Наш Призрачный форум

Объявление

Уважаемые пользователи Нашего Призрачного Форума! Форум переехал на новую платформу. Убедительная просьба проверить свои аватары, если они слишком большие и растягивают страницу форума, удалить и заменить на новые. Спасибо!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Requiem

Сообщений 91 страница 120 из 841

91

Рауль в книге обычный человек, и с его "обычными" недостатками вполне можно примириться.
Как бы он ни был глуп, руку и сердце Кристине предложил и пошел ее спасать, когда возникла необходимость.
Опера, чрезмерный идеализм думать, что она могла бы предпочесть другого, у которого - да, есть яркая незаурядность, индивидуальность и интеллект, беззаветная любовь, потрясающая воображение, но все остальное - положение в обществе, возраст, увы, внешние данные...
Для того, тчобы общаться с гением, нужно незаурядное мужество...Мне кажется, что Кристину отчасти и пугало то, что она, умная, но вполне обычная, земная девушка, должна была всегда соответствовать высоким идеалам своего Чудовища.
Про такие пары папаша О"Хара говорил - скроены из разного теста.
Кристина и выбрала заурядного человека. Она была девушкой взрослой (ей не 17 лет в книге!), чуждой в реальной жизни идеализма. Сказка про Ангела музыки - это та часть души, которая с рельной жизнью не сталкивалась. Она понимала, какое ее ждет будущее в театре - у нее не было мужества быть Музой и верить с свою избранность. Я вижу, что у нее в жизни было два равнозначный пути - служение искусству или замужество. Именно их равноценность в ее понимании и вызывает у меня сомнения в том, что она отказалась от себя, перестав петь.
До встречи с Эриком, она вопринимала пение всего лишь как работу и выполняла ее с нордической методичностью.
И все-таки я не вижу - зачем, с какой целью должна была она приучить себя к жизни с Эриком? Ради чего?
ИМХО, только совершив подвиг. Но подвиг предполагает какую-то цель. Что же могла выирать она?

Отредактировано Hell (2006-03-20 12:11:21)

92

Давайте вернемся к тексту (Леру, хотя стоило бы вспомнить, что мы оффтопим :(). Кристина дала ему некоторое обещание, дала с холодной головой, когда Раулю уже ничто не грозило (или она так думала).
Причем тут подвиг? Его поклонение ей льстило, между прочим, беспредельно - помнишь место, где она "поняла, конечно, что я всего лишь собака, которая нестойна лизай ее руки"?:(
А что до раулева героизма... Никто не хочет вспомнить, что Кристина НЕ РАССЧИТЫВАЛА, что Рауль попрется в подвал? Для нее похищение ПО - финальное действие, после которого должны быть уже только они двое (и она всегда, как она знает, может заговорить ему зубы).

93

Ну как это не грозило?
Рауль только из воды выбрался, а доказательств того, что его домой доставили у нее не было! Как и гарантии того, что, столкнувшись с ее упорством, Эрик не соединит заново провода и театр не взлетит на воздух.
Ситуация - обычный захват. Задача заложника - не нервировать террориста, находящегося в состоянии аффекта.
Пресловутая "холодная голова" была разбита в кровь при попытке самоубийства, что доказывает отсутствие у Кристины надежды "заговорить зубы" Эрику.
Он впервые явился перед ней в ярости. И она была в таком отчаянии, что готовы была умереть, лишь бы не делать выбора, между жизнью Рауля и своей жизнью - жизнью с Эриком.
При этом верю, что выбравшись из подвала, она вполне могла Эрику сочувствовать и отчасти им восхищаться...ну и какой бы женщине не понравилось быть объектом поклонения?
Но резонов  остаться с ним у нее не было - ибо она его не любила. Как, впрочем, и Рауля. То, что Кристина не любила Рауля, не говорит о том, что она любила Эрика.

Отредактировано Hell (2006-03-20 12:32:15)

94

Ну во-первых не первый раз она его увидела в ярости - первый раз был, когда она масочку сняла.:(
И все равно - усе равно - верю я, что она его любила, так что тут будет бесцельная битва имхами.:(

95

И все равно - усе равно - верю я, что она его любила, так что тут будет бесцельная битва имхами.:(

Давай тогда вложим ИМХИ в ножны и вернемся к теме треда.  :)

Отредактировано Hell (2006-03-20 13:05:05)

96

Тут у меня преимущество - Немон тоже верит, что любила.:))

97

Вот с чем никогда не соглашусь - так это с тем, что Кристина Эрику не пара, потому что, в отличие от него, обыкновенный человек. Он ведь сначала услышал ее голос, еще сумел его расслышать, когда у Кристины после смерти отца душевных сил не было, чтобы петь так, как она пела в "Фаусте", помог этому голосу зазвучать в полную силу и только потом влюбился в нее. То, как она восприимчива к музыке, тоже говорит о незаурядном таланте. И не были для нее равнозначны заужество и музыка - когда Ангел Музыки требует, чтобы она посвятила жизнь служению ему и музыке, она соглашается, не задумываясь.
Поэтому не могу смириться не только с тем, что она не осталась с Эриком, а еще и с тем, что она выбрала РАУЛЯ! Думаю, себа она испугалась больше, чем Эрика. Просто не смогла уложить в голове, что и так бывает: прекрасный принц прекрасен вовсе не внешностью и не характером. Она ведь и у Леру очень юная и неискушенная, а чтобы остаться с Эриком, надо и себя. и жизнь знать гораздо лучше, чем она.

