***
Так продолжалось четыре месяца. Эрик как-то сам собой постепенно обосновался в её доме, и Кэтти приняла это как данность, предпочитая не задумываться над вопросом, что же для неё значит этот мужчина и какое место он занимает в её жизни. Эрик просто был, он жил в её квартире, занимался своими делами... Он просто был рядом, и этого было достаточно.
Они никогда не говорили о будущем, не строили никаких планов, однако Кэтти понимала, что с его появлением в её доме всё изменилось. У Эрика был непростой характер: то он был властным и вспыльчивым, то, наоборот, весёлым и даже очаровательным, настроение у него могло меняться по десять раз на дню... Вместе с тем, Кэтти всей душой ощущала в нём маленького недолюбленного ребёнка, вызывающего в ней порой жгучее желание защитить, укрыть и обогреть.
И ее поражало то, сколько талантов сочетает в себе этот необычайный человек. Каждый день Кэтти открывала в нём все новые и новые грани, приводившие её в восхищение. Насколько этот мужчина был уродлив внешне, настолько неожиданно прекрасен оказался он внутри. Эрик открывался ей постепенно, словно каждый раз с опаской пробуя, до какой степени он может ей доверять. Встретив желанную реакцию, он раскрывался дальше, если же что-то было не так, снова сворачивался, как ёж, выставляя наружу лишь острые колючки. Завоевать его доверие оказалось непросто, но оно того стоило.
Правда, были у Эрика и серьёзные недостатки, и внешность оказалась далеко не худшим из них. Вскоре Кэтти узнала, что некоторые неосторожные слова и поступки вызывают у него приступы дикой ярости. Став в первый раз свидетельницей такого буйства, она не на шутку испугалась. Однако потом привыкла и успокоилась - выяснилось, что подобные припадки длятся у него недолго и проходят без особого вреда для окружающих. Устроив громкий скандал, Эрик потом забивался куда-нибудь в тихий тёмный угол и жаловался на головную боль, тем дело и ограничивалось. Кэтти знала, что он никогда не посмеет поднять на неё руку - она давно уже поняла, что Эрик очень трепетно относится к женщинам. Тем не менее, однажды он в припадке ярости разбил о стену тяжёлый табурет, послав его одной рукой через всю комнату. Но на следующий же день починил несчастный табурет и аккуратно заклеил пострадавшие обои.
Единственное, что раздражало Кэтти, - это его манера неожиданно исчезать на неопределённое время, ибо Эрик никогда не считал необходимым ставить её в известность о том, куда, зачем и на какой срок он уходит. Каждый раз, когда он снова пропадал, у Кэтти словно комок льда в груди замерзал - и таял лишь с его появлением. Правда, после одного из таких исчезновений она, убираясь в гостиной, обнаружила в одном из ящиков комода его одежду. Когда он успел всё это сюда принести и разложить, осталось для неё загадкой. Обходя квартиру, она то тут, то там натыкалась на его вещи: бритва, расческа и зубная щетка в ванной, его книги на столе, плащ на вешалке в прихожей, а вот незаконченный чертёж какого-то механизма и ноты с недописанной мелодией... Теперь Кэтти была уверена, что Эрик вернётся, осознав это, она вздохнула с облегчением.
И он действительно возвращался. К сожалению, теперь его приходы и уходы перестали быть тайной для соседей. Этому факту Кэтти не удивлялась - даже если не принимать во внимание тот памятный концерт, который он устроил для всего дома, только глухой мог бы не услышать его скрипку, которая теперь частенько звучала в её маленькой квартирке. Скорее, следовало удивляться тому, что его никто не замечал раньше... Последствия не заставили себя ждать.
Примерно через неделю после его возвращения Кэтти, выходя утром из дома, столкнулась с мадам Бюве. Этой встречи Кэтти боялась, как огня, - мадам была из тех людей, которые знают всё и обо всех, одного её слова было достаточно для того, чтобы репутация человека была погублена навечно. Словоохотливая и бесцеремонная, она совала нос всюду, и надежда избежать общения с ней была заранее обречена на провал.
- О, Катарина! Как удачно, что я вас сегодня случайно встретила! - мадам радостно поспешила ей навстречу.
Кэтти готова была поклясться, что ради этой "случайной встречи" мадам Бюве уже не менее получаса дожидалась её на лестничной клетке.
- Доброе утро, мадам Бюве, - вежливо улыбнулась она, с внутренним содроганием ожидая того, что сейчас должно последовать. Мадам Бюве сама назначила себя честью и совестью этого дома, она ревностно следила, чтобы никто из жильцов не нарушал правил приличия, и считала своим долгом наставлять заблудших овец на путь истинный. Кэтти недолюбливала мадам за любопытство и бестактность, однако, как и большинство жильцов, предпочитала поддерживать с ней дружеские отношения - ссориться с мадам было опасно.
