Астарта, в том-то все и дело, что умственный или физический труд, ученая степень или три класса сельской школы с тем, о чем мы говорим, связаны очень косвенно. Я уже привела в этой теме примеры людей, всю жизнь работающих руками, а не головой, и особенных "духовных запросов" не имеющих - при этом людей замечательных, душевно тонких. Вспомним "Записки охотника": Тургенев, хорошо знавший крестьянство, изобразил удивительных, душевно богатых, мудрых, добрых людей, тоже никогда в руках не державших книжку.
И люди-гусеницы, которые не видят дальше вот этого листочка, который надо сожрать, а потом вот этого и еще этого, - тоже явление всесословное. Если, скажем, человек окончил вуз, потом всю жизнь в нем работал, получил все свои регалии, становится ректором - и относится и к рядовым сотрудникам, и к блестящим ученым как к рабочему скоту, если не только не защищает вуз от столичной шантрапы, но и сам принимает решения, которые грозят уничтожением уникальных научных школ, а то и срывом учебного процесса - где тут высокая духовность? Может быть, он любит слушать Шуберта и не пропускает ни одной выставки в Русском музее. Ну и что? Может быть, он также любит маринованные огурцы или омаров. Что это говорит о его уважении к людям и их труду - которое основа любой духовности?
Труд - любой - может выматывать здорово. Из поля моего зрения, например, почти полностью выпадают радио и телевидение (в том числе радио "Орфей" и канал "Культура") - потому что я после четырех пар не выношу, когда над ухом что-то РРРРРРАЗГОВАРРРРИВАЕТ. И я очень хорошо понимаю какого-нибудь слесаря дядю Васю, которому после смены хочется только надраться с друзьями. Но выходные и отпуск есть и у меня, и у этого дяди Васи. И для меня в этот самый выходной и фильм какой-нибудь посмотреть, и в квартире убрать, и грядку вскопать - праздник. А дяди Васи в выходной - некоторые книжку читают, некоторые рыбу ловят или ту же грядку копают, а некоторые продолжают бухать.
Так что - нет, дикость и неспособность видеть дальше своего носа - явление духовное, а не социальное. Но социально опасное Потому как полностью от нее никто не свободен - и я в том числе. И высмеивать ее можно и нужно, в том числе и не по-доброму. Само собой, не переходя на реальные личности.
Сансет, согласна - ЭЛУ сделал дело доброе. В конце концов, кому фильм не нравится, того никто не тащит на веревке его смотреть