98

Донна, ваш взгляд на Кристину очень интрересен в силу своей лояльности и лестности для нее. :)
Но Кристина у Леру сама говорила, что у нее не хватило бы характера стать примадонной. Ведь для этого нужно не только голос и талант иметь, но и способность выжить в театральном мире. И стремление посвятить себя сцене, честолюбие! Такая профессия требовала от человека самоотречения - и это буквально декларировала литература того времени (та же Жорж Санд)!
Эрик своими уроками дал Кристине великолепный инструмент, но не желание этим инструментом воспользоваться.
Ангела Музыки она, безусловно слушалась, да и как экзальтированная девица могла не послушаться сверхъестественное существо, вдобавок присланное отцом? Но человека она принять не смогла. ИМХО, в силу собственной ограниченности. Эрик был по понятиям того времени "неприличным" выбором, который девушка могла совершить только под влиянием безумной любви. Она этого не сделала, отсюда моя уверенность в том, что она его не любила.
Да, нельзя отрицать, что она переодически попадала под влияние его таланта и страсти. Вопрос, испытывала ли при этом она страсть сама? Может вся проблема в том, что такая любовь была бы бесплодной и в силу того бессмысленной?
ИМХО, Рауль со всеми его недостатками показался Кристине более удобоваримым вариантом, несмотря на все ее подтрунивания над ним. :)

99

Это вообще на самом деле история битвы между исключительным и обыденностью – и ироничная при том история, поскольку в ней показано, что исключительное отнюдь не лишено недостатков. Сплошное развенчание романтических штампов.

100


***

"Я многое знал и многое умел. У меня было довольно свободного времени, чтобы совершенствовать имеющиеся навыки и приобретать новые. Игра на гитаре, чревовещание, жонглирование, фокусы, гадание на картах, хиромантия, лечение травами. Отвлечь человека, чтобы незаметно вынуть у него кошелек с деньгами; украсть хорошую лошадь и перекрасить ее в другой цвет, чтобы не нашел хозяин - это было искусством, которое давалось не всем. Я научился и воровать. Не потому что мне это было необходимо. Скорее из любопытства и азарта - получится ли? Ловкость и чувствительность пальцев, развитые игрой на скрипке, оказались в этом деле неоценимыми. Но я редко прибегал к такой возможности раздобыть деньги, предпочитая более честные способы заработка.

После смерти Захарии я получил полную свободу. Никто из цыган не претендовал на роль моего нового хозяина. Я мог в любой момент уйти из табора, и меня не стали бы удерживать. Но мне некуда было податься. Несмотря на все мои умения, я был чужд цивилизованному обществу. Для любого из его представителей я был таким же изгоем, как и цыгане.

Я часто вспоминал слова Дювалье о том, что однажды произведу настоящий переворот в музыке. Профессор гордился мной. Мой наивный добрый учитель был идеалистом. Он верил в призвание и великую славу своего последнего и самого лучшего ученика. Когда-то я и сам в это верил. Но жизнь обладает способностью быстро рушить самые сладкие иллюзии. Если бы Дювалье знал, что его воспитанник будет вынужден прозябать среди цыган!

Уже в таборе я понял, что загнан в угол. Да, там мне было гораздо лучше, чем в бродячем цирке господина Рикорди. Да, я отвечал сам за себя. Да, я научился выживать и даже сумел извлечь из собственного уродства выгоду. Все это было так. Но я не мог не понимать, что был рожден для другой судьбы, нежели выступать на площадях и воровать кошельки у зазевавшихся граждан.

Между мной и цыганами лежала пропасть. Мы принадлежали к разным мирам. То, что они называли свободой, в моем представлении было вынужденным способом существования - необразованного, полудикого, низменного.

Талант, доставшийся мне по прихоти случая, был никем не востребован. Он жег меня изнутри, и я сходил с ума от сознания собственного бессилия. При одной мысли о том, что свой век я проведу в таборе, мне становилось тошно. Неужели через двадцать, тридцать, сорок лет я все так же буду выступать перед чернью, принимая подачки за демонстрацию своего уродства? Неужели мой удел - задушить в корне все свои желания, стремления, честолюбивые мечты? Неужели однажды я стану человеком, безразличным ко всему, и тогда мой дар - единственное, что оправдывает мое земное существование - исчезнет? Смогу ли я тогда уважать себя?

Я понял, что большой талант ставит человека вне общества обычных людей. В их глазах это почти уродство. Дар свыше преображает твой внутренний мир, поселяет в душе непонятную, невыразимую тоску. Ты существуешь по иным законам, чувствуешь и видишь то, что остальным недоступно. Тебя волнуют вещи, которые другие сочли бы смехотворными и не стоящими внимания. Нереализованный талант становится проклятием. Нет ничего хуже осознания упущенных возможностей.

Иногда, опускаясь до жалости к себе, я утешал самолюбие мыслью, что если жизнь даст мне шанс начать все сначала, я использую его на сто, нет, - на тысячу процентов. Я верил, что смогу измениться и заставить людей считаться со мной; сумею вернуться к серьезным занятиям музыкой и совершу все то, ради чего был рожден на этот свет. Я все сделаю и все преодолею, лишь бы мне выпал этот шанс. Один-единственный. А больше мне и не нужно.

