Тэкс-с... символы - наше всё!
Для начала хотела бы запостить этот свой пост в качестве вступления, а потом попобую выложить на суд всех вас разборы полётов.
Для меня лично главным символом является роза, поэтому разберу сначала её аспекты.
Призрак дарил Кристине красную розу, повязанную чёрной ленточкой из шёлка или атласа (хотя, где-то я встречала слово “velvet”, а это, если не ошибаюсь, переводится как вельвет, тобишь бархат… но, на бархатную ленточка не похожа!). Так. Роза была красного цвета, а красный цвет означает в первую очередь любовь и страсть. Это понятно и этого у Призрака выше крыши. Если память мне не изменяет, то Призрак дарил Кристине розочки без шипов, так? Отсутствие шипов на розе означает, что тому, кому эта роза дарится ничего не угрожает. Призрак Кристине опасностью не являлся! Также, символом розы являются молчание и хранение тайны… Призрак товарищ замкнутый и таинственный.
Теперь рассмотрим розу в других ракурсах её символики:
• небесное совершенство и земная страсть – Призрак у нас товарищ талантливый и одарённый, тобишь, фигурально выражаясь, ему воздалось свыше и в то же время страсти Призрака очень земные, они у него присутствуют;
• любовь чистая, земная, плотская, свободная, торжествующая – ну… любовь была и была она с большой буквы, и любовь Призрака была многогранна, как и он сам: чистая – он искренне любил Кристину, земная – он был джентльменом, плотская – joys of the flesh имели место быть упомянутыми, свободная – в конце мы это увидели и Призрак оказался на это способен, торжествующая – не стоит отрицать, что Призрак начал торжествовать несколько преждевременно, о чём и кричит его опера “Дон Жуан Торжествующий”;
• красота, очарование, элегантность – это всё имело место быть и воплощалось в Призраке, конечно, с мужской точки зрения… Призрак создал себе красивый, чарующий и элегантный образ, и прекрасно ему соответствовал;
• порыв, страсть, сладострастие, смущение, стыд, чувственная красота – да, и это всё есть в его образе… он порывист и страстен, но в то же время очень робок и нерешителен, например, во время “Music of the Night” имеет место быть красота чувств, но и робость тоже;
• гордость, мужество, рыцарская честь, победа – о… ну, это видно по всему фильму, что Призрак боец и не намерен сдаваться, даже, казалось бы в самых уже безнадёжных для него случаях;
• творчество, свободная мысль, избавление от предрассудков и суеверий – Призрак человек очень творческий, само собой, мыслит он радикально, что соотносимо со свободой и думаю, что он как раз не заморачивается на суевериях, ибо ему, побывавшему в детстве Дитём Дьявола эта тема вполне должна быть неприятна, если не сказать, что болезненна;
Это лишь несколько символик царицы цветов – розы. Кстати, тоже символично, ведь Призрак желал самого лучшего, быть как все или лучше всех, посему дарил любимой девушке царский цветок, не астры и не хризантемы, а именно розы. Кстати, на фоне элегантной царицы цветов, миль пардон, цветастый веник Рауля (ещё и у директоров скомунизденный) крайне проигрышно смотрится, но это моё личное имхо.
Так. С самой розой, пожалуй стоит закончить и перейти к ленточке, которой Призрак её повязывал. Ленточка была из чёрного шёлка… начнём с чёрного цвета, который многие воспринимают в штыки, что весьма неправильно, ибо спорно. Это я клоню к тому, что значение чёрного цвета не всегда означает траур, ведь, например, у японцев чёрный цвет является признаком радости (а, белый наоборот, цвет траура) или гречанки выходят замуж в чёрных платьях.
