Любовь всегда вертикальна (с) Резо Габриадзе
или немного о "Другом полете"...
Не могу сказать, что мне нравится жанр антиутопии. Но здесь я все же не смог устоять перед тем, чтобы написать отзыв. Сразу скажу, что рассказ мне в общем понравился.
Нарисованное Еленой (ФП) будущее довольно мрачно, но, в общем, реалистично и закономерно, потому как вследствие перенаселения городов рано или поздно придется переносить под землю и жилье - паркинги и склады уже и так строят подземными. Оригинальна идея "визуализации разделения общества" путем расселения людей по вертикали - хотя нечто подобное и было у Николая Носова в его "Незнайке на Луне", в дрянинговских ночлежках, но перенести это на весь город автор догадалась, по-видимому, первой. Типична еще со времен Римской империи попытка "усмирить гнев толпы", подбросив ей зрелища; соответствует истине и замечание об обратной зависимости высоты нравственности от высоты положения в обществе (правда, есть и исключения, но они крайне редки). Потому за реализм социального аспекта автору :give: и appl appl.
Не совсем понятно, что же так страшно загрязняет город, и зачем нужны дрейфующие цеппелины, притом висящие достаточно низко - раз главный герой, забравшись всего лишь на маяк, оказывается выше и цеппелинов, и даже загрязнения - и видит Солнце. Но это воспринимаешь скорее просто как особенность выдуманной автором реальности, чем как спорный момент, требующий пояснений. В конце-концов в этом сюрреалистичном мире не все можно объяснить обычной логикой.
Мне понравился старик, который сумел сделать фактически "киборга", способного к симбиозу с человеческим организмом - поскольку мозг человека не приспособлен к управлению машущим крылом, и прямое подключение к нейронам - да хоть напрямую к головному мозгу - тут ничего не меняет, ибо управление машущими крыльями мозгом человека "аппаратно не поддерживается".
Мне в общем симпатичен "железный дровосек", который, в отличие от инспектора Жавера, сохранил в груди сердце - хоть и стал наполовину киборгом (отсылка к к/ф "Robocop" ? ).
Мне безусловно симпатичен главный герой, который хочет ЛЕТАТЬ - причем ради этого готов рискнуть всем, даже жизнью. И еще мне он симпатичен потому, что он гонится в жизни не за богатством - что легко мог бы получить, имея любовницей дочь мера, а за свободой и настоящим чувством. Пусть даже его избранница - глухонемая, и живет у черта на куличках, и нет у нее за душой ни гроша...
Хотя обе женщины прорисованы автором несколько схематично и скупо - но в этом есть и свой плюс, потому что каждый может вообразить их такими, какими он видит образы, скажем, Мессалины и Деи, или, если угодно, Манон де Ланкло и Сольвейг.
А и еще мне очень понравился вот этот фрагмент текста, который, ИМХО, и выражает главную мысль рассказа:
И резко повернувшись, прижимаю к себе ту, которая касается моего плеча – и, расправив крылья, шагаю вниз.
И я точно знаю – теперь-то я точно знаю.
Я не упаду.
Моя история не закончится.
Потому что мой полет другой.
Мой полет – не только для меня.
Полет не должен быть лишь для одного.
А двое никогда не упадут.
Любовь всегда вертикальна. Любовь дает человеку крылья - даже если он вынужден жить в аду. И дает силы вырваться из этого ада - для двоих. Банально, но это так. :give:
Но, все же, заканчивая отзыв, хочу сказать:
Взлететь в авиации - не главное!
Главное - чтобы количество взлетов всегда соответствовало количеству посадок.
И я искренне желаю этого автору. :give:
Ну а теперь ток традиционная ложка дегтя. В качестве "тапков" могу отметить следующие вещи:
1. Вряд ли слепой архитектор обладал достаточными познаниями в теории машущего полета, аэродинамике, нейрофизиологии, нанотехнологиях и радиоэлектронике, чтобы изготовить придуманные автором крылья. Это равновероятно изготовлению шестиклассником атомной бомбы в сарае у родного деда, причем при отсутствии оружейного плутония. То есть практически невозможно.
2. Несколько странным мне показалось стремление богачей забраться повыше. Как правило, миллионер выбирает для постоянного места обитания все же собственную комфортабельную виллу подальше от города, а не пентхауз на качающемся верху небоскреба - пусть в городе задыхаются другие.
