:52:08)

120

Развитие уголовного права и процесса в XIX—XX вв.
Во Франции, в отличие от Англии, законодательство периода революции внесло' радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представлениями о преступлениях и наказаниях. Как уже отмечалось выше, принятый в революционной обстановке УК Франции 1791 г. оказался недолговечным.

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне 1, Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательством эпохи революции, в целом он был прогрессивным для своего времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силой.

Французский законодатель, однако, к этому времени еще не разработал многих общих вопросов уголовного права: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упоминалось покушение, но оно полностью приравнивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния — преступления (crimes), которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки (delicts), наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей группы — полицейских правонарушений (contraventions) — были предусмотрены наказания полицейского характера.

В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголовных санкций, закреплялся отказ от ряда жестоких наказаний средневековой эпохи. Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восстанавливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение.

Исправительными наказаниями, по терминологии Кодекса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф.

В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда — пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабочих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выносились преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за покушения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях и заговорах.

Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший итоги послереволюционных преобразований в области уголовного процесса. УПК ввел во Франции так называемый смешанный процесс. ]В период расследования дела до суда сохранялось тайное и письменное производство, которое восходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следствия осуществлялось особыми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широки, а последующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще более их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Заключительная часть процесса — судебное разбирательство уголовных дел — строилась на принципах гласности, устности и состязательности. УПК предусматривал разграничение следствия и обвинения. Последнее на суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. После выступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым большинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицированное большинство в 8 голосов из 12).

В соответствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутственное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.

В течение всего XIX в. УК и УПК активно использовались сменяющими друг друга правительствами для поддержания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.

В 1881 году специальным законом о печати устанавливалась уголовная ответственность за широкий круг преступлений и проступков, “совершаемых путем печати”. В законе предусматривались наказания для лиц, использующих печать для “публичного оскорбления” должностных лиц, “оскорбления нравственности”, подстрекательства к неисполнению воинских обязанностей и т.д.

В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий “анархическую пропаганду”, если она направлена к совершению преступлений. Но постепенное развитие и укрепление демократических начал во французском обществе привело и к определенной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. — смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.

В период Второй империи осуществлялась также либерализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.

В 1885 году специальным законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока заключения (для рецидивистов — две трети срока). Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация места заключения засвидетельствовала “хорошее поведение” заключенного, а также возможность его “честного существования” после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).

Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.

Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.

Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима “полусвободы”, особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.

В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.


***

Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 года отводит присяжным иную роль. Они не решают вопрос о виновности - это дело суда. Основываясь на материалах предварительного судебного следствия, судья ставит присяжным ряд вопросов, относящихся к предмету доказывания (факта): считают ли они, что данное лицо совершило то-то и то-то; что оно находилось в общении с тем-то; что оно знало о том-то и т. д. Отвечая на эти вопросы, присяжные могут не знать, чем их ответ (обязательно письменный) грозит обвиняемому.

***

Французские методы следствия были вскрыты перед всем светом процессом Дрейфуса (Де́ло Дре́йфуса — процесс (1894—1906) по делу о шпионаже) - офицера-еврея: ему вменялась выдача некоей иностранной державе плана захудалой французской крепости: арест в зале зеркал с намерением обнаружить на лице растерянность и страх; тайная слежку за арестованным и неожиданные ночные "врывания" в камеру в надежде обнаружить улики, вызванные внезапностью пробуждения; издевательские диктанты, цепь которых обнаружить схожесть почерка, и постоянное: "Вы дрожите, несчастный, вы виновны". А намеренная волокита со следствием, вся та нравственная пытка, которая имеет своей единственной целью подчинить слабый характер, внушить ему, что в признании заключается спасение для близких и т. п. Нравственная пытка может быть не менее страшной, чем физическая. В конце правда обнаружилась. Дрейфус был оправдан и восстановлен на службе.
Французскому судье не возбраняется проявление инициативы: предоставляя прокурору и адвокату выполнение их миссии в процессе, он и сам вправе ставить вопросы, ^определять ход судебного следствия и проч.

Участие адвоката в процессе о тяжком уголовном преступлении (в качестве советника или представителя обвиняемого) стало возможно в сравнительно недавнее время: в английском суде не ранее чем с конца XVLU века, а в качестве "общей нормы" - с 1836 года. До этого времени считалось, что "защитником подсудимого является судья".

***

Хотя французские суды не переставали, конечно, различать свидетелей по их положению в обществе (отдавая неизменно предпочтение богатству, образованию, состоянию на государственной службе и пр.), арифметический расчет "полного доказательства" прекращает свое существование. Эта практика распространяется по всей Европе. Впрочем, не столь уж быстро. В Швейцарии, например, только в 1824 году было отменено правило, согласно которому свидетельские показания двух женщин приравнивались к показаниям одного мужчины.

Заимствуя английскую судебную практику, французское законодательство предоставляет присяжным заседателям, а также судьям право принимать решения на основе сложившегося у них убеждения - "свободной оценки доказательств". Предполагается, конечно, что эта оценка основана на фактических обстоятельствах, связанных с конкретным делом, но в той же степени Допускается простая ссылка на сложившееся в ходе судебного следствия "внутреннее убеждение".

Вот как это формулирует французская инструкция для присяжных заседателей: "Закон не требует от присяжных ответа о доводах, которыми они пришли к определенному убеждению; он не предписывает им правил для определения полноты и силы тех или других доказательств, он предписывает им вопрошать себя молча и углубясь в свои мысли, и искать в чистоте своей совести, какое впечатление оставили на их разуме доказательства, представленные за и против обвинения. Закон не говорит им: вы должны считать достоверным обстоятельство, подкрепленное таким-то числом свидетелей... Закон предлагает им единственный вопрос: каково ваше внутреннее убеждение?"

В течение XIX столетия свободная оценка доказательств была усвоена процессуальными правилами большинства европейских стран.

***

Французское революционное законодательство отказалось от принуждения подсудимого к сознанию. Французская юридическая доктрина стала считать показания обвиняемого простым "заявлением", имеющим меньшую доказательную силу по сравнению со свидетельскими показаниями. Но так обстояло главным образом в теории. Перед лицом присяжных, в особенности, обвинитель и судья стремились всеми средствами "выбить" из подсудимого сакраментальное "признаю себя виновным".

Черниловский З. Всеобщая история государства и права
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pr … /3_28e.php

Отредактировано Violet (2009-04-12 20:14:00)