Виконт, кажется, уже довольно давно оставил попытки высвободиться из своих пут, и теперь только безмолвно взирал на разворачивающиеся перед ним события; какие-то неестественные, вывернутые действия двух людей, которые то ли ссорились, то ли пытались объясниться. И почему-то ему казалось, что, как бы ни сложился этот их разговор, ему, Раулю, исход не принесёт ничего хорошего… Потому что тех двоих он не знал и не понимал. Нет, думал сперва, надеялся, что понимает – хотя бы её, свою маленькую Лотти, но теперь и в этом уже был не уверен, потому что сейчас на авансцене выступала не Кристина Дааэ, а настоящая фурия, разгневанная богиня, вступившая в схватку с подземным властелином… Вступившая - и проигрывающая… Ради него… Нет, Кристина, нет, не надо! Не надо клятв, отступись, отступись, пока не поздно, пока не стало слишком поздно! Не надо… Не надо…
Сознание благосклонно ушло куда-то, оставило его, не давая сойти с ума…
***
Ты идешь и говоришь мне что-то, а я не слышу, хотел бы услышать, но не могу, потому что все чувства обострены и все, все до предела, направлены на тебя, на твои шаги: как тебе удаётся так величественно, так гордо ступать по колено в ледяной, мутной воде? Скажи мне, скажи, ведь я должен знать, я тоже должен быть гордым – рядом с тобой.
И ты говоришь, но я опять не слышу, не разбираю слов – зато вижу твои глаза, и тогда на слова становится наплевать, разве они могут что-то значить? Гораздо важнее сейчас разгадать этот взгляд – о, что это за мука: надеяться и наяву видеть крушение надежд…
Этого ты хотел? Этого ждал? Что я буду умолять тебя? Плакать перед тобой?
Я лишь хотел, чтобы ты любила меня… Почему, почему твои губы шепчут одно, а глаза говорят другое? Почему, любимая?
Так значит, это был твой способ добиться любви?
Это был способ добиться тебя…
Ты сам так захотел…
Какой спектакль мы играем? Какой дуэт поём с тобой нынче, любимая? И для кого? Неужели всё для этого мальчишки, чтобы он понял? И что он должен понять? Объясни мне, любимая, и я подыграю! Ведь это всё для него, так? А нам с тобой нечем делиться, не о чем спорить вслух – я понимаю всё и так, и ты понимаешь, я знаю, я уверен. Но почему это пришло только сейчас, почему, когда уже поздно… уже почти поздно…
А ты всё подходишь и подходишь, невероятно долго, будто хлад подземных вод всё же пронял тебя и ты не можешь больше шевельнуться. Но всё ближе, ближе твоё дыхание и голос – и верёвка уже жжёт мне руки огнём, ещё немного и я отпущу её, брошу – только для того, чтобы обнять тебя, вырвать из этого оцепенения… Пожалуйста, не заставляй меня, я должен быть сильным, должен терпеть, ждать…
Ну же, Кристина…
Так близко, так близко, сама, по своей воле – я очень хочу в это верить. Шёпот, твой шёпот слаще музыки, даже когда он обвиняет меня, но нет, сейчас ты не гонишь своего призрака, не гневаешься на него… ты не одинок… Да, любимая, я не один, до тех пор, пока ты со мной… пока ты…
Пока ты стоишь вплотную и тянешься ко мне, с робким страхом… А я всё смотрю вниз, на твои руки, они будто живут своей жизнью, совершенно отдельно от всего, что творится сейчас здесь. И только тускло поблёскивает золотом простое кольцо, медленно опускающееся на твой пальчик...
Тускло…
Блестит…
Золотым…
Грохот… Свет… Орган играет реквием… Или свадебный марш – я не понимаю, не различаю звуков…
Только твоё лицо, касание ладони на плече…
Нет! Ничего нет, пустота… только касание – и пустота, ужасающая в своей неправдоподобности. И моё лицо, искажаемое гримасой страха… И твой вскрик – откуда он исходит?
Касание… Я протягиваю руки – твоё тело опускается на них…