***

Впервые я увидел этого человека во время одного из своих выступлений. Пожилой мужчина, одетый в темно-синий сюртук из плотной дорогой ткани, стоял в стороне от толпы. Безукоризненную белизну его сорочки подчеркивал черный шелковый галстук, в котором красовалась бриллиантовая булавка. На крупном породистом лице незнакомца застыла гримаса высокомерного отвращения, словно находиться рядом с простолюдинами он считал ниже своего достоинства. Опираясь на трость, он внимательно смотрел на меня. Его темные, глубоко посаженные глаза следили за каждым моим движением. Пристальный взгляд впился в мое лицо, скрытое черным шелком, потом ощупал пальцы, скользившие по грифу скрипки. Губы мужчины скривились, будто увиденное пришлось ему не по вкусу. Как и другие, он ждал кульминации представления.

Когда я стянул маску, незнакомец чуть подался вперед. На его лице на секунду мелькнуло выражение алчного любопытства, тут же сменившееся скукой. Точно рядом с ним не шарахнулись в испуге люди, не закричали несколько впечатлительных женщин. Реакция мужчины неожиданно рассердила меня. Я скрылся в своей палатке. Протер лицо влажной тканью. Мне хотелось смыть с себя равнодушный взгляд странного человека. Я осторожно посмотрел в дырку в полотнище, закрывавшем вход в палатку, и увидел, как незнакомец садится в рессорную коляску.

Через несколько дней он появился снова. Потом еще и еще. Следил за моими выступлениями и сразу же уезжал. Он ни разу не бросил мне денег. Не подошел, ни о чем меня не спросил. Только смотрел. С тем же выражением скуки и пресыщенности на породистом лице.

Я чувствовал себя очень неуютно под его колючим, оценивающим взглядом. И не мог понять, почему этот человек, несомненно, богатый, приходит к цыганской стоянке. Что заставляло его слушать мою игру и терпеливо дожидаться момента, когда маска соскользнет с моего лица?

Любопытство? Жалость? Гадливость?
Что?

Когда цыгане покинул городок, я вздохнул с облегчением. Наконец-то я избавился от неудобного зрителя, присутствие которого заставляло меня злиться и нервничать.

После двух недель пути наш табор прибыл в Варшаву. Место для лагеря цыгане выбрали неудачно - по соседству с городскими трущобами, этим царством бедноты, сброда и нечистот. Впрочем, было и преимущество: полиция редко появлялась в нищих кварталах без особой на то нужды, поэтому цыганам можно было не опасаться назойливого внимания со стороны блюстителей порядка.

Днем половина табора уходила в город. Женщины гадали, предсказывали судьбу, богатство, счастливый брак, роковой удар, болезнь, неожиданное наследство и долголетие. У каждой из цыганок наготове был целый арсенал нехитрых уловок, призванных запугать и умаслить клиента, чтобы вытянуть из него побольше денег. Мужчины сбывали амулеты от порчи и сглаза и разные самодельные "диковинки", продавали лошадей, а пуще всего приглядывались к тому, что плохо лежит. Я же редко покидал стоянку. Слава "живого мертвеца" бежала далеко впереди меня, поэтому от желающих поглазеть на музыканта в маске не было отбоя. Люди узнавали, где остановился табор, и приходили туда. Если у меня было подходящее настроение, я развлекал толпу. В противном случае отсиживался в палатке и игнорировал все крики и призывы зевак, надеявшихся увидеть "цыганского дьявола".

Я тоже бывал в городе, но оказывался там преимущественно вечерами. В сумерках я ничем не отличался от других людей. Натягивал шляпу на лоб, поднимал повыше воротник, обматывал горло и подбородок шарфом и сливался с прохожими. Я бродил по улицам, рассматривая здания и восхищаясь архитектурой. Заглядывал в окна, за которыми текла чья-то чужая жизнь.

Однажды, вытащив кошелек у какого-то подгулявшего пана, я зашел в корчму и заказал вино и жареное мясо со специями. Моего знания польского хватило, чтобы попросить хозяина не беспокоить меня. Я отыскал в углу свободный стол и, сев за него, с удовольствием поужинал. В табор я решил вернуться утром и остался на ночлег в корчме.

В крохотной комнатушке, пропахшей дымом и прокисшим вином, я растянулся на узкой кровати, застеленной домотканым бельем. Сунув под голову тонкую подушку, из которой тут же вылезло с десяток перьев, я лежал, вспоминая детство, няню, профессора и свою мать.

Как же тосковал по домашнему уюту, по тихим вечерам, когда я, Пилар и Дювалье собирались в гостиной, и учитель начинал рассказывать свои истории, в которых правда гармонично переплеталась с вымыслом! Если бы можно было все вернуть назад! Ведь там, в детстве, я был счастлив. Рядом были те, кто был мне дорог, и жизнь тогда представлялась чередой удивительных открытий. Была уверенность, что доброта и душевное тепло близких людей будут со мной всегда.

...Я проснулся с первым лучом солнца, но, прежде чем покинуть свое пристанище, позволил себе немного понежиться в постели, как делал это ребенком. Балансируя между сном и явью, я будто бы вернулся в прошлое. Мне показалось, что с кухни снова доносится аромат свежих булочек с корицей, испеченных Пилар, а на огне уже стоит большой, начищенный до блеска медный чайник. Сейчас няня достанет чашки и поставит на стол молочник с маленькой трещинкой на ручке...

Рывком сев на кровати, я прогнал остатки сна. Потом, быстро одевшись, вышел из корчмы.