Вот несколько терминов, характеризующих чёрный цвет:
• элегантность – роза очень элегантный цветок, если не самый элегантный;
• темнота – Призрак живёт во тьме, это его символика;
• страх – Призрак любил нагнать страха на оперных работников;
• неясность – весь образ Призрака (до поры до времени) неясен, да и жизнь с ним особой чёткостью не особо может быть;
• сложность – Призрак натура сложная, глубокая и многогранная, его не раколешь как орешек;
• тайна и анонимность – Призрак таинственен сил нет, да и письма свои подписывал анонимными инициалами O.G.;
• недовольство – хех, побухтеть он любил, имхо;
• печаль – с этим не поспоришь, Призрак был одинок и поглощён грустью;
• раскаяние – думаю, что эта черта к нему соотносима… в конце концов, к самому концу он всё понял, а значит мог испытать и раскаяние, когда-нибудь (хотя, имхо, он людям всё равно ничего не должен, имхо!);
Вот, с цветом ленточки разобрались, А, то, что ленточка была из шёлка, имхо, говорит о нежности, ведь это очень деликатный материал и его можно символизировать как нежность и деликатность, собственно именно так Призрак с Кристиной и обращался. А, факт повязывания розы лентой, лично я трактую так – Призрак ассоциировал Кристину с красной розой, тобишь как предмет своей страстной любви, а себя он ассоциировал с чёрной лентой, тобишь предметом печали и тайны… узелок, который образовывался в процессе повязки ленточкой розочки символизирует связь Кристины и Призрака, которая и без всего этого должна была быть мощной, коли они общались целое десятилетие… ну, данный символизм есть моё личное мнение.
Теперь хочется немного порассуждать о свечах, ведь в призрачных подземельях их ТАК много. Конечно, это просто способ осветить подземную темноту и обогреть тот же подземный холод, но всё же вещь это вполне символичная.
Например, несколько значений свечи:
• огонь – тобишь страсть;
• человеческая душа – про душу Призрака был момент и Кристина сильно ошиблась, сказав ту мерзость про душу Призрака, имхо;
• самоотверженность – Призрак в итоге отпустил Кристину и Рауля, и не стал вновь принуждать Кристину остаться, когда она вернулась, чтобы отдать ему кольцо… учитывая любовь, состояние и положение Призрака… поступок этот был более, чем самоотверженный, этакий качественный перешаг через себя;
• уют – как такового у Призрака его не было, но он его жаждал, от того, имхо, и столько свеч по всему подземелью, даже в скрытых местах (под озером), тобишь жажда тепла и уюта была в каждой грани его души;
• романтика – тут и сказать нечего, о такой романтике, что Призрак устраивал Кристине, большее большинство женщин лишь мечтать может;
• память – Призрак всю свою долгую жизнь помнил Кристину…;
• творчество, прозрение – опять же стоит повториться, что Призрак творческий человек и к концу истории его личность сильно переломилась, тобишь он качественно пересмотрел свои приоритеты;
• преодоление тьмы – и, это не банальный способ осветить помещение, а борьба со своими тёмными демонами, как мне кажется и жажда из этой тьмы скорее выбраться, одним словом, наисложнейшая и ужасающая борьба;
Маска… несомненно символ. Как всем известно, в первую очередь маска является символом карнавала, а всю жизнь Призрака иначе как маскарадом и не назовёшь. Конечно, с несколько банальной точки зрения, также маска является для Призрака средством защиты от внешнего мира, важным и нужным предметом, который скрывает его дефект, это понятно. Показанная в фильме именно, что полумаска, имхо, говорит о раздвоенности личности Призрака на светлую и тёмную, но это уже много раз имело место быть обсуждённым и уже всем известно. Тёмный Призрак Оперы и Светлый Ангел Музыки – чем не две грани одной сущности, спрятанной за всеми этими масками, образами и прозвищами? За всей этой галиматьей – Эрик – обыкновенный человек, просто одинокий, затравленный и озлобленный. По этому поводу в книге есть хорошая фраза главного персонажа: “Я не Призрак, не Ангел, не Гений, я Эрик!”…
Также, лично меня всегда интересовал цвет маски, она белого цвета, а первое значение этого цвета означает равенство, а Призрак хотел быть равным со всеми. Белый цвет ещё означает выявление скрытого и ложного, а момент разоблачения Призрака имел место несомненно, его истинное лицо было-таки раскрыто в прямом и переносном смысле. В значении белого цвета ещё проскальзывает и изоляция от общества. Меня волнует именно эта полумаска, хотя Призрак и надевал ещё и чёрную, но полумаска являлась частью его образа… кстати, белый цвет ещё означает единство, а маска была неотъемлемой, уже единой с Призраком частью его образа.