- Как хорошо, мне сегодня с вами по пути, моя дорогая, - проворковала мадам, подхватывая Кэтти под локоток, и тут же приступила к обстрелу. - Кстати, поведайте-ка мне, что это за музыкант теперь регулярно услаждает наш слух? Прошу, не поймите меня превратно, мы все так переживали за вас после всего случившегося... - мадам горестно вздохнула и промокнула платочком краешек глаза. - Конечно, ваша трагедия случилась давно, и вы столько лет жили в одиночестве... Это тоже неправильно. Я очень рада, что в вашей жизни произошли такие перемены... Но, Катарина, дорогая моя, принимать ухаживания уличного музыканта?! - глазки мадам Бюве загорелись в жадном предвкушении.
- Нет, что вы! Он не уличный музыкант! - бросилась Кэтти на защиту Эрика. - На самом деле он композитор и преподаватель по вокалу... обучает оперных певцов. А тот концерт... это он для меня играл, - покраснела она.
- Что ж, это меняет дело, - мадам Бюве облегчённо вздохнула и расплылась в улыбке. - Я так за вас рада, моя дорогая! Конечно, с виду он неказист, но я прекрасно понимаю, чем он тронул ваше сердце. Ах, до чего же сладостно играет! - мадам мечтательно закатила глаза и прижала руки к пышной груди. - Вчера аж заслушалась... Прям душеньку вынимает! Катарина, вы бы хоть окна открывали, когда он к вам приходит! А то плохо слышно...
Кэтти с трудом удержалась от нервного смеха. Ее так и подмывало ответить мадам, что в таком случае ей придётся постоянно жить с распахнутыми окнами - предмет их обсуждения даже сейчас наверняка мирно сидел в любимом кресле и допивал вторую чашку кофе, о чём мадам, конечно же, не подозревала. Заверив общительную соседку, что в следующий раз обязательно попросит Эрика играть погромче, она распрощалась с ней на углу и поспешила в свой магазин.
К счастью, вскоре она поняла: соседи знают о том, что к ней ходит музыкант, но не догадываются о том, что он у неё живет. Понаблюдав за Эриком некоторое время, Кэтти догадалась, что он тщательно бережёт её репутацию, создавая видимость приличного ухаживания. Столкнувшись при входе с кем-нибудь из соседей или обозначив своё присутствие у неё в квартире игрой на скрипке, Эрик обязательно покидал её дом в надлежащее время, при этом он преувеличенно громко прощался с ней на выходе, после чего старательно расшаркивался и раскланивался со всеми встречными соседями. Когда и каким образом он возвращался обратно - этого не замечал никто. После наступления темноты он возникал в её квартире из ниоткуда, словно призрак, и Кэтти порой сама пугалась, когда натыкалась в полутёмной гостиной на его высокую молчаливую фигуру.
Так всё и продолжалось. Через некоторое время Кэтти уже начало казаться, что они с Эриком были вместе всегда. Она даже представить не могла, как жила все эти годы без их совместных прогулок и его чудесной музыки, без долгих задушевных разговоров и уютного молчания по вечерам... Она совершенно перестала замечать его уродство и порой ловила себя на странной мысли, что он даже кажется ей симпатичным... ну, частично. Жалко только, что в Оперу он с ней никогда не ходил... Но это было понятно, такие раны лечатся не сразу.
Прошло лето, так же незаметно перевалила за середину осень... Однажды, возвращаясь из магазина домой, Кэтти вновь столкнулась с мадам Бюве - конечно же, "абсолютно случайно". И тогда она поняла, что время летит незаметно лишь для неё - но никак не для окружающих.
- Катарина, дорогая, как поживает господин Хексенмайстер?
Кэтти уже открыла было рот, собираясь громко удивиться, - но тут поняла, о ком идёт речь, и поспешно захлопнула его обратно. Только теперь она с ужасом осознала, что за полгода знакомства с Эриком даже не потрудилась узнать его фамилию! Этот факт так её поразил, что она даже не сразу поняла, о чём ей говорит мадам Бюве. Зато когда поняла, то ей стало не до тонкостей знакомства и чьих-либо фамилий.
- Он ухаживает за вами уже пятый месяц. Когда вы планируете пожениться? - мадам, как всегда, сразу схватила быка за рога.
- Пожениться? - растерялась Кэтти. - Я не... мы... мы ещё не назначили дату свадьбы, - пролепетала она.
- Это плохо, - мадам Бюве нахмурилась. - Очень плохо. Я, конечно, уважаю господина Хексенмайстера, он вежливый и интеллигентный мужчина, но ведь он должен понимать, что затягивание этого вопроса не может не бросать тень на вашу репутацию. Люди искусства порой забывают об очевидных вещах, так что вам, моя дорогая, пора бы уже взять дело в свои руки. Намекните ему, что со свадьбой тянуть не стоит. Вы ведь уже не девочка, Катарина, вам долго ждать не пристало. Ну, удачи.
Оставив сконфуженную Кэтти размышлять над её словами, мадам Бюве поспешила к другому подопечному.