***

...Я обернулся как раз в тот момент, когда грабитель уже занес нож, намереваясь вонзить его мне в спину. Это спасло мою жизнь. Лезвие чиркнуло по телу, вспоров кожу. Правый бок обожгло острой болью. Рассвирепев, я схватил убийцу за руку и резко дернул ее, выворачивая. Нападавший выронил нож и заорал. Видимо, я сломал ему запястье. Я избивал его молча, превращая в хрипящее, стонущее животное, пока он не свалился грязной тушей к моим ногам.

Возвращаясь в табор, я почувствовал, что правая брючина стала влажной и липкой. В ботинке противно хлюпало. Удивительно, сколько в человеке крови, отстраненно подумал я. И странно, что она, такая горячая, совсем не согревает меня. Мое тело было холодным, как у мертвеца.

Между тем вместе с кровью я стремительно терял и силы. Войдя в палатку, я снял с себя грязную одежду. Промыл рану. Она оказалась глубокой: еще бы чуть-чуть и мои внутренности оказались бы намотаны на клинок убийцы.

Я взял самую тонкую из имевшихся у меня игл и прокалил ее на огне. Вдел в нее чистую шелковую нить, которую предварительно обдал кипятком из чайника, и поставил перед собой зеркало. Сцепив зубы и морщась, я стянул нитками края раны, затем сам себе наложил повязку. Обессиленный, я свалился на тюфяк и забылся беспокойным сном.

Я проспал весь день. К вечеру мне полегчало. Жара, грозного признака начинающейся болезни, не было. Я был слаб, и резкие движения заставляли меня шипеть от боли.

Роман, узнав о том, что со мной случилось, отругал меня за неосторожность и посоветовал всегда носить при себе нож. Впрочем, я и сам уже подумывал о том, что  стоит серьезнее подойти к вопросу о своей безопасности.

Я очень надеялся, что случай, когда придется пустить в дело холодное оружие, мне не представится. Но я ошибся. То, что мне удалось остаться в живых после нападения, кое-кому не давало покоя. Несостоявшийся убийца оклемался и решил свести со мной счеты.

Меня подкараулили поздно вечером, когда я возвращался в табор из города. На этот раз нападавших было трое. Им удалось свалить меня. Но я как кошка развернулся лицом к врагам, чтобы не дать им нанести удар в спину - он стал бы для меня последним. Отбиваясь от ударов, я катался по земле и уворачивался от пинков, которые проверяли на прочность мои ребра. Мозг пронзали вспышки острой боли. Каким-то чудом мне удалось вскочить на ноги. Я выхватил нож. Оказалось, очень вовремя. Один из мужчин бросился на меня, намереваясь схватить за горло.

Я и сам не понял, что произошло. Моя рука сама собой метнулась вперед, и я увидел, что из груди противника торчит нож, который я всадил по самую рукоятку. В пылу борьбы это оказалось на удивление легко.

Глаза недруга вылезли из орбит. Его рот приоткрылся, словно бы он хотел что-то сказать, но не мог. Несколько секунд он стоял, покачиваясь, а потом упал навзничь.

Случившееся отрезвило его приятелей. Они бросились бежать.

Я наклонился над поверженным врагом, все еще не веря, что он мертв. Его голова запрокинулась, в уголке рта скопилась розовая слюна. Глаза покойника были открыты. Я стоял и смотрел, как они постепенно стекленеют, как заостряются черты.

И не чувствовал ни страха, ни раскаяния.

Враг получил свое. Если бы я не зарезал его, он и его дружки убили бы меня, предварительно изувечив и превратив в мешок изломанных костей. Я смотрел на мертвеца и не мог поверить в метаморфозу, произошедшую с ним. Всего несколько минут назад это был самоуверенный и жестокий тип. Теперь жизнь ушла и превратила его тело в груду мяса, которое пойдет на корм червям.

Нагнувшись, я вытащил из его груди нож и тщательно вытер лезвие сорванным листом лопуха. Потом пошел к цыганской стоянке, стараясь не думать о том, что сегодня я убил человека».

Отредактировано Nemon (2010-05-05 13:46:55)

101

Как жек все-таки хорошо ты, брат, пишешь! Ничего, что на "ты"?
И не лень ведь писать ПОДРОБНО - мне просто завидно.
Требую рассказа о приключениях Эрика в Нижнем Новгороде. Всегда было любопытно, как он тут у нас себя чувствовал...:)

102

Opera, нам давно пора перейти на "ты".

Отредактировано Nemon (2006-06-12 16:56:43)

103

Ангела Музыки она, безусловно слушалась, да и как экзальтированная девица могла не послушаться сверхъестественное существо, вдобавок присланное отцом? Но человека она принять не смогла. ИМХО, в силу собственной ограниченности. Эрик был по понятиям того времени "неприличным" выбором, который девушка могла совершить только под влиянием безумной любви. Она этого не сделала, отсюда моя уверенность в том, что она его не любила.

продолжаю оффтопить - пока модератор не послал нас... в "Обсуждение персонажей".
Hell, по-моему, чтобы не принять Эрика, ограниченности не требуется. Выбор этот неприличен не с точки зрения того времени, а с точки зрения биологии - о чем тут говорилось. Следование здоровым инстинктам - не ограниченность, не так ли? Правда, сама же я тут говорила, что иногда большая любовь заставляет и голос природы замолчать, но что ж упрекать в ограниченности человека, у которого все получилось иначе?
И вообще, Призрак выбрал Кристину - она, думал он, того стоила. Давайте все-таки уважать его выбор и не решать за него, стоит она его или нет!

104

Donna: "И вообще, Призрак выбрал Кристину - она, думал он, того стоила. Давайте все-таки уважать его выбор и не решать за него, стоит она его или нет!"

ППКС.

105

***

- Не хотелось бы огорчать тебя, но нам пора возвращаться во Францию, - произнес граф де Шаньи, быстро пробежав глазами телеграмму, которую принес посыльный. - Управляющий сообщает, что необходимо мое присутствие. Прости, что придется прервать твой отдых, но с отъездом медлить более нельзя. Мы завтра же отправляемся в Париж.

- Как скажешь, дорогой, - ответила Кристина и склонилась над пяльцами.

Всю последнюю неделю она провела в гостиничном номере и ни разу не выходила в город. Апатия овладела ею. Радушие и непосредственность миланцев, так понравившиеся ей поначалу, теперь вызывали раздражение. В ее представлении они вели себя так, будто мир вокруг них - один нескончаемый карнавал, который не может принести ничего, кроме приятных сюрпризов. Графиню тяготила эмоциональность итальянцев, которые с одинаковым азартом влюблялись, спорили, ненавидели, закатывали скандалы и торговались. В них было слишком много жизни, страсти, темперамента. Все это было чуждо ее спокойной и медлительной натуре.

Она не находила себе места. Кристина нервничала без видимой причины. То ей казалось, что она стоит на пороге каких-то испытаний. То одергивала себя, не слушая сетований внутреннего голоса, и пыталась внушить самой себе, что с ней ничего плохого произойти не может.

Нынче утром прислуга не убрала из спальни вазу с увядшими цветами. Девушка, обслуживавшая номер, не заметила своей оплошности. Но это обстоятельство испортило графине настроение. Она взяла букет роз, поникших от жары, и выбросила цветочные останки в ведро. По ее коже пробежал противный холодок, словно она без теплого плаща вдруг очутилась на пронизывающем ветру в зимнем Париже.

А теперь еще муж сообщил ей, что они уезжают. Кристина не хотела возвращаться в город, где все напоминало ей об учителе и ее собственном равнодушии к его судьбе.

Наверное, ей не стоило вновь спускаться в подвалы Оперы. И зачем только это сделала? Она заглянула в свое прошлое, и это лишило ее покоя. Мрак и уныние подземелий высосали из нее остатки радости и счастья.

Что она чувствовала? Раскаяние. Досаду. Беспомощность. И еще злость - на юную хористку, которая оказалась не готова к несчастьям, выпавшим на ее долю. В семнадцать так непросто понять, что ты способен одним своим поступком кому-то сломать жизнь. Что ни говори, а смириться с тем, что кто-то умер по твоей вине, тяжело. Сейчас ей почти двадцать пять. И с высоты прожитых лет все видится несколько иначе.

Нет, она не жалела о том, что стала женой графа де Шаньи. Ее милый Рауль оказался внимательным мужем и любил ее. Она получила от жизни все. С единственной поправкой: все, кроме музыки. Она была богата, отличалась хорошим здоровьем, могла путешествовать и заниматься благотворительностью. Да полноте! Разве то, что она имеет, не стоит мечтаний неискушенной девочки, какой она была когда-то? Разве она согласилась бы променять брак с Раулем и благополучие на сомнительную карьеру певицы и... любовь сумасшедшего гения, которая ее тяготила и пугала?

Кристина раздраженно тряхнула головой, отгоняя непрошеные мысли. О чем она вообще? Она все сделала правильно, потому что если допустить, что это не так... если только представить обратное, то получится, что ее нынешняя жизнь лишена всякого смысла.

Ее нервозность не замедлила сказаться. Графиня вздрогнула: задумавшись, она больно уколола иглой палец, и на нем тут же выступила алая капля, которая упала прямо на вышитую гладью цветущую ветку яблони. Рисунок, над которым Кристина трудилась несколько дней, был испорчен. Женщина промокнула кровь платком и отложила рукоделие.

Завтра они с Раулем возвращаются в Париж. В ненавистный город, который неумолимо притягивает к себе и не хочет оставить ее в покое.

Во второй половине дня Рауль предложил жене совершить прогулку по Милану. «Тебе нужно развеяться», - сказал он. Кристина не возражала.

Они долго бродили по центру города. В ресторане, куда они зашли, их проводили в  отдельный кабинет, откуда открывался роскошный вид. Предупредительный официант быстро принес заказ, откупорил бутылку вина, наполнил бокалы и, повинуясь небрежному кивку Рауля, оставил их одних.

Кристина равнодушно ковыряла вилкой Тagliatelle Capricciose в сливочном соусе с креветками, шампиньонами и красной икрой. Есть не хотелось. Ей был неприятен завидный аппетит Рауля, который с удовольствием поглощал ягнятину с черными трюфелями, не забывая отдавать должное великолепному "Кьянти". На десерт подали Fragola al Limone - спелую клубнику, для пикантности сбрызнутую лимонным соком, и ассорти из фруктов, уложенное в вазочку из ананаса.

Кристина вспомнила, как девчонкой почти постоянно испытывала голод. Она частенько наведывалась в булочную в конце улицы Скриба, где покупала маленькие пирожки с черникой, которые съедала прямо на ходу, не успев дойти до Оперы. Они стоили дешево и были очень вкусными, но она никогда не наедалась ими досыта. Тогда она и помыслить не могла, что однажды ее пресытят изысканные блюда самых дорогих ресторанов, где они с мужем за один обед будут оставлять сумму, на которую 17-летняя Кристина Даэ могла бы жить несколько месяцев и купить сколько угодно пирожков с черникой.

***

Она меланхолично смотрела в окно на пробегавшие мимо городские улицы. Рауль читал газету, время от времени поглядывая на часы.

Внезапно Кристина вздрогнула и быстро произнесла:

- Прикажи остановить карету! Пожалуйста!

Граф оторвался от чтения статьи и недоуменно посмотрел на жену. Затем дважды стукнул в стенку кареты, и кучер остановил лошадей.

- Что тебя так взволновало, милая? - спросил Рауль.

Но графиня не слышала его. Она судорожно стиснула ладонь мужа, пристально глядя на маленькую площадь, на которой расположился бродячий цирк. Будто зачарованная, она открыла дверцу и вышла наружу, игнорируя удивленные восклицания супруга.

Рауль проследил за ее взглядом и понял, что жена смотрит на мальчишку лет десяти, играющего на скрипке. Неужели ребенок произвел на нее такое впечатление? Может, все дело в мелодии? Рауль прислушался. Да нет, вряд ли. Обычная уличная песенка, довольно примитивная. Глупо было бы ожидать от бродячего музыканта знания классических произведений, хотя исполнение, насколько граф в этом разбирался, было приличным.

Между тем мальчик кончил играть и поклонился публике. Зрители стали бросать ему монетки. Ребенок отложил скрипку и стал собирать деньги в кожаный мешочек. В стороне, на опрокинутой вверх дном большой корзине, сидела коломбина. Густо нарумяненные щеки и подведенные черным большие глаза делали ее похожей на куклу. Она устало вытянула ноги, обутые в дешевые потертые ботинки. Ребенок подошел к ней и протянул мешочек с монетами. Женщина высыпала мелочь на колени и деловито пересчитала деньги. Удовлетворенно кивнув, она что-то быстро сказала мальчику, и тот радостно улыбнулся. Коломбина поднялась, оправила свое нелепое платье, украшенное многочисленными блестками и перьями, и направилась к одной из повозок, подле которой разминался высокий худощавый акробат в черном трико.

Зрители разошлись. Маленький музыкант присел на корточки. Достав из кармана пригоршню камешков, стал выкладывать из них какой-то узор. Видно было, что он целиком поглощен своим занятием.

Кристина, побледнев, наблюдала за ним. Потом повернулась к мужу и произнесла, заметно волнуясь:

- Рауль, дай ему денег.

- Зачем? Их все равно заберет себе та толстуха в костюме коломбины. Я не понимаю, что с тобой происходит?

- Я прошу тебя, дай ему денег, - упрямо повторила графиня.

- Ну хорошо, будь по-твоему. - Рауль, вдохнув, достал из бумажника крупную купюру. - Отдай это мальчишке.

Кристина молча взяла деньги и, подойдя к ребенку, быстро сунула их ему в руку. Мальчик во все глаза смотрел на богато одетую даму, а потом очень серьезно, без улыбки, произнес:

- Grazie...

Кивнув, графиня ощутила, как к горлу подступил комок. Почему ее так растрогал маленький скрипач? Она боялась себе признаться, что, увидев ребенка, подумала об Эрике. Он ведь так же играл на площадях, и зрители бросали ему деньги. Только он был чуть старше и неизмеримо одареннее. И на его лице была маска, которая интересовала толпу гораздо больше, чем его талант.

Она не заметила, как к ним подошла коломбина и изумленно округлила глаза.

- Какая щедрая синьора! Если пожелаете, мой сын сыграет только для вас, - затараторила она, заискивающее заглядывая Кристине в лицо и мысленно прикидывая, сколько стоят ее серьги и нитка безупречного жемчуга на шее.

- Нет-нет, спасибо, - произнесла по-итальянски графиня. Развернувшись, она почти бегом бросилась к карете, где ее поджидал Рауль.

Значит ребенок - сын этой женщины. Он не сирота, как ей подумалось вначале. Да что она себе вообразила! Нужно выбросить глупые мысли из головы, иначе скоро дойдет до того, что Эрик ей будет мерещиться повсюду.

- Ты ведешь себя очень странно, Кристина, - недовольно произнес граф. - Неужели из-за этого мальчишки? У тебя потрясенный вид.

Он подал жене руку, помогая сесть в карету. Кристина откинулась на спинку сиденья и перевела дыхание.

- Я... не знаю, Рауль, - виновато сказала она. - Прошу тебя, ни о чем меня не спрашивай. Со стороны мое поведение выглядело глупо, я понимаю. - Она натянуто рассмеялась и через секунду, всхлипнув, разрыдалась.

- Ну-ну... не надо... Ну что ты, Кристина... Милая... - Рауль обнял жену и успокаивающе погладил ее по спине. - Ты всего лишь устала, перенервничала. Это пройдет... Успокойся.

Кристина отстранилась от него и закрыла глаза.

- Со мной все хорошо, спасибо. Мне стало жаль мальчика... Я думала, он круглый сирота. К счастью, я ошиблась.

...Сборы были недолгими. Бернадетт, служанка Кристины, прекрасно знала свое дело. Она была искренне огорчена внезапным отъездом хозяев. В гостинице у нее появился воздыхатель - портье Франческо, с которым она отчаянно флиртовала. Еще бы чуть-чуть, и у хорошенькой девушки мог бы завязаться роман с темпераментным итальянцем.