Что до писем, которые Призрак писал красными чернилами. Разве фильмовский Призрак писал чёрными, да? Мне всегда казалось, что красными. В любом случае, красный цвет чернил не просто так… это не то же самое, что цвет розы, в данном случае красный цвет символизирует мощь и силу, а Призрак обладал этими качествами в театре. Также, красный соотносим с людьми физически сильными, а Призрак без сомнений человек сильный, а также весьма возбудимый, энергичный, предприимчивый и любвеобильный (ну, его любовь очень обильна)… одним словом, Призрак писал красными чернилами и делал красную же сургучную печать в целях демонстрации своей власти, имхо. К тому же красный цвет символизирует ещё и кровь, а вкупе с черепушкой это привносит несомненную нотку зловещности, имхо. Кстати, стоит заметить, что маскарадный костюм Призрака назывался Красная Смерть и это говорит само за себя, имхо, весь такой властный и зловещий.
И, под конец, небольшое рассуждение о книжном персонаже. В книге Эрик спал в… гробу. Да-да, гроб у всех сразу ассоциируется с чем-то страшным и неприятным, но его тоже можно многогранно рассмотреть. Например в символике гроб является защищающей оболочкой, символизирующей надежду на возрождение. Стоит ли пояснять, что это означает? Думаю, читавший книгу, да поймёт.
Да, кстати, что до ложи номер пять, то не стоит убирать ей из поля зрения. То, что пять – это не семь и не тринадцать, тобишь неочевидная циферка, ещё не значит, что эта цифра не имеет своего значения и силы. Согласно нумерологии, каждая цифра и сочетание цифр имеет свою силу. Например, если кратко, то цифра пять отвечает за логику и интуицию, за способность строить планы и анализировать ситуацию, а также разбираться в точных науках и технике. Хм? Не чуждо это нашему Призраку, совсем не чуждо – хотя он и страстный ревнивец, но головой думать умеет отлично, планы и строить и анализировать способен, я уж молчу про его всякие подземные ловушки и решётки, открывающиеся то при помощи рычага, то чуть ли не фотоэлементами (ну, когда он только привёз к себе Кристину, они подплывали на гондоле к решётке, которая сама поднялась, собственно, как и занавес сам убрался в сторону!). К тому же, пусть пятая ложа и неудобная, но она является директорской и, согласно официальному сайту Гранд Опера, самой дорогой ложей… вообщем, Призрак знал, что выбирать, как говорится, губа не дура. Фильмовский Призрак сибарит редкостный, ну, а красиво жить не запретишь.
Ах, да! И, под самый конец вспомнила про сам театр и его люстру, ведь об этом упоминалось в теме. Что до люстры, то как мне кажется, она сама по себе была явным символом величия и красоты театра, просто-таки её гордость. Когда в конце люстра упала, вся гордость и красота погибли вместе с театром. А, вот сама Гранд Опера, как театр, символизирует женщину… нет, это не по Фрейду, не пугайтесь, но символика всегда ассоциировала театр с женщиной, причём обнажённой, что нам наглядно и было продемонстрировано в фильме – там было много позолоченных статуй женщин с оголённым бюстом и тому подобное. Одним словом, символ эротизма, чего в фильме и без статуй предостаточно, имхо.