Дома Кэтти тихонько прошла в гостиную и села на диван. Эрик, увлеченно читавший какую-то газету, при появлении хозяйки квартиры лишь покосился в её сторону, легонько кивнул и снова вернулся к чтению. Кэтти рассматривала Эрика так, словно видела его в первый раз, и размышляла над словами мадам Бюве. А если он действительно сделает ей предложение? Примет ли она его? Эта мысль была такой странной и неожиданно волнующей...
- Ну, что ты затихла, как мышь? - он глянул на неё поверх газеты и иронически изогнул бровь. - Вижу, о чём-то спросить не решаешься. Выкладывай, что случилось.
- Эрик, а твоя фамилия действительно Хексенмайстер*? - озвучила Кэтти совершенно не тот вопрос, что занимал её мысли.
- Нет, конечно, - фыркнул он. - Я что, похож на немца?
- Но... имя у тебя ведь не французское*.
- Имя тоже ненастоящее. Я его вообще случайно выбрал.
- Как?! Разве Эрик - не твое имя? - Кэтти изумилась настолько, что даже забыла про возникшую на горизонте перспективу замужества. - А как же тебя зовут по-настоящему?
- У меня нет настоящего имени, - поморщился он.
- Так не бывает, - она недоверчиво посмотрела на него. - У всех людей есть имя.
- А я не такой, как все! - огрызнулся он. - Нет лица - нет имени. Для меня имена - как те же маски: хочу, одну надеваю, хочу - другую... Сегодня одно имя, завтра другое... Что ты вообще подразумеваешь под словом "настоящее"? Имя, которое мне дали родители? Как оно может быть для меня настоящим, если я им не пользуюсь уже больше тридцати лет? Я предпочитаю, чтобы меня называли Эриком. Мне нравится это имя, я к нему привык... Кстати, почему вдруг возник этот вопрос? И где ты услышала мою фамилию?
- Встретилась сегодня с мадам Бюве...
- Ах, вот оно что, - усмехнулся он. - Знаю, знаю эту милую особу, доводилось сталкиваться...
- Ты разговаривал с мадам Бюве?! - ужаснулась Кэтти. При мысли о том, что мог наговорить этой любопытной матроне язвительный и несдержанный на язык Эрик, ей стало дурно.
- Не бойся, - он словно прочитал её мысли. - Я знаком с подобного рода... эмн... кумушками. Они опаснее гремучей змеи, шаг в сторону - и ты покойник. Так что можешь не переживать, я был сама любезность. Мы расстались лучшими друзьями, - ухмыльнулся он. - А сегодня она по какому поводу в тебя вцепилась? Ей не понравилась моя игра вчера вечером? Да, каюсь, я вчера "ушёл" поздновато...
- Она хотела знать, когда мы поженимся, - тихо произнесла Кэтти, внимательно наблюдая за его реакцией.
Эрик остолбенел. Отложив в сторону газету, он некоторое время молчал, озадаченно барабаня тонкими пальцами по подлокотнику кресла. Потом вскочил и отошёл к окну, скрестив руки на груди.
- Я так и знал, что рано или поздно этим всё закончится... - убитым голосом произнёс он.
- Почему "закончится"? - встревожилась Кэтти. - Что ты имеешь в виду?
- Моё присутствие здесь стало нежелательным. Я порчу тебе репутацию.
- Глупости какие! - натянуто рассмеялась она, ощущая, как поселился в груди непонятный холодок. - Ты ведь не собираешься уйти из-за этой мелочи?
Эрик молчал. Поняв, к чему идёт дело, Кэтти запаниковала.
- Эрик, я тебя прошу, только не надо из-за этой глупой старой сплетницы делать поспешных шагов! Я не хочу, чтобы ты снова уходил! - в отчаянии крикнула она, чувствуя, что вот-вот расплачется.
Он наконец отвернулся от окна и пристально посмотрел на неё.
- Кэтти, но ведь дальше так продолжаться не может, ты сама это понимаешь, - тихо сказал он. - Я не могу остаться здесь навсегда, если только... Но ведь замуж за меня ты не выйдешь, - горько усмехнулся он. - Ты-то знаешь, что я урод...
- Я уже давно привыкла к твоей внешности, - прошептала она.
- Что ты хочешь этим сказать? - он недоверчиво посмотрел на неё.
Кэтти сглотнула. Предложить ему прямо сейчас жениться на ней? К этому она была не готова. Да и совсем иначе она представляла себе подобную сцену... Внимательно посмотрев на неё, Эрик усмехнулся:
- Ладно, давай оставим этот разговор. Не расстраивайся. Всё будет хорошо...
А следующим утром Кэтти проснулась в пустой квартире - Эрик снова исчез.
____________________
* Hexenmeister (нем.) - волшебник, маг, иллюзионист.
* Французское имя Эрик пишется как "Eric" и читается с ударением на второй слог. А наш герой носит имя "Erik" - оно отличается по произношению от французского (именно поэтому в романе Леру Кристина, услышав его имя, сначала приняла его за шведа).