Бернадетт жалела о том, что ее госпожа так скоро покидает Милан, и ей необходимо следовать за ней. Эх, вот бы оказаться на месте графини! Иметь сколько хочешь денег, ездить, куда пожелаешь, покупать дорогие наряды, принимать ухаживания состоятельных и влиятельных господ! Какая мадам счастливица! Такая богатая, очаровательная, жена такого красивого мужчины. Детей у супругов, правда, нет. И в последнее время у госпожи глаза постоянно на мокром месте. Граф не догадывается о причине этого, но она, Бернадетт, готова побиться об заклад, что графиня вздыхает по другому мужчине. Глупая. Не ценит она своего счастья. От добра добра не ищут. Разве что тот, другой, еще богаче и красивее, чем ее муж.

Девушка прыснула.

И все-таки обидно, что господа уезжают. Этот парень, Франческо, очень недурен собой. Черноволосый, высокий, с сильными плечами. То-то на него так заглядываются некоторые состоятельные дамы. Она пообещала прислать ему из Парижа письмо, и он поверил. Ах, какими глазами он смотрел на нее! Бернадетт мечтательно зажмурилась. Потом, вздохнув, вернулась к своим обязанностям. Почти все вещи ею уже были собраны, осталось только уложить мелочи - изящные шляпки графини, ее перчатки и белье.

На следующий день супруги де Шаньи выехали во Францию.

Отредактировано Nemon (2010-05-05 13:51:08)

106

Отлично... Так все мягко и нежно, и Крис очевидно скоро нам кого-нибудь родит.:)
Мне понравились бродячие артисты - такие коротко описанные, но колоритные и живые.:)

107

Не забегайте вперед. Но вообще-то пеленки-распашонки, слюнявчики и кормилицы графу и графине не грозят. Увы.

108

А у меня почему-то после прочтения этой главы у самой глаза на мокром месте оказалисть!Может быть, у меня сейчас просто настроение  такое.
Но меня очень тронул порыв Кристины в отношении маленького скрипача.
Да, если в итоге Кристина осознает, что  хотела бы сделать другой выбор, ей будет очень нелегко!Осознавать, что собственными руками все разрушила и изменить уже ничего нельзя......и так всю жизнь.

109

А я думал-думал, и понял, что мне напоминает эпизод со скрипачом и крупной купюрой. Фильм "Леди Каролина Лэм" - там героиня дает нищему бриллиантовый браслет, с самыми кошмарными последствиями - его убивают товарищи из жадности. Она так же просит сначала у мужа, а потом бросает сама, что есть у нее.
Сложное и красивое место, с мыслью о бесцельности милостыни: дашь мало - стыдно и все равно ничего не исправишь. Дашь много - погубишь.:(

В каком-то смысле у Кристины с Эриком - то же самое. Она дала мало - один поцелуй в лоб. Но, возможно, это и была как раз та, нужная мера, которой стыдно, но больше дать нельзя?

110

В ненавистный великий город, погрязший в разврате и удовольствиях.

Nemon, щас будет тапочек. Эта фраза в устах Кристины звучит несколько странно. Во-первых, как общее место, во-вторых, такая банальность пристала больше мужчине, который об этом самом разврате что-то знает. А откуда могла взяться подобная осведомленность у  благопристойной молодой дамы из высшего света?  :)
ИМХО, это выражение режет глаз посреди изящного текста.

Присоединяюсь к мнению Оперы, Кристина в вашем фике настолько нестабильна в эмоциональном плане, и так загадочно реагирует на аппетит супруга, что это невольно наводит на размышления...  :)

Отредактировано Hell (2006-04-07 11:01:45)

111

Хелл - эта фраза про Париж по-моему является цитатой из "Травиаты", измененной немножко. И для Крис как раз вполне логично было бы мыслить штампами, взятыми из книжек, и пугаться того, о чем она мало знает (разврат):). Так что тут я на стороне автора - имхо, вполне на месте фраза.:)

112

Ты полагаешь, приличные дамы из общества читали Дюма-сына? Может, они и Мопассана тоже читали? Ну не знаю, не вижу я в Рауле столь продвинутого супруга, которому бы понравилась такая книжка в руках целомудренной супруги. Такие предрассудки вполне в духе викторианской эпохи.
И с какой стати Кристине пугаться разврата, если она к нему неприкосновенна?

113

Hell, я так думаю, что Кристина многого насмотрелась еще в бытность хористкой. Нравы в Опере высокой нравственностью не отличались. Актрисы, балерины и певицы очень часто становились содержанками богатых людей и принимали "покровительство". Думаете, ей об этом не было известно? Плюс ко всему Крис все-таки актриса по призванию. И книжки она сомнительные наверняка читала, включая Дюма-сына. ;) Кроме того, как известно из курса обществоведения, "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".  Став женой графа, наша Крис волей-неволей начала вращаться в высшем свете. Она имела возможность разговаривать с другими дамами, куда менее целомудренными, чем она. Могла слышать сплетни и скабрезные истории ; могла, наконец, наблюдать за приятелями мужа, которые и по женщинам наверняка бегали, и содержанок заводили. Вот и сделала вывод. ;)

А текст и не должен быть стерильным. Я пишу так, как строчки ложатся. Значит, так надо. ;) 

Что касается эмоциональной неустойчивости Кристины, так оно так и есть. Она натура нервная, с богатейшим внутренним миром, хоть ей и приходится загонять себя в рамки и играть роль жены богатого и влиятельного человека.  А изнутри-то жжет, точит ее червячок, что весь этот антураж аристократической жизни - не для нее.  Она не получает удовлетворения от чуждого ей образа жизни.