3. Странна также сентенция автора по поводу дороговизны обыкновенного стекла: поскольку основной материал для его получения - песок (кремний), оно дешевле оргстекла при тех же размерах и толщине в разы, и вряд ли когда существенно подорожает.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
И примечание для тех, кто любит факты и расследования
Ответ на вопрос, задававшийся на страницах рассказа и ставший его лейтмотивом - "Почему упал Икар?" - прост. И для того, чтобы расследовать эту, пожалуй, самую древнюю авиакатастрофу, не нужно быть Шерлоком Холмсом. Но, к сожалению, на страницах рассказа есть лишь гипотезы, а ответа, опирающегося на физику - нету. Исправляю это досадное упущение.
Вот миф об Икаре в кратком изложении:
Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском, и настоятельно рекомендовал сыну не подниматься при полёте слишком высоко. Но уже во время перелёта в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул недалеко от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского. Его тело, прибитое волнами к берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном по его имени Икария.
Кстати, если, как утверждает Википедия,
Древние греки классического и более поздних периодов думали, что в форме мифа об Икаре и Дедале сохранилось воспоминание об изобретении косых парусов.
, то крылья Дедала имели трехугольную форму. И это - первый дельтаплан. Балансирный планер более сложен и в изготовлении, и в обучении управлению - проще говоря, шансов "гробануться" у пилотов было бы намного больше, а прятать такую машину от Миноса, как и изготовить ее в сжатые сроки, было бы тяжеловато...
Но вернемся к вопросу "Почему упал Икар". Вот озвученные в рассказе версии катастрофы.
1. Техническая неполадка (расплавление воска) или производственный дефект (ослабление конструкции вследствие неверной сборки или некачественный воск).
2. Диверсия (злой умысел Дедала).
3. Ошибка пилота (неумение летать). Более точная формулировка здесь звучит так: несоблюдение или нарушение требований Руководства по летной эксплуатации (использование летательного аппарата на запрещенных режимах, а именно подъем на большую высоту или превышение допустимой скорости).
Итак, начнем с того, что нам говорит физика атмосферы. С набором высоты температура уменьшается в среднем на 0,6 градуса на каждые 100 м. Потому, если на Крите в момент взлета было 25 градусов на 0 м на уровне моря, на 1000 м было 19 градусов, а на 2000 м было аж 13 градусов. Так что воск действительно расплавиться не мог. Правда, воск мог просто треснуть - при подъеме на большую высоту - от знакопеременных нагрузок.
Производственный дефект в изготовлении аппарата можно считать крайне маловероятным, как и диверсию: Дедал любил сына, и делал ему крылья на совесть. Да и вряд ли он хотел убить Икара столь экзотическим способом - достаточно было его просто бросить на Крите.
Остается ошибка пилота, то есть несоблюдение требований РЛЭ. Почему об этом можно говорить? Да потому, что "РЛЭ" для Икара было выдано сами главным конструктором аппарата - Дедалом. Вспомним, он "настоятельно рекомендовал сыну не подниматься при полёте слишком высоко". Это требование Икар сознательно нарушил, за что и поплатился жизнью - не зря же говорят, что инструкции в авиации написаны кровью.
Итак, формально причина катастрофы - "нарушение требований РЛЭ", т.е. "ошибка пилота". Остается только определить, почему предпосылка к летному происшествию (нарушение требований РЛЭ) развилась в катастрофу, т.е. что именно привело к гибели Икара.
Как уже сказано выше, воск расплавиться не мог. А потому Икар упал, скорее всего от того, что поднялся слишком высоко без кислородного аппарата. Для этого ему достаточно было забраться на 2000-2500 м, что вполне реально для дельтаплана в сильном восходящем потоке. Как следствие, возникла гипоксия - кислородное голодание. Кстати, молодые люди переносят гипоксию хуже, чем люди в зрелом возрасте - это дополнительный фактор риска для Икара.
А дальше цепочка событий пошла по наростающей: кислородное голодание => эйфория ("мне море по колено") => подъем еще выше, на 3000-4000 => усиление кислородного голодания+ холод => обморок. И, как следствие - потеря управления и падение вниз.
Времени на выход из пике или штопора у Икара, когда он очнулся, скорее всего уже просто не было, да и не умел он выводить аппарат из пике или штопора. Даже если он угадал нужные движения - крылья его дельтаплана явно не были рассчитаны на возникшую 7-8-кратную перегрузку - это лучшие современные дельтапланы "держат" 6g, да и крепления на них явно не из веревки или жил животных и воска.
Кстати, если крылья развалились от напора воздуха в пикировании или от перегрузки на выводе - Дедал вполне мог подумать, что солнце растопило воск, а потому крепления и не выдержали. А потому озвучил Гераклу, хоронившему Икара, и грекам дома именно эту версию. Лгать ему было, думаю, просто незачем.
Отредактировано opa79 (2012-07-20 11:47:22)