Но спешу вас успокоить, Крис НЕ беременна. ;) Эта задумка такая гнусная. Мол, Рауль, при всех его деньгах, при титуле и связях оказался не способен дать ей счастье материнства, забрав при этом возможность реализовать себя на сцене. Бесплодные, обреченные отношения, в которых несчастны оба.

Отредактировано Nemon (2006-04-07 12:24:45)

114

Хелл, я имел в виду не "Даму с камелиями", которая, кстати, к 1890-м годам была уже "общим местом" и ее все читали, или хотя бы видели в театре, а собственно "Травиату", которую она буквально две главы назад слышала в Ла Скала и которую с Эриком разучивала.
Приличные дамы из общества чего только не читали. Де Сад, например, начал как раз тогда переиздаваться.:)

115

Opera, тогда уже и Захер-Мазох отметился. Со своей "Венерой в мехах". ;) Нда... Попалась мне эта книжка в юности. :shok:  :D  :D Что примечательно, сейчас уже ничего не помню - ни сюжета, ни действующих лиц.

Отредактировано Nemon (2006-04-07 12:31:07)

116

Но спешу вас успокоить, Крис НЕ беременна. ;) Эта задумка такая гнусная. Мол, Рауль, при всех его деньгах, при титуале и связях оказался не способен дать ей счастье материнства, забрав при этом возможность реализовать себя на сцене. Бесплодные, обреченные отношения, в которых несчастны оба.

Как вы жестоки к Кристине?! Таким образом, она не получит взамен ничего равноценного, что могло бы ее утешить, как женщину?
Только не говорите, что Рауль рано или поздно будет вынужден ее оставить, чтобы повторно жениться для продолжения рода!

А по поводу предполагаемого интересного положения...Признаюсь, мы тут с коллегой по форуму делали ставку на то, что Крис под впечатлением от всего вновь увиденного и прочувствованного родит мужу наследника, похожего на Эрика. Вот такие мы негуманные!

Повторюсь, Немон, мне так нравится ваш тект, что хочется видеть его совершенным.  :) Отсюда и критика.

А еще, в последней главе меня впечатлил "вкусный" образ Бернадетт, так своеобразно истолковавшей положение и эмоции своей хозяйки.  :) Персонаж второстепенный, но очень яркий.  appl

117

Как вы жестоки к Кристине?! Таким образом, она не получит взамен ничего равноценного, что могло бы ее утешить, как женщину?
Только не говорите, что Рауль рано или поздно будет вынужден ее оставить, чтобы повторно жениться для продолжения рода!

А по поводу предполагаемого интересного положения...Признаюсь, мы тут с коллегой по форуму делали ставку на то, что Крис под впечатлением от всего вновь увиденного и прочувствованного родит мужу наследника, похожего на Эрика. Вот такие мы негуманные!

Не, Hell, не угадали. Но не буду раскрывать свои карты. Осталось немного подождать, и все узнаете. Оставит ли Рауль Кристину, и получит ли его жена замену материнству.  :)  :hey:

Отредактировано Nemon (2006-04-07 12:50:06)

118

Помню я Захер-Мазоха очень хорошо. Там пол-действия происхдит в моем любимом городе Львове, он же Лемберг - очень красивый город.
Но по сравнению с де Садом Мазох не катит - рейтинг низковат.:)

И я тоже думаю, что к Кристине автор жестковат. Нельзя женщин совсем обездоливать в женской доле... Чего это я сказал, сам не понял. Но волю автора уважаю - хотя бы потому, что текст этот - может быть, единственный, в котором никаких поблажек романтическим слюням, никаких компромиссов с правдой, чтобы все были счастливы, нет.
Все умерли. Все плохо. Мы это сами прекрасно знаем, но только у Немона хватило мужества ТАК И НАПИСАТЬ.
Респект, между прочим.

119

Все умерли. Все плохо. Мы это сами прекрасно знаем, но только у Немона хватило мужества ТАК И НАПИСАТЬ.

Опера, теоретически с той поры все реально умерли!  :)

Nemon, фик у вас, конечно, написан в пессимистическом ключе, но он не удручает. По крайней мере, у меня есть еще некоторые надежды...

Я не вижу, почему в фиках Эрик должен обязательно живым, упитанным и благополучным! Разве менее важно, что в Кристине жива память о нем? Что она сожалеет о нем? Разве не этого он хотел, взяв, как говорил Опера, то что МОГ взять, - один поцелуй в лоб?
Я думаю, простите меня за неискоренимый романтизм, что человек, придававший такое огромное значение тому, что ОНА придет к нему после его смерти, прикоснется к нему, наденет кольцо, такой человек почувствует ее нежность и за гранью жизни!

120

"Я думаю, простите меня за неискоренимый романтизм, что человек, придававший такое огромное значение тому, что ОНА придет к нему после его смерти, прикоснется к нему, наденет кольцо, такой человек почувствует ее нежность и за гранью жизни!"

Правда это, но все равно грустно.

Конечно, не обязательно Эрику быть упитанным и благополучным. Он может еще быть мертвым.:( Нет, если серьезно, я знаю, в чем дело: все мы тут сидим, чтобы так или иначе фантазировать про то, что могло бы быть с Эриком. А тут мы имеем текст про Кристину, которую все подсознательно гнобят за то, что она мальчика нашего погубила.
А кому она, грубо говоря, интересна, эта Кристина?:(

Отредактировано opera (2006-04-07 14